Методическая разработка «Применение нетрадиционных форм организации тематического контроля знаний обучающихся на уроках математики»
методическая разработка на тему
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является для преподавателя средством установления того, как осваивается программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. На сегодняшний день модернизация учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающегося. В своей разработке я показала как можно провести тематический контроль в игровой форме. Группа должна быть поделена на 3 команды. Работа ведется как коллективно, так и индивидуально: разгадываются математические шарады, кроссворд, преобразовываются математические выражения.
Для обучающихся нестандартный урок - это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Такой контроль знаний не только проверяет, но и воспитывает обучающегося, что и является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
Методическая разработка
Тема: «Применение нетрадиционных форм организации тематического контроля знаний обучающихся на уроках математики»
Разработчик:
преподаватель математики
Василькова В.А.
Содержание
1 | Введение | 2 |
2 | Основная часть | 5 |
2.2 | Нетрадиционные формы | 5 |
2.2 | Методическая разработка занятия | 8 |
3 | Заключение | 13 |
4 | Список литературы | 14 |
Введение
Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся является для преподавателя средством установления того, как осваивается программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. В тоже время проверка и оценка являются признаком трудностей в изучении материала, эффективности применения того или иного учебного пособия, методов и приемов обучения. Проверка знаний важна и для обучающихся, так как служит им сигналом об уровне усвоения и обучает самоконтролю.
Вопросам проверки и оценки знаний посвящено много исследований в педагогике и психологии, а по результатам этих исследований изданы практические разработки самостоятельных и контрольных работ, различных тестов, олимпиадных заданий, математических диктантов и так далее.
Основной целью проверки и оценки качества знаний является определение качества усвоения обучающимся программного материала.
Задачами учета и контроля знаний по математике можно считать следующие:
- дать оценку уровню умений студента, добывать знания самостоятельно;
- определить меру ответственности каждого студента за результаты учения;
- преподаватель должен анализировать результаты контроля и делать вывод о необходимости совершенствовать преподавание, а ученик – о необходимости продвижения в своем умственном развитии.
Условно контроль знаний обучающихся можно подразделить на следующие виды: итоговый контроль, текущий контроль, тематический контроль.
Хочется поподробнее рассказать о тематическом контроле. Тематический контроль – это вид контроля, который проводится по завершении изучения большой темы.
Функции тематического контроля следующие:
систематизировать и обобщить материал всей темы; путём повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов предмета.
Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Специфика этого вида контроля:
- студенту предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку;
- при выставлении окончательной отметки преподаватель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
- возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием обучающегося, отражает его желание и интерес к обучению.
На сегодняшний день модернизация учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающегося.
Рассматриваются возможности контроля и оценки знаний с позиции личностно ориентированного обучения. Под личностно ориентированным обучением подразумевается обучение, реализующееся посредством совместной деятельности, предполагающей своим внутренним содержанием сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций.
Преподаватель, при выборе форм и методов проверки знаний, должен понимать важность активной деятельности обучающегося, превращающее его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.
Деятельность на занятии рассматривается как последовательная цепь действий:
Настройка (актуализация) → целеполагание → определение критериев успеха планирование собственной деятельности → реализация плана→ рефлексия → оценивание → коррекция собственной деятельности.
Для осуществления контроля в рамках личностно ориентированного образования необходимо, чтобы:
- уровень проверяемого материала опирался на реальные достижения учащихся;
- цели, поставленные преподавателем или сформулированные в процессе настройки с обучающимися, были достигаемы;
- неудача рассматривалась бы как переход на более высокий уровень;
- происходило побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;
- акцентировалось внимание на характер деятельности каждого ученика или на особенностях его личности;
- предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжения уровня притязаний;
- подчеркивалась возможность решения более трудных задач.
Преподаватель в своей работе должен использовать не только распространенные формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и постоянно создавать, внедрять свои средства контроля.
Преподаватель должен делать процесс обучения не только результативным, но и интересным. Постоянный контроль знаний и умений обучающихся – главное условие повышения качества обучения. Правильное владение различными формами контроля знаний и умений содействует повышению заинтересованности обучающихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает динамичную работу каждого. Контроль для студентов должен быть обучающим, а, следовательно, он будет и воспитывающим и развивающим.
