Система работы педагога по индивидуализации обучения студентов с нарушениями слуха.
статья на тему
Статья для Региональной научно-практической конференции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Актуальные вопросы общего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_noyabr_2017.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагога по индивидуализации обучения студентов с нарушениями слуха.
М.В. Калинкина,
преподаватель БУ «НСГК»
В работе по индивидуализации обучения студентов-инвалидов педагог должен опираться на следующую нормативно-правовую базу:
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273;
- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ;
- ФЗ от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
- Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении «Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;
- Приказ Минобрнауки от 16.04.2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов»;
В учебном процессе для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся, наличие необходимого материально-технического оснащения.
К числу проблем, характерных для лиц с нарушением слуха, можно отнести:
- замедленное и ограниченное восприятие;
- недостатки речевого развития;
- недостатки развития мыслительной деятельности;
- пробелы в знаниях;
- недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Индивидуализация учебной деятельности студентов с нарушениями слуха осуществляется на основе учета их индивидуальных особенностей, проявляющихся в их познавательной деятельности, психофизических (в том числе и слуховых) способностях, в умении мобилизовать эмоционально-волевые и интеллектуальные силы, на основе использования дидактических и организационных средств.
Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося на конкретном занятии при изучении каждого учебного предмета является одним из путей реализации принципа индивидуального подхода.
В обучении студентов с нарушением слуха большую роль играют наглядные средства. Перенос акцента на невербальные средства преподнесения учебного материала является одним из возможных путей решения ряда педагогических вопросов, связанных с усвоением знаний.
Большое значение для совершенствования процесса обучения студентов с нарушением слуха имеет рациональное сочетание наглядных и словесных средств.
Важно дозировать применения словесных и наглядных компонентов в учебных сообщениях для глухих. Информативная ценность текстов для глухих обеспечивается укрепляющейся с годами обучения взаимосвязанностью в их мышлении понятия и образа, благодаря чему они могут более успешно соотносить вербальный и графический материал.
Полноценное усвоение знаний и умений происходит в условиях реализации принципа коммуникативности. Эффективное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе, умение представлять и защищать результаты своей работы, владение различными социальными ролями в коллективе, способность к организации эффективного делового общения являются навыками, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.
Коммуникативный компонент развивается в результате включения студентов в групповую деятельность на основе формирования словесной речи. Поэтому коммуникативная система, действующая ныне в практике обучения глухих и слабослышащих, в большей степени направлена на развитие словесной коммуникации. Задачей данной системы является обучение языку как средству общения.
Полноценное владение неслышащими студентами речью предполагает не только совершенствование навыков ее восприятия, но и ее воспроизведения. Эти два процесса взаимосвязаны, их совершенствование осуществляется в условиях использования развивающегося остаточного слуха студентов с нарушенным слухом в ходе образовательного процесса.
Сочетание всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, зрительного восприятия с лица и с руки говорящего) предполагает развитие всей структуры речевой деятельности, которая помогает практической деятельности и вплетается в нее. От содержания целей, условий практической деятельности зависят и соответствующие функции общения, что особенно важно для получения общего или профессионального образования лицами с нарушением слуха.
Для студентов с нарушением слуха необходимым также является построение процесса обучения на основе учета их психофизиологических особенностей. Учет индивидуально-психологических особенностей, интеллектуального развития, способностей, уровня подготовки по данному предмету осуществляется через содержание и форму самих учебных занятий. Готовясь к занятию, преподаватель подбирает разнообразный дидактический материал, исходя из учебных возможностей студентов (прежде всего уровня усвоения знаний), индивидуального темпа работы. Важно подбирать дидактический материал с учетом индивидуальных способов переработки учебной информации (словесного, знаково-символического, рисуночного и др.).
Учет индивидуальных особенностей на занятиях поможет решить одну из важнейших задач специального образования – обеспечить общее развитие лиц с нарушением слуха и, прежде всего, развитие их мышления и речи. Такой учет возможен в процессе формирования индивидуальной траектории каждого обучающегося.
Формирование индивидуальной траектории обучения каждого студента с нарушением слуха происходит в процессе:
- индивидуализированного обучения;
- дифференцированного обучения;
- разработки специального методического обеспечения;
- привлечения самого обучающегося к планированию его деятельности в процессе обучения.
При работе со студентами с нарушением слуха необходимо, чтобы устное объяснение материала подкреплялось наглядным изображением и затем дублировалось устным пояснением. Необходима также последующая беседа по представленному материалу (вопросы студентам, выявляющие степень восприятия нового материала с целью восполнения пробелов понимания). Таким образом, схема объяснения нового материала такова: устное объяснение – визуальный объект – устное пояснение – беседа по предложенному материалу. Также при ответе студента речь (любой её вид), подкрепленная рисунками, говорит о понимании изученного. Тем не менее, предпочтительнее – речь устная, развитие которой неразрывно связано с развитием мышления.
Методическую систему обучения необходимо строить на основе индивидуализированного подхода, позволяющего учитывать особенности студентов с нарушением слуха; существенного повышения уровня наглядности; применения средств и методов, позволяющих формировать логическое мышление обучаемых и развивать их коммуникативные возможности.
