Подготовка учащегося выпускного класса к экзаменационному выступлению
план-конспект урока по теме

Канева Елена Юрьевна

Подготовка учащегося выпускного класса к концертному выступлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Цели и задачи урока

1.Формирование активного самостоятельного, творческого мышления учащегося:

а) приобщение учащегося – исполнителя к пристальному вслушиванию в свою игру;

б) конструирование урока в классе как прообраза домашних занятий учащегося, отлаживание самостоятельной работы юного музыканта;

в) выработка критического отношения учащегося к своему исполнительству;

г) вступление учащегося на путь собственной интерпретации музыкальных произведений как интенсивное упражнение его способности самостоятельно мыслить и его умения самостоятельно действовать.

3. Налаживание процесса работы в предконцертной обстановке.

Ход урока

1. Введение:

а) подготовка к экзаменационному выступлению начинается с первого урока в первом классе!

Сольные, ансамблевые, хоровые выступления, плюс ответы на уроках теоретического цикла, плюс работа в классе, плюс домашняя работа, плюс репетиционная работа, плюс посещение концертов и выставок, музыкальные и эстетические впечатления – это тот багаж, с которым выпускник подходит к выпускному экзамену по специальности;

б) особенности репертуара: важно чтобы программа была разнообразной по стилям и жанрам, но в то же время  -  посильной для выпускника, хорошо продуманной, выявляющей его лучшие стороны, посильной не только в техническом отношении, но  и по объёму и по содержанию;

в) планирование работы над программой:

Выбор репертуара заранее, повтор ранее изученных произведений.

Трудно достичь одинаковой готовности всех произведений программы к одному требуемому сроку.

Полифонию, крупную форму, виртуозные произведения полезно выучить заблаговременно и дать им, как говорят, «отлежаться»;

г) исполнение программы целиком  требует устойчивости внимания.

Достичь этого помогает неустанная забота о внутренней логике музыкального развития, стремление возможно ярче воплотить слышимый внутренним слухом звуковой образ.

  Устойчивость внимания  тренируется: перед экзаменом важно иногда проигрывать программу целиком во время домашних занятий, среди товарищей и знакомых.

! Исполнитель должен научиться целостно охватывать программу! Надо «слепить» её форму, ощутить взаимосвязь входящих в неё сочинений;

д) уверенность в своих силах воспитывается!

Перед выступлением внимание ученика нельзя загружать массой замечаний. Важно, чтобы ученик точно знал, как ему надо работать над тем или иным произведением до самого дня выступления.

  Последние замечания перед выступлением должны быть направлены на устранение самых важных недостатков, – преимущественно связанных с трактовкой целого.

  Уверенность учащегося, что он достаточно подготовлен к выступлению создаётся не только словами педагога. Большую роль здесь играют удачные исполнения  произведений экзаменационной программы в других концертах и мероприятиях. Желательно «обыграть» каждое произведение;

е) в день выступления – не переутомляться, не совершать никакой изнурительной работы – психической и физической. Перед выступлением желательно хоть немного отдохнуть. Но не стоит резко менять привычный режим, т.к. это может неблагоприятно отразиться на состоянии нервной системы.

Этапы работы над этюдом.

1. Беседа с учеником о жанре этюда и его особенностях.

2. Выявление приёма исполнения октав в «Этюде As-dur» Т.Лака.

3. Определение формы произведения. Выстраивание динамического плана. Работа над отдельными частями. Работа над гармонической основой этюда.

4. Исполнение учащимся 7 класса фортепиано Даниилом Суягиным этюда целиком.

Этапы работы над полифонией.Ф.-Э. Бах «Рондо h-moll».

1. Беседа с учеником о форме рондо и её особенностях.

2. Выявление голосов в полифонической ткани произведения.

3. Особенности исполнения рефрена в произведении (тональный и динамический план).

4. Особенности исполнения эпизодов (тональный и динамический планы, особенности использования различных регистров фортепиано).

5. Способы звукоизвлечения – работа над различными видами туше.

6. Исполнение учащимся класса фортепиано Д. Суягиным «Рондо h-moll» Ф.-Э. Баха.

Этапы работы над крупной формой. Л. Бетховен.Соната №19 (1 часть) g-moll.Соч.49№1.

1. Особенности педализации.

2. «Инструментовка» различных партий в экспозиции и характер их звучания.

3. Драматургия и динамическое развитие 1 части Сонаты№19 Л.Бетховена.

4. Исполнение учащимся 7 класса Д. Суягиным первой части Сонаты №19 Л. Бетховена.

Этапы работы над пьесой.

1. Обсуждение с учеником особенностей фактуры «Прелюдии» В.Клова.

2. Работа над выразительностью мелодической линии.

3. Работа над сбалансированностью звучания мелодии и подголосков в аккордовой фактуре пьесы.

4. Работа над педализацией.

5. Исполнение учащимся 7 класса Д. Суягиным «Прелюдии» В.Клова.

Упражнение на нахождение задуманных темпов программы.

Выводы

Подготавливаемые к выступлению произведения лучше «дробить» на части, в каждой из которых чётко определены поставленные перед учащимся задачи. При исполнении надо давать себе «команды»: модуляция, закруглить переход, осторожно (опасный пассаж), подъём – сдержись и т.п., вплоть до приказа переменить позу. Педагог должен проследить за тем, чтобы деление на части было практичным, чтобы определение задач попадало в точку и побуждало к действию.

Подобный обзор произведений следует проделывать не только играя, но и без инструмента, стараясь представить себе музыку и свои задачи с максимальной чёткостью.

Такого самоконтроля и одновременно погружения в произведения нужно требовать от ученика при исполнении в классе и на репетициях в зале. Это придаёт уверенность, ибо  легче решать ряд простых, легко обозримых задач, чем  одну сложную: исполнить экзаменационную программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся 4 классов"

В данном материале представлено выступление на педагогическом совете о формировании навыков самоконтроля и самооценки учащихся в условиях перехода на ФГОС в 5 классе. Материал сопровождается презентац...

Подготовка к экзаменам. Памятка родителям учащихся 9 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)

Подготовка к экзаменам. Памятка родителям учащихся 9 классов. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...

"Подготовка учащегося к концертному выступлению"

Методисеское сообщение рекомендовано для преподавателей ДМШ,ДШИ,ДК и для всех,кто хоть раз выходил на сцену....

"Подготовка учащегося к концертному выступлению"

Методисеское сообщение рекомендовано для преподавателей ДМШ,ДШИ,ДК и для всех,кто хоть раз выходил на сцену....

Методические материалы по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

алгоритмы выполнения заданий 2-14, рекомендации для учащихся и теория...

Выпускная квалификационная работа «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»

Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в...

Мы в ответе за тех, кого приручили. Выступление перед учащимися начальных классов

Цель: Воспитывать эмоционально-положительное, ответственное отношение к братьям нашим меньшим.Задачи: Воспитание любви и доброго отношения к домашним животным, чувства ответственности за их жизнь и бе...