Как следствие, проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений, раскрываются индивидуальные особенности обучающихся, повышается уровень подготовки к занятиям, что позволяет вовремя устранять недочеты и пробелы в знаниях обучающихся, дополняет эффективность самого процесса обучения.
Процесс обучения эффективнее, если методы и формы при проведении тематического контроля занимательнее и интереснее.
Нетрадиционные формы тематического контроля немного повторяют уже известные, но существенно отличаются учетом эмоционального состояния обучающегося, зачастую игровой формой работы, более широкими возможностями развития памяти, внимания, мышления, воспитания каждой личности и коллектива в целом.
2. Основная часть
2.1 Нетрадиционные формы
К нетрадиционным формам контроля можно отнести: игры, смотры знаний, курсовые проекты, уроки консультации, математические марафоны, урок-КВН и т.д.
Танграм - это китайская игра, которая в течение четырех тысячелетий была любимым развлечением в странах Востока, а с начала ХIХ века она получила распространение и на Западе. Необходимо изготовить танграм: лист плотного картона квадратной формы разрезается на семь частей по определенной схеме, для простоты использования пронумеровав стороны частей-танов. При проведении контроля знаний в такой форме обучащиеся делятся на группы. Каждая группа получает задание разработать макет с заданными параметрами.
К нестандартной форме организации тематического контроля по теме можно отнести проекты. Каждый студент получает карточку с заданием его курсового проекта. Он должен не только разработать свой проект, но и защитить его (выступить с обоснованием своего решения).
В последнее время стали «модными» деловые игры с математическим содержанием. Создание в процессе обучения личностно ориентированной ситуации, т.е. ситуации, когда происходит востребованность личностных функций возможно во время имитации социально-ролевых условий.
Ролевая или деловая игра характеризуется ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. В основе игры – коллективная групповая деятельность при равноправном сотрудничестве.
Методика подготовки и проведения ролевых игр включает несколько этапов: подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов. Организация такой деятельности имеет ряд преимуществ перед традиционной системой: повышается мотивация учебной деятельности обучающихся, их социальной и познавательной активности; открываются новые возможности для проявления и реализации внутренних потенциалов личности; приобретается опыт коллективной содеятельности, опыт взаимоуважения и др.; создается ситуация успеха, атмосфера раскованности.
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности. В период становления личности обучающимся хочется сравнивать свои результаты не только со своими прошлыми достижениями, но и определять свой статус и сравнивать уровень своих притязаний с эталоном.
Математический марафон и является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие инструментальных сфер личности, а именно: интеллектуальной, эмоциональной, а также сферы социальных навыков. Участвуя в марафоне, студент проявляет стремление к самореализации; у него формируются навыки планирования и контроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности с комментариями обучающихся и соотнесение их с результатами других способствует формированию адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит их брать на себя ответственность за результаты собственной работы.
В основу математического марафона положен личностный подход в оценке математических знаний учащихся.
Одной из форм проведения тематического контроля является урок-КВН. В процессе подготовки и проведения КВН решается целый комплекс учебных и воспитательных задач. Студенты учатся творчески мыслить, добывать знания, быстро ориентироваться в окружающей обстановке, находить правильный ответ и выдавать его в остроумной форме. Успех команды зависит не только от слаженности в работе ее членов, и от болельщиков, составляющих с командой единый коллектив.
Математическая викторина может быть использована на любом уроке математики для повторения материала. Она позволяет активизировать деятельность обучающихся, прививать им интерес к предмету. Можно проводить викторину для групп (обычно, деление по рядам) или индивидуально для каждого. Итоги этапов групповой викторины можно фиксировать на доске, а индивидуальной – путем дачи жетонов правильно ответившему студенту. Такие уроки предпочтительнее проводить в качестве заключительных уроков в семестре. Чтобы викторина служила главной задачей обучения, требуется от ребят полных и обоснованных ответов.
