Методическая разработка "Нетрадиционные формы обучения"
методическая разработка
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка , которые хотят повысить интерес обучающихся к дисциплине и сделать урок более разнообразным и интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnaya_forma_obucheniya_.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая
разработка
преподавателя иностранного языка
Саратовского колледжа строительства мостов и гидротехнических сооружений
Поплавской Ирины Владимировны
на тему: «Нетрадиционные формы обучения»
Саратов 2023г.
Оглавление
1. Введение | 3 |
2. Понятие о формах организации обучения | 4 |
3. Виды современных организационных форм обучения. | 5 |
4. Дополнительные формы организации обучения. | 7 |
5. Нетрадиционные формы организации обучения. | 9 |
5.1. Учебные экскурсии | 10 |
5.2. Урок практикум | 10 |
5.3. Урок мастерская | 10 |
5.4. Учебные викторины | 11 |
5.5. Дидактические игры | 12 |
6. Заключение | 16 |
7.Список используемой литературы | 17 |
Введение
На протяжении веков учебные заведения накопили достаточно большой опыт обучения студентов. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В. А. Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования студентов.
Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современном образовании. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.
Объектом исследования моей работы является процесс обучения, а предметом – формы его организации.
Целью работы является рассмотрение нетрадиционных форм организации процесса обучения.
Можно выдвинуть следующую гипотезу: если преподаватель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, студенты будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения будущих специалистов.
Поэтому задачи моей работы следующие:
- изучить нетрадиционные формы организации процесса обучения: стандартные и нестандартные;
- рассмотреть примеры нетрадиционные форм организации процесса обучения.
- Понятие о формах организации (организационных формах) обучения.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления). Но что такое форма организации обучения как педагогическая категория и в чем состоит ее сущность? К сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения. Многие ученые попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о данной категории. Это ведет к терминологической путанице, когда даже в отдельных научно-методических публикациях понятие о формах учебной работы и понятие метода обучения употребляются как синонимы. Понятно, что в науке это недопустимо. Поскольку, однако, категории «метод» и «формы организации» обучения смешиваются, то их сопоставление и уяснение существующих между ними различий может помочь разобраться в сущности последней категории.
Метод обучения выступает как способ обучающей работы преподавателя и организации учебной работы студента по решению таких дидактических задач, как овладение теоретической и мировоззренческо - нравственной стороной изучаемого материала, выработка умений и навыков по применению усвоенных знаний на практике, проверка и оценка знаний студентов и т.д. Для решения каждой из этих задач используются определенные методы.
Понятие метод обучения характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса.
Понятие же формы организации обучения, или, как еще говорят, организационной формы обучения, имеет иной смысл.
Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых студентов, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
Например, преподаватель может обучать группу студентов, то есть заниматься с целым коллективом, но он может проводить занятия с одним студентом (индивидуальное обучение). В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучаемых. Вместе с тем она может отражать также временную регламентацию учебных занятий. Было, например, время, когда учащиеся занимались с утра до обеда, однако определенного разграничения и перерывов между занятиями не существовало. Далее, занятия можно проводить в классе и можно осуществлять выход (экскурсию) к изучаемым объектам, что характеризует форму обучения с точки зрения места его проведения. Все это необходимо иметь в виду, осмысливая сущность организационных форм обучения.
Однако, будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически связана со своей внутренней, содержательно-процессуальной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, экскурсия как форма обучения в одном случае может посвящаться изучению нового материала, в другом - проводиться с целью его закрепления, связи теории с практикой. Например , при изучении темы «Саратов- мой родной город» на уроках иностранного языка студенты изучают достопримечательности своей улицы, дома, микрорайона, города. Делают снимки, зарисовки , ведут записи- ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории, переводят на иностранный язык. Затем проводится урок- экскурсия
(можно организовать автобусную экскурсию), где студенты в роли гидов рассказывают о достопримечательностях. При изучении темы « Компьютеры в повседневной жизни» рекомендуется проводить урок –экскурсию в компьютерный класс , где студенты рассказывают как выглядит класс, что находится на рабочем месте студента, преподавателя; обсуждают что можно выполнить с помощью компьютера; знакомятся с обучающими программами. Ясно, что эти экскурсии будут иметь различный внешний вид, и в процессе их проведения будут использоваться разные методы обучения. Все это говорит о том, что без глубокого осмысления понятия методов обучения нельзя рассматривать структуру и дидактические основы использования различных форм организации учебных занятий.
- Виды современных организационных форм обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов).
При фронтальном обучении преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью всей группы, работающей над единой задачей. Он организует сотрудничество студентов и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения преподавателя держать в поле зрения всю группу и при этом не упускать из виду работу каждого студента. Ее результативность повышается, если преподавателю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность студентов. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего студента, поэтому отдельные ребята отстают от заданного темпа работы, а другие — изнывают от скуки.
