Создание положительного эмоционального фона на уроках физики
статья по теме
Эмоциональное воздействие - один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Положительные эмоции мобилизуют внутренние ресурсы человека.Важно учитывать это в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_obmenu_opytom.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание положительного эмоционального фона на уроках физики».
В учебной деятельности учащихся большую роль играют эмоции.
Эмоциональное воздействие - один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Красота, образность, эмоциональная напряжённость изучаемого в умелом изложении учителя передаются учащимся, заражают их. Искренняя увлечённость преподавателя предметом неотразимо действует на учеников.
Об одном из таких учителей рассказал А.С.Макаренко в очерке «Преподаватель словесности»:
«…В его мимике было столько эмоций и правды, столько ума, то восхищенного, то осуждающего, то сомневающегося, столько сдерживаемой силы души, что мы не способны были оторваться от его лица. Читая нам, он сам жил горячо и глубоко, хотя и не хотел показывать нам эту свою настоящую человеческую жизнь…
А, передавая «Слово о полку Игореве», он плакал свободно и доверчиво, и мы одновременно преклонились и перед его стариковской слезой, и перед силой «Слова». Он умел так рассказывать о нём, что его слёзы глубоко волновали нас…
Читал он просто, без приёмов декламаторских, но он умел незаметно вложить в каждое слово столь чувства, такую убеждённость, что древнее слово неожиданно хватало за сердце…»
Конечно, наибольшими возможностями обладает художественная литература. Другие учебные предметы не содержат такого эмоционального заряда, и учитель, который хочет взволновать детей, должен искать для этого особые пути.
«Ботанике… необходим восторг»,- писал Тарас Шевченко. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»,- утверждал А.С.Пушкин.
Физике тоже необходим и восторг, и вдохновение. Часто они побуждают ребят к высказываниям, к активному участию в событиях урока, увеличивают напряжение их сил, положительно влияют на внимание. А оно у наших учащихся, как правило, в силу особенностей возраста, неустойчиво, рассеяно. Это требует применения разнообразных и часто нетрадиционных видов и форм учебной работы, позволяющих создавать положительный эмоциональный фон урока и тем самым управлять вниманием учащихся, увеличивать их трудоспособность.
Один из путей – стараюсь строить объяснение нового материала как рассказ о научном открытии. В центре внимания – учёный, исследователь, описание его борьбы за научную истину, его поисков и сомнений, трудностей и побед. Слушая такой рассказ, дети проникаются сочувствием к учёному, к его поискам, и это сочувствие перерастает в интерес к научной проблеме.
Например, когда изучаем тему «Строение атома» и идёт объяснение опытов, которые ставил Резерфорд, учащимся сообщается, что учёный над этой проблемой работал 5 лет. Удивление и сочувствие вызывает то, что опыты настолько просты, но и гениальны, а учёный затратил на это столько много времени.
Хорошо зарекомендовало себя и вовлечение учащихся в решении какой-то физической проблемы. «А как бы вы сделали?» Иногда даже выдаю комплект приборов и желающих приглашаю к столу. У многих сразу появляется интерес, им хочется попробовать. Есть случаи, когда кто - то верно мыслит, тогда говорю «Ты только что сделал открытие». Это влияет на эмоциональный настрой учащихся, повышается интерес к изучаемой проблеме, им хочется узнать, что же было дальше.
Создание положительного эмоционального фона на уроках происходит с того момента, когда учитель входит в класс. Настроение учителя передаётся ученикам. Войдёте ли вы в класс с улыбкой на лице или суровым видом, от этого будет зависеть эмоциональный фон урока.
«В школах, которые я знаю, по-моему, мало смеются. Многое, что можно было бы выучить, смеясь, учат со слезами-горькими и бесполезными».
Джанни Родари.
Где-то на задворках педагогического процесса пробиваются сквозь толстые пласты серьёзности, деловитости и просто скуки крохотные, слабые ростки юмора.
Юмор - верный помощник учителя. Юмор помогает снять утомление, бороться со скукой. Именно в трудные минуты юмор - незаменимый помощник. Обычно мы видим физику строгой, официальной, последовательной, состоящей из опытов, наблюдений, рассуждений, выводов, формул, законов, следствий. Но есть в ней и то, что нередко забывается, на что не обращают внимания, но что делает физику привлекательнее, гуманистичнее, человечнее, что оживляет её. Творцы физической науки оставили нам не только открытия и законы, но и богатейший материал: шутки, розыгрыши, парадоксы, смешные истории.
Интересные забавные эпизоды из жизни учёных-физиков, их умение шутить и воспринимать юмор формируют более правильное представление о них, как о людях, которым присущи обычные человеческие качества, достоинства и слабости, позволяют лучше понять ту обстановку, в которой работали учёные.
А уж учёные шутить умели.
Стараюсь при удобном случае рассказывать забавные и поучительные истории. Например, когда изучаем рентгеновские лучи, сообщаю, что они первоначально назывались икс-лучами и однажды Рентгену, открывшему эти лучи, пришло письмо с просьбой прислать… несколько икс-лучей и инструкцию, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к учёному у него не нашлось времени. Рентген был человек с юмором и ответил так «К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще, пришлите мне вашу грудную клетку».
Или при изучении темы «Спектры» привожу в пример следующую историю. Физик Кирхгоф однажды рассказывал о созданном им спектральном анализе. «Спектр Солнца свидетельствует, что там есть золото»,- заметил он. «Что за польза от такого открытия? Ведь золото с Солнца не достанешь!»- возразил один из слушателей. Вскоре Кирхгофу за его открытие присудили золотую медаль. «Ну, вот я и достал золото с Солнца!»- пошутил он.
Восприятие и осмысление шутки, юмористической ситуации связаны с активной работой мысли.
Положительный эмоциональный фон на уроке способствует его успешному проведению, даёт возможность поддерживать интерес к предмету, создаёт доброжелательные отношения между учителем и учеником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эмоционального фона на занятиях физической культурой
Физкультура должна формировать у детей интерес к движениям, желание заниматься физическими упражнениями, в том числе самостоятельно. На уроках физкультуры ребёнок получает элементарные зн...
Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике
В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...
«Интеллектуальная разминка, как эффективный способ вхождения студентов в языковую среду и формирование положительной учебной мотивации на уроках иностранного языка»
В статье содержаться материал, рассказывающий о способах вхождения студентов, в языковую среду,а так же способы формирования положительной мотивации на уроках иностранного языка....
. Роль социальных сетей в создании положительной учебной мотивации при изучении физики
Данный проект показывает, что социальные сети – действительно удобный инструмент, дополняющий стандартные средства обучения и при этом являющийся серьезным фактором позитивной мотивации. Во...
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТА КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ
Одним из основных резервов совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе профессионального образования учреждений ПОО является установление тесной взаимосвязи общего и профессионального ...
«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»
Методическое пособие«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования» Автор-с...