Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»
методическая разработка по теме
Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное
учреждение среднего профессионального образования технологический
техникум в р.п. Радищево
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»
Разработчик:
Мельникова Мария Николаевна,
учитель математики
р.п. Радищево – 2014 год.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ:
- Актуальность проблемы
- Цели и задачи проекта
3.Участники проекта
4.Этапы проекта
I Подготовительный этап
1. Краткая аннотация к проекту
2.Обоснование необходимости проекта
3.Изучение методической литературы по данной теме
II Основной этап
Теоретическая часть
1.Противоречия, приведшие к проблеме по написанию проекта
2. Задачи, решаемые для достижения цели проекта
3. Характеристика проекта
Практическая часть
1. Анализ количественной и качественной подготовки обучающихся
2. Внедрение в практику современных образовательных технологий:
3. Игровые технологии
4. Технологии проблемного обучения
5. Групповые технологии
6. Информационно-коммуникационные технологии
IV. Заключительный этап-проведение диагностики полученных результатов
1. Предполагаемый результат
V. Оценка эффективности реализации проекта
Краткая аннотация
Данный проект реализуется с обучающимися Технологического техникума в р.п. Радищево в течении 2,5 лет (с 2011 по 2014 годы). Цели и задачи проекта являются актуальными для ребят, обучающихся математике. По итогам реализации возможно дальнейшее продолжение проекта с расширением числа участников, организаторов, возможным развитием содержания.
Обоснование необходимости проекта.
Учителем математики в Технологическом техникуме р.п. Радищево я работаю в течении 29 лет.
Весь предшествующий педагогический опыт моей работы был связан с системой начального профессионального образования и, соответственно, с детьми, окончившими девять классов и получившими основное общее образование.
Данная группа обучающихся находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Кроме того, процент математической заинтересованности вышеназванной группы обучающихся, не говоря уж об участии в различных математических олимпиадах и конкурсах, сравнительно небольшой.
В группах обучаются дети из семей со средним достатком, 63% составляют дети из малообеспеченных семей. Высшее образование имеют лишь 18% родителей, 31% - среднее специальное, 51% -среднее. Многие родители вынуждены работать вдалеке от дома ,и поэтому воспитание детей для них отходит на второй план. Проблема заключается в том, что у части обучающихся положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Все вышеперечисленное указывает на необходимость формирования учебно-познавательного интереса к математике, направленного на становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.
Изучение методической литературы по данной теме:
Проблема стимулирования, побуждения обучающихся к учению не нова: она была поставлена еще в 40-50-е гг. И.А.Каировым, М.А.Даниловым, Р.Г.Лембер. В последующие годы к ней было привлечено внимание ведущих методистов нашей страны (В.Г.Разумовский, А.В.Усова, Л.С.Хижнякова и др.). Они поставили задачу формирования положительных мотивов учения в качестве одной из самых главных в обучении математике, ибо высокий уровень мотивации учебной деятельности на занятии и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного занятия.
На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции обучающегося в учебной деятельности, что предполагает изменение структуры учебных программ и поиск интенсивных методов обучения. Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения, влияющих на развитие самостоятельности обучающихся, является одной из основных задач учителя. В основе опыта лежит теория Т.И. Шамовой «Активизация учения школьников».
Т.И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности, определяя их по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на воспроизводящем уровне познавательной активности, обучающийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня познавательной активности говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться интерпретировать, или трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для обучающихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.
Обращаясь к работам таких известных классиков зарубежной педагогики, как Песталоцци и Дистервег а также советского педагогатеоретика Ушинского К.Д, стоящих у истоков формирования так называемой «Школы развития» надо заметить, что все они придавали большое значение учебной игре, как одному из средств модификации поддерживающего обучения. В сочетании с основными принципами «педагогики развития», когда ребёнок – есть субъект учебной деятельности, но формирует которого, лепит, определяет общение, мотив учения именно учитель, посредством игровой деятельности во время занятия и после него, развивая таким образом способы умственной деятельности ученика, психические процессы, общее развитие и творческий потенциал своих обучающихся.
Перечисленное выше позволяет считать ,что данная тема актуальна, поскольку на сегодняшний день наиболее эффективным является путь, который основывается на личностной позиции обучающегося в учебной деятельности, что предполагает изменение структуры учебных программ и поиск интенсивных методов обучения.
