Рабочая программа по русскому языку 8 класс к УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская
рабочая программа на тему
«Русский язык» -8 класс
Предмет «Русский язык » входит в образовательную область «Филология».
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, федеральным базисным учебным планом.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений/ Ладыженская, Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.- М.: Просвещение,2014 г.
Для реализации данной программы используется Учебник : Русский язык 8 класс , Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др.М.:Просвещение,2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_zap_rya_8_kl.docx | 70.62 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка по русскому языку в 8 классе
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе является составной частью основной общеобразовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 им. В.И. Медведева» на 2017-2018 учебный год. Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) 2009г, которую подготовили авторы Баранов М.Т, Лодыженская и др., напечатанную в сборнике нормативных документов «Русский язык» (составители: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, и др. издательство «Просвещение, Москва, 2009г.), с использованием рекомендаций инструктивно - методического письма МО и Н Челябинской области « О преподавании учебного предмета «Русский язык» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2017-2018 учебном году», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004г.
Преподавание дисциплин образовательной области «Русский язык» в 2017-2018 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, обеспечивающих реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта:
- Инструктивно-методическое письмо МО и Н Челябинской области «О преподавании русского языка» в 2017-2018 учебном году
- Учебный план МБОУ «СОШ № 7 им. В.И. Медведева» приказ № 138 от 31.08.2017 года
- Письмо управления образования г.Троицка «О реализации в муниципальных общеобразовательных организациях основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования и адаптированных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования в 2017 – 2018 учебном году» №1770 от 18.08.2017
Гуманитарное образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков):
«Русский язык», « Развитие речи »
Общая характеристика учебного предмета.
- Филологическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов ( точные названия блоков): русский язык, развитие речи. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения русскому языку в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах предмета.
В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения русскому языку в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
В рамках указанных содержательных линий решаются в 8 классе следующие задачи:
- Развитие представления о роли алфавита, значении словосочетания и морфемы, формирование предложений разного типа и вида, формирование практических навыков выполнения устных, письменных, творческих и самостоятельных навыков обучения, умение работать с текстами и совершенствовать развитие речи.
- Овладение символическим языком графического владения русским языком, выработка формально-оперативных лингвистических и языковедческих умений и умение применять их на практике.
- Изучение видов разборов разного вида: фонетического, словообразовательного, морфологического и морфемного, пунктуационного и синтаксического, умение использовать графическое изображения членов предложения, выделения морфем в слове. нахождение мельчайшей единицы слова.
- Получение представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер
- Развитие логического мышления и речи, умение логически обосновывать суждения. Проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр примеры, использовать различные языки средства (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
- Формирование представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах моделирования реальных процессов и явлений русского языка.
Изучение русского языка на ступенях основного общего образования для учащихся 8 класса направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой языковедческих знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы философской культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах русского литературного языка как универсального языка современного человека, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к русскому языку как к части общечеловеческой культур, понимание значимости русского языка как языка многонационального народа, его международное значение в системе языков мирового сообщества, влияние русского языка на языки братских славянских народов.
Обоснование выбора УМК для реализации Рабочей программы:
Для реализации Рабочей программы взята Программа по русскому языку общеобразовательных учреждений, которая фиксирует содержание образования определенного уровня и направленности. Примерная программа является ориентиром для составления рабочей программы и выбора учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом предлагается собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. В 8 классе на изучение русского языка отводится 3 часа в неделю, В соответствии с этим реализуется примерная программа основного общего образования по русскому языку 2009г, которую подготовили Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, и др.), напечатанную в сборнике нормативных документов « Русский язык» (составители: Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, и др. М, Издательство «Просвещение», 2009г.).
Выбор учебников по русскому языку для 8 классов для общеобразовательных учреждений взят в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017-2018 учебный год. В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Преподавание русского языка в 8 классах ведется по второй линии:
8 классы |
Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, и др. М, Издательство «Просвещение», 2014г. |
Разбивка текста учебника на пункты дает почасовую разбивку материала. Общее число пунктов в учебнике меньше числа часов, отводимых на изучение предмета, и составляет 60% общего числа часов.
Это соотношение между числом пунктов и числом часов, отводимых на предмет, выдерживается по годам и классам. Предполагается, что остальные часы будут использованы для работы над уроками по развитию речи, самостоятельных работ, обобщающих уроках и тестировании, для контроля успеваемости учащихся и других форм работы. Предполагаемые учебники адресованы, прежде всего, учащимся. Для учителя текст пункта учебника - это тезис, который должен быть воспроизведен в ходе урока без изменений, но соответствующим образом дополненный. Это дополнение учитель делает по своему усмотрению.
