методическая разработка
методическая разработка на тему
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Заседание историко-литературного общества
Тема: «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytyy_urok_istorik.-liter._obshchestva_2.docx | 58.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Заседание историко-литературного общества
Тема: «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации»
Внеклассное мероприятие в 11 классе.
Заседание историко-литературного общества.
Тема: «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации»
Цель: обеспечить осмысление учащимися событий Великой российской революции и помочь выработать собственную позицию, личностное отношение, опираясь на современную систему ценностей через вовлечение учащихся в познавательную, исследовательскую, творческую деятельность.
Задачи:
- Способствовать пониманию общности исканий русской творческой интеллигенции в 1917 году на примере сближения литературы, истории и мировой художественной культуры.
- Развитие навыка ведения диалога, способствующего принятию другой точки зрения , толерантности к иному восприятию как реалий действительности, так и их отражений в искусстве
Участники события получат возможность:
- изучения основных революционных исторических событий, персоналий, дат, исторических сюжетов;
- личностного осмысления событий Великой российской революции, формирование личностного отношения к событиям прошлого;
- развития и презентации творческого потенциала школьников;
- воссоздание атмосферы революции 1917 года путём театрализации, оформления, атрибутики;
- осмысления того, что события революции оказали значительное влияние на отечественную литературу, искусство и музыку;
- совершенствования навыков научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Тип мероприятия: занятие по систематизации и обобщению нового материала
Технология: интегрированное заседание историко-литературного общества, используются элементы технологии проблемного обучения и технологии активного обучения.
Используя различные виды искусства, учитель тем самым включает различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, кинематограф – пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на интегрированном уроке позволяет «озвучить» текст, пробудить у учащихся целую гамму чувств и ассоциаций. Такой путь изучения исторического процесса и литературных произведений не только обогащает и углубляет когнитивные знания школьников, помогает лучше понять емкий художественный образ, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.
Методы: частично- поисковый, исследовательский.
Оборудование:
- Презентация «Хроника событий февральской революции 1917 года» (документальная кинохроника, фотографии).
- Презентация «Исторические личности и хроника событий октября 1917 года» (портреты. фотографии, документы).
- Революционные марши и песни.
- Ментальная карта «Революционные события 25 октября 1917 года» (группа №1)
- Революционные плакаты и листовки (группы №2, №3)
Список литературы
- Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. -- Новоси-бирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - 216 с.
- Бердяев Н.А. Духи русской революции. М. 1992.
- Бердяев Н.А. Размышления о русской революции. М. 1992.
- Волобуев П. К вопросу о закономерности Октябрьской революции. // Коммунист, 1999. № 10. - С 21.
- Всеобщая история государства и права: Учеб. пособие / Под ред. К.И. Батыра - М.: Манускрипт, 1993.
- Кузнецов И.Н. История государства и права России. М.: Амалфея. 2000.
- Покровский Н.Е. Новые горизонты или историческая западня? // СОЦИС, №11, 1994. - С. 119-128.
- Старцев В. Альтернатива. Фантазии и реальность // Коммунист, 1994, № 15.
- С.Г. Кара-Мурза. Гражданская война в России. М.: Эксмо, 2009.
- С.Г. Кара-Мурза. Советская цивилизация. М.: Алгоритм, 2002.
- О.Знаменский. Учредительное собрание. – М.: 1978; также см: Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М.: РОСПЭН. 1997.
- В.М.Чернов. Перед бурей. – М. 1993; Н.Суханов. Записки о революции. - М. 1992; П.Сорокин. Дальняя дорога. – М. 1992.
- А.Ф.Керенский. Россия на историческом переломе. – М. Республика. 1993.
- Л.Троцкий. К истории русской революции. – М. Политиздат. 1990.
- М.Геллер, Анекрич. Утопия у власти. – М. 1995. Т.1.
- И.Фельштинский. Крушение мировой революции. Брестский мир. – М. Терра. 1992. Т.1.
- Ленин В.И. ПСС. Т.35.
- М.Капустин. Конец утопии? М. Новости. 1990.