Теоретическая часть
Работа учителя по активизации познавательной деятельности обучающихся наиболее эффективна, а качество знаний обучающихся выше, если при проведении занятий используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность обучающихся и развивающие их познавательный интерес.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к обучению. Важнейшим условием самостоятельной познавательной деятельности обучающихся является формирование у них положительных внутренних индивидуально и социально значимых мотивов учения. С целью выявления выше обозначенных мотивов проводится диагностика мотивации и познавательной активности обучающихся на 1 курсе техникума.
Для активизации творческой работы обучающихся на уроках математики активно используются новые методы обучения: игровой, проблемный, групповой. В ходе занятий обучающиеся получают задания, способствующие вовлечению их в активную познавательную, творческую деятельность.
Используя труды приверженцев игровой технологии, учитывая методические замечания основоположника технологии учебных дискуссий М.В. Кларина, можно сформулировать следующие особенности учебных (деловых) игр:
• в ходе учебной игры обучающиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;
• учебная игра позволяет обучающимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;
• игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
• учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия обучающихся.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроке, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Причины обращения к проблеме кроются в противоречиях:
Противоречия:
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на занятиях математики;
- между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию обучающихся и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
- между возрастающей практической значимостью курса математики и дефицитом учебного времени;
- обязательным уровнем математической подготовки, зафиксированным в программе по математике и не способностью обучающегося достичь определённого достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения математических задач;
- рациональным использованием опыта традиционных методик и овладением новыми методами и приемами учебной деятельности.
Проблема:
В практической деятельности даже сильные обучающиеся, обладающие хорошим математическим мышлением и большим запасом знаний, оказываются не готовы работать в новых для себя ситуациях, далеко не всегда способны применить имеющиеся знания и навыки при решении нестандартных задач как на занятиях, так и в жизни. Это происходит потому, что у обучающихся не сформирована математическая компетентность, так как традиционное изучение математики, ориентированное на ЗУНы (знания, умения, навыки), не предполагает качественного развития интеллектуально-творческого мышления, формирования познавательной активности обучающихся.
Поэтому стратегической целью представленного проекта является
формирование положительных мотивов к изучению математики с помощью современных педагогических технологий.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
- Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по активизации познавательного интереса к обучению математике.
- Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации обучающихся.
- Выявить дидактические средства, способствующие формированию познавательного интереса по изучению математики.
- Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
- Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: применение на занятиях математики нестандартных форм обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших учебных заведениях.
Ресурсное и методическое обеспечение процесса обучения математике по формированию познавательного интереса к предмету, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
- кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики;
- имеется возможность проводить уроки в компьютерном классе, где есть постоянный выход в Интернет;
- в кабинете в достаточном объеме дополнительная литература по математике (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);
- имеются накопленные обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и самими обучающимися;
Уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: имею высшую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование , что позволяет мне эффективно пополнять знания по содержанию и методике преподавания математики.
В процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями”. Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность.
Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета.
Следовательно, необходимо пересмотреть свои существующие педагогические методики и поменять их на новые образовательные технологии с целью их использования в своей профессиональной деятельности с учетом контингента обучающихся.
Образовательная политика сегодня направлена на обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Обществу необходимы творческие, компетентные люди, способные самостоятельно и быстро принимать решения и легко ориентироваться в огромном потоке информации.
Основываясь на данное положение, главная цель заключается в развитие творческих способностей обучающихся через деятельностный подход, воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей в информационном обществе, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный выбор в различных жизненных ситуациях. Это изменит позицию обучающегося: от пассивного получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий.
Для жизненного успеха обучающихся сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях. Но, что видим мы сейчас:
- ослабление интереса обучающихся к предметам математического цикла;
- но в тоже время востребованность математического образования в связи с потребностями производства, науки, техники;
Поэтому основополагающий вопрос возник сам собой: Как повысить интерес к математике и сделать обучение математике, гарантирующим результат?
С 2011 по 2014 годы приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является применение на занятиях математики игровых и групповых форм обучения.
Характеристика проекта
Объект исследования:
Формирование познавательной активности обучающихся к математике через нетрадиционные формы обучения.
Нетрадиционные формы обучения:
- Игровые технологии;
- Технология проблемного обучения;
-Групповые технологии;
- Информационные компьютерные технологии.
