ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
статья на тему
Разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя. Практически это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которую преподаватель, как правило, не фиксирует до тех пор, пока не начинает составлять календарно – тематический план или план учебного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_v_uchebnom_protsesse_netraditsionnyh_form_obucheniya.doc | 59.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.
Макшанова Н.Ю.
Ожерельевский железнодорожный колледж – филиал ПГУПС, г.Кашира
Каждый из преподавателей, ежедневно входящий в группу, твердо знает, что он хочет. Но не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько он наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно учиться самому.
Необходимо понять, что не ученик приспосабливается к традиционной образовательной системе, а образовательная система адаптируется к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, по-новому используя уже известные формы и рождая новые.
Современная гуманистическая направленность учебного процесса ставит в центр внимания ученика, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Гуманистическое направление предполагает свободу творчества, как студентов, так и педагогов.
Разработка технологии обучения преподавателем – это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя. Практически это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которую преподаватель, как правило, не фиксирует до тех пор, пока не начинает составлять календарно – тематический план или план учебного занятия.
Но поскольку этот процесс связан с выбором форм, методов и средств обучения, я хочу остановиться на них более подробно.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.
Разнообразие методов и приемов создает у студентов интерес к самой учебно – познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.
Новая образовательная парадигма ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения.
В своей работе преподаватели нашего колледжа применяют элементы многих педагогических технологий.
Например, дисциплину Электротехника, мы изучаем с применением метода проектов.
При работе по данному методу я для себя открыла в нем много плюсов, но и достаточное количество минусов.
На первом этапе работы по данному методу, практически все студенты группы изъявляют желание работать по предлагаемой системе, но в процессе работы выясняется, что планомерно готовить проект, в течение всего срока изучения дисциплины и к итоговой конференции, предоставить на защиту готовый продукт своей годовой работы под силу далеко не всем студентам. Это объясняется тем, что далеко не все учащиеся готовы к планомерной самостоятельной работе. Кроме того, у преподавателя затрачивается огромное количество внеурочного времени, в течение всего года для консультирования учащихся, работающих по методу проектов.
Преподавателю необходимо постоянно контролировать самостоятельную работу студентов, работающих по методу проектов, для этого учащимся, после выбора темы проекта необходимо предложить составить план работы, с промежуточными результатами и календарными сроками, которые он может в течение изучения курса дисциплины демонстрировать преподавателю.
Большим плюсом будет, если тема проекта будет междисциплинарной или затрагивающей будущую профессию. Тогда контролировать промежуточные результаты работы над проектом будут несколько преподавателей и учащиеся смогут сделать вывод, что обучение в данном учебном заведении – это общий взаимосвязанный процесс получения профессиональных знаний, навыков и умений.
На мой взгляд, идеальный проект тот, который можно с младших курсов доработать до защиты при дипломном проектировании.
Так же плюсом данного метода можно назвать итоговую конференцию, на которой студенты защищают свои проекты.
Она не только готовит их к выступлениям на большей аудитории, умению отстаивать свое мнение, представлять свою работу, но и для остальных студентов, присутствующих на конференции – это отличный способ повторить и обобщить материал, изученный на данном курсе.
Для того чтобы показать учащимся, что обучение в колледже – это целостный, взаимосвязанный процесс получения знаний, умений и навыков, необходимых в будущей выбранной профессии, проводятся интегративные (бинарные) уроки.
Такие уроки проводились по дисциплинами: электротехника, математика, информатика и ИКТ, русский язык и культура речи, устройство и техническое обслуживание электрических подстанций, автоматизированные системы управления систем электроснабжения и др.
Например, в курсе изучения дисциплины электротехника большое количество лабораторных работ (54), а по рабочей программе времени на их выполнение 90 часов. Очень часто я сталкивалась с тем, что учащиеся за учебное время не успевали выполнить расчеты и построить графики зависимости, векторные и потенциальные диаграммы, и приходилось оформление отчета по лабораторной работе объявлять как домашнюю работу. Не хватало времени на защиту выполненной лабораторной работы, приходилось выносить защиту на дополнительные занятия, а они один раз в неделю, не все студенты успевали защитить и ответственно относились к выполнению домашней работы. В результате успеваемость и качество обучения по дисциплине снижались.
При проведение интегративного урока электротехника и информатика, на занятии первой дисциплины студенты снимали показания необходимые по данной лабораторной работе, а вот все расчеты и оформление выполнялись с помощью ПК, в программах: Microsoft Excel, Microsoft Word и др., а программы Microsoft Office изучает как раз дисциплина информатика и ИКТ.
В результате на одном занятии студенты выполняли лабораторные работы по обеим дисциплинам, а на другом могли их защитить. Когда эта работа входит в систему, студенты успевают и то и другое выполнить на одном занятии.
Эта работа не только повысила успеваемость и качество обучения по обеим дисциплинам, но и помогла в дальнейшем студентам при оформлении курсового проектирования по специальным дисциплинам.
За последние годы коренным образом изменилась роль преподавателя в учебном заведении: он стал разработчиком содержания обучения, а это повышает требования к нему как к составителю учебных программ, ответственному за своевременное обновление содержания подготовки специалистов в соответствии с достижениями науки, техники и технологий, а также запросами и нуждами социальной сферы.
Одновременно с этим возросли требования и к самому учебному процессу. Новая образовательная парадигма, ориентированная на развитие личности, на ее активность в учебном процессе, потребовала изменений в технологии обучения: предпочтение отдается деятельностным и личностно ориентированным технологиям. Преподаватель должен владеть этими технологиями, осознанно строить учебный процесс, опираясь на активную деятельность студентов, их самостоятельность и самоконтроль.
Литература
1. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы
: учеб. пособие / М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 544с.
2. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская,
С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2005. – 432 с.
3. Чапаев, Н. К. Введение в курс «Философия и история образования» :
учеб. пособие / Н. К. Чапаев. – 2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург : Изд-во
Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1998. – 280 с.
4.Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко Содержание и технологии обучения: учебное пособие для преп. учреждений проф. Образования. М. :Мастерство, 2001. – 272с.
5.Г.К. Селевко Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 816с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Главной задачей современной школы является гуманизация процесса образования и разностороннее развитие личности обучающегося.Одним из действенных способов активизации умственной деятельности учащихся и...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - ПРОЕКТ на тему: "Нетрадиционные формы обучения на уроках ОБЖ в средних классах школы"
Цель: разработать нетрадиционные формы уроков по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».Задачи:1) Изучить методическую и педагогическую литературу по данному вопросу.2) Рас...
Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»
Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»...
«Повышение учебной мотивации как средство повышения эффективности учебного процесса. Приемы, формы и методы повышения мотивации студентов на уроках математики».
Мотивация (от латинского motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет заду...
Индивидуальный учебный проект НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Оглавление Введение………………………………………………………&h...
Методическая разработка "Нетрадиционные формы обучения"
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка , которые хотят повысить интерес обучающихся к дисциплине и сделать урок более разнообразным и интересным....