- А. Блок “Интеллигенция и революция”, “Крушение гуманизма”, “Без божества, без вдохновенья…”, “Двенадцать”
- В Маяковский “Я сам”, “Хорошо!”
- С. Есенин “Анна Снегина”, “Сорокоуст”, “Русь советская”
- В.Г. Короленко “Письма к Луначарскому”
- И.А.Бунин “Окаянные дни”
- А.М. Горький “Несвоевременные мысли”
- М. Волошин “Автобиография”, “Гражданская война”, цикл “Усобица”
- А. Ремизов “Слово о погибели земли Русской”, “Заповедное слово русскому народу”
- Н. Бердяев “Истоки и смысл русского комунизма”, философская автобиография “Самоопознание”
- С.Л. Франк “Размышления о русской революции”
- Сборник статей “Октябрьская революция: величайшее событие 20 века или социальная катастрофа?”
- Стихи современных поэтов о революции (В. Солоухин, Н. Доризо, И. Ляпин, Е.Нефёдов, А. Межиров, Ю. Друнина, Ю. Беличенко, М. Вишняков и др.)
- Интегрированные уроки в школе. История-литература. 11 кл. Волгоград, 2003г.
- «Перечитывая заново». Сборник литературно-критических статей. Л. 1989г.
- И. А. Бунин. «Окаянные дни». М., 1991 г. 49
- М. Горький. Несвоевременные мысли». Журнал «Литература в школе» № 1, 1991 г.
- Хрестоматия « Русская литература 20 века». 11 класс. М., 1993 г.
Ход заседания историко-литературного общества
1. Мотивационно - целевой этап
Вступительное слово учителя истории: Уважаемые гости, коллеги, ребята! Заседание историко-литературного общества, посвященное 100-летию русской революции, разрешите считать открытым!
Революции всегда приводят к коренным переменам в жизни общества и оставляют отпечаток в исторической памяти и спустя многие годы не перестают интересовать как исследователей, так и простых людей. Историческая судьба российской интеллигенции сложна и противоречива и ее ни в коем случае нельзя рассматривать в разрыве с историей нашей Родины.
Учитель литературы « Русская интеллигенция совершила подмену цели, - писал Николай Бердяев, вместо царства духовной правды она устремилась к достижению царства социальной правды, что привело к революции 1917 и образованию тоталитарного коммунистического государства».
2. Содержательный этап.
Внимание на экран!
Видео презентация «Хроника событий февральской революции 1917» (исторические личности и кадры документальной хроники на фоне музыки)
Выразительное чтение стихотворения Василий Костенко «ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917»
Кругом постылая война,
Повсюду серые шинели.
Россия слухами полна,
Все революции хотели!
Февраль. Метель. И воет вьюга,
И очереди длинной хвост.
А в Петрограде с хлебом туго,
И зря опять народ промёрз.
- "Все расходитесь, хлеба нету,
Есть только белый, дорогой!"
- "Ешь сам! Порядка в стране нету!
А может быть царя – долой !?"
- "Царя?"
- "Конечно! Он в ответе!
Вся власть прогнила до трухи.
Царица – немка, в Кабинете
Министры бездари – рвачи."
Всю ночь трудился над плакатом
Кузнец натруженной рукой,
Чтоб утром прозвучал набатом
Призыв простой: "ЦАРЯ – ДОЛОЙ"!
Трон зашатался вековой,
Под справедливым возмущеньем,
И понеслось по мостовой
Народа гневное волненье.
И вот февральскою порой,
Всё то, что долго где-то тлело,
Прорвалось бурей грозовой,
И в Питере всё закипело.
Но только власть не извлекла
Урок истории кровавый,
И свой народ всё ж довела
До смуты и войны без славы.
3. Актуализация знаний.
Учитель истории: К сегодняшнему дню ребята, разделившиеся на группы, получили различные задания. Насколько успешно вы справились с ними, мы посмотрим в ходе заседания. Чтобы в полной мере погрузиться в революционные события, каждая группа составила для своих одноклассников несколько вопросов, из которых вам нужно было оставить один, наиболее содержательный. Я озвучиваю вопросы, одновременно они появляются на экране. Если группа, которой задаётся вопрос, затрудняется на него ответить или ответ требует дополнения, может ответить другая группа.
