Программа по общефизической подготовке 5-9 классы
рабочая программа на тему
Программа «ОФП» составлена на основе типовой комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов (Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич, Москва «Просвещение», 2008) и государственной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Р.Ф. на 2006-2015 г», а также на основе рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ofp_5-9_klassy_.docx | 48.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Департамент образования администрации города Братска.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24».
РАССМОТРЕНО РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заседание НМС ЭМС ГИМНЦ Приказ №_____
МОУ «СОШ №24» департамента образования от_______________
Протокол________ администрации г.Братска Директор
От______________ протокол №_____от____ МОУ «СОШ №24»
Зам.директора по НМР Директор ГИМНЦ Л.А. Савоськина
Подъячева Е.А.____ Кускова И.Н.__________ ________________
Авторская педагогическая разработка
« ОФП»
Программа дополнительного образования
Автор разработки:
Мостицкий Виктор Викторович
учитель физической культуры,
МОУ «СОШ №24»
Братск- 2017
Пояснительная записка
Программа «ОФП» составлена на основе типовой комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов (Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич, Москва «Просвещение», 2008) и государственной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Р.Ф. на 2006-2015 г», а также на основе рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.
Адаптированная программа «ОФП» предназначена для учреждений общего и дополнительного образования и рассчитана на трехлетний курс обучения детей с 7 по 16 лет.
Программа составлена на основе материала, который учащиеся изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей в зависимости от пола, возраста, времени года и местных особенностей, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
В программу входят инвариативные блоки, предусматривающие базовую подготовку спортсмена. Новизну программы определяет комплексность решения образовательных и воспитательных задач при ее реализации.
Опыт работы со школьниками показывает, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
Хорошая физическая подготовленность является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности учащихся. У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Всё это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.
ОФП - это система физических упражнений, направленных на развитие всех физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании. В основе программы положены виды физических упражнений: гимнастика, аэробика, бег, баскетбол, волейбол, спортивные игры. ОФП - не спорт, но ни в одном виде спорта без нее не обойтись. И чем выше уровень спорта, тем большее внимание уделяется ОФП.
Цели и задачи программы
Цель программы – активизация процессов психо-физической адаптации учащихся к жизни.
Курс по ОФП в нашей школе осваивается на принципах:
- реализации желания детей заниматься конкретными видами спорта,
- учета специфики спортивных занятий,
- комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся,
- постепенном усилении физической и мышечной нагрузки,
- разнообразной физической деятельности учащихся,
- преемственности урочных и внеурочных работ.
Реализация основной цели осуществляется через ряд задач:
Здоровьесберегающие:
- укрепления здоровья и закаливания занимающихся;
- удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
- ведение закаливающих процедур;
- укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
- снятие физической и умственной усталости.
Образовательные:
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой,
- введение индекса физического состояния ребенка;
Развивающие:
- достижения всестороннего развития;
- развитие координации движений;
- развитие памяти, мышления
Воспитательные:
- формирование моральных и волевых качеств гражданина;
- воспитание дисциплинированности, смелости и решительности учащихся
Условия набора.
- Программа предназначена для детей 11-16 лет.
- В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Возможен добор отдельных обучающихся в объединения 2-3 годов обучения в случае отчисления из них детей по каким-либо причинам.
Сроки реализации программы - 3 года.
- Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1часа. Количество часов в год 34 ч.
Наполняемость группы по годам обучения
- 1 год обучения – от 8 до 15 человек
- 2 год обучения – от 6 до 12 человек
- 3 год обучения – от 3 до 10 человек
Формы организации обучения:
- Командная, малыми группами, индивидуальная.
Формы проведения занятий:
- Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований
Ожидаемые результаты:
- Личностными результатами освоения учащимися содержания программы секции являются следующие умения:
- — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
- Метапредметными результатами (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
- — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- — организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
- Предметными результатами
- — представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- — бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- — организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- — характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- — подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
- — находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- — выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
Средства диагностики:
- наблюдения;
- собеседование;
- анкетирование родителей;
- анкетирование учащихся;
- тестирование и мониторинг здоровья.
Средства и методы контроля
При подборе средств и методов для проведения практических занятий педагог использует упражнения из различных видов спорта (для повышения эмоциональной окраски занятий). Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения.
По завершению учебного года проводятся контрольные испытания: прыжок в длину с места, челночный бег3х10м., подтягивание на перекладине, кросс.