Учебно-методические пособия содержат материал, расширяющий границы учебника, и дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности.
В качестве таких пособий используются справочные материалы, книги для внеклассного чтения, методические пособия для учителя к учебникам русского языка, дидактические материалы, книги для учащихся, сборники, обобщающие опыт преподавания русского языка, книги для учителя, в том числе из серии «Библиотека учителя русского языка», журналы « Русский язык в школе», приложение « Русский язык» к газете «Первое сентября»
« Первое сентября», электронные издания образовательного назначения (Интернет-учителю)
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Обучение производится очно.
Данная рабочая направлена на обеспечение образовательных потребностей обучающихся и их родителей.
В школе имеется оборудование, позволяющее в полном объеме проводить практические работы. Наличие компьютерного класса и выход в интернет позволяют использовать новые информационные технологии.
Имеются все основания утверждать, что учащиеся основной школы будут подготовлены к сдаче ЕГЭ, обучению в средней школе или обучению в других средних специальных заведениях.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом.
При организации учебного процесса пользуются различными видами планирования, которое составляется по конкретному учебнику, в определенном классе в соответствии с программой и учебным планом образовательного учреждения.
Планируется система уроков по темам, которая основана на многостороннем анализе учебного материала темы. Образовательные цели изучения темы определяются в программе. Их назначение состоит в предвидении результатов обучения в форме теоретических фактов и умений, а также тех действий, которые ведут к их достижению в процессе воспитания, обучения и развития учащихся. При установлении логической организации учебного материала надо выявить возможный способ построения темы: на содержательной основе, на дедуктивной основе, с использованием элементов дедуктивного подхода.
Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов для обязательного изучения русского языка в 8 классе отводится до 105 час. , т.е. по 3 часа в неделю,. При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по русскому языку и развития речи.
Ориентируясь на действующие в настоящее время учебники, составлено тематическое планирование, в котором содержится разбивка содержания программы на отдельные темы, определяющая количество уроков, выделяемых как на изучение глав, параграфов и пунктов учебника, так и для проведения контрольных работ.
Тематическое планирование составлено к УМК:
* Л.А. Тростенцова.,Ладыженская Т.А., Русский язык , 8 класс, М., «Просвещение», 2014г.
*
1.В этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
2. Итоговая аттестация показывает хорошую подготовку учащихся.
3. Все учащиеся обеспечены учебниками.
4. На протяжении всего курса хорошо проработана линия «статистика и вероятность», задания по этому разделу включены в итоговую аттестацию.
5.В учебниках 8 классов большое внимание уделяется синтаксису, орфографии, морфологии, пунктуации и развитию речи.
« Русский язык 5- 9 кл.» , М.:Просвещение,2014г. Данный учебник апробировался в выше названной школе в течение 10 лет.
Данная линия является доработанной в соответствии с требованиями нормативных документов.
Обоснование национальных, региональных и этническо-культурных особенностей по русскому языку на уроках в 8 классе
В качестве национальных, региональных и этническо-культурных особенностей (НРЭО) для учащихся 2 ступени обучения ( 8 класс) предлагается проводить уроки как в системе , т.е. при изучении материала нового урока, так и дополнительно во время материалов на повторение и закрепление пройденного материала.
Для этого используются материалы книг, газет и энциклопедический материал по разным темам.
Наиболее целесообразно для учащихся предложить темы по изучению русского языка на региональном уровне с использованием национального богатства и традиций литературного языка, а также его особенности на территории Южного Урала .
В качестве сопутствующего материала могут быть материала журналов об Южном Урале, народонаселении, особенности говоров и отличительные особенности языка многонационального уральского народа.
Межпредметные связи, преемственность:
Главной педагогической функцией межпредметных связей является формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире, роли человека в обществе, гражданская и нравственная позиция ученика и целеполагание за роль языка . Это достигается с помощью совокупности знаний из различных дисциплин, обеспечивающей понимание жизненных явлений, места и роли человека в познании и преобразовании мира. Актуальность осуществления межпредметных связей обусловлена также современным уровнем развития образования, где новыми импульсами стимулированы процессы интеграции. Они ориентированы на создание и совершенствование интегрированных курсов, раскрывающих мир в целом.
Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются:
-усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала ;
- теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приемах обучения;
- комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.