При групповых формах обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью групп студентов. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано - групповые и дифференцированно-групповые.
Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп студентов.
При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп студентов.
Кооперировано - групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.
Дифференцированно - групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют студентов с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым формам относят также парную работу студентов.
Индивидуальное обучение студентов не предполагает их непосредственного контакта с другими студентами. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы задании. Однако если студент выполняет самостоятельное задание, данное преподавателем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если преподаватель уделяет внимание нескольким студентам на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуально-групповой. Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как цемент урока, семинара и других занятии.
В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения. Однако ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми.
На этот факт обращают внимание М. Д. Виноградова и И. Б. Первин. Они отмечают, что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной.
Коллективная работа, по утверждению X. Й. Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:
- класс осознает коллективную ответственность за данное преподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
- организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством преподавателя;
- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого студента и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
- есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
В.К.Дьяченко, активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при общеклассной (фронтальной) работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все студенты делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом только один преподаватель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.
Коллективная форма организации учебной работы — это также общение обучающих и обучаемых в динамических парах или парах сменного состава. Коллективный способ обучения (КСО) не нов, он применялся в 20—30-е гг. в ходе ликвидации неграмотности. Его преимущества бесспорны, но широкое распространение КСО сдерживается сложностями организационно-методического характера.
Все многообразие организационных форм обучения с точки зрения решения ими целей образования и систематичности их использования делят на основные, дополнительные и вспомогательные.
- Дополнительные формы организации обучения.
Дополнительные занятия проводятся с отдельными студентами или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.
При отставании в учебе, прежде всего, необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы со студентами. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные преподаватели практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых студентов к сильным, повторное объяснение темы. При этом в одних случаях требуется большее использование наглядности, а в других — словесной конкретизации.
Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения определенных предметов с отдельными студентами проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.
С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Нередко практикуется выделение специального дня консультации, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и студенты находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере надобности.
Необходимость домашней работы студентов обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знании, совершенствования умений и навыков и т.н.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки студентов к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие, социально ценные качества.
Домашняя учебная работа студентов принципиально отличается от аудиторной прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и по его указаниям. Студент сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно в домашних условиях, которые значительно отличаются от аудиторных, студент лишен тех средств, которые может использовать преподаватель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество.
Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида домашних заданий:
- подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;
- направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;
- требующие применения полученных знаний на практике.
Особым видом являются задания творческого характера (написание реферата, доклада, оформление отчета по практике, и т.п.). Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам студентов.
Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ. В них могут принимать участие студенты других групп, даже других специальностей, преподаватели, представители организаций.
В средних специальных учебных заведениях часто используется лекция. Лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.
Лекция может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда студентам необходимо дать дополнительный материал или обобщить его, поэтому она требует записи.
Семинарские занятия проводятся при изучении любых дисциплин. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных студентами под руководством преподавателя.
Семинарскому занятию предшествует длительная заблаговременная подготовка.
Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит преподаватель, и сохраняются традиции коллективной работы студентов на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.
Практикумы, или практические занятия, применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному преподавателем.
- Нетрадиционные формы организации обучения.
5.1. Учебные экскурсии.
Наряду с уроками учебная работа в колледже проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой студенты воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции.
1. С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их студенты, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
2. Экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
3. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить студентов с производством, с применением научных знаний в промышленности.
Производственные экскурсии помогают в изучении основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому воспитанию студентов.
5.2 Урок –практикум
Один из вариантов: каждому студенту или микрогруппе выдаются строго сформулированные задания, необходимые справочные и информационные материалы по теме. Его (их) задача- на основе изучения материалов
провести глубокий анализ представленных документов; разработать технологию решения проблемы или проект нового документа; выявить несостыковки, ошибки, неверные подходы в имеющихся решениях; написать заключение (вывод) о целесообразности и приемлемости данного подхода, затем представитель каждой группы или автор с наработанными материалами, представляет и защищает наработки на пленарном заседании ( перед всей группой).
5.3. Урок-мастерская
Урок-мастерская нацеливает студентов на то, чтобы они собственным трудом добывали знания. В этом - основной лейтмотив развивающей педагогики.
Обсуждение этих свойств лучше всего организовать по группам. Для этого класс целесообразно поделить на шесть групп.
Прежде всего, преподавателю необходимо представлять себе последовательность работы в «мастерской»:
I этап - индукция - обращение к предыдущему опыту;
II этап — обсуждение темы в группах, а далее со всем классом;
III этап - разрыв - момент, когда учащиеся должны осознать, что в их знаниях имеются пробелы, которые они сами должны восполнить;
IV этап — рефлексия — определение степени усвоения.