Цели и задачи проекта.
Целью проекта является формирование познавательного интереса на занятиях математики через нетрадиционные формы обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1) Изучить возможности обучающихся первых и вторых курсов, и с учетом возрастных особенностей внедрять в процесс обучения математике современные педагогические технологии;
- Выявить обучающихся, обладающих математическими способностями, организовать с ними работу по решению олимпиадных заданий и привлечению их к участию в математических конкурсах.
- Собрать информацию о «слабых» обучающихся по математике и проводить с ними дополнительные занятия и консультации, используя занятия-взаимообмена и бит-занятия.
(см. Приложение-1)
Практическая часть
В качестве отправной точки я взяла показатели количественной и качественной успеваемости обучающихся, число обучающихся участвовавших в олимпиадах и конкурсах.
№ | Группа и курс. | Количественная успеваемость в 2011-2012уч. году (по итогам года) | Качественная успеваемость в 2011-2012уч. году (по итогам года) | Конкурсы и олимпиады |
1. | 3-11-14 (1 курс) | 92% | 15,6 % | |
2. | 4-11-15 (1 курс) | 94%
| 16,4% | |
Группа и курс. | Количественная успеваемость в 2012-2013уч. году (по итогам года) | Качественная успеваемость в 2012-2013уч. году (по итогам года) | Конкурсы и олимпиады | |
3. | 3-11-14 (2 курс) | 96% | 17,1% | - |
4. | 4-11-15 (2 курс) | 97% | 17,5% | - |
5. | 6-12-15 (1курс) | 95% | 16,7% | - |
6. | 7-12-16 (1курс) | 91% | 16,2% | - |
Группа и курс. | Количественная успеваемость в 2013-2014уч. Году (по итогам года) | Качественная успеваемость в 2013-2014уч. Году (по итогам года) | Конкурсы и Олимпиады | |
7. | 6-12-15 (2курс) | 98% | 18, 5% | + (внутриучи лищная) |
8. | 7-12-16 (2курс) | 96% | 16,8% | + (внутриучи лищная) |
9. | 1-13-16 (1курс) | 100% | 20,8% | + (внутриучи лищная) |
10. | 2-13-17 (1курс) | 98% | 18,8% | + (внутриучи лищная) |
Изучив уровень знаний обучающихся, их возможности, опыт работы моих коллег, я стала внедрять в педагогическую практику современные образовательные технологии.
№ п/п | Современ ные образова тельные технологии и методики | Цель использования технологий и методик | Описание внедрения технологий и методик в практической профессиональной деятельности | Результат использования технологий и методик |
1. | Игровые технологии | 1.Развитие устойчивого познавательного интереса к предмету. 2.Аактивиза ция познаватель ной деятельности обучающихся. 3.Формирова ние ключевых компетенций. | При внедрении технологии (ее элементов) учитывается то, что она охватывает определенную часть учебного процесса и объединяется общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие различные умения, при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. В своей работе я использую игровые технологии на различных этапах урока : 1.В качестве элемента урока («Реши ребус», «Задачи на смекалку» «Математические сказки и стихотворения» и т.д.), который необходим для повышения внимания, для мотивации на какую-либо деятельность или в качестве эмоциональной разгрузки. 2.При проведении целого занятия (например: уроки-путешествия и мозговые штурмы; уроки-презентации и деловые игры и др.). | Применение в учебном процессе игровых технологий позволяет развивать все сферы личности обучающихся мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, коммуникативную. Но самый главный результат заключается в формировании познавательной активности обучающихся. |
2. | Технология проблемно го обучения | 1. Творческое овладение знаниями и развитие мыслитель ных способностей у обучающих ся за счет создания проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению проблемных ситуаций. 2.Пробужде ние интереса обучающихся к исследова нию ситуации, ведущее к усвоению нового материала, решению проблемы через умственный поиск, ведущий к развитию познаватель ной самостоятельности и творческих способностей. Проблемное обучение, при котором обучающимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретают ся только в процессе разрешения проблемных ситуаций (Педагогичес кая технология на основе активизации и интенсифика ции деятельности обучающихся) | Проблемное обучение- это особый тип обучения, оно определяется способом взаимодействия обучающихся и преподавателя, уровнем самостоятельности обучающихся. В проблемном обучении выделяют три метода: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Таким образом, идеи, положенные в основу проблемного обучения – это постановка проблемной задачи (создание проблемной ситуации), что приводит к появлению познавательной потребности, в связи с чем повышается мыслительная активность обучающихся и развивается их интеллект. В своей работе я: 1.Применяю сочетание традиционного объяснения с созданием проблемных ситуаций, включая обучающихся в процесс постановки и решения проблем. 2.Целенаправленно организую систему проблемных ситуаций при объяснении нового материала, решении задач, в результате чего усвоение знаний происходит в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Например: 1.