На уроках русского языка постоянно привлекаются сведения из смежных предметов. Различные понятия литературы, МХК , географии, биологии, музыки, ИЗО - необходимое условие реализации мировоззренческого потенциала курса.
Межпредметные связи применяются в интегрированных уроках, лабораторных и практических занятиях межпредметного содержания, комплексных экскурсиях, межпредметных конференциях и т. д. Здесь не обойтись без сотрудничества учителей разных предметов, усилиями которых создаются и совершенствуются необходимые средства реализации межпредметных связей в учебном процессе: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, учебные проблемы межпредметного содержания и др.
При изучении материала некоторых тем курса русского языка в 8 классах требуется решение проблемы преемственности между начальной и основной школой. Это влечет за собой внесение определенных изменений в организационные формы обучения.
Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования.
В ходе освоения содержания языковедческого гуманитарного образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- Построения и исследования простого и сложного предложений, моделей и алгоритмов , тезисов и плана изложения и ответа для описания и выполнения творческих заданий.
- Выполнения и самостоятельного составления таблиц и схем по отработке орфограмм, пунктограмм, алгоритмических рассуждений и доказательств..
- Проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений
- Самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Для этого используются:
Проблемное обучение.
Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов
Разноуровневое обучениие
ИКТ
Коллективная система обучения
Технология модульного и блочно - модульного обучения
Развитие исследовательских навыков
Проектные методы обучения
Лекционно-семинарско-зачетная система
Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других обучающих игр
Особенности организации учебного процесса
Формы организации учебного процесса представляют собой внешнее выражение взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами.
Среди конкретных форм организации обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, индивидуальные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, домашнюю работу учащихся, семинарские занятии, экстернат, модульная, дистанционная.
Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы.
Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определенную дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения.
При изучении тем по развитию речи в 8 классах материал строится на повторении изученного в начальном звене, в 5, 6 и 7 классах.
Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения языковедческого материала: от единичного к общему, от общего к всеобщему и от фактов к процессам и закономерностям.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно- нравственного мира учащегося, его национального самосознания.
Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе: воспитание гражданственности, патриотизма.
2. Содержание обучения
Для обучающихся в 8 классе требуется следующее содержание обучения
Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц ) и, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего ( полного) общего образования. Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной, мировой и культуры и фундаментальные начальные идеи, факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.
Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем ( дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормы учебного времени , отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.
Обязательный минимум представлен в 2 форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Основная цель для обучающихся 8 класса дать представления о новом материале и закреплять материал начальной школы и 5, 6 и 7 классов..
Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем ( дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормы учебного времени , отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.
Обязательный минимум представлен в 2 форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
8 кл. - 105 час. -3 часа в неделю
Резерв свободного учебного времени в 8 классе – 3 часа
Содержание учебного материала Рабочей программы полностью соответствует примерной программе, разработанной федеральным государственным органом, и удовлетворяет целям и задачам образовательного учреждения. ( «Примерные программы по русскому языку стр .18- 41 )
3. Тематическое планирование по русскому языку в 8 классе
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. | НРЭО | Вид контроля, измерители | Тип урока | |
план | факт | |||||||
Русский язык в современном мире | ||||||||
1 | Вводный урок о русском языке . | 1 | Роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире. Объяснить термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?» | №1 | Лекция, беседа, работа с книгой | Вводный урок | ||
Повторение изученного в 5-7 классах | ||||||||
2 | Пунктуация и орфография. | 1 | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические); назначение знаков препинания. | Работа с книгой, практикум | Повторение | |||
3-4 | Знаки препинания в сложном предложении | 2 | Типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении | Практикум | Повторение | |||
5 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы | Практикум, самостоятельная работа | Повторение | |||
6-7 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | 2 | Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи; схемы предложений | Практикум, самостоятельная работа | Повторение | |||
8-9 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 2 | Практикум, самостоятельная работа | Урок контроля | ||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | ||||||||
