Различные формы и методы контроля знаний обучающихся
статья на тему
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razlichnye_formy_i_metody_kontrolya_znaniy_uchashchihsya.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
Различные формы и методы контроля знаний обучающихся
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый студент получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле группа временно делится на несколько малых групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий.
При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Типы контроля
В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль преподавателя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае студентом осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, учебной единице. | Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Повторные тесты, индивидуальные консультации. |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Представление продукта на разных уровнях. |
Методы контроля
Устный опрос
На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:
- выяснения готовности класса к изучению нового материала,
- определения сформированности понятий,
- проверки домашних заданий,
- поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
- при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:
- обращение с вопросом ко всей группе,
- конструирование ответа,
- рецензирование ответа,
- оценка ответа и ее обоснование,
- постановка вопросов студенту самими учащимися,
- взаимопроверка,
- самопроверка.
Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.
Письменный контроль
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Диктант
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.
Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.
Зачет
Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого студента характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.
Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы студент мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Преподаватель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого студента: всем даются индивидуальные задания. Студент может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с преподавателем.
Самостоятельная работа
Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи преподавателя.
Контрольная работа
Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.
С помощью промежуточной контрольной работы Преподаватель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у преподавателя, родителей, одногруппников. Каждому студенту дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.
Практическая работа
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.
Лабораторная работа
Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.
Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.
Тест
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды тестов.
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них учащийся выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую учащийся может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.
Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.
5.Активизирует мышление.
6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Нетрадиционные виды контроля
За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
Кроссворд
Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.
Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Среди кроссвордов можно выделить такие разновидности как:
1) кроссворд - загадка,
2) чайнворд или лабиринт,
3) кроссворд - "лесенка",
4) кроссворд - пирамида,
5) кроссворд - "спрятанное название" или головоломка,
6) кроссворд - "уголок".
1. Кроссворд - загадка "соединенные слова". Для их решения необходимо определить, какие два слова "спрятались" в одной строке. Последние буквы первого слова являются началом второго.
2. Чайнворд или "лабиринт"
Основное правило при его заполнении - последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова
- 3. Кроссворд - "лесенка"
Все слова в этом кроссворде либо начинаются с одной буквы, либо заканчиваются одинаково.
4. Кроссворд - пирамида.
Разгадав все слова, дойдя до вершины, узнаете имя бога воскресающей и умирающей природы.
5. Кроссворд "спрятанное название" или головоломка.
Вписать слова в клетки по горизонтали или по вертикали, чтобы получилось ключевое слово.
6. Кроссворд - "уголок".
Кровь
6 | 7 | 8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||
11 | 2 | ||||||||||||||||||
12 | 3 | ||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
1.Раствор солей в воде, соответствующий по их концентрации плазме крови
2.Жидкая соединительная ткань, вместе с лимфой составляющая внутреннюю среду организма
3.Кровяные пластинки, форменные элементы крови, содержащие особые вещества, участвующие в свёртывании крови, формировании тромба и остановке кровотечения
4.Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови
5.Вещества, которые при введении в организм приводят к образованию в нём антител и формированию иммунитета