Математическая эстафета - этот вид контроля обычно эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. Эстафету можно проводить с помощью карточек или с помощью доски. Таблицы составляются совершенно одинаковой сложности для каждого ряда. По команде преподавателя студент, сидящий за первой партой, начинает заполнение первой пустой клетки таблицы. Заполнив, он передаёт таблицу соседу и так далее. Последний в ряду, выполнив задание, кладёт карточку на преподавательский стол. Преподаватель проверяет правильность заполнения таблицы. Эстафету можно проводить и с помощью доски. Тогда на доске изображаются три таблицы, равнозначные по содержанию. По команде студенты подбегают к доске, заполняют первую пустую клетку таблицы, возвращаются на своё место, а к доске выбегают следующие члены ряда. Побеждает тот ряд, который быстро и правильно заполнит свою таблицу.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься преподавателя над тем, как поддержать интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего занятия. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве. Дидактическая игра – средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой. Это вид творческой деятельности, который тесно связан с другими видами учебной работы.
Кроссворд. При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в размещении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность. Фигуру кроссворда можно спроектировать на доску, можно оформить на отдельных листах для команды или отдельного ученика. Можно использовать кроссворды, составленные детьми, по различным темам в качестве творческих домашних работ или на конкурсах в ходе математических недель.
Математическое лото - эта игра используется для закрепления изученной темы и повторения материала. преподаватель готовит большие карты из расчёта 1-2 на парту и соответственное число маленьких карточек. Преподаватель читает пример ( или записывает его на доске), а обучающиеся решают его устно или письменно. Тот, кто обнаружил на своей большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает тот, кто раньше всех накрыл все клетки своих карт. Когда игра завершена, играющие переворачивают маленькие карточки и тогда, если все ответы верны, должна получиться определенная картинка.
Представляю разработку аудиторного занятия «Преобразование математических выражений» по завершению большой темы «Корни, степени, логарифмы». Урок пройдет в виде соревнования.Группа заранее разбита на три команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В итоге команда – победитель получит отличные оценки и, более отличившиеся, также получат отличные оценки. Каждое задание по своему интересно: математические шарады, кроссворд, необычная работа с карточками (каждому правильному ответу соответствует буква, в итоге надо из этих букв составить математическое слово) ит.д.
Методическая разработка занятия
Тема занятия: Преобразование математических выражений
Цели занятия:
- Обучающие: обобщить знания по преобразованию математических выражений;
закрепить умение применять знания при решении предложенных заданий.
- Развивающие: развивать умение анализировать, преобразовывать, логически мыслить.
- Воспитательные: сформировать интерес к математике, воспитать чувство ответственности и аккуратность.
Тип занятия: обобщающий.
Вид занятия: соревнование.
Методическая задача: выявить уровень усвоенных ЗУН по теме: «Преобразование математических выражений».
Оборудование:
- Дидактический материал
- Компьютер и мультимедийный проектор с экраном.
- Презентация
Ход занятия
- I. Организационный момент (2 мин):
Называю тему, наводящими вопросами прошу обучающихся сформулировать цели.
Урок пройдет в виде соревнования.
На уроке мы рассмотрим:
- несколько видов математических выражений, повторим свойства корней, степеней, логарифмов;
- будем работать коллективно и индивидуально.
Мы заранее разбились на три команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В итоге команда – победитель получит отличные оценки и, более отличившиеся, также получат отличные оценки. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
- II. Соревнование (Обобщение ранее полученных знаний)
- 1 тур. Домашнее задание (3 мин):
- Каждую команду представляет капитан.
Команда Корень: Корнем n-й степени из числа а называется такое число, n-я степень которого равна а. Показываются свойства.
Команда Логарифм: Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число b. Показываются свойства.
Команда Степень: Степенью числа a>0 с рациональным показателем r=, где m - целое число, а n-натуральное (n>1), называется число . Показываются свойства.
2 тур. Работа в командах (7 мин):
Обучающиеся выполняют это задание в командах.
- ∙
Ответы: Приложение №1
3 тур. Кроссворд (4 мин):
Команды разгадывают кроссворд, каждое угаданное слово оценивается в один балл.