10 | Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса | 1 | Текст. Средства связи предложений в тексте | Частично-поисковый метод, групповая работа | Изучение нового материала | |||
11 | Предложение как единица синтаксиса | 1 | Особое свойство предложения (соотнесённость с фрагментами окружающей действительности), коммуникативная функция предложения | Объяснительно-иллюстративный метод, самостоятельная работа | Изучение нового материала | |||
12 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | 1 | Определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетаниях | Частично-поисковый метод, групповая работа, практикум | Изучение нового материала | |||
13 | Синтаксические связи слов в словосочетании | 1 | Виды подчинительной связи, способ подчинительной связи по вопросу, синонимичные словосочетания как средство выразительности речи, языковые единицы, виды их анализа | Частично-поисковый метод, групповая работа | Изучение нового материала | |||
14 | Синтаксический разбор словосочетания | 1 | План синтаксического разбора словосочетания | Объяснительно-иллюстративный метод, беседа, фронтальная работа | Изучение нового материала | |||
Простое предложение | ||||||||
15 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | Основные единицы языка, подлежащее в предложении, способ его выражения, согласование подлежащего со сказуемым | Частично-поисковый метод, практикум, групповая работа | Изучение нового материала | |||
16 | Порядок слов в предложении. Интонация. | 1 | Основные единицы языка, их признаки. подлежащее в предложении, способ его выражения | Объяснительно-иллюстративный метод, самостоятельная работа | Изучение нового материала | |||
17-18 | Писание памятника культуры (сочинение-описание по картине) | 2 | Признаки текста, особенности сочинения-описания, выбор и организация средств выразительности, правильное изложение мыслей в устной и письменной форме | №2 | Беседа, самостоятельная работа | Урок развития речи | ||
Двусоставные предложения | ||||||||
Главные члены предложения | ||||||||
19 | Подлежащее | 1 | Основные единицы языка, их признаки. подлежащее в предложении, способ его выражения | Объяснительно-иллюстративный метод, самостоятельная работа | Изучение нового материала | |||
20 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 | Основные способы выражения сказуемого, различение сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений | Эвристическая беседа, практикум, коллективная работа | Изучение нового материла | |||
21 | Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое | 1 | Основные способы выражения сказуемого, различение сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистическое различение простых и составных глагольных сказуемых | Частично-поисковый метод, лингвистическая задача, самостоятельная работа | Изучение нового материла | |||
22 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). | Объяснительно-иллюстративный метод, самостоятельная работа | Изучение нового материла | |||
23-24 | Контрольный диктант «Главные члены предложения» с грамматическим заданием. Работа над ошибками | 2 | Самостоятельная работа | Урок контроля | ||||
Второстепенные члены предложения | ||||||||
25 | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | 1 | Роль второстепенных членов в предложении, дополнения. Знаки препинания. Нахождение ошибок в употреблении существительных, которые выражены дополнением | Проблемный метод, лингвистическая задача, групповая работа | Уроки изучения нового материала и закрепления изученного | |||
26 | Определение | 1 | Основные признаки согласованных и несогласованных определений | Проблемный метод, лингвистическая задача, групповая работа | Комбинированный урок | |||
28 | Приложение. Знаки препинания при нём | 1 | Понятие «приложение», распознание приложения среди других членов предложения, использование приложения как средство выразительности речи; знаки препинания при приложении | Объяснительно-иллюстративный метод, самостоятельная работа | Комбинированный урок. | |||
29-30 | Обстоятельство | 2 | Определение роли обстоятельства в предложении | Беседа, коллективная работа, самостоятельная работа | Урок контроля | |||
31 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | Проблемный метод, лингвистическая задача, групповая работа | Изучение нового материала | ||||
32-33 | Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет | 2 | Признаки текста, особенности создания описания группового портрета, языковые особенности | Беседа. Самостоятельная работа | Урок развития речи | |||
34 | Повторение по теме «Двусоставные предложения» | 1 | Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу | Ответы на вопросы, коллективная работа, самостоятельная работа | Урок повторения | |||
35 | Контрольный диктант по теме: «Двусоставные предложения» с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | |||||
Простые односоставные предложения | ||||||||
36 | Главный член односоставного предложения. Назывные предложения | 1 | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений; нахождение назывных предложений в тексте | Частично-поисковый метод, лингвистическая задача | Изучение нового материала | |||
37 | Определённо-личные предложения | 1 | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений; нахождение определённо-личных предложений в тексте | Частично-поисковый метод, лингвистическая задача | Изучение нового материала | |||
38 | Неопределённо-личные предложения | 1 | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений; нахождение неопределённо-личных предложений в тексте | Частично-поисковый метод, практикум, коллективная работа | Изучение нового материала | |||
39 | Инструкция | 1 | Особенности составления инструкции, употребление в ней односоставных предложений | Частично-поисковый метод, лингвистическая задача, групповая работа | Урок развития речи | |||