Вопрос 1 группе (от 3) : Как известно, 2 6 февраля, по распоряжению командующего войсками Петроградского военного округа генерала С.С. Хабалова, войскам был отдан приказ стрелять в демонстрантов. Четвёртая рота Павловского полка, отказалась стрелять, и заговорщики были приговорены к расстрелу. Объясните, были ли связаны бойцы Павловского полка с бунтовщиками?
Вопрос 2 группе (от 1): Предложенная Корниловым программа милитаризации страны - создание «армии в окопах», «армии в тылу», «армии железнодорожников» нашла поддержку у Керенского. Объясните, почему Керенский отказался от блока с Корниловым и как он использовал программу милитаризации против него?
Вопрос 3 группе (от 2): Как известно, 1 марта 1917 года, Николай Второй, прибыл на станцию Псков и его встретила свита во главе с генералом Н.В. Рузским. Почему Николай Второй отправился именно в Псков? Назовите фамилии людей, на чьё мнение опирался государь, при принятии решения об отречении от престола?
Вопрос от учителя истории: (ответить может любая группа):
Послушайте музыкальный отрывок (звучит Преображенский марш). Этот старинный русский военный марш исполняли в качестве гимна вместо «Боже царя храни», в первые месяцы, после февральской революции. Как называется этот марш? Какова его дальнейшая история?
Варианты прозвучавших ответов: Марш Лейб – гвардии Преображенского полка, Преображенский марш, марш преображенцев, марш Петра Великого, Петровский марш - один из самых старинных и известных русских военных маршей.
1) После Октября 1917 года его в качестве «гимна» упразднили, но в Добровольческой армии Деникина «Преображенский марш» продолжал оставаться «российским гимном»..
2) Марш не исполнялся в советское время официально из-за своего «царского» прошлого.
3) В РФ этот марш ежегодно исполняют на параде 9 мая при выносе Знамени Победы. Музыка, олицетворяющая победы русской дореволюционной армии становится фоном к символу нашей великой Победы.
Учитель литературы: «Еще до февральских событий 1917 года Блок писал в своем дневнике, что он знает о том, что "грядут большие события", и его мысли и заботы о будущем России нашли отражение в его стихах, а также в политических и социальных эссе.
В феврале он прибыл в Петербург, где был назначен редактором стенографического отчёта Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию противозаконной деятельности царского правительства. Блок писал: «Все происшедшее меня радует. Произошло то, чего еще никто оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала».
Вопрос классу: А как другие деятели искусства приняли февральскую революцию?
Варианты прозвучавших ответов:
1.Валерий Яковлевич Брюсов русский символист принял революцию как возможность начать свой творческий путь заново. Он надеялся, что революция приведет Россию, чуть ли не к Мировому господству. В.Я. Брюсов в письме к A.M. Горькому в этот период писал: «Не начинаю письмо поздравлениями, потому что это, само собой разумеется. Искренне кажется порой, что все это сон, магическое наваждение. Все мы ждали и верили. В Петрограде громили памятник Пушкина; в театре артисты отказались играть "На дне". (Газетное сообщение 1917 г.)
Выразительное чтение стихотворения Валерия Брюсова «Максиму Горькому в июле 1917»
Не в первый раз мы наблюдаем это:
В толпе опять безумный шум возник,
И вот она, подъемля буйный крик,
Заносит руку на кумир поэта.
Но неизменен, в новых бурях света,
Его спокойный и прекрасный лик;
На вопль детей он не дает ответа,
Задумчив и божественно велик.
И тот же шум вокруг твоих созданий, —
В толпе, забывшей гром рукоплесканий,
С каким она лелеяла "На дне".
И так же образы любимой драмы,
Бессмертные, величественно-прямы, Стоят над нами в ясной вышине.
