УРОК ФИЗИКИ НА ТЕМУ: "КИПЕНИЕ"
план-конспект урока на тему

Изложен план урока физики в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kipenie_plan_uroka.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«КИПЕНИЕ»

                                                                                                                                           

 Учитель: Балаев Х.А.  

МОУ «СОШ №3» с. Кенделен

2014 г

Тема: Кипение

Пояснительная записка

             Урок кипение -17 урок, и 4 урок по теме Агрегатные состояния вещества. Урок  продолжает знакомить учащихся с процессами переходов из различных агрегатных состояний, видеть значения этих процессов в жизни, уметь объяснять эти процессы с точки зрения МКТ. Урок дает возможность продолжить знакомство учащихся с физическими методами познания : наблюдения – опыты –факты –гипотезы – законы (теоретическое обоснование)

Тип урока: Изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель: Цель урока: Сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить и объяснить особенности кипения.

Задачи урока:

1.Образовательная: Сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения.

2.Развивающая: Научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять.

3.Воспитательная: Усилить интерес к предмету, расширить кругозор, формировать мировоззрение

Оборудование: колба с крышкой, штатив с муфтой и лапкой, сухой спирт, компьютер и плазменная панель или компьютерный проектор, презентация (приложение 1)

Задачи урока: 

  • Дидактическая: углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процесса кипения, рассмотрев его  на основе МКТ; объяснить кипение при пониженном и повышенном атмосферном давлении
  • Образовательная: Сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения: образование пузырьков, шум, предшествующий кипению, постоянство температуры кипения.
  • Развивающая:  развивать когнитивную сферу учащихся, продолжить формировать представление о процессе научного познания. формирование умений соотносить результаты эксперимента с теоретическими знаниями. Научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять
  • Воспитательная: формирование мировоззренческих представлений учащихся о влиянии условий на характер протекания физических процессов; развитие познавательного интереса учащихся и их творческих способностей; развитие их ценностных ориентаций – осознание практической ценности знаний, их значимости в современной жизни; развитие умения планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, ·развитие умения формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

Оборудование:  Лаборатория L-микро, 2 штатива с муфтой, лапкой и кольцом, колба с водой, спиртовка.

ТСО: компьютер, проектор для демонстрации презентации к уроку.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы.

Результаты этапа

1

Организационный момент

(2 мин)

Приветствие учащихся.

Отметка отсутствующих в классе в журнале с помощью дежурных учащихся.

Сообщение о необходимости выполнения требований техники безопасности в кабинете.

Приветствие учителя

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2.

Проверка домашнего задания (актуализация знаний)

(8 мин)

Проверка выполнения домашнего задания:

1. Фронтальный опрос

Отвечают на вопросы учителя с места. Предполагаемые ответы:

Методы: проверка и коррекция знаний основных понятий темы, а также практических умений читать графики агрегатных состояний тел

Результаты: 

1. установления правильности ответов  и коррекции пробелов

2. Актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке.

Перечислить 3 основных положения МКТ

Вещество состоит из молекул , молекулы непрерывно движутся, молекулы взаимодействуют между собой

В каких 3 агрегатных состояниях могут находиться тела?

В твёрдом, жидком и газообразном

Как называется переход вещества  из твёрдого состояния в жидкое?

Плавление

Как называется переход вещества  из жидкого состояния в твёрдое?

Кристаллизация

Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное?

Парообразование

Как называется процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое?

Кристаллизация

Что называется испарением?

Процесс парообразования, происходящий с поверхности жидкости

От чего зависти скорость испарения?

От температуры

От рода вещества

От площади поверхности

От ветра

При какой температуре происходит испарение?

При любой

Я надеюсь, что утром перед школой каждый из вас выпил чашечку кофе или чаю.

Ритуалу чаепития посвящены восточные трактаты и главы в специальных книгах. Перед тем, как заварить чай, воду предварительно кипятят.

Да

Кипение

Как вы думаете какая у нас тема урока ?

Тема: Кипение

Цель : Сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить и объяснить особенности кипения

 Кипение тоже физическое явление. За кипением воды мы сегодня с вами пронаблюдаем и попробуем открыть тайну кипения воды.

3

Целеполагание

и мотивация

(6 мин)

Демонстрационный эксперимент

Нагревание воды до кипения с применением лаборатории L-микро для измерения температуры датчиком температуры и наблюдением графика на экране

Обратите внимание на температурный график, температура остановилась на отметке 100 и больше не меняется, что это за температура?

Ребята, найдите в учебнике таблицу.

 В ней указаны температуры кипения разных жидкостей. Найдите температуру кипения спирта, эфира. Сделайте вывод.

Учитель: Обратите внимание на название таблицы. Прочитайте вслух.

Учитель: Последняя фраза очень важна.

Иногда думают, сто это свойство воды кипеть при 100 градусов, но можно создать условия, при которых вода будет кипеть и при меньшей температуре

Демонстрация: Кипение при пониженном давлении.

Наблюдают и фиксируют этапы кипения:

Появляются пузырьки

Пузырьки растут и поднимаются вверх

Появляется характерный звук

Пузырьки всплывают на поверхность, вода бурлит – кипит, появляется сильный пар

Температура кипения.

У разных веществ температуры кипения разные

Температуры кипения различных жидкостей при нормальном атмосферном давлении.

Методы:

1.Постановка проблемы.

Результаты:

1.  Возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации;

2. Определение цели и направления  учебной деятельности.

Давайте сформулируем цели урока: Ко всем фактам поставим вопрос почему?

Презентация. Слайд 2.

1.Почему появляются пузырьки?

2.Почему пузырьки увеличиваются и поднимаются вверх?

3.Почему слышен шум

4.Почему пузырьки лопаются вблизи поверхности жидкости при температуре кипения?