40 | Безличные предложения | 1 | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений; нахождение безличных предложений в тексте | Частично-поисковый метод, лингвистическая задача | Изучение нового материала | |||
41 | Рассуждение | 1 | Тип речи – рассуждение, отличительные признаки, особенности рассуждения | Объяснительно-иллюстрированный метод, практикум | Урок развития речи | |||
42 | Неполные предложения | 1 | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений; нахождение неполных предложений в тексте | №3 | Самостоятельная работа, коллективная работа | Изучение нового материала | ||
43 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 | Выполнение синтаксического разбора односоставного предложения | Репродуктивный метод, практикум, самостоятельная работа | Комбинированный урок | |||
44 | Повторение по теме «Односоставные предложения» | 1 | Отличие между типами односоставных предложений, признаки каждого из них | Репродуктивный метод, практикум, самостоятельная работа | Урок повторения и обобщения | |||
45 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | 1 | Урок контроля | |||||
Простое осложнённое предложение | ||||||||
46 | Понятие об осложнённом предложении | 1 | Способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения) | Проблемный метод, самостоятельная работа, фронтальная работа | Изучение нового материала | |||
Однородные члены предложения | ||||||||
47 | Понятие об однородных членах предложения | 1 | Способы выражения однородных членов, типы связи и средства связи между однородными членами; распознавание и произношение однородных членов с соответствующей интонацией | Беседа, самостоятельная работа | Изучение нового материала | |||
48 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | 1 | Правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией, при однородных членах с обобщающим словом | Объяснительно-иллюстративный метод, самостоятельная работа, практикум | Изучение нового материала | |||
49-50 | Изложение | 2 | Особенности сравнительной характеристики героев | Урок развития речи | ||||
51 | Однородные и неопределённые определения | 1 | Разграничение однородных и неоднородных определений, использование однородных и неопределённых определений в заданной речевой ситуации | №4 | Частично-поисковый метод, лингвистическая задача, самостоятельная работа | Изучение нового материала | ||
52-53 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 2 | Правильное расставления знаков препинания в предложении с однородными членными, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами, использование предложений с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной | Объяснительно-иллюстративный метод, самостоятельная работа, практикум | Изучение нового материала | |||
54-55 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 2 | Правила постановки знаков препинания (двоеточие и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях, | Объяснительно-иллюстративный метод, самостоятельная работа | Изучение нового материала | |||
56 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 1 | Порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения с однородными членами | №5 | Проблемный метод, лингвистическая задача, самостоятельная работа | Изучение нового материала | ||
57 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Обобщение и систематизация материала по теме, подготовка к контрольному диктанту | №6 | Самостоятельная работа, фронтальная работа | Урок повторения | ||
58 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Урок контроля | |||||
Обособленные члены предложения | ||||||||
59 | Понятие об обособлении | 1 | Обособление, выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире, графическим обозначением обособленных членов предложения и интонации обособления | Объяснительно-иллюстративный метод, практикум, индивидуальная работа | Изучение нового материала | |||
60-61 | Обособленные определения. Выделительные знаки при них | 2 | Виды обособленных определений (согласованные и несогласованные), способы выражения обособленного определения, способы выражения определяемого слова | №7 | Самостоятельная работа, коллективная работа | Изучение нового материала | ||
62-63 | Рассуждение на дискуссионную тему | 2 | Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему | Самостоятельная работа | Урок развития речи | |||
64-65 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 2 | Правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение) | Индивидуальная работа в группах, работа в группах | Изучение нового материала | |||
66 | Урок-зачёт по теме «Обособленные приложения» | 1 | Урок контроля | |||||
67-68 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки при них | 2 | Способы выражения обособленных обстоятельств, правила обособления обстоятельств | Беседа, самостоятельная работа | Изучение нового материала | |||
69 | Урок-зачёт по теме «Обособленные обстоятельства» | 1 | Объяснительно-иллюстративный метод, лингвистическая задача, самостоятельная работа | Урок контроля | ||||
70-71 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки при них | 2 | Виды уточняющих членов предложения, правила выделения уточняющих членов предложения | Объяснительно-иллюстративный метод, практикум | Изучение нового материала | |||
72 | Урок-зачёт по теме «Обособленные уточняющие члены предложения» | 1 | Урок контроля | |||||
73 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 | Порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами | Практикум, самостоятельная работа | Изучение нового материала | |||
74 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 | Порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами | Практикум, самостоятельная работа | Изучение нового материала | |||
75 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту | 1 | Обобщение материала по теме | №8 | практикум, коллективная работа | Урок повторения | ||