Ответы: Приложение №2
4 тур. Математические шарады (3 мин):
Команды разгадывают математические шарады, каждое угаданное слово оценивается в один балл:
Команда «Корень»
Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «У» на «О» -
Будет круглое число.
Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье.
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То сразу превращусь я в знак сложенья.
Команда «Логарифм»
С буквой «Р» - с овцы стригут,
В нити прочные прядут.
А без «Р» - нужна для счёта,
Цифрой быть - её работа.
Число я меньше десяти.
Меня тебе легко найти.
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать.
Команда «Степень»
Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют её рьяно.
Первый слог - нота,
Второй слог - нота.
А в целом -
Только часть чего-то.
Ответы: Приложение №3
5 тур. Конкурс капитанов (9 мин):
Капитаны каждой команды решают логарифмические уравнения, каждое из которых оценивается в один балл:
- log4 x=2 log410+log4 9 - log4 30
- logx= log81 - log3+ 2 log7
- log3 x= 2 log3 6 + log3 49- log3 12
Если кто –то из членов команды первый решает уравнение, то его оцениваем отдельно.
Ответы: Приложение №4
6 тур. Работа в командах (9 мин)
Обучающиеся выполняют это задание в командах, каждый член команды решает данное задание и сверяет с ответом капитана:
Ответы: Приложение №5
III. Итоги урока (3 мин):
- Командные и индивидуальные результаты.
- Домашнее задание:
На оценку 3:
1) Вычислите:
а) ; б) ; б) ; б) ;
2) Упростите:
На оценку 4:
1) Вычислите:
а) log 5 25; б) log 2; в) ; г) lg 8+lg 125
2) Упростите:
:
На оценку 5:
1) Вычислите:
- Упростите выражение:
IV. Рефлексия
Заключение
Контроль на уроках математики - эта работа многоплановая, разнообразная, систематическая. Виды контроля зависят от возраста студентов, состава группы, изучаемой темы и многого другого. Все виды контроля в общей сложности позволяют многим обучающимся достигнуть необходимых результатов обучения и успешно сдать экзамены.
Для обучающихся нестандартный урок - это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Студентов, как правило, ставят в «ситуацию успеха», что способствует пробуждению их активности на занятии, и в подготовке творческих домашних заданий. Проводя контроль знаний в нетрадиционной форме, хочется отметить активность всех студентов: даже отстающие ребята принимают активное участие при разгадывании кроссворда, шарад и т.д. Студенты переживают не только за себя, но и за команду в целом, понимают ответственность каждого.
Такой контроль знаний не только проверяет, но и воспитывает обучающегося, что и является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Список литературы
1. Формы организации тематического контроля на уроках математики https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/06/16/formy-organizatsii-tematicheskogo-kontrolya-na-urokakh-matematiki Евстафьева Тамара Геннадьевна
2. Мазаева Е. Н. Нетрадиционные формы контроля на уроках математики (из опыта работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 56–59. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770112.htm.
3. К.А.Жужгова «Дифференциация в процессе обучения математике» - 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное тестирование как форма контроля знаний обучающихся
В данной статье я попыталась расскрыть возможности электронного тестирования. Указала на плюсы и минусы данной метода контроля знаний....
Методическая разработка "Контроль знаний обучающихся: эффективность, корректность, надёжность"
Методическая разработка "Контроль знаний обучающихся: эффективность, корректность, надёжность"...
Различные формы и методы контроля знаний обучающихся
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирован...
Методическая разработка по теме : “ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Данная методическая разработка поможет преподавателяи так построить учебный процесс, чтобы студенты могли самостоятельно приобретать новые знания и научились применять их на практике....
Нетрадиционные формы работы при контроле знаний обучающихся
Проектную деятельность можно рассматривать как нетрадиционную форму промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. При этом прослеживается поэтапность формирования профессиональных компетенций при о...
Статья "Применение разнообразных форм организации учебной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения"
В статье описаны разнообразные формы организации учебной деятельности...
ПАКЕТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства и результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
Контроль успеваемости обучающихся – одна из составляющих оценки качества освоения образовательных программ, направленный на проверку знаний, умений и навыков обучающихся....