2. Не остался в стороне от революционных волнений известный писатель - прозаик, публицист М.М. Пришвин. Февральскую революцию он встретил как закономерное развитие политических событий. «Никто не думал о русском народе, интеллигенция по-прежнему говорила и думала только о философии и искусстве». Революционная волна казалось, полностью подхватила М. Пришвина, но в определенный момент в его мировосприятии что-то меняется, и он решает уехать в село Хрущёво.
Учитель литературы: Вы совершенно правы. К февральской революции деятели творческой интеллигенции в основном отнеслись восторженно « Слушайте, слушайте музыку революции…»
Учитель истории: Февральская революция привела к изменению политической системы России. Творческая интеллигенция, в большинстве своем, приветствовавшая ее, активно участвовала в этом процессе.
Восприятие событий октября различными социальными слоями общества было неоднозначным. Внимание, на экране - хроника октября 1917 года!
Видео презентация: «Исторические личности и хроника событий октября 1917 года» (портреты. фотографии, документы).
На фоне презентации - исполнение мальчиками под гитару песни «Есть у революции начало».
Учитель истории: К заседанию историко-литературного общества, группы получили домашнее задание.
Первая группа должна была составить и объяснить ментальную карту «Революционные события 25 октября 1917 года ». С их помощью мы вспомним, что происходило в этот «красный день календаря». (1 группа поясняет ментальную карту)
Учитель истории: Из воспоминаний современников событий: «Во время переворота Петроград продолжал жить своей обычной мирной жизнью. Шли уроки в школах, работали фабрики, магазины, рестораны. По городу продолжали ходить ярко освещённые трамваи. Давали представления театры. Публика гуляла по Невскому и толпилась возле электрических вывесок синематографов».
Лев Давыдович Троцкий писал о спокойствии, царившем в городе 25 октября: «Буржуазные классы ждали баррикад, пламени пожаров, грабежей, потоков крови. На самом деле царила тишина, более страшная, чем все грохоты мира. Бесшумно передвигалась социальная почва, точно вращающаяся сцена, унося бывших господ в преисподнюю».
Учитель литературы : Владимир Маяковский в своей автобиографии писал: « Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня нет. Моя революция! Пошел в Смольный, работал». Маяковский ждал революцию, верил в неё. Ей посвятил свою «Оду революции».
Выразительное чтение стихотворения «Ода революции»
Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя ещё звали?
Как обернешься ещё, двуликая?
Стройной постройкой,
грудой развалин?
Машинисту,
пылью угля овеянному,
шахтёру, пробивающему толщи руд,
кадишь,
кадишь благоговейно,
славишь человечий труд.
А завтра
Блаженный *
стропила соборовы
тщетно возносит, пощаду моля,
твоихшестидюймовок тупорылые боровы
взрывают тысячелетия Кремля.
«Слава». *
Хрипит в предсмертном рейсе.
Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер,
туда,
где забытый
мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! —
и моё, поэтово
— о, четырежды славься, благословенная!
Учитель истории: Революция постепенно проникала в сознание. Это нашло проявление даже в повседневной жизни. Появились новые, рождённые революцией слова и аббревиатуры. Родители стали называть детей новыми именами.
Вторая группа получила задание по ономастике. Они составили справочник «Революционные имена», которые нужно будет за определённое время расшифровать другой группе.
Третья группа составляла «Революционный словарь».
Сейчас группы обменяются заданиями и три минуты у вас, наших гостей и первой группы будет возможность совместно справиться с предложенным заданием и расшифровать второй группе – имена, третьей группе – новые слова и аббревиатуры. ( Задания раздаются группам и гостям).
Задание от второй групп: расшифруйте новые революционные имена
Ким – коммунистический интернационал
Ор – октябрьская революция
Луиджи - Ленин умер, но идеи живы
Владлен – Владимир Ленин
Нинель – Ленин (читаем наоборот)
Изиль - исполнитель заветов Ильича
Вектор - великий коммунизм торжествует
Дележ - дело Ленина живёт
Дамир (а) – даёшь мировую революцию (да здравствует…)
Тамил - тактика Маркса и Ленина
Мэл – Маркс, Энгельс, Ленин
Ревмир – революционный мир
Вопрос классу Как вы думаете. Почему появляются новые имена?