6.Красные кровяные тельца, форменных элементов крови, имеющие форму двояковогнутого диска и содержащие дыхательный пигмент – гемоглобин, придающий крови красный цвет
7.Болезнь, вызываемая вирусом, который, попадая в кровь, повреждает лимфоциты. Иммунная система организма резко ослабевает, и человек становится беззащитным перед любыми болезнетворными вирусами и бактериями
8.Белые кровяные тельца, бесцветные, имеющие ядро клетки крови. Способны к амебоидному движению и к проникновению через стенки кровеносных сосудов
9.Вещества белковой природы, образующиеся в организме и накапливающиеся в сыворотке крови при введении в организм различных чужеродных белков - антигенов
10.Невосприимчивость или устойчивость организма к действию болезнетворных микроорганизмов и их ядовитых продуктов; защитная реакция организма
11.Одно из мероприятий, применяемое для создания у человека искусственного иммунитета
12.Жидкая часть крови, в состав которой входят вода, минеральные соли, белки, углеводы, жиры. Обладает защитными свойствами
Кровь
6 | 7 | 8 | |||||||||||||||||
э | с | л | 9 | ||||||||||||||||
р | п | е | а | ||||||||||||||||
1 | ф | и | з | и | о | л | о | г | и | ч | е | с | к | и | й | н | |||
т | д | 10 | к | т | |||||||||||||||
11 | 2 | к | р | о | в | ь | и | о | и | ||||||||||
п | о | 12 | 3 | т | р | о | м | б | о | ц | и | т | ы | ||||||
р | ц | п | м | и | е | ||||||||||||||
и | и | л | у | т | л | ||||||||||||||
4 | с | в | ё | р | т | ы | в | а | н | и | е | н | ы | а | |||||
и | ы | з | и | ||||||||||||||||
в | м | 5 | а | н | т | и | г | е | н | ы | |||||||||
к | а | е | |||||||||||||||||
и | т |
1.Раствор солей в воде, соответствующий по их концентрации плазме крови
2.Жидкая соединительная ткань, вместе с лимфой составляющая внутреннюю среду организма
3.Кровяные пластинки, форменные элементы крови, содержащие особые вещества, участвующие в свёртывании крови, формировании тромба и остановке кровотечения
4.Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови
5.Вещества, которые при введении в организм приводят к образованию в нём антител и формированию иммунитета
6.Красные кровяные тельца, форменных элементов крови, имеющие форму двояковогнутого диска и содержащие дыхательный пигмент – гемоглобин, придающий крови красный цвет
7.Болезнь, вызываемая вирусом, который, попадая в кровь, повреждает лимфоциты. Иммунная система организма резко ослабевает, и человек становится беззащитным перед любыми болезнетворными вирусами и бактериями
8.Белые кровяные тельца, бесцветные, имеющие ядро клетки крови. Способны к амебоидному движению и к проникновению через стенки кровеносных сосудов
9.Вещества белковой природы, образующиеся в организме и накапливающиеся в сыворотке крови при введении в организм различных чужеродных белков - антигенов
10.Невосприимчивость или устойчивость организма к действию болезнетворных микроорганизмов и их ядовитых продуктов; защитная реакция организма
11.Одно из мероприятий, применяемое для создания у человека искусственного иммунитета
12.Жидкая часть крови, в состав которой входят вода, минеральные соли, белки, углеводы, жиры. Обладает защитными свойствами
Викторина
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.
Викторина-зачет
Эта форма контроля может быть только текущей: по разделу курса, по теме.
Классу предварительно предлагаются следующие условия игры (критерии оценок):
• за каждый полный ответ - 2 фишки;
• за хорошее дополнение к ответу - 1 фишка.
В общий список выносится 25 вопросов, т.е. ответ должен быть сформулирован и дан за 45-75 секунд. Теоретически возможное число фишек, таким образом, составляет 50.
Ученик, набравший 5 фишек и более, получает зачет по теме или пятерку в журнал, набравший 4 фишки - четверку, 2 фишки - тройку (при условии, что он на нее согласен). Остальные учащиеся остаются неаттестованными и знания по этой теме у них будут выявлены в конце четверти или семестра.
Матричный контроль
Матричный контроль - первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляется произвольно.
Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц, с вопросами и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя, его знаком « X » или « + ». По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы.
За каждый правильный ответ или 2-3 ответа учащиеся набирают 1 балл; пустое место в контрольной матрице означает неправильный ответ и оценивается нулем.
Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс.
Образец карточки заданий (рабочей матрицы), выдаваемой учащимся:
Вопросы | Варианты ответов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
... |
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
Карточка ответов:
Вопросы | Варианты ответов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
... |
|
| + |
|
|
... |
| + |
|
|
|
... |
|
|
|
| + |
Контрольная матрица (ключ):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- отверстия, прорезанные в матрице для контроля правильных ответов.
Подводя итоги, можно так сформулировать достоинства и недостатки матричного контроля знаний:
• достоинства
– экономия времени при проверке ответов учащихся;
– безошибочность оценки знаний даже в случае усталости преподавателя;
• недостатки
– большие затраты времени на подготовку матриц и карточек;
– большие материальные издержки (расход бумаги и краски на тиражирование карточек).
Зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»
Эта форма зачета является промежуточной между коллективной системой контроля знаний и индивидуальным опросом.
Весь класс (по взаимным симпатиям) разбивается на две группы - команды; во главе каждой выбирается капитан. Группам дается 10-15 минут на то, чтобы сформулировать 10 вопросов по изученной теме. Каждая группа уединяется в противоположной части классной комнаты, чтобы потенциальный противник не подслушал вопросы.
По истечении отведенного времени начинается жеребьевка. Команда капитана, вытянувшая фишку, начинает задавать вопросы противнику. Если получен правильный ответ, этой группе засчитывается 2 балла (преподаватель фиксирует их на доске):
Команда | Баллы за ответы на вопросы | Всего баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если ответ неполный, то команда, задающая вопросы, должна дополнить ответ сама, и тогда каждой группе засчитывается по 1 баллу.
Если же группа не смогла дать ответа на вопрос, противник отвечает сам, получает за ответ 2 балла и задает «слабакам» очередной вопрос.
Так продолжается до полного заполнения таблицы. Подводятся итоги. Если результаты близки, то победителям в журнал ставятся пятерки, потерпевшим поражение - четверки. Если же разница в сумме набранных баллов велика, проигравшим оценки вообще не выставляются и они должны отчитаться по этой теме перед преподавателем в консультационное время.
«Шайба» - зачет-игра по теме
Группа или класс делятся на две команды «хоккеистов» с одинаковым числом игроков. Выбираются капитаны команд, организующие интеллектуальную деятельность учащихся. Роль арбитра и комментатора берет на себя учитель.
Игра начинается с вбрасывания «шайб» (разноцветных кружков) арбитром для первой команды и оглашения вопросов (написанных на кружках).
Первыми включаются в игру «нападающие», им предлагается отразить шайбу, т. е. дать ответ на поставленный вопрос в течение одной минуты. В случае затруднения на помощь приходят «защитники». Время «мозговой атаки» продляется еще на полминуты, по истечении которых в игру включается вратарь. Общее время, отведенное на обдумывание вопроса и ответа, - не более 2 минут.
Вбрасывание «шайб» для второй команды производится по тем же правилам.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все «шайбы». Арбитр подводит итоги соревнования, сообщает количество отбитых и пропущенных «шайб» каждой команды, называет победителей.
Арбитру-учителю следует строго регламентировать время мозговой атаки. Если с задачей справляются только нападающие, команда получает льготное время, которое может использовать для ответа на другой вопрос. В случае нарушения правил команда получает «штрафное время». Оно компенсируется удалением с поля вратаря или сокращением времени мозговой атаки.
При формировании команд следует учитывать интеллектуальные возможности уроков, расположив их лесенкой. Самый эрудированный в области знаний предмета назначается вратарем. Первыми должны отвечать игроки и нападающие.
Выигравшая команда получает по «пятерке», проигравшая - по «четверке». Если проигравшая команда намного отстала от выигравшей, то им выставляются «тройки».
Контроль знаний в системе коллективного обучения
Методика В.Ф. Шаталова
Фамилии экзаменаторов | Номера вопросов | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Петров А.И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иванов А.С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затона А.Н. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ивлев С.Д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мельников Н.И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Петровский Г.Н. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Живов П.П. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деев Л.А. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первые 45 минут учитель кратко отвечает на все экзаменационные или зачетные вопросы. Затем на следующем уроке желающие отвечают у доски на любой вопрос из экзаменационных билетов, подготовив необходимые записи и чертежи (таких обычно находится 8-10 человек). Отличный ответ у доски дает право ученику экзаменовать всех остальных учащихся, но только по этому вопросу.
На отдельном стенде вывешивается ведомость. В ней по вертикали выписаны фамилии учащихся, по горизонтали - вопрос, по которому они экзаменуют своих товарищей (он заштрихован):
Все видят, кому из ребят можно сдать мини-экзамен из одного-единственного вопроса. В классе появляется масса экзаменаторов. Некоторым из них учитель доверяет принимать экзамен по 2 и даже 3 вопросам. Кто получает отличную оценку у своего товарища, сам становится экзаменатором. Число их растет, поэтому очередей у экзаменаторов не формируется. Мало того, появляется альтернатива: не хочешь сдавать экзамен одному - иди к другому «учителю».
Так проходят два-четыре урока. Внешне класс - улей: все разговаривают, перемещаются. Создается шум; для непосвященного - ералаш, для профессионала - наслаждение. Ведь учитель тоже не сидит без дела: он не только поддерживает дисциплину в целом, но и ведет окончательный учет оценок.
Экзаменаторы проставляют оценки в общую ведомость, и по мере заполнения отдельных строк экзамен или зачет в целом считается сданным. Условия жесткие: для этого во всей строке должны появляться только пятерки, выписанные шариковой ручкой или фломастером. Другие оценки выставляются только карандашом, потому что они рассматриваются как первая попытка.
По наблюдениям В.Ф. Шаталова, ученики-экзаменаторы опрашивают жестче, чем преподаватели, т. е. контроль качества гарантируется жесткий. Мало того, коллективный зачет или экзамен перестает быть лотереей (потому что ответы даются не на 3 билетных вопроса, а на весь список), создает обстановку психологической комфортности, сплачивает коллектив.
Методика С.Д. Шевченко
Зачет по крупной теме проводится в 2 этапа — повторительно-обобщающий и собственно зачет.
Повторителъпо-обобщающий этап. Обычно это полтора урока, так как это занятие начинается со второй половины последнего по теме урока. Последняя тема изучена, и оставшиеся 20-25 минут можно отвести на повторение и закрепление нового материала.
Учащийся, отвечающий за оборудование класса, должен быть предупрежден о том, что нужно подготовить к уроку все логические опорные схемы, относящиеся к законченной теме, и другой иллюстрационный материал.
Учащимся предоставляется возможность ознакомиться со всеми этими схемами или своими конспектами: не возбраняются консультации с товарищами или просмотр учебника. На это отводится всего 3-4 минуты (но как они важны!). Их значимость определяется тем, что школьники впервые увидели темы в целом, а не фрагментарно... Так учащимся легче выяснить, какие упущения при изучении темы ими допущены, каковы уязвимые места в их знаниях.
Затем начинается предварительный (пробный) опрос. Оценки при этом не ставятся, ведь это только репетиция; иногда, наоборот, учащиеся задают вопросы учителю и выясняют, уточняют упущенное из внимания раньше.
На следующем уроке повторительно-обобщающий этап продолжается, но уже в форме научной конференции, дискуссии, театрализации или деловой игры. Все это отличается от обычных бесед, опроса тем, что проходит в форме серьезной учебной игры, где учащиеся не только выполняют логические задания, но и активно участвуют в организации занятия, эффективность которого благодаря этому значительно возрастает.
Собственно зачет может иметь разные проявления. Уже на предварительно-обобщающем этапе учитель может поставить некоторым ученикам «зачет-автомат», но предпочтительно, чтобы все опрашивались и не создавалось впечатление о ком-то «избранном». Нередко даже сами учащиеся отказываются от «автоматического» зачета, мотивируя так:
• Я сам хочу убедиться в своих знаниях;
• Лучше я сдам зачет, как и все в классе;
• От пятерки «автоматом» - никакого удовольствия.
Те учащиеся, которые сдали зачет на «5» по теме, приобретают звание «Учитель по теме №...». Такие «учителя» выбирают себе по 1-2 ассистента и начинают работать микрогруппой.
Постепенно штат «учителей» растет, зачет принимает все большие масштабы. Весь класс (хотя в нем - рабочий гул) занят работой, и даже присутствие случайных посторонних (например, других учителей) никого не смущает.
Объективность проверки знаний «учителями» довольно высокая, потому что высокая требовательность оговорена правилами игры. Школьный преподаватель выборочно контролирует оценки, выставленные «коллегами»; несовпадение мнений - необычная редкость.
С педагогической точки зрения такая форма контроля знаний весьма ценна, потому что в течение 20-25 минут интеллектуально работает не только каждый ученик, но и «учитель». В результате все учащиеся (и «учитель», и опрашиваемый) знают после сдачи зачета любую темы намного лучше, чем до зачета. Так реализуется принцип непрерывности обучения.
Каждый «учитель» ведет учебную карту, заготовленную заранее:
Учебная карта
Учитель темы № ___
Учащийся ______________________
Номера урочных тем | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка за первое логическое задание ___
Оценка за второе логическое задание ___
Общая оценка за учебную тему ___
Подпись "темы № ___" ___________________________
Оценка педагога при перепроверке _________
Учительская перепроверка ведется довольно быстро, так как опрос выборочный. Если кто-то из учащихся недоволен полученной на зачете оценкой, он может пересдать его, но уже педагогу, и притом вне урока - в часы консультации.
Зачет-игра по теме (разделу)
Группа или класс делится на 5 команд по 5 игроков каждая; после предварительной консультации по изучаемому разделу с учениками (студентами), успевающими по учебной дисциплине, назначаются лидеры и объясняются их действия по ходу игры.
Лидеры получают контрольные карточки. Дается команда на начало игры. Члены команд занимают места у правых столов. Ведущим может быть и преподаватель, и учащийся (студент). Ответ должен быть дан в течение одной минуты. Через каждую минуту ведущий подает звуковой сигнал, означающий начало следующего ответа. Каждый ученик должен побывать за каждым из 5 правых столов и ответить на один вопрос.
Через 5 минут (после пяти ответов) ведущий переходит к следующему столу (в его контрольной карточке в графе «Номер стола» указан маршрут команды, например:
1, 2, 3, 4, 5; 5, 1, 2, 4, 3; 2, 3, 3, 4, 1).
Итоги игры подводятся следующим образом. Лидер команды но контрольной карточке объявляет число баллов, набранное каждым участником игры, одновременно указывая вопросы, вызвавшие затруднения. Чтобы получить зачет, учащийся (студент) должен набрать не менее 13 баллов из 25 возложенных (ответы на все вопросы оцениваются по пятибалльной шкале).
Форма контрольной карточки (выдается лидеру команды)
№№ п.п. | Ф.И.О. студента | Номер стола | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
Маршрут движения: 2, 3, 4, 5, 1.
Форма учебной карточки, "работающей" за каждым столом.
Подтема: ____________________________
Вопросы:
1. _______________________________________
2. _______________________________________
3. _______________________________________
4. _______________________________________
5. _______________________________________
Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений
Рейтинг — дословно с английского — это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин – индивидуальный, кумулятивный индекс. В вузовской практике рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год).
Использование игровых элементов в традиционном зачете
Зачет - одна из форм обобщающего итогового повторения. Цель зачета - систематизировать пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком-либо изучаемом блоке материалов. Эта форма может быть использована для контроля знаний учащихся. Она дает возможность не только проверить уровень усвоения нового материала, но и показывает реальные возможности учащихся, способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность учащихся за процесс обучения. Учащимся заранее предлагается ряд вопросов, на которые они отвечает, используя этап самоподготовки и индивидуальной работы с книгами, конспектами, статьями журналов. Зачет позволяет формировать умения и навыки учебного труда. Он дает возможность учителю использовать индивидуальный подход к учащимся, а им - свободно располагать временем, отведенным на усвоение темы.
Зачеты могут быть нескольких видов:
1) зачет комплексной проверки знаний;
2) зачет по проверке одной темы или одного вида деятельности учащихся.
Зачеты могут проходить как в строго академическом стиле, так и с элементами игры.
Строгий академический стиль предполагает деятельность по принципу "учитель слушает - ученик отвечает", но есть опасность - не хватит времени. За урок учитель может выслушать не более 5-6 учеников, а остальные? Всегда предлагают вариант - после уроков. Но это трата свободного времени и учителя, и ученика.
Я использую такой вид академического зачета, но с элементом игры. Привлекаю к проведению зачета сильных учащихся - экзаменаторов", и, таким образом, учитель выполняет лишь контролирующие функции. Положительных моментов здесь несколько:
1) успевают ответить все учащиеся за урок,
2) неуверенным в своих силах ученикам сдавать зачет своим одноклассникам легче, чем учителю,
3) подготовка учеников, принимающих зачет, воспитывает чувство ответсвенночти за учебный процесс.
Зачет можно провести и в игровой форме. Например, в форме КВН, с элементов соревнования. Или зачет - сочинение типа: "Отчет ученого о раскопках гробницы Тутанхамона", зачет - путешествие "Прогулка по левому берегу Нила", зачет- экскурсия "В египетском храме". Основа для игрового зачета та же - самостоятельная работа учащихся и заранее предложенные вопросы, добавим к этому элементу творчество учителя, и результат будет высоким.
Способы создания игровых ситуаций на семинаре
Семинар - одна из активных форм контроля знаний. Позволяет, опираясь на имеющиеся у учащегося знания, расширить их и углубить, формирует умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение. В ходе семинарского занятия происходит обобщение имеющихся у школьников знаний и закрепление их. Семинарские занятия всегда предполагают вступительное слово заключение учителя, коллективное обсуждение. Учащимся предлагается перечень вопросов заранее, они осуществляют подготовку к нему так же, как и при зачете.
Непременное требование к семинару - активное участие каждого ученика. Чтобы этого добиться, необходимо вызвать интерес, а сделать это можно при помощи игрового момента. Например, ввести элемент соревнования. Перед началом соревнования - семинара объявить учащимся: каждый ответ будет оцениваться баллами, кто наберет наибольшее количество баллов, получит приз.
"Живая газета"
Эта форма используется как игровой момент на уроке, но с заранее подготовленными заданиями - сообщениями по типу "одной строкой". Учащиеся находят интересные факты по изучаемой теме, используя дополнительную литературу, но с условием, чтобы факты не повторялись. Самый любопытный и малоизвестный факт всеми оценивается, а автор получает награду. Такая форма способствует развитию навыков самостоятельной работы, активизирует изучение учащимися предмета, повышает к нему интерес.
"Аукцион"
Одна из форм обобщающего повторения. Его можно использовать как повторение одной темы, но лучше, если повторяется насколько тем. Перед началом аукциона участники должны ознакомиться с правилами его проведения:
- Право на ответ может купить любой из участников, имеющий номер, заплатив сумму фишек в ходе открытых торгов.
- Стартовая цена каждого лота (право на ответ) равна 100 фишек, торговый шаг - 100 фишек.
- Участник, называя свою цену, должен поднять и показать аукционисту свой номер.
- За правильный ответ на вопрос, который был приобретен, участник получает вознаграждение.
- Участник, ответивший неправильно на вопрос, платит штраф, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура.
- По окончании аукциона все участники определяют сумму наличных фишек, возвращают кредит, по оставшейся на руках сумме определяется победитель.
Эта форма проверки знаний хороша тем, что она позволяет не только закрепить знания, но и стимулирует познавательную деятельность учащихся, активизирует интерес к предмету.
Ребус
Один из игровых способов текущей проверки знаний. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у учащихся не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал. Ребус имеет несколько степеней сложности. При разгадывании и составлении ребусов необходимо знать несколько правил:
- Названия предметов читаются только в именительном падеже,
- Запятая в ребусе - это знак исключения буквы в зависимости от того, где он стоит,
- Зачеркнутая буква означает, что ее надо исключить, иногда ее приравнивают к другой букве,
- Если рисунок ребуса перевернуть "вверх ногами", то его надо прочитать на оборот,
- Если возле рисунка ряд цифр, то буквы надо расставить в том порядке, как расставлены цифры,
- Если буквы, слоги, рисунки расположены один в другом, над другим, то нужно прибавить соответствующий предлог.
Ребус активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает внимание, логическое мышление, сообразительность
(Яичник.) | (Авитаминоз.) | (Столбняк.) | (Мембрана.) |
(Околосердечная сумка.) | (Пищевод.) | (Воля.) | (Вкус.) |
(Надгортанник.) | (Ядро.) | (Вдох.) | (Надкостница.) |
(Ключица) | (Азот.) | (Коронка.) | (Крестец.) |
(Кровь.) | (Вена.) | (Анатомия.) | (Сетчатка.) |
Загадки
Небольшой игровой момент опроса, который можно использовать как вводный диалог к изучению нового материала. Он активизирует мыслительную деятельность, способствует поддержанию интереса к учебному процессу.
Олимпиада
Наиболее глубокая форма знаний учащихся. Она позволяет контролировать знания учащихся не только по одной теме, но и по всему курсу. Эта форма позволяет учителю корректировать свою работу. Цель олимпиады - повысить интерес к предмету, выявить способных учащихся, обладающих стремлением к творчеству. В олимпиаде могут быть использованы все виды игровых знаний.
Режим доступа:[http: //xpt.narod.ru/files/html/xpt/material.htm ]
Библиографический список
«Контроль качества знаний, умений и навыков учащихся»
1. Клепец, Г.В. Как подготовить каждого ученика к итоговому контролю
2. / Г.В. Клепец // Народное образование.- 2010.-№9.-С.201-205
3. Леженина, Г.В. Контроль знаний в классах технологического профиля обучения /Г.В. Леженина // Профильная школа.- 2010.-№3.-С.21-24
4. Марков, Н.С. Тематический контроль: система оценки качества знаний учащихся /Н.С. Марков //Завуч для администрации школ.- 2009.-№7.-С.40-52
5. Маршанова, Г.А. Формы и приемы текущего контроля знаний / Г.А. Маршанова // Химия в школе.- 2008.-№7.-С.8-14
6. Красновский, Э.А.О единой системе контроля учебной подготовки школьников /Э.А. Красновский // Оценка качества образования.- 2008.-№4.-С.47-51
7. Контроль качества знаний, умений и навыков учащихся //Завуч для администрации школ.- 2007.-№8.-С.27
8. Система дифференцированного контроля и оценки ЗУН учащихся //Завуч для администрации школ.-2006.-№4.-С.31-35
9. Лобашев, В.Д. Социально- психологические аспекты контроля знаний /В.Д. Лобашев // Образование в современной школе.- 2006.-№3.-С.30-39
10.Воробьева, Т. Функции, цели и задачи контрольных процедур в учебном процессе / Т. Воробьева // Учитель.- 2006.-№2.-С.85-88
11. Беспалько, В.П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся / В.П. Беспалько // Школьные технологии.- 2006.-№2.-С.138-150
Листы контроля знаний.
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. |
|
Текущий | Освоение учебного материала по теме, учебной единице. |
|
Коррекция | Ликвидация пробелов. |
|
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода тестирования для контроля знаний обучающихся.
Презентация на тему: "Использование метода тестирования для контроля знаний обучающихся"....
Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения.
Формы и методы работы с обучающимися, имеющими различные расстройства, нарушения....
Методический доклад "разнообразие форм и методов контроля знаний с целью развития профессиональных навыков специалиста"
Данный методический доклад представляет интерес для преподавателей средних специальных учебных заведений. Доклад содержит направления практико - ориентированного обучения, формы и методы контроля знан...
Метод проектов в контроле знаний обучающихся
Текст выступления на круглом столе, посвященном проблемам организации текущего контроля успеваемости студентов СПО...
Методическая разработка «Применение нетрадиционных форм организации тематического контроля знаний обучающихся на уроках математики»
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является для преподавателя средством установления того, как осваивается программный материал, как продвигается в своем развитии...
Нетрадиционные формы работы при контроле знаний обучающихся
Проектную деятельность можно рассматривать как нетрадиционную форму промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. При этом прослеживается поэтапность формирования профессиональных компетенций при о...
Экспериментальная работа по использованию системы видов и методов контроля знаний обучающихся при изучении общепрофессиональных дисциплин
Педагогический контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Для того чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, п...