5.Почему при кипении температура не изменяется?

4

Первичное усвоение материала

(15 мин)

Слайд 3

Рассмотрим теперь на модели все этапы кипения

Пузырьки? Откуда в воде пузырьки?

В воде всегда есть растворённый воздух

Методы:

1. Эвристическая беседа с учениками

2. Постановка проблемной ситуации (демонстрационный опыт)

3. Анализ этапов кипения на модели с помощью презентации

4. Сравнение кипения с испарением

Результаты:

1.  . Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

2. Обобщение и систематизация знаний с помощью сравнительной  таблицы.

Слайд 5

Жидкость испаряется внутрь пузырька, объем пузырька увеличивается, выталкивающая сила становится больше силы тяжести, пузырек поднимается вверх.

Какая сила выталкивает пузырёк вверх?

Выталкивающая сила – сила Архимеда

Слайд 6.

Верхние слои жидкости холоднее. Почему?

Давление насыщенного пара уменьшается с уменьшением температуры.

Вода ещё не прогрелась

     Слайд 7

Почему возникает шум?

Пузырьки поднимаются в верхние более холодные слои жидкости, давление насыщенного пара внутри пузырька уменьшается и пузырек «схлопывается». Этот процесс сопровождается характерным шумом.

Слайд 8 

Почему пузырьки лопаются на поверхности жидкости при температуре кипения?

Давление насыщенного пара внутри пузырька становится больше атмосферного давления

Слайд 9

Энергия идёт на интенсивное парообразование

Слайд 10     Сравним

Испарение

Процесс парообразования

Парообразование происходит с поверхности жидкости

Происходит при любой температуре

Температура понижается

Слайд 11 Делаем вывод:

Кипение – парообразование, происходящее по всему объему жидкости при постоянной температуре.

Температура, при которой жидкость кипит, называется температурой кипения.

Нет ответа

Вода прогрелась, и пузырьки с паром выходят наружу

Кипение

Процесс парообразования

Парообразование происходит по всему объему жидкости

Происходит при температуре кипения

Температура не изменяется

Слайд 12 Давайте немного отдохнём, отправимся в горы. Какая самая высокая в мире гора? А в нашей стране?

Альпинисты заметили, что высоко в горах вода закипает при температуре меньше, чем 100ºС. Там нельзя сварить мясо, поэтому его там жарят, например шашлыки. Обратите внимание, как с высотой меняется tº кипения воды. 

А если, ребята, нам с вами удалось полететь на Марс, то там вода закипела бы при температуре 45ºС, т.к. атмосферное давление на Марсе всего 60-70мм.рт.ст. Такой кипяток не обжигает.

 А если спустится в шахту на глубину 300м, то там вода закипит при tº =101C, на глубине 600м при tº=102ºС.  

Видеоролик долина гейзеров

Эверест

Эльбрус

Чем выше, тем меньше атмосферное давление, меньше температура кипения

Наблюдают кипение при повышенном давлении в природе, немного отдыхают.

Слайд 13 Последний этап метода научного познания – практика.

Фотография кастрюли-скороварки

Приготовление пищи в скороварке имеет массу преимуществ по сравнению с обычными способами варки в обычной кастрюле. Процесс приготовления пищи происходит при температуре 120°С и время приготовления значительно сокращается. Каким образом температуру кипения удается повысить до 120°С?

Кипение при повышенном давлении

5

Осознание и осмысление учебной информации

Первичное закрепление учебного материала

(6 мин)

Демонстрируется видеоопыт кипение воды при пониженном давлении

Оъясняют увиденное

Методы:

Видеоопыт

Результаты: Самостоятельное объяснение опыта, требующего применения знаний в знакомой и измененной ситуации

6

Информация о домашнем задании

(1 мин)

Целью домашнего задания является выполнение заданий на репродуктивном уровне (для этого прошу прочитать § 18, ответить на вопросы параграфа).

Желающие могут подготовить доклады о практическом использовании кипения под высоким давлением в быту и технике.

Записывают домашнее задание в дневники

Результаты:

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

7

Рефлексия

(2 мин)

Фронтальный опрос

-Что мы сегодня узнали?

 -Узнали вы для себя что- нибудь новое?

-Всё нам удалось сделать из запланированного на уроке?

Узнали всё о кипении

Узнали кипение при повышенном и пониженном давлении, образование пузырьков и шума

Методы:

рефлексия учебно-познавательной деятельности

Результаты: Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Литература

  1. Пёрышкин . Физика,8 класс /  М.: Издательство Дрофа, 2002.
  2. Степанова, Г.Н Физика. Сборник задач по физике М.: Издательство «Просвещение», 2005.
  3. http://festival.1september.ru/articles/553038/
  4. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе.
  5. http://elkin52.narod.ru/
  6. http://www.youtube.com/watch?v=IKHi5xSpIQY
  7. http://www.youtube.com/watch?v=TGbptt6koQY

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание положительного эмоционального фона на уроках физики

Эмоциональное воздействие - один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Положительные эмоции мобилизуют внутренние ресурсы человека.Важно учитывать это в учебно-воспитательном процессе....

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Методические рекомендации по проведению урока физики по теме: "Фотоэффект"

Урок по физике "Фотоэффект" проводится  при изучении темы "Квантовая физика" (2 ч.) раздела "Строение атома и квантовая физика" (8 ч.) для учащихся НПО  ПУ  I курса, групп социаль...

Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике

В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...

Урок 9 класс ТЕМА: « Применение элементов векторной геометрии в решении физических задач» ( интегрированный урок физики и математики)

Цель:1. Повторение основных определений темы.           2.Формирование умений практического применения действий над...

Урок физики в 8 классе по теме "Кипение"

Модульный урок изучения нового материала...