Методические материалы по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

алгоритмы выполнения заданий 2-14, рекомендации для учащихся и теория

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические материалы по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ

 по русскому языку

2. Смысловой анализ текста.

От ученика требуется знание следующих тем: «Текст как речевое произведение», «Смысловая и композиционная целостность текста», «Анализ текста».

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.
  2. Вдумайтесь в вопрос, на который надо найти ответ.
  3. Определите, какой из предлагаемых ответов соответствует вопросу.

3. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Ученик должен знать, выполняя задание: чтобы выбрать верный ответ, необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в каком используется определенное средство выразительности, то для этого необходимо:

- вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин;

- внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;

- определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;

- выбрать правильный ответ.

2. Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние героя, то для этого необходимо:

- внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов;

- вспомнить, что означает каждый из лингвистических терминов;

- прочитать данное предложение еще раз и подумать над тем, какое средство выразительности использовано в нем;

- в случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения из списка тех лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в указанном предложении.

4. Правописание приставок.

Ученик должен знать, выполняя задание: правописание приставок.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте все слова.
  2. Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно заданию.
  3. Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.

5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.

Ученик должен знать, выполняя задание: правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте все слова.
  2. Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать согласно заданию.
  3. Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.

6. Лексика и фразеология.

Ученик должен знать, выполняя задание: лексика и фразеология. Синонимы. Группы слов по происхождению и употреблению.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
  2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
  3. Определите, какой из подобранных синонимов

А) наиболее употребителен;

Б) не носит оттенка книжности и разговорности;

В) обладает минимальной экспрессией;

Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.

Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.

  1. Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.

7. Виды подчинительной связи в словосочетании.

Ученик должен знать, выполняя задание: что такое словосочетание; виды подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Алгоритм выполнения задания:

  1. При образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:
  • Если оба слова изменяются – это согласование;
  • Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление;
  • Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания – это примыкание.
  1. Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:
  • Если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное – это согласование;
  • Если зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, - это управление;
  • Если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного – это примыкание.
  1. Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.

8. Способы выражения главных членов предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Выделите грамматические основы в предложении.
  2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:
  • Рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден;
  • Являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть;
  • Надо, нужно, необходимо.
  1. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним предложение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого (я рад побывать на конференции).
  2. Внесите в бланк ответов выделенную грамматическую основу.

9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание: простое предложения, осложненное однородными членами, знаки препинания при них; простое предложение, осложненное обособленными членами: обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями, доролнениями.

Алгоритм выполнения задания (поиск предложения с однородными членами):

  1. Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же вопрос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией перечисления.
  2. Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью.
  3. Внесите в бланк ответа те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами предложения с однородными членами.

Алгоритм выполнения задания (поиск предложения, осложненного обособленными членами):

  1. Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.
  2. Помните о том, что

- обособленные определения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными;

- обособленные обстоятельства отвечают на вопросы: что делая? Что сделав? и выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

- обособленные приложения отвечают на вопросы: кто именно такой? Что именно такое? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;

- обособленные дополнения выражаются

а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;

3. Выберите правильный ответ.

10. Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства.

Ученик должен знать, выполняя задание: правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; группы вводных слов, выделяемые по значению; что такое обращение; какие знаки препинания ставятся при обращении; что такое уточняющие члены предложения (уточняющие обстоятельства).

Алгоритм выполнения задания (вводное слово)

  1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове, проверьте, является ли найденное вами слово вводным или схожим с ним по звучанию членом предложения, то есть определите, можно или нельзя его отбросить или удалить из предложения:

- вводные слова можно изъять из предложения или изменить их другими синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми;

- схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми.

2. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:

- как будто, словно;

- частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.

3. Не забывайте о том, что в задании в указанном предложении могут быть два и более вводных слова.

Алгоритм выполнения задания (обращение)

  1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называют того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам.
  2. Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.
  3. Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.

Алгоритм выполнения задания (уточнение)

  1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов

- отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО, ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?

- конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.

2. Помните о том, что уточнение – это всегда сужение объема понятия, его ограничение.

11. Выделение грамматических основ в предложении.

Ученик должен знать, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке

Алгоритм выполнения задания:

  1. Выделите грамматические основы в предложении.
  2. Запишите правильный ответ в бланк ответов.

12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание:

- уметь отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе;

- иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях;

- понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного;

- знать, что такое сложноподчиненное предложение и какого его строение;

- осуществлять пунктуационный анализ.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (,  ;  :  - ), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение;

- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.

- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ  и др.), предложение сложноподчиненное.

13. Синтаксический анализ сложного предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание:

- сложное предложение с разными видами связи между частями;

- виды сложных предложений (БСП, ССП, СПП);

- отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных в зависимости от союзов, употребляемых в них;

- отличие бессоюзных сложных предложений от сложноподчиненных, в которых придаточная часть предшествует главной.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного;

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

- если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (,  ;  :  - ), значит перед вами сложное бессоюзное предложение;

- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.

- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ  и др.), предложение сложноподчиненное.

14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.

Ученик должен знать, выполняя задание: виды соподчинения придаточных предложений к главному (последовательное, однородное, параллельное соподчинение).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Найдите СПП с тем видом соподчинения, который указан в задании.
  2. Впишите номер данного предложения в бланк ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе над рефератом по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Методические рекомендации по работе над рефератом по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов СПО...

Презентация 11 класс Русский язык "Анализ текста как одна из форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку "

Презентация содержит пошаговую информацию к написанию сочинени-рассуждения на экзамен по русскому языку 11 класс....

рабочая программа для 3 класса по родному русскому языку

Предлагаю рабочую программу для обучающихся 3 классов по родному русскому языку. Данная программа составлена  на основе учебника О.М. Александрова, Л. А. Вербицкой и др. Издательства "Просве...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык» Для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык» для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих)©АУ «Сургутск...

Методическая разработка урока в 5 классе по дисциплине «Русский язык».

Тема: «Три склонения имён существительных».  СОДЕРЖАНИЕ1.​ Пояснительная записка………………………………&h...

рабочая программа для 4 класса по родному русскому языку Школа России

предлагаю рабочую программу, составленную для учащихся 4 классов по программе Школа России...

КОМПЛЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ЛОГИЧЕСКИХ) УУД У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В тезисах отражены особенности развития познавательных (логических) УУД у учащихся 2 класса на уроках руссского языка посредством интерактивных заданий...