При изучении на 1 курсе темы «Логарифмы» (изучение нового материала): использую метод проблемного изложения, ставлю проблему (как перейти от логарифма по одному основанию к логарифму с другим основанием), вместе с обучающимися с помощью формулы перехода находим нужный результат; 2. При изучении на 2 курсе, темы «Логарифмическая функция » (изучение нового материала): после выполнения проблемного задания (как, имея график показательной функции получить график логарифмической функции ) обучающиеся подводятся к определению логарифмической функции; 3. При изучении на 1 курсе темы «Формулы приведения» (изучение нового материала): обучающимся предлагается практическая работа - выполнить необходимые вычисления и заполнить таблицу, используя «рабочие» и «нерабочие» углы. 4. При изучении темы «Корни и степени» на 1 курсе предлагаю решить задачи на вычисление корней из отрицательных чисел, где обучающиеся должны предложить свои варианты решений. (см. Приложение -3) | При проблемном обучении обучающиеся учатся самостоятельно делать выводы и обобщения, формулировать (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применять известные знания в новой ситуации, добывать новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования. |
3. | Групповые технологии | 1.Создание учебной мотивации; 2.Пробужде ние в обучающихся познаватель ного интереса; 3. Развитие стремления к успеху и одобрению; 4. Снятие неувереннос ти в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание; 5.Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы; 6.Формирова ние умения общаться и взаимодей ствовать с другими обучающими ся. | Групповое обучение – это использование малых групп (2-7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению обучающхся. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие обучающихся осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. При использовании групповых технологий в образовательном процессе, учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. Прямой контакт с учителем в процессе познания отсутствует, а сам процесс организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы – это форма самостоятельной работы обучающихся при непосредственном взаимодействии их между собой. Целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы обучающихся выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий. При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость обучающихся, их симпатии. Существует два основных принципа формирования свободное (по желанию) и организованное учителем. Я отдаю предпочтение организованным группам, т.к. симпатии обучающихся не позволяют сформировать группы необходимые для работы на уроке (с учетом содержания материала, планируемых форм организаций их деятельности), но при этом учитываю и их мнение. При формировании групп необходимо чтобы в составе группы были обучающихся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять обучающиеся, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Следующая практическая проблема – внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе руководителя или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор руководителя является задачей самой группы или учителя. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами. В своей работе я использую групповые технологии на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. (см. Приложение-4) | Применение в учебном процессе и во внеурочной деятельности групповых технологий позволяет активно развивать коммуникативную компетентность, социальную, информационную, прививает навыки совместной работы в коллективе на основе сотрудничества |
4. | Информационные компьютерные технологии | 1.Повышение качества знаний интереса к предмету. 2.Формирова ние информационной культуры. 3. Развитие и быстроты восприятия, образного и абстрактного мышления. 4. Обучение разработке презентаций. 5.Совершен ствование методики проведения уроков. 6.Использова ние как средства самообразования и для качественной и быстрой подготовки урока. | Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Так как я имею квалификацию учитель информатики, то использую компьютерные технологии на различных этапах обучения: по отдельным темам, разделам, при объяснении нового материала, закреплении изученного и повторении пройденного, контроле знаний, во внеурочной деятельности. С целью эффективного использования ИКТ на уроке необходимо правильно определить дидактическую цель на занятии, предусмотреть возможность сочетания различных форм и методов использования ИКТ с учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером. | В результате использования ИКТ для любого обучающегося можно создать «ситуацию успеха», следовательно, возрастает интерес к предмету и возникает желание добиться большего. У обучающихся формируются навыки публичного выступления, умения выслушивать и задавать вопросы, отвечать на них, отстаивать свою точку зрения, обучающиеся могут анализировать информацию, выбирать главное и создавать презентации, в результате подготовки которых они получают новые знания. |
Следующим шагом в реализации проекта стало выявление обучающихся, обладающих математическими способностями и организация работы с ними по решению олимпиадных заданий прошлых лет, привлечению их к участию в математических кружках и ЕГЭ. Кроме того, учитывалось личное желание детей. Таким образом, сформировалась группа обучающихся в количестве 12 человек, с которыми прорешивались олимпиадные задания и которые стали принимать участие в различных олимпиадах, конкурсах и ЕГЭ:
Группа | №1-13-16 | №2-13-17 | №7-12-16 |
Количество человек | 6 | 4 | 2 |
Всего участников | 12 человек |
На заключительном этапе была проведена олимпиада по математике в собственном техникуме и принято участие в математическом конкурсе «Ребус», в котором было задействовано-10 человек.