76 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Служебные части речи. Служебные слова и их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи | Репродуктивный метод, практикум, самостоятельная работа. | Повторение. | |||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | ||||||||
Обращение | ||||||||
77 | Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | 1 | Способы выражения обращения, правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме | Проблемный метод, лингвистическая задача, коллективная работа | Изучение нового материала. | |||
78 | Употребление обращений | 1 | Обращение в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо | Репродуктивный метод, практикум, самостоятельная работа | Изучение нового материала | |||
79 | Составление делового письма | 1 | Составление текста, в котором содержится обращение к деловому лицу, деловое предложение, соблюдение официально-делового стиля | Урок развития речи. | ||||
Вводные и вставные конструкции | ||||||||
80 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | 1 | Группы вводных слов по значению, правила выделения вводных слов в устной речи и на письме | Объяснительно-иллюстративный метод, коллективная работа, практикум | Изучение нового материала | |||
81-82 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 2 | Вводные предложения, виды вводных предложений, их опознавательные признаки, правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме | Объяснительно-иллюстративный метод, коллективная работа, практикум | Изучение нового материала | |||
83 | Вставные слова, словосочетания и предложения | 1 | Назначение вставных конструкций, правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме | Репродуктивный метод, практикум | Изучение нового материала | |||
84 | Публичное выступление | 1 | Особенности устных высказываний публицистического стиля | Урок развития речи | ||||
85 | Междометия в предложении | 1 | Правила выделения междометий на письме, назначение междометий, междометия в тексте | №9 | Объяснительно-иллюстративный метод, практикум | Изучение нового материала. | ||
86 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | Порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения | Объяснительно-иллюстративный метод, практикум | Изучение нового материала. | |||
87 | Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». Подготовка к контрольному диктанту | 1 | Обобщение и систематизация знаний по данной теме | Объяснительно-иллюстративный метод, практикум, самостоятельная работа | Урок повторения. | |||
88-89 | Контрольный диктант «Глазами художника» по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | 2 | Урок контроля | |||||
Чужая речь | ||||||||
90 | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь | 1 | Способы передачи чужой речи, структура предложения с чужой речью | Объяснительно-иллюстративный метод, практикум | Изучение нового материала | |||
91 | Прямая речь | 1 | Структура предложений с прямой речью, правила постановки знаков препинания, текстообразующая роль предложений с прямой речью | Объяснительно-иллюстративный метод, практикум | Изучение нового материала | |||
92 | Диалог | 1 | Правила пунктуационного оформления диалога; соотношение структуры предложения с его схематической записью, анализ языковых средств, помогающих автору в реализации замысла произведения | Объяснительно-иллюстративный метод, практикум | Изучение нового материала | |||
93 | Рассказ | 1 | Особенности рассказа, в основе которого лежит повествование о каком-либо случае из жизни рассказчика, очевидца происшедшего | Объяснительно-иллюстративный метод, практикум, самостоятельная работа | Изучение нового материала | |||
94 | Цитата | 1 | Способы введения цитаты в авторский текст, правила пунктуационного оформления цитат, текстообразующая роль цитат | №10 | Объяснительно-иллюстративный метод, практикум, самостоятельная работа | Изучение нового материала | ||
95 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь» | 1 | Порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью | Проблемный метод, лингвистическая задача, самостоятельная работа. | Урок повторения | |||
96 | Контрольный диктант по теме «Чужая речь» | 1 | Урок контроля | |||||
Повторение и систематизация изученного в VIII классе | ||||||||
97 | Синтаксис и морфология | 1 | Повторение материала о первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи, взаимосвязь синтаксиса и морфологии | Проблемный метод, лингвистическая задача, практикум. | Урок повторения. | |||
98 | Синтаксис и пунктуация | 1 | Значение пунктуации для оформления письменной речи, взаимосвязь синтаксиса и пунктуации, алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания | Проблемный метод, лингвистическая задача, самостоятельная работа. | Урок повторения. | |||
99-100 | Изложение | 2 | Подробное изложение с элементами сочинения | самостоятельная работа | Урок развития речи. | |||
101 | Синтаксис и культура речи | 1 | Содержания понятия «культура речи», особенности взаимосвязи синтаксиса и культуры речи | Объяснительно-иллюстративный метод, практикум, коллективная работа | Комбинированный урок | |||
102 | Синтаксис и орфография | 1 | Правила с изученными орфограммами, синтаксические условия выбора правильного написания | Объяснительно-иллюстративный метод, практикум, коллективная работа | Комбинированный урок | |||
103-104 | Итоговый контрольный диктант | 2 | Урок контроля | |||||
105 | Итоговый урок | 1 | Итоговый урок |
4. Требования к уровню подготовки обучающихся (Результаты обучения)
Требования к языковедческой подготовке обучающихся определяет уровень и объем умений и навыков, обязательных для овладения учащимися.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс русского языка, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней (полной) школы. Эти требования структурированы по трем компонентам:
«знать/понимать»
.