В течении учебного года проводятся соревнования по изученным видам спорта внутри группы, внутри образовательного учреждения.
Спортивные соревнования в объединении повышают интерес к занятиям; их следует проводить систематически с приглашением родителей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры (пионербол, баскетбол, элементы волейбола), развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
Место проведения:
- Спортивная площадка;
- Футбольное поле;
- Класс (для теоретических занятий);
- Спортивный зал.
Инвентарь:
- Волейбольные мячи;
- Баскетбольные мячи;
- Канат;
- Кегли или городки;
- Скакалки;
- Теннисные мячи;
- Малые мячи;
- Гимнастическая стенка;
- Гимнастические скамейки;
- Сетка волейбольная;
- Щиты с кольцами;
- Лыжи, палки;
- Секундомер;
- Маты;
- Ракетки;
- Шашки;
- Обручи.
Условия реализации программы внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (ОФП).
Место проведения | Время проведения | Форма организации. |
Школа | Первая половина учебного дня | Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры. |
Школа | Вторая половина учебного дня | Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр. |
Семья | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность. |
Учреждения дополнительного образования. | Вторая половина учебного дня. Выходные. | Детские спортивные секции и школы. |
Школьные оздоровительные лагеря. | Каникулы. | Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. |
Программа рассчитана на учащихся, прошедших медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Основная задача руководителя - воспитание школьников , овладение физической культурой и совершенствования личностных взаимоотношений. Руководитель на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка, находит индивидуальный подход, позволяющих благоприятно воздействовать на физическое и психическое здоровье школьника, поддерживает тесную связь с родителями и классным руководителем.
Программа секции «ОФП» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. При составлении плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников.
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Содержание программы. 5-9 классы
- Строевые упражнения
- Упражнения для рук плечевого пояса
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»
- Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести.
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Теорет. | Практ. | Всего | ||
(ЗОЖ)Гигиена, предупреждение травм, ТБ, режим дня, самоконтроль, упрощенные правила судейства, умение самостоятельно заниматься физкультурой, тестирование и мониторинг здоровья, экскурсии. | 1 | |||
Футбол | 1 | 5 | ||
Легкая атлетика | 1 | 3 | ||
Лыжная подготовка | 7 | |||
Баскетбол | 1 | 7 | ||
Волейбол | 1 | 7 | ||
Спортивные соревнования | - | 5 | ||
Итого: | 5 | 29 | 34 часа |
Данная программа предполагает внесение изменений и дополнений.
Поурочное планирование занятий по ОФП .5-9 КЛАССЫ
№ п/П | Дата | Раздел Программы | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | |||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||||
1 | Техника безопасности на занятиях. Планирование тренировок. | 1 | Развитие умения максимально проявлять свои способности при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. | Знать технику безопастности при проведении занятий легкой атлетики, правила оказания первой медицинской помощи при травмах. | Формировать навыки и способность управлять своими эмоциями в процессе занятий, владеть уметь предупреждать конфликтные ситуации. | Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. | ||
2 | Легкая атлетика | Легкая атлетика: Бег на короткие дистанции. | 1 | |||||
3 | Стартовый разбег по сигналу и самостоятельно, на прямой и на повороте. | 1 | ||||||
4 | Ускорения, бег по повороту, финиширование. | 1 | ||||||
5 | Бег на время, дистанции 30, 60 м. | 1 | ||||||
6 | Футбол | Футбол: Ведение и обводка. | 1 | Знать технику безопастности при проведении занятий по футболу, правила оказания первой медицинской помощи при травмах. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и рассуждений | ||
7 | Отбор мяча. | 1 | ||||||
8 | Волейбол | Волейбол: Приём мяча. Передача мяча. | 1 | Развитие мотивов учебной деятельности, умения обобщать, анализировать, творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой. | Уметь применять изученные элементы волейбола в игровых заданиях. | Уметь слушать учителя , товарищей, уважительно относится к другой точке зрения. | Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее в соответствии с требованиями. | |
9 | Приём мяча. Передача мяча. | 1 | ||||||
10 | Подача мяча. | 1 | ||||||
11 | Подача мяча. | 1 | ||||||
12 | Нападающий удар. Блокирование мяча. | 1 | ||||||
13 | Нападающий удар. Блокирование мяча. | 1 | ||||||
14 | Учебно-тренировочная игра. | 1 | ||||||
15 | Учебно-тренировочная игра. | 1 | ||||||
