Межрегиональный круглый стол
рабочая программа на тему
Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ в процессе учебной и производственной практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РМЭ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Республики Марий Эл
«Волжский индустриально - технологический техникум»
ГБОУ СПО РМЭ « ВИТТ»
Формирование и реализация
профессиональной подготовки у обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Разработала:
мастер производственного
обучения высшей
квалификационной категории
Зинина Р.Я.
Волжск
28.04.2014г.
Лежит дорога к счастью через труд.
Пути иные к счастью не ведут.
( Абу Шукур Балхи.)
Цель - ознакомить обучающихся с миром выбранной профессией,
Задачи
- эффективность использования индивидуального подхода к обучающимися с ограниченными возможностями здоровья при проведении уроков производственного обучения, обеспечивающего продуктивное решение задач, стоящих перед современным образованием.
В нашей стране уделяется внимание вопросам профессиональной подготовки подростков. Цитируя А. Н. Леонтьева, «…личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание...», напрашивается общеизвестный вывод о том, что личность развивается в труде. Иначе говоря, трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у них стойкого интереса к выбранной специальности, адекватной оценки своих возможностей. Л. С. Выготский считал, что задачами воспитания и обучения подростков с нарушением в развитии является его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющем дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями
Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
От этого решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Профессия, в сознании человека, нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Осознанный выбор профессии – одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере свои способностей. Правильно выбранная молодым человеком профессия позволяет ему занять своё место в обществе.
Мастер производственного обучения - это тот, кто воспитывает, готовит молодого человека к предстоящей трудовой деятельности. Именно мастер должен быть примером для учащихся в поведении быту, дисциплине, отношении к делу. Он должен проявлять педагогический такт в общении с подростками, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности воспитанника, уметь выявлять и развивать его положительные качества.
А именно:
- формировать у обучающихся профессиональные знания и умения,
вызывающие интерес к профессиональному труду;
- выявлять интересы, наклонности и способности к ней;
- воспитывать профессионально важные качества личности;
- сами же учащиеся получают возможность непосредственно
знакомиться с условиями труда и пробовать в ней свои силы
Огромную роль в учебном процессе играет умение мастера четко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на занятиях, найти оптимальные пути общения с обучающимися и организации их деятельности. Поиск таких путей состоит в определении методов обучения.
Таким образом , возникает проблема выбора рациональных методов для каждого конкретного занятия. Вместе с тем. как это будет показано, не менее важно знание и владение методикой конкретного метода с наибольшей эффективностью для учебного процесса.
В связи с этим можно выделить три группы методов производственного обучения: словесные, наглядные и практические.
К словестным относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой. Устное и письменное инструктирование.
Наглядные методы – показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов. Пособий и средств, самостоятельные наблюдения обучающихся. Естественно каждое изображение, независимо на чем оно, должно дополняться словесным объяснением.
При использовании наглядности кроме логической памяти, вступают в работу еще зрительная память, поэтому происходит более качественное запоминание приемов и изучаемого материала.
Практические методы – упражнения и выполнения трудовых действий. Трудовых заданий, работ и др. В основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность обучающихся. Можно выделить в особую группу такие методы, как решение производственно технических - задач, самостоятельное выполнение производственных заданий проблемного характера. А так же обучение на тренажерах. Кроме перечисленных групп общих методов производственного обучения некоторые специалисты выбирают группу методов проверки и контроля знаний. Навыков и умений в производственном обучении. Как правило, методы обучения реализуются с помощью различных приемов. Так метод показа трудовых действий может применяться с использованием таких приемов, как подготовка обучающихся к наблюдению, расчленению трудового процесса. Изолированный метод отдельных элементов, замедление темпа рабочих движений, словесное описание и объяснение показываемого. Демонстрация наглядных пособий, проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение действий отдельных обучающихся.
Для тестовой проверки знаний можно использовать рисунки. Задания с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними.
Кроме этого, методы генерации идей, способные подвести обучающихся к выходу на оптимальное решение проблемы, можно реализовать в так называемых дидактических играх.
Дидактическая игра – ценное средство воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. Использование дидактических игр, дифференцированного подхода, помогает в активизации деятельности обучающихся, учитывая при этом потенциальные возможности каждого.
У каждого обучающегося нужно видеть зону ближайшего развития и быть мастеру терпеливыми, а иногда терпимым.
Индивидуальный подход – это основной принцип в обучении подростков с ограниченными возможностями здоровья.
.
Поскольку интерес к занятиям во многом определяет успешность обучения, формирование профессиональных представлений у учащихся является фундаментом для профессионального самоопределения и дальнейшего трудоустройства выпускников.
Поэтому для успешной профессиональной адаптации важно прийти к общему мнению, отвечающему интересам и способностям детей. Вышеизложенные рассуждения показывают, что работа по формированию профессионального самоопределения является долговременным процессом и поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. В таком случае выпускники смогут, при помощи школы и семьи, сделать правильный выбор своей будущей профессии, что положительно скажется на их дальнейшей жизни. Трудоустройство выпускников и успешная их адаптация в социуме – конечная цель всей учебной, коррекционно-развивающей и воспитательной работы в нашей работе.
Таким образом, обучение обучающихся с ОВЗ (ребенка)инвалида) в образовательном учреждении в любом случае требует от администрации ОУ и педагогического коллектива специальных усилий и компетенций в создании условий для его становления в обществе. Большой выбор профессий открывает для выпускников большие возможности по реализации личности, успешной адаптации их в социуме
Мастер должен быть внимательным и небезразличным к здоровью обучающихся, знать требования охраны труда и естественно следить за их выполнением. Только в этом случае мы сохраняем здоровье наших ребят.
Доклад окончен. Спасибо за внимание
!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы проведения круглого стола "Современный урок" в профессиональном училище
Этот материал представляет собой обобщение по составлению плана урока и подготовке к уроку. Он предназначен для начинающих преподавателей, которые находятся в поиске своего урока и своего стиля препод...
сценарий круглого стола/беседы на тему "Моё личное пространство"
Беседа/круглый стол для учащихся 8-9 классов по специальному курсу по психологии.Дана, так сказать, основная структура беседы/круглого стола на тему личного простравнства, которая по ходу самого...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАУКА ТЕЛЕГОНИЯ?»
Хотите увидеть увлечённо работающих студентов? Предложите им участие в диспуте "Существует ли наука "телегония"?" Накануне дня влюблённых так актуально вспомнить о нравственности, верности и чистоте. ...
Т Е З И С Ы для беседы за круглым столом с начинающими преподавателями ОЗПЭК им.Саввы Морозова по обмену опытом классного руководства группой 11 сп. 080110 «Банковское дело».
Первое знакомство и собрание в группе. Это самый главный этап в становлении коллектива!!!а) Ознакомление с Правилами поведения в ОЗПЭК и рассказ о традициях в колледже. Цель — настроить ребят к тому, ...
Методическое пособие по проведению обучающего экзамена по методу «Круглого стола»
В данной работе описаны основные задачи и цели обучения стоящие перед педагогической практикой на современном этапе.Разработана и показана своя методика проведения обучающего экзамена по способу «Круг...
Методическая разработка заседания круглого стола «Сложна ли роль избирателя?»
Цель: формирование собственной гражданской позиции, приобретение опыта ведения политической дискуссии, повышение уровня политической культуры.Оборудование: интерактивная доска, слайд-шоу, вопросы викт...
Круглый стол : "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"
Открытое мероприятиеКруглый стол Тема: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудов...