Методический доклад "разнообразие форм и методов контроля знаний с целью развития профессиональных навыков специалиста"
материал на тему
Данный методический доклад представляет интерес для преподавателей средних специальных учебных заведений. Доклад содержит направления практико - ориентированного обучения, формы и методы контроля знаний и формирования компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический доклад
Разнообразие формы методов контроля знаний
с целью развития профессиональных навыков
специалиста.
Разработал преподаватель
КГПБУ СПО
«КрИМТ» Цурган И.Ю.
Практико –ориентированное обучение предполагает адаптацию образовательного процесса к рыночным отношениям .С этим связаны такие проблемы как:
- Быстро меняющаяся конъюнктура рынка, его неравномерная насыщаемость ( дефицит одних специалистов при убытке других)
- Неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей
- Отстутсивие распределения выпускников
- Расширение сети негосударсвенных образовательных учереждений и усиление конкуренции на рынке образовательных услуг
- Низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения
Все это приводит к необходимости качественно новой подготовке специалиста, который должен получать в процессе обучения:
- Профессиональную компетентность;
- Профессиональную самостоятельность;
- Компетентность, позволяющую работать в коллективе;
- Профессиональную мобильность (готовность к быстрым изменениям)
Для успешного обучения обучающихся, развитие их познавательной активности, профессионального развития недостаточно передать свои профессиональные знания, а необходимо с помощью различных инновационных образовательных технологий обеспечить получение профессиональных, межпрофессиональных и социальных компетентностей.
Реализация этих поставленных задач не возможно без организации контроля качества усвоения учебной информации.
Система контроля состоит в том, что она ориентирована на конечный результат и заключается в то, чтобы довести обучающегося до определенного уровня обученнности, соответствующей требованиям стандарта, на основании чего можно сделать вывод об успешности учебного процесса .
Контроль знаний- это проверка результатов обучения, и является обязательной частью обучения, позволяющей определить как усваивается материал и как обучающиеся применяют полученные знания для решения практических задач. Контроль выполнят ряд функций:
- Проверочная функция- служит для суждения о результате обучения, т.е. позволяет решить вопрос о переводе с курса на курс (по результатам промежуточной аттестации), выдаче диплома (государственная итоговая аттестация), т.е.показывает результат и оценку деятельности обучающихся и преподавателя
- Обучающая функция контроля- служит целям обучения, т.к в ходе проведения контрольных заданий происходит повторение и закрепление учебного материала, совершенствование приобретенных ранее умений и навыков путем их уточнения и дополнение. Контроль способствует формированию рационально организовывать рабочую деятельность, самостоятельно овладевать знаниями. Это имеет место при подготовке и сдаче на присвоение разряда по профессии входе технологической практике
- Развивающая функция контроля- способствует развитию личности, формированию познавательных способностей обучающихся. При любой проверки обучающийся должен воспроизводить усвоенное, прорабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, предлагать конкретные решения.
- Воспитательная функция контроля- затрагивает эмоциональную сферу личности. Результат индивидуальных усилий по усвоению учебного материала является предметом общественного суждения. Контроль дисциплинирует обучающегося, воспитывает в нем чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому труду, стимулирует яркую регулярную активную учебную деятельность. Все это мы наблюдаем при проведении конференций. Так например, по результатам технологической практики выпускники презентуют свои рабочие места для обучающихся на курсе
В данной работе мне хотелось бы остановится на формах и методах контроля знаний обучающихся по специальности «Металлургия цветных металлов» и показать влияние контроля на развитие профессиональных компетенций.
Методы контроля обеспечивают обратную связь в процессе обучения и выявляют степень усвоения учебного материала и уровень овладения знаниями, умениями и навыками и компетенциями.
В системе СПО в соответствии с государственным образовательным стандартам используются различные методы контроля. Мне, как преподавателю специальных дисциплин приходится использовать педагогические технологии, в основе которых лежит личностно- деятельный подход, творческое мышление, умение разрабатывать проблемы и решать их. По этому методы контроля, применяемые мной, наплавлены на обеспечение своевременную и всестороннюю обратную связь. Вот не которые из них:
- Метод устного контроля- включает беседу рассказ объяснения, составление аппаратурно- технологических схем защиту практической или лабораторной работы и другие. Входе устного ответа возникает вопросно-ответная беседа, здесь устанавливается непосредственный контакт с обучающимся и становится возможным выявить индивидуальные особенности личности, степень усвоения им учебного материала. Широко использую такие формы опроса:
- Фронтальный опрос- использую при проверки домашнего задания, или самостоятельной работы. При этом удается выявить готовность группы к изучению нового материала, повторить базовые понятия пройденных тем. Предлагаю вопросы, которые носят поисковый характер, заставляющие самостоятельно мыслить. Так например:
- На установление последовательности действия, процесса (Что произойдет, если перед прокаливанием кокса их не измельчать?)
- На сравнение (В чем достоинства и недостатки трубчатой вращающейся печи и тигельной печи для прокаливания коксов?)
- На объяснение причин (Почему при электролизе не применяют щелочные электролиты?)
- На установление значения того или иного явления, процесса (Какое значение имеет внедрение «Сухой» системы очистки отходящих от электролизера отходящих газов?)
- На обоснование (Как объяснить применения в конструкции электролизеров кожухов с днищем?)
- Индивидуальный опрос- служит средством развитие речи, памяти и мышления обучающего. Ответ на конкретно поставленный вопрос требует обстоятельного раскрытия ранее пройденного материала программы и заставляет внимательно слушать отвечающего, а по окончанию его ответа другие слушатели группы имеют право дополнить, исправить ответ товарища. Так достигается активизация работы на уроке. Как правило, на занятиях чаще использую сочетание индивидуального и фронтального опросов
- Комбинированный опрос - Используются в целях рационального использования времени на уроках, когда устный опрос сочетается с другими методами, такие как ответами по карточками, тесты, самостоятельная работа с книгой и др.
- К устной проверки знаний можно отнести Зачет и Устный экзамен, которые являются методами промежуточной аттестации. Эти методы, в частности экзамен, имеет недостатки в виде случайности выбора вопросов билета и создание стрессовой ситуации для обучающегося, в связи с индивидуальными его особенностями. С целью снижения негативного влияния этого метода контроля знаний можно изменить форму проведения экзамена. В последние время, стали часто проводить комплексные экзамены, например «Металлургия титана и Металлургия магния». Мы с преподавателям Минаковой Л.Н даем задание к экзамену выполнить аппаратурно-технологическую схему совмещенного производства магния и титана с отображениям полной цепочки всех операций с указанием видов оборудования, их характеристик, процессов и эскизов печей и аппаратов такой вид подготовки к экзамену демонстрирует полученное знание и навыки на других дисциплинах (ИКТ) снимает психологическую напряженность обучающегося, так как задание у всех одинаковое, развивает творческие способности и полученные знания.
- Методы письменного контроля-
- Контрольная работа, сочинение, диктант, реферат и др.( Я принимаю только выполнение рефератов по теме «Производство легких металлов». Все щелочные, щелочноземельные и другие легкие металлы распределяются по обучающемся, которые выполняют реферат используя информационные источники, отвечая на вопросы: нахождения металла в природе, его свойства, применение и технологии его получения. Таким образом данная тема отдается на самостоятельное изучение, а отведенные на эту тему часы перераспределяются на другие темы, для более глубокого их изучения. В конце семестра проводится конкурс рефератов, а их защита осуществляется виде презентации. Письменная работа используется мною для обучающихся на заочном отделении. По всем моим дисциплинам заочниками выполняется контрольная работа самостоятельно с использованием основной и дополнительной литературы и нормативно- справочными материалами.
КУРСОВОЕ И ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет и функцию контроля и является основной формой проверки овладения студентами комплексом знаний, умений и навыков. Задания для курсового и дипломного проектирования выбираются с конкретным производственным содержание и формулируют таким образом, чтобы студенты при их выполнении оперировали большей частью полученных в процессе обучения умений и навыков.
При проведении курсового проектирования по двум смежным интегрированным между собой дисциплинам – «Экономика отрасли» и «Металлургия алюминия» на 4 курсе, задания на проекты студенты получают в ходе прохождения ими технологической практики на базовом предприятии в соответствии с местом ее проведения. В ходе проведения технологических расчетов по «Металлургии алюминия» студенты проектируют электролизный цех, а при выполнении курсовой работы по экономике – обосновывают его целесообразность (или отсутствие эффективности) внедрения данного цеха в структуру завода. Эта интеграция позволяет логически дополнить процесс обучения и научить студентов увязывать технологические показатели и параметры с экономическими расчетами и обоснованиями, что повышает продуктивность и придает прикладной характер обучающему процессу.
Дипломное проектирование является завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает глубокую системную проверку подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
Защита проектов проводится на открытом заседании Государственной квалификационной комиссии. Центрально место защиты – доклад студента.
Комиссия на основании анализа проекта (пояснительной записки, графической части, отзыва руководителя и рецензии, а так же проанализировав результаты защиты дает объективную оценку уровня знаний и умений дипломника, готовности его к самостоятельной работе.
При оценке качества проекта учитывается актуальность темы, реальность проекта, степень самостоятельности студента, глубину и прочность знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, полноту раскрытия описательной и специальной части, обоснованность предлагаемых решений, степень использования научной и технической литературы, соблюдение требований ЕСКД.
ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ
ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Итоговая государственная аттестация состоит из одного или нескольких аттестационных испытаний следующих видов:
- итоговый экзамен по отдельной дисциплине
- итоговый междисциплинарный экзамен
- защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа или дипломный проект).
По специальности 150402 «Металлургия цветных металлов» итоговая государственная аттестация в индустриально-металлургическом техникуме проводится в двух формах – защита выпускной квалификационной работы (дипломный проект) и междисциплинарный экзамен по специальности.
При разработке дипломного проекта студенты под моим руководством выполняют экономическую часть.
Междисциплинарный экзамен проводится в 3 этапа:
- проверка теоретических знаний – тестирование (по 8 дисциплинам учебного плана)
- проверка профессиональных умений и навыков – выполнение лабораторных и прктических работ по общепрофессиональным дисциплинам
- моделирование производственной ситуации – решение интегрированной профессиональной ситуационной сквозной задачи по трем дисциплинам – «Металлургия алюминия», «Экономика отрасли», «Охрана труда».
Третий этап адаптирует студента к выполнению им основных профессиональных задач и требований, повышает профессионализм выпускников, укрепляет полученные навыки в соответствии с современными требованиями рынка труда.
Для организации экзамена имеются методические указания по подготовке к соответствующему этапу, прилагается перечень наглядных пособий и нормативной документации, материалов справочного характера, которыми можно пользоваться во время экзамена.
В современных условиях перехода на Государственный образовательный стандарт третьего поколения основополагающим и приоритетным направлением является формирование общих и профессиональных компетенция и как следствие подготовка выпускников к требованиям современного рынка труда. Следствием этого является переход всех специалистов на единственный вариант ИГА – защиту выпускной квалификационной работы с привлечением в данному процессу специалистов и представителей работодателя.
2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Деловая игра как метод контроля знаний по дисциплине «Основы зоотехнии» по специальности 35.02.07. Механизация сельского хозяйства
Доклад на тему: Деловая игра как метод контроля знаний...

Различные формы и методы контроля знаний обучающихся
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирован...

Методическая разработка «Применение нетрадиционных форм организации тематического контроля знаний обучающихся на уроках математики»
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является для преподавателя средством установления того, как осваивается программный материал, как продвигается в своем развитии...
Нетрадиционные формы работы при контроле знаний обучающихся
Проектную деятельность можно рассматривать как нетрадиционную форму промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. При этом прослеживается поэтапность формирования профессиональных компетенций при о...

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В образовательном процессе особое внимание следует уделять контролю знаний. Ведь важнейшим критерием деятельности преподавателя является именно качество знаний обучающихся. В педагогическом ...