5.4. Учебные викторины
Одной из нетрадиционных форм обучения является учебная викторина. Она нацеливает студентов на интерес к иностранным языкам, развивает их умственные способности, заставляет их мыслить нетрадиционно. Рассмотрим несколько примеров проведения викторин .
Викторину можно провести в форме «Ромашки». Для этого надо:
1. Изготовить круг из цветной плотной бумаги
2. К кругу скрепками прикрепляются разноцветные лепестки, на обратной стороне которых пишется задание
3. Студент из команды подходит к преподавателю, вытаскивает лепесток, читает и выполняет задание.
Задания на лепестках
Викторина «Что, Где, Когда?» 1курс.
Цель викторины: воспитывать интерес к иностранному языку, развивать логическое мышление и расширять кругозор.
Ход викторины; к участию в викторине, привлекаются команды студентов 1 курса по 5 человек в каждой. В состав команды входят не обязательно хорошо успевающие по иностранному языку студенты, но непременно начитанные, умеющие логически мыслить ребята. Они же выбирают капитана.
В центре игрового зала располагается круглый зал с волчком, а вокруг — столы учащихся полукругом.
Руководитель мероприятия, он же ведущий, объявляет начало и конец каждого раунда, оценивает ответы, комментирует их.
По жребию капитан команды крутит волчок, и эта же команда отвечает первой.
В случае неверного ответа отвечает другая команда, а если верного ответа нет, то ответ даст ведущий.
Соревнование состоит максимально из 9 раундов. В каждом раунде знатокам предлагается вопрос, подготовленный заранее студентами (или преподавателем).
После двухминутного обдумывания первая команда дает ответ. У каждой команды — эксперт. Ответы на вопросы команда дает эксперту, и после заслушанного ответа эксперты дают оценку команды. Результаты ответов фиксируются на доске. Побеждает в соревновании та команда, которая наберет большее количество очков.
Можно во время викторины проводить музыкальную паузу. Она возникает либо по указанию стрелки волчка, либо по объявлению ведущего.
В конце викторины проводится награждение победившей команды.
5.5. Дидактические игры.
Дидактические игры можно использовать как нетрадиционную форму обучения. Основное обучающее воздействие, принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирующие учащихся к деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
В процессе игры у студентов вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, студенты не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отображается многообразие применений. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения является важным средством интенсификации учебной деятельности студентов, осуществление преемственности между обучением на разных курсах.
Дальше рассмотрим некоторые пути и формы использования дидактических игр и игровых ситуаций на уроках иностранного языка .
Урок иностранного языка с применением дидактических игр.
Рассмотрим на конкретных примерах организационную и содержательную стороны построения уроков иностранного языка, содержащих элементы игры как форму взаимодействия преподавателя со студентами, в процессе которой через систему игровых действий реализуются учебно-воспитательные возможности, заложенные в содержании учебного материала.
Немецкий язык, I курс.
Игра « Лабиринт»
Мы рассматриваем игру как ситуативно- вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности студентов к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировке студентов в выборе нужного речевого варианта , что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Тема: « Сложноподчененные предложения условия с союзами».
Цель урока: усвоение студентами речевых конструкций с союзами
Оборудование: лексическая таблица, содержащая дидактический материал (количество заданий четное, поровну для I и II команд).
На доске написано:
I команда II команда
Ниже ведется запись полученных очков.
Правила игры.
1) Класс разбивается на две команды:
I команда — студенты первого ряда и половины второго ряда;
II команда — студенты третьего ряда и половины второго ряда.
2) Выбираются капитаны команд.
3) Капитаны команд назначают консультантов. Они должны помогать студентам из другой команды отвечать на вопросы, предложенные преподавателем в ходе урока. Их работа приносит дополнительные очки своей команде. Плохо проведенная консультация или отказ от проведения консультации наказывается очками в пользу команды противника.
4) После слов «Консультация окончена» студенты занимают свои места. В противном случае команда наказывается штрафными очками.
5) Для участия во всех видах работы студенты вызываются к доске капитанами команд.
Ход урока
I этап — консультация. Актуализируются знания студентов по таким вопросам: порядок слов в немецком повествовательном предложении; правило согласования времен в сложных предложениях; правило о придаточных условия и времени в немецком языке.
На консультацию отводится 10—12 минут. Консультируют студентов представители других команд. Разрешаются и взаимоконсультации.
При необходимости консультирует преподаватель. За консультации команды получают очки.
II этап — учебно-познавательная работа студентов по самостоятельному приобретению новых знаний.
Предлагается разделить страницу тетради на две части . На доску (слева) проецируются вопросы и задания, которые необходимо выполнить.
