Проблемы формирования мотивации учебной деятельности у студентов колледжей.
статья
Аннотация: В статье анализируются основные мотивации обучающихся в колледже студентов, дается классификация побудительных мотивов к учебной деятельности. Предлагаются рекомендации по формированию положительных аспектов к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_formirovaniya_motivatsii_uchebnoy_deyatelnosti_u_studentov_kolledzhey1.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Ромащенко И.А., преподаватель
Колледжа экономики
и финансов ССЭИ (филиала)
ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова
Проблемы создания мотивации учебной деятельности у студентов колледжей.
Аннотация: В статье анализируются основные мотивации обучающихся в колледже студентов, дается классификация побудительных мотивов к учебной деятельности. Предлагаются рекомендации по формированию положительных аспектов к обучению.
Любой преподаватель, считающий себя профессионалом, хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием приходили на занятие в колледж. В таком эффекте заинтересованы и родители учащихся. Но часто возникает ситуация, когда приходится наблюдать обстоятельства, в которых студенты не хотят учиться и не проявляют желания к обучению. Что же делать и как быть? Поразмышляем на эту тему!
В педагогике есть мнение, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
Через усвоение учениками смысла учения;
Через заинтересованность самого студента.
Но не секрет, что студенты, поступающие на первый курс с искренним желанием учиться, нередко к третьему курсу, а случается и раньше теряют желание получать знания. Дело здесь не только и не столько в возрастных особенностях или трудности предметов изучения, сколько в том, что в средне профессиональных образовательных учреждениях не уделяется достаточного внимания формированию мотиваций учебной деятельности, сам процесс учебы не строится так чтобы на всех этапах поддерживалась, фиксировалась и развивалась заинтересованность молодых людей в овладении знаниями. Итак, прежде всего, что такое мотив?
Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего обучается, тратит, время, силы и энергию ученик.
Доказано, что учебная деятельность формируется не одним мотивом, а целым комплексом, множеством мотивов. Между собой они способны взаимодействовать, дополнять один другой и находиться во взаимозависимости. Не все мотивы действуют на учебу со схожей эффективностью. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные.
Мотивы подразделяются на 2 группы: одни из них порождаются самой учебой, непосредственно связаны с содержанием и процессом обучения, способами усвоения знания; другие лежат, за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем и сделать успешную карьеру), так и узколичными: мотивы (выделиться в среде одногруппников, занять определенное положение в группе) (Матюхина:51, 1991).
С.Г Вершловский выделил четыре группы мотивов и стимулов: для данной профессии; для перспективы служебной и социальной деятельности; рефлексивные; познавательные интересы. Эти мотивы актуализуются в основном на лекциях и семинарах, заданы содержанием, методикой и организацией учебной работы. Учебная работа стимулирует и социальную активность, которая является компонентом и профессиональной активности и появляется как форма поведения, соотнесенная с активной жизненной позицией студента. В процессе обучения и в первую очередь под влиянием преподавателя, социальная активность развивается: происходит становление новых отношений к профессиональной деятельности, к обществу и окружающим людям, возникает критическая переоценка своего внутреннего мира. Однако, по мнению Г.С. Аресьева «активность порождается не самими по себе потребностями, а противоречиями между ними и существующими условиями бытия субъекта» (Коновалова: 24, 2000).
Отчего одна группа студентов много и охотно работает над постижением знаний и совершенствованием профессионального мастерства, а трудности только добавляют им азарта, сил и желания быть первыми, в то время как другие, учатся «ни шатко, ни валко», будто бы из под палки, а самые элементарные сложности подавляют их активность вплоть до сведения желания учиться к нулю? Такие различия можно наблюдать при одних и тех же внешних условиях учебной деятельности (социально-экономическое положение организации и методическое обеспечение учебного процесса, квалификации преподавателя и т.п.) (смирно: 23, 2001).
Одним из наиболее значимых факторов успешного обучения в среде профессиональных образовательных учреждений считается характер учебной мотивации, конструирующий сильные позитивные переживания в процессе достижения учебных целей, ее психо-эмоциональный уровень и структуру. Многие авторы уверенно подразделяют мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные аспекты, в такой трактовке создается прямая и однозначная связь положительной мотивации с эффективностью обучения (Дьяченко: 51, 1993).
А.К. Маркова уверена, что становление мотивации «есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречащих отношений между ними» (Маркова: 14, 1990).
При более детальном анализе мотивов возникающих в процессе учебной деятельности следует выделить направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. молодые люди, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Обучающиеся направленные на получение профессии, часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости (Дьяченко: 52, 1993).
В заключении хочется отметить, для того чтобы формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы в сознание учащегося, что могло бы привести к манипулированию сознанием студентов, а поставить обучающихся в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого студента. Необходимо также моделировать наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности студента, обеспечивающих благоприятный климат обучения.
Список использованной литературы:
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1993.
Коновалова И.П., Новицкий В.В. Развитие профессиональной активности студентов технического вуза в учебном процессе, МГТУ 2000.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлова А.Б., Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.,1990.
Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. No 2121.М., 1991.
Смирнов С.Д., Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.
Осипова Е.В. Развитие учебной мотивации студентов первого курса медицинского колледжа // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 187-189;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4019 (дата обращения: 28.11.2019).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы формирования мотивации при обучении английскому языку
Одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой приходится сталкиваться учителю - отсутствие мотивации у студентов. Решение данной проблемы является одной из самых главных задач, которую стави...
Поиск методов и форм осуществления учебного процесса для формирования мотивации познавательной деятельности курсантов.
Урок- это, систематически применяемая для решения задач обучения, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени...
Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа
Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...
Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования
Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования...
Мотивация учебной деятельности и её формирование
Материал представляет собой доклад на методической комиссии по методам мотивации обучающихся...
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Цель математического образования в колледже не только приобретение выпускниками знаний, умений и навыков, но и формирование умений использовать математические аппарат в будущей профе...
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
В процессе преподавания математики одним из главных направлений является повышение мотивации учебной деятельности студентов. Для этого используются различные формы, методы, технологии. Пов...