16 | Баскетбол | Баскетбол: Ведение мяча правой и левой рукой. | 1 | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование Личностного смысла учения, установки на безопасный и здоровый образ жизни. | Передвигаться в стойке баскетболиста, уметь выполнять бросок мяча в кольцо, выполнять ведение мяча левой и правой рукой. | Уметь слушать и слышать друг друга и учителя, владеть культурой речи, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение, точно выражать свой мысли в соответствии с поставленной задачей. | Уметь хохранять заданную цель; одекватно оценивать свои действия и действия товарищей, педагога. | |
17 | Ведение мяча правой и левой рукой. Броски мяча в кольцо. | 1 | ||||||
18 | Броски мяча в кольцо. | 1 | ||||||
19 | Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия. | 1 | ||||||
20 | Лыжная подготовка | Лыжная подготовка: Классические лыжные ходы. | 1 | Формирование Положительного отношения учащихся к занятиям физической культурой, накопление необходимых знаний,умений в использовании ценностей физической культуры для достижения значительных результатов в физическом совершенство-вании. | Знать и уметь выполнять технику класиче ского хода, подьёмов и спусков с горы, выполнять повороты и торможение с горы. | Сохранять доброжела- тельные отношения друг к другу, устанавливать рабочие отношения, оказывать посильную помощь товарищу при выполнении физических упражнений. | Формировать умение самостоятельно Выделять и формулировать познавательную цель. | |
21 | Классические лыжные ходы. | 1 | ||||||
22 | Подъёмы и спуски с горы. | 1 | ||||||
23 | Торможение на лыжах. | 1 | ||||||
24 | Повороты на лыжах. | 1 | ||||||
25 | Эстафеты на лыжах. | |||||||
26 | Преодоление дистанции 3км. | 1 | ||||||
27 | Баскетбол | Баскетбол:Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия. | 1 | Развитие мотивов учебной деятельности, формирование Личностного смысла учения, установки на безопасный и здоровый образ жизни. | Передвигаться в стойке баскетболиста, уметь выполнять бросок мяча в кольцо, выполнять ведение мяча левой и правой рукой. | Уметь слушать и слышать друг друга и учителя, владеть культурой речи, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение, точно выражать свой мысли в соответствии с поставленной задачей. | Уметь хохранять заданную цель; одекватно оценивать свои действия и действия товарищей, педагога. | |
28 | Овладение мячом и противодействия. | 1 | ||||||
29 | Овладение мячом и противодействия. | 1 | ||||||
30 | Отвлекающие приёмы. | 1 | ||||||
31 | Футбол | Футбол: Удары по мячу. Тренировочная игра. | 1 | Формирование положительного отношения учащихся к занятиям физической культурой, накопление необходимых знаний и умений. | Уметь проводить комплекс общеразвивающих упражнений в движении, знать и уметь выполнять основные виды передвижений и поворотов в футболе | Уметь выполнять передвижения игрока в футболе, вести мяч различным способом. | Уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. | |
32 | Индивидуальные действия без мяча, с мячом. | 1 | ||||||
33 | Тактика нападения. Тактика защиты. | 1 | ||||||
34 | Сдача тестов по ОФП. |
Список литературы:
- Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности, здоровья при занятиях физической культурой и спортом: материалы международной научно – практической конференции 25-26 марта 1999 г. – Томск: ТГПУ.
- Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет, М.: АРКТИ, 2004 г.
3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей, М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
4 Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя, М.:
ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
5. Лях В.И,, Зданевич А.А. Комплексной программы физического воспитания
учащихся 1-11 классов - М.: Просвещение, 2008.
6. Сиваков В. И. О психоэмоциональном перенапряжении школьников. «Физическая
культура в школе», 2004. – № 2. – с.74.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащегося выпускного класса к экзаменационному выступлению
Подготовка учащегося выпускного класса к концертному выступлению....
Методические материалы по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку
алгоритмы выполнения заданий 2-14, рекомендации для учащихся и теория...
Подготовка к мастер классу
Мастер класс...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Тестовые задания по дисциплине "Подготовка и раскрой материалов" в рамках программы средней профессиональной подготовки по профессии "Оператор швейного оборудования".
Тестовые задания по дисциплине "Подготовка и раскрой материалов" в рамках программы средней профессиональной подготовки по профессии "Оператор швейного оборудования"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» в 10 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, базовый уровень).
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» в 10 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, базовый уровень).
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Атлетическая подготовка» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...