В процессе игры студенты следят за ответами товарищей, записывают все в тетради и готовятся ответить на предложенный вопрос. Преподаватель предлагает вопрос, а капитаны команд называют для ответов студентов из других команд. Подводятся итоги первых двух этапов игры.
III этап — работа студентов по самостоятельному составлению предложений с союзами .
IV этап — подведение итогов работы. Выигравшая команда объявляется победительницей, а студенты получают оценку. Задание на дом.
Рекомендации по подготовке и проведению игры
Представленные в работе задания должны охватывать все основные вопросы и типы заданий по изученной теме, следует существенно разнообразить их перечень, при необходимости - включить в работу теоретические вопросы, при желании — представить задания в форме тестов.
Задания со значком ∆ должны отвечать минимальному уровню программных требований; со значком О - соответствовать большинству заданий учебника, они предусматривают применение знаний и умений в стандартных ситуациях. Наконец, самые трудные задания — со значком □, рассчитанные на наиболее подготовленных или интересующихся иностранным языком ребят, требуют от последних применения знаний в более сложных ситуациях; такие задания должны носить исследовательский или творческий характер.
Задания одного уровня сложности следует расположить в порядке уменьшения важности проверяемых в них умений (наверняка найдутся студенты, которые не успеют сделать весь объем работы, а проверить основные умения необходимо).
Познакомив студентов с правилами игры, посоветуйте им перед началом работы просмотреть все 20 заданий и выбрать оптимальный путь передвижения по Лабиринту. (В этой игре студенты сталкиваются с проблемой выбора, но не все с ней успешно справляются.)
Обратите внимание студентов на критерии оценки. Даже не достигнув конечной цели, можно получить хорошую оценку. Определяющую роль при ее выставлении играет не число сделанных заданий, а их сложность и качество работы.
Советы по оцениванию работы
Если задание выполнено неверно, то баллы не начисляются.
При наличии ошибок или каких-либо недочетов в задании второго и третьего уровней сложности конечная стоимость задания может быть снижена в пределах балла в зависимости от ошибки (недочета).
Для наиболее трудных заданий можно предусмотреть подсказки, использование которых снизит начальную стоимость задания на 1 балл.
Оценки за работу объявляются и комментируются на следующем уроке.
Игрок, получивший оценку «3», несмотря на все старания, так и не дошел до конца Лабиринта. Остается надеяться, что ему повезет в следующий раз и его усилия будут вознаграждены.
Оценка «4» свидетельствует о том, что игрок успешно преодолел почти все преграды на своем пути и добрался до цели.
Игрок, получивший оценку «5», оказался более удачливым. Он не только сумел найти сокровища, но даже успел их как следует разглядеть.
Но больше всего повезло тому, кто, добравшись до цели, получил награду — две высшие оценки.
Заключение.
Деятельность студентов по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством студентов, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы студентов; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др.
Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи студентов и преподавателя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.
Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики.
В моей курсовой работе рассмотрены нетрадиционные формы обучения. Это учебные экскурсии, учебные викторины, урок-практикум, урок-мастерская, дидактические игры. Их использование повышает интерес студентов к предмету, развивает учебную деятельность студентов.
Наряду с нетрадиционными формами обучения, используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для студентов добровольный характер, и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными. Во время внеклассных занятий можно применять нетрадиционные формы организации обучения, которые были рассмотрены в моей курсовой работе и другие.
Список используемой литературы
- Карсонов В.А. Технология организации современного урока. Саратов,2003г..
- Мухина С.А. Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Р.-н-Д., 2004.
- Организационные формы обучения./ Под ред. Ю. А. Малеванного. – Киев, 1991.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.
М. Просвещение , 1988г.
- Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Формы и методы практического обучения
Содержание и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Мастерство мастера-преподавателя состоит в умении правильно оценивать эти взаимосвязи и находить рациональные варианты вз...
Методические рекомендации к самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения
Учебный процесс в заочном обучении имеет свою специфику, обусловленную не только избранной специальностью, но и отсутствием ежедневного общения с преподавателем, преимущественно самостоятельной работы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по инженерной графике по выполнению практических заданий для студентов заочной формы обучения по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
Методические указания по выполнению практических заданий дисциплины составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Инженерная графика» по специальности 151031 «Монтаж и техническая э...
Методическая разработка на тему: Инновационные формы обучения при изучении тем теоретического и производственного обучения в системе СПО
В данной методической разработке раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и совр...
Рабочая программа ПМ 01 (очная форма обучения) (очно-заочная форма обучения)
Рабочая программаПМ 01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ...
Рабочая тетрадь по МДК 05.01 «Устройство автомобилей» учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения специальности 44.02.06 Профессиональное обучение
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 44.02.06 Профессиональное обучения и направлено на закрепление знаний, профессиональных и общих компетенций студентов полученных в...