Задание от третьей группы: расшифруйте новые слова и аббревиатуры.
СНК - Совет народных комиссаров
ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет
ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем
РВСР – Российский военный совет республики
Наркомпрос - народный комиссариат просвещения
РСДРП б – российская социалистическая демократическая рабочая партия большевиков
ВРК – Военно-революционный комитет
Реввоенсовет – революционный военный совет
ЗАМКОМПОМОРДЕЛ – заместитель командующего по военным и морским делам
ВЛКСМ – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи
Проверка задания. Если группы не смогли расшифровать слова, учителя обращаются к первой группе и гостям.
Учитель литературы : Катастрофа, постигшая Россию в начале 20 века, резко обострила расхождения писателей, что и послужило причиной разрыва отношений М.Горького и И.Бунина в 1917 году. К будущей революции Горький относится неоднозначно : он искренне верит в необходимость революционных преобразований, но опасается искажения идеалов социалистической революции в крестьянской стране, страшится темной крестьянской стихии. «У меня же органическое отвращение к политике, и я плохо верю в разум вообще, а в разум же крестьянской массы – в особенности». Но Алексей Максимович вступает в « Лигу русской культуры». Лига представляла собой «внепартийное объединение», преследовавшее, по словам ее инициатора П. Б. Струве, «национально-культурные цели». Важнейшей задачей этого объединения являлось восстановление утраченного «единства общества», возрождение «здорового патриотического инстинкта».
Вопрос классу: Назовите литературные группы, сформированные в 1917 году для создания « революционной философии культуры»? Поясните состав, задачи, содержание деятельности литературной группы.
Варианты прозвучавших ответов:
1.Литературная группировка «Скифы».
Состав. Писатели и поэты - Блок, Брюсов, Белый, Клюев, Есенин, Пастернак, Замятин. Художник - Петров-Водкин. Композиторов – Прокофьев.
Скифское движение поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году. Стало вершиной русского Народничества и предтечей Евразийства. Литературными сборниками группы были журнал «Скифы» (1917, 1918 г.), газета «Знамя труда», журнал «Наш путь».
Содержание деятельности. Все помнят октябрьскую революцию 1917 года как переворот, осуществлённый В.И. Лениным и большевиками. Но революцию вместе с большевиками осуществляли и русские народники – левые эсеры. Скифское Движение шло с ними рука об руку, часть скифов – Сергей Есенин, Мария Спиридонова, Иванов-Разумник – были активистами этой партии. Другие печатались в левоэсеровских газетах. Они мыслили революцию совсем иначе. У большевиков всё дышало ненавистью к народам и классам. А Революция Скифов должна была превратить Россию в «райское поле людей-цветов».
Революция должна была стать « революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце и наполняет мир красотой». «Революция должна привести к рождению Нового Человека – Скифа – Солнечного Русского. Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам. Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии – Союз Скифских Республик».
2.Пролеткульт (пролетарская культура).
Поэтом и писателем мог стать каждый, и очень многие вообразили себя «акулами пера». Пролеткульт был очень массовой организацией. Культурно-просветительные организации пролетариата появились сразу после Февральской революции. Первая их конференция, положившая начало Всероссийскому Пролеткульту, была созвана по инициативе А. В. Луначарского и по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917 года.
Идеологи «Пролеткульта»: Богданов А.А., Гостев А.К., Плетнёв В.Ф.
Цель: формирование пролетарской культуры путём развития самодеятельности пролетариата.
Содержание деятельности: Культура должна создаваться только пролетариатом без связи с прошлой культурой («чистая пролетарская культура»). Таким образом, пролеткультовцы отрицали классическую литературу, культуру прошлого, правда, признавали, что её можно использовать, но существенно пересмотрев. Пролетарская культура способна воспитать коллективизм, солидарность: революционные песни, танцы сближают молодёжь. Культура пролетариата должна быть обособлена и от культуры крестьянства и интеллигенции. Тенденция пролеткульта к сепаратизму (обособлению) противоречила ленинским принципам построения социалистического общества о союзе рабочего класса, крестьянства и интеллигенции.