Прежде, чем приступить к реализации проекта я оценила имеющиеся ресурсы:
- человеческие ресурсы, задействованные в реализации проекта (обучающиеся четырёх групп, один учитель математики);
- временные ресурсы (урочное и внеурочное время);
-информационные ресурсы (есть доступ в Интернет, в школе имеется библиотека с методической литературой, достаточное количество литературных источников в кабинете математики);
По итогам оценки ресурсов я сделала вывод, что их вполне достаточно для реализации проекта.
Прогнозируемые результаты реализации проекта.
При реализации проекта планирую получить следующие результаты:
Краткосрочные результаты | Долгосрочные результаты |
1) Устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики, активизация познавательного интереса к занятиям по математике; 2) Увеличение качественной успеваемости; 3) способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени 4) активное участие в различных математических конкурсах и олимпиадах. | Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий и методик. Принятие решения о дальнейшем применении конкретных современных образовательных технологий и методик. Развитие устойчивого познавательного интереса к изучению математики. |
Оценка эффективности реализации проекта.
Анализируя результаты, полученные при реализации проекта, я считаю, что поставленные в проекте задачи на начальном этапе, решены.
Во-первых, я изучила возможности обучающихся I-ого и II-ого
курсов и стала внедрять в процесс обучения математике современные образовательные технологии:
Игровые технологии;
Технология проблемного обучения;
Групповые технологии;
Информационные компьютерные технологии.
Во –вторых, из общего числа обучающихся, сформировалась группа, которая с интересом решает олимпиадные задачи и участвует в различных конкурсах.
И, в –третьих, по окончании реализации проекта я в полной мере владею информацией об уровне, времени, условиях проведения различных конкурсов по математике.
Кроме того, получены запланированные краткосрочные результаты:
Уровень качественной успеваемости увеличился незначительно в 7 и 8 группах второго курса.
Значительно качество знаний увеличилось в группах 1 и 2 -первого курса.
Число детей, участвующих в математических конкурсах незначительно, но увеличилось. (см. Приложение -2)
Десять обучающихся получили сертификаты, присланные с конкурса
« Ребус». (см. Приложение-5)
Расширился перечень математических конкурсов, где каждый обучающийся может почувствовать себя успешным.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В дальнейшем я планирую продолжить работу над проектом, но уделить больше внимания групповым и информационным компьютерным технологиям. Данные технологии считаю главными и необходимыми в свете современных требований. Например, в Концепции развития математического образования в Российской Федерации ИКТ рассматривается как «инструмент математической деятельности». И в будущем
«должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики и математические проекты.
Литература
Интернет –ресурсы:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156618/
http://edu-lider.ru/kak-razrabotat-pedagogicheskij-proekt/
Занимательная математика. 5-11 классы. (как сделать уроки нескучными) / автор-составитель Гаврилова Т.Д., Волгоград: Учитель, 2004
Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-484851-1411410691.jpg)
презентация: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
презентация к статье о формах и методах организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-484851-1411410691.jpg)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Самостоятельная работа является средством формирования активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей, на формирование у них познавательных способностей. В этой ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/21/picture-373886-1469101812.jpg)
"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Еще в 1988-1990г.г. на курсах повышения квалификации по теме «Коллективный способ обучения» в Красноярском институте усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/22/picture-292524-1440269252.jpg)
Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения
Основные методы и приемы формирования познавательных интересов....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/07/picture-1434087-1667843012.jpg)
Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".
Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/07/picture-1434087-1667843012.jpg)
Статья на тему: "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".
Статья на тему: "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся"....