8 класс:
1. Определения основных изучаемых в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
уметь
8 класс:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 8 классе частей речи , синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом , выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор. Правильно писать слова с изученными орфограммами; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 8 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными материалами.
По смысловой речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
5. Национальный, региональный и этнический компонент
При разработке программы по русскому языку учитывались национальные, региональные и этнокультурные особенности Уральского региона. По рекомендации Министерства образования Челябинской области объектами изучения могут быть: диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности говоров Урала, язык произведений устного народного творчества, язык исторических документов, язык произведений уральских писателей и др.
В рабочей программе отражён национально-региональный компонент, представленный в соответствии с рекомендациями, данными в Методическом письме «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2017-2018 учебном году», где говорится о том, что реализация НРЭО на уроках русского языка предполагает широкий спектр направлен
- раскрытие культурных явлений и процессов на близком и ярком материале, развитие интереса к литературе, к родному языку;
- приобщение к культурным традициям, выработанным на Урале.
В 8 классе выбрано краеведческое направление, которое осуществляется путем подбора дидактического материала о нашем крае, городе, а также используются фрагменты произведений местных писателей и поэтов.
№ | № урока | НРЭО |
1 | 1 | Многонациональная Челябинская область |
2 | 17 | Р/р О памятниках культуры (задание: описать самостоятельно сельскую библиотеку)(предварительно собрать самостоятельно материал) |
3 | 42 | Составление текста с использованием неполных предложений (сочинение-миниатюра «Мой рабочий день») |
4 | 51 | Урок по топонимике «Интересные названия нашего края» |
5 | 56 | Урок по топонимике (продолжение) |
6 | 57 | Урок по топонимике (продолжение) |
7 | 61 | Мне хочется рассказать о папе (дедушке, брате…) |
8 | 75 | Сочинение о маме (бабушке, сестре и тд.) |
9 | 85 | Составление текста-обращения к своим односельчанам (о бережном отношении к природе) |
10 | 94 | Правильно ли мы говорим |
6. Характеристика КИМов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
- Тестовые задания
- Контрольные работы
- Самостоятельные работы.
- Тематический контроль по русскому языку
- Промежуточная аттестация по предмету
Контроль знаний проводится по КИМ Русский язык: 5,6,7,8 классы ( сост. Н.В. Егорова,- М.:Вако, 2012)
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 8 класса» написаны к учебникам М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; В.В. Бабайцевой и др.; М.М. Разумовской и др. и к другим учебникам, соответствующим Программе общеобразовательных учреждений по русскому языку (М.: Просвещение), аналогичные материалам ЕГЭ, составлены в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывают возрастные особенности учащихся. Использование тестов для диагностики знаний учащихся позволит постепенно прививать навыки работы с тестовыми материалами, аналогичными тестам ЕГЭ, т. е. фактически начать подготовку к Единому государственному экзамену. КИМы помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами и нормативно-методическими документами. Учитывают принцип преемственности между начальным и средним звеном обучения и принцип перспективности. Составлены с учётом возрастных особенностей учащихся, а также с опорой на Программы общеобразовательных учреждений. КИМы позволяют реализовать межпредметные связи (русский язык и литература): многие задания под литерой В содержат фрагменты произведений, включённых в программу по литературе, и литературоведческих статей, а задания под литерой С дают возможность проверить знания по этому предмету. Структура КИМов для 5-9 классов соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ. Есть ответы на все задания.
Тематические тесты содержат 6-7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания
разделены на три уровня сложности ( А. В.С.)
Уровень А – базовый ( не менее 5 вопросов ). К каждому заданию дается
4 варианта ответа, только один из которых верный.
Уровень В- более сложный ( 1-2 вопроса ). Каждое задание требует крат-
Кого ответа ( в виде одного- двух слов, сочетания букв или шифр).
Уровень С – повышенной сложности ( 1 вопрос ). При выполнении этого задания требуется записать развернутый ответ.