В 1920-егоды пролеткульт в основном занимался театральной и клубной работой. Так в Рабочем театре Пролеткульта работали С.М. Эйзенштейн, В. С. Смышляев, И. А. Пырьев, М. М. Штраух, Э. Для поэзии Пролеткульта было характерно воспевание Октября, рабочего класса. Поэты: М. П. Герасимов, В. Т. Кириллов, В.Д.Александровский, П. К. Бессалько и др.
Учитель литературы: Октябрьская революция 1917 г. по-разному была воспринята
творческой интеллигенцией. Одно было ясно - к старой жизни нет возврата. Только эмиграция те, кто уехал из страны, с ужасом вспоминали первые годы своей жизни в стране Советов. Один из них, Михаил Осоргин, писал: «Мы, литераторы и ученые, за последние годы были башмачниками, торговцами, чистильщиками снега, землекопами,
землепашцами, портными, чернорабочими, нищими... Философы торговали за прилавками и выносили поганые ведра, писатели продавали селедку и пакеты против вшей, профессора пилили дрова и чистили картошку, адвокаты мыли солдатское белье, артисты закапывали "жмуриков" (покойников), все научились таскать и мыть огромную "парашу", подтирать полы в арестантских уборных и прочищать палкой раковину - испытали все...».
В воспоминании писателя предстает ужасающая реальность. Многих же деятелей литературы и искусства объединял открытый антибольшевизм. Почему это произошло?
Николай Бердяев писал: «В России не было традиции открывательства. была традиция разрыва».
Вопрос классу: Какие вы обозначили бы моменты разрыва в культурном развитии России?
Варианты прозвучавших ответов: Разрыв с язычеством после Крещения, смутное время, церковный раскол, реформы Петра, события революции 1905-1917 г.г.
Учитель литературы: Итак, традиции разрыва, дух революционных перемен – вот причины стремительного развития, так считает Бердяев и многие деятели литературы и искусства. Русский философ, Бердяев писал «деятели русской революции жили идеями Чернышевского, Плеханова, материалистической и утилитарной философией, отсталой тенденциозной литературой , они не интересовались Достоевским, Толстым ….Поэтому революция была у нас кризисом и утесненением духовной культуры».
4. Рефлексия.
Учитель истории: Революция 1917 года - событие трагическое, неоднозначное. Поэтому по сей день вызывает много споров. Вы знакомились с различными точками зрения на революционный процесс. Совпадение вашей точки зрения с цитатой известных культурных и государственных деятелей нашло отражение в нарисованных вами плакатах. Сегодня, завершая заседание историко-литературного общества, хочется задать вам два вопроса.
Ребята, что для вас – революция?
Какие уроки мы можем вынести из событий 1917года?
Варианты прозвучавших ответов:
*Революция – это трагедия и террор, который породит ещё больший террор - гражданскую войну. Это тяжелейшее испытание для народа и страны в целом.
*Революции, так же как и события смутного времени, порождают неординарные личности - Ленин, Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Александра Коллонтай, Дзержинский и многие другие.
*Лучше революция сверху (реформами), чем насильственный переворот.
*Необходимость решения спорных вопросов путем компромисса и сотрудничества. «Вам нужны великие потрясения, а нам нужны великая Россия», говорил П.А.Столыпин.
*События и последствия революции и гражданской войны призывают нас к толерантности (терпимому отношению к другому мнению, позиции, идеологии, интересам) и конечно милосердию.
Учитель истории: Действительно, ребята, любые события, произошедшие в нашей стране – это наша история. Мы её принимаем, уважаем, стараемся понять. Сто лет прошло с 1917 года. И сегодня мы с вами рассуждали, делились своими мыслями и впечатлениями – во имя мира и консолидации!
На этом мы заканчиваем заседание историко-литературного общества. Благодарим всех за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.
Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...