Для повышения эффективности занятия можно использовать следующие средства обучения:
- учебная, справочная литература, работа с которой позволяет развивать речь, логику, умение обобщать и систематизировать информацию;
- словарь понятий, способствующий формированию и закреплению терминологии;
- структурно-логические схемы, таблицы и графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, активизирующие различные виды памяти;
- раздаточный материал, позволяющий осуществить индивидуальный и дифференцированный подход, разнообразить приемы обучения и контроля;
- технические средства обучения.
Таким образом, предлагаемый для изучения материал должен быть представлен в доступной для каждого студента форме независимо от степени потери слуха и развития речи с учетом формирования индивидуальной траектории обучения каждого студента.
Поэтому во время лекции желательно использовать следующие приемы:
- наглядность (например, использование компьютерных презентаций позволяет максимально визуализировать изучаемый объект);
- использование различных форм речи: устной (уровень развития остаточного слуха, умение считывать с губ), жестовой, письменной – в зависимости от навыков, которыми владеют студенты;
- разделение лекционного материала на небольшие логические блоки.
Объяснение учебного материала происходит от простого к сложному. В то же время принцип обучения от общего к частному используется в меньшей степени, чем при работе со здоровыми учащимися, так как студенты с нарушением слуха легче воспринимают и лучше усваивают более конкретные вещи, а абстрактный материал воспринимается ими с трудом. На практических занятиях необходимым является систематическая работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации самостоятельных работ и проверки домашних заданий с обязательной корректировкой (на каждом занятии).
Студенты лучше воспринимают тот материал, который предъявлен в наиболее легко воспринимаемой форме. Для глухих, как правило, такой формой является жестовый язык. Для многих слабослышащих студентов восприятие жестовой речи нередко вызывает затруднения, что связано со способами обучения в школах для слабослышащих. Для слабослышащих студентов эффективна практика опережающего чтения, когда студенты заранее знакомятся с лекционным материалом и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова и фрагменты. Такой вариант организации работы позволяет студентам лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты.
Поскольку состав групп неоднородный (в одной группе обучаются студенты с разной степенью потери слуха), при выборе способов подачи лекционного материала оптимальным является использование всех четырех видов речи: жестовой, дактильной, письменной, устной. При этом необходимо адаптировать текст лекции для студентов с нарушением слуха: не использовать, если это возможно, длинных фраз, сложных предложений.
У студентов с нарушением слуха на занятиях зрительный канал работает с перегрузкой, причем тем большей, чем сильнее поражены органы слуха. Это приводит к снижению скорости восприятия информации и повышенной утомляемости во время занятия. В связи с этим надо выделить некоторые особенности проведения занятий, позволяющие снизить нагрузки:
- представление информации с использованием наглядности и активизации мыслительной деятельности;
- представление материала малыми дозами;
- комплексное использование устной, жестовой речи;
- хорошая артикуляция;
- немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;
- неоднократное повторение, причем фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования;
- обучение работе со зрительными образами: работа с графиками, таблицами, схемами и пр.;
- тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, схем.
Многие проблемы помогает решить изложение лекций с использованием учебно-методических презентаций, такой подход позволяет:
- использовать наглядность;
- упростить коммуникацию;
- облегчить восприятие нового материала.
Итак, в основе методического подхода лежат: совершенствование словесной речи; опора на наглядность; активизация работы студента.
Информационные технологии расширяют возможности педагога, помогают создавать такие условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционных средств.
Учебно-методические презентации являются одной из организационных форм, которые можно использовать в процессе обучения студентов с нарушением слуха. Подготовка таких лекций основана, в частности, на принципе сочетания абстрактности мышления с наглядностью, который отражает закономерную связь между разнообразием чувственных восприятий содержания учебного материала и возможностью его понимания, запоминания, хранения в памяти, воспроизведения и применения. Использование развитых средств графики облегчает эту задачу.
Учебно-методические презентации представляют собой набор определенных иллюстраций, отражающих содержание каждой темы дисциплины с небольшим текстовым пояснением.
С целью сокращения объема записей целесообразно использовать опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям. Надо отметить, что при этом лектор может направлять внимание на основные звенья мыслительной работы – постановку задачи, исследование путей решения, аргументирование правильности выбранного пути, формулировку определений, анализ полученных результатов и следствий. Студенты получают возможность не только следить за мыслью лектора, но и думать вместе с ним. У лектора усиливаются возможности для управления работой мысли студентов. Это развивает определенный вид мышления, повышает культуру и значимость слушания. Использовать учебно-методические презентации можно также и на семинарских занятиях. Сочетание наглядности с постановкой проблемных вопросов, заданий и задач является эффективным способом активизации познавательной деятельности студентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения
Приобретая навыки работы с различными компьютерными программами, внедряя их в учебный процесс, можно организовывать свои занятия на более высоком педагогическом уровне. Современные информа...
Использование ЭОР в группах студентов с нарушением слуха на занятиях по дисциплинам профессионального цикла
Доклад к семинару....
Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения).
Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения)....
Особенности обучения английскому языку студентов с нарушениями слуха в интегрированной группе в рамках инклюзивного образования
Презентация содержит интерпретацию термина "инклюзивное образование", стратегии обучения иностранному языку учащихся с нарушениями слуха....
статья ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В»
В статье описываются особенности обучения лиц с нарушением слуха вождению, как теоретической, так и практической части. Особое внимание уделяется теоретической части. Каждое занятие проводится с испол...
Методические рекомендации по обучению студентов с нарушением слуха
Методические рекомендации по обучению обучающихся с нарушением слуха для педагогов, которые помогут им в работе....