Итоговые тесты ( после изучения крупной темы, годовые) содержат
11-18 вопросов и заданий, также трех уровней сложности.
На выполнение тематических тестов отводится 7-15 минут. Эти тестовые задания могут использоваться на каждом уроке, привлекая
к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выделяемым обычно на уроке на проверку домашнего задания. По своему усмотрению учитель может ограничить задания уровня А и В, а задание под литерой С дать отдельно, другое время.
КИМы включают задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его лексикой и грамматикой, соблюдению языковых норм), коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе).
На выполнение контрольных тестов отводится 40- 50 минут, а на выполнение итогового – 90 минут.
Тесты в форме ГИА по теме «Односоставные предложения». Данные тесты ориентированы на подготовку учащихся VIII классов к государственной (итоговой) аттестации и могут быть использованы для проведения контрольных и самостоятельных работ по теме «Односоставные и неполные предложения». Однако разнообразие заданий позволяет избежать натаскивания на типы используемых в экзаменационных материалах заданий и способствует формированию компетенций.
Каждый вариант включает в себя 14 заданий: 6 заданий с выбором ответа (А1-А6) и 8 заданий с кратким ответом (В1-В8).
Материалы текстов художественной литературы, публицистики, используемые как объекты исследования в тестах, являются образцами художественного, публицистического и научно-популярного стилей, способствуют воспитанию учащихся, формированию эстетического вкуса, развитию духовной сферы личности.
Наличие ключей к тестам позволяет использовать их для самостоятельной работы учащихся и для контроля со стороны родителей.
Если учащиеся ранее не встречались с подобными работами, рекомендуется один из уроков повторения данной темы посвятить фронтальной работе над одним из вариантов (тест по теме «Односоставные и неполные предложения»), распечатав его на каждого учащегося.
Тесты могут с успехом использоваться в для подготовки учащихся IX классов к итоговой аттестации.
7. Учебно-методическое обеспечение программы
Учебные пособия для учителя:
Учебник: * Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Русский язык , 8 класс, М., «Просвещение», 2014г.
1. Александров В.Н, АлександроваО.И. Письменный экзамен6 ( изложение), 9 класс. -М.; «Взгляд», 2005
2. Баоанов М.Т. и др. Тесты по русскому языку , 8 класс.- М.» Экзамен»,2008
3. Беляева О.В. ,Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. -М.; «Вако», 2007
4. Гергель И.Г. Нестандартные уроки Русский язык.- ВОЛГОГРАД.; «Торговый дом
«Корифей » ,2007
5. Голуб М.Б.,Давыдова Л.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. Упражнения и проверочные задания. .-М.» Эксмо», 2010
6. Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку ,8 класс.- М, «Экзамен», 2012.
7. Козлова Р.П.,Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку 5 - 8 классы.- М.ВАКО», 2010
8. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста..- М.; «ТЦ СФЕРА», 2011
9. Панов М.В. Занимательная орфография. - М.; «Просвещение», 2010г
10. Петрова М.А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. - М.; «Высшая школа», 2009г.
11. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку. - М.; «Экзамен»,2011
12.Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. -М.; «Взгляд», 2011
13. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.; Издательство « Айрис - пресс», 2010 г.
14.Тростенцова Л.А. Современный урок русского языка. Пособие для учителя. - М.; Издательство « Просвещение», 2010г.
15. Шклярова Т.В. Найди ошибку! Самостоятельная работа ,8 класс.- М.; «Грамотей»,2010
Учебные пособия для учащихся:
1. Александрова О. Тетрадь для контрольных работ по русскому языку 8 - 9 классы.
2.Александров В.Н., Александрова О.И. Письменный экзамен( изложение). - Ч.; «Взгляд», 2003 - 2009
3. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.- М.,1991.
4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка..- М., 2006.
5. Баранов М.Т. Русский язык : Справочные материалы.- М.2007
6. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2005
7. Лапухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 1998.
8. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка.- М.,2006
9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.- М., 2006.
10. Панов Б.Т. Школьный грамматико - орфографический словарь русского языка. - М., 1991.
12. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.,1998.
13. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка.- М.,1996.
14. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М., 2006.
15. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М., 1991.
16. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. - М., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова
Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа...
рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"
рабчая программа : пояснительная записка, календарно- тематическое планирование (письмо, русский язык)...
Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Материал содержит рабочую программу по русскому языку и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе. Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с у...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2014 год
Пояснительная записка, рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2014 год ...
рабочая программа по русскому языку для 4 класса
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Гармония"....
Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...