Межрегиональный круглый стол
рабочая программа на тему

Зинина Руфина Якимовна

Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ в процессе учебной и производственной практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РМЭ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Республики Марий Эл

«Волжский индустриально - технологический техникум»

ГБОУ СПО РМЭ « ВИТТ»

Логотип прозрачный маленькийjpg

Формирование  и реализация

профессиональной подготовки  у  обучающихся

с ограниченными возможностями  здоровья  

                                                                  

                                                                                          Разработала:

                                                                             мастер производственного

                                                          обучения  высшей

                                                   квалификационной категории

                                                       Зинина Р.Я.

Волжск

28.04.2014г.

Лежит дорога к счастью через труд.

                                                             Пути иные к счастью не ведут.

( Абу Шукур Балхи.)

Цель - ознакомить обучающихся с миром выбранной профессией,

Задачи

- эффективность использования индивидуального подхода к обучающимися с ограниченными возможностями  здоровья  при проведении  уроков производственного обучения,  обеспечивающего продуктивное  решение задач, стоящих перед современным образованием.

           В нашей стране уделяется внимание вопросам профессиональной подготовки подростков. Цитируя А. Н. Леонтьева, «…личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание...», напрашивается общеизвестный вывод о том, что личность развивается в труде. Иначе говоря, трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у них стойкого интереса к выбранной специальности, адекватной оценки своих возможностей. Л. С. Выготский считал, что задачами воспитания и обучения подростков  с нарушением в развитии является его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющем дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями

Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

        От этого решения зависит вся дальнейшая жизнь человека. Профессия, в сознании человека, нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Осознанный выбор профессии – одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере свои способностей. Правильно выбранная молодым человеком профессия позволяет ему занять своё место в обществе.              

         Мастер производственного обучения - это тот, кто воспитывает, готовит молодого человека к предстоящей трудовой деятельности. Именно  мастер должен быть примером для учащихся в поведении быту, дисциплине, отношении к делу. Он должен проявлять педагогический такт в общении с подростками, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности воспитанника, уметь выявлять и развивать его положительные качества.

                       А именно:

    -  формировать у обучающихся профессиональные знания и умения,

            вызывающие интерес к профессиональному труду;

- выявлять интересы, наклонности и способности к ней;

- воспитывать профессионально важные качества личности;

          - сами же учащиеся получают возможность непосредственно

           знакомиться с условиями труда и пробовать в ней свои силы

      Огромную роль в учебном процессе играет умение мастера четко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на занятиях, найти оптимальные пути общения с обучающимися и организации их деятельности. Поиск таких путей состоит в определении методов обучения.

       Таким образом , возникает проблема выбора рациональных методов для каждого конкретного занятия. Вместе с тем. как это будет показано, не менее важно знание и владение методикой конкретного метода с наибольшей эффективностью для учебного процесса.

    В связи с этим можно выделить три группы методов производственного обучения: словесные, наглядные и практические.

    К словестным относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой. Устное и письменное инструктирование.

    Наглядные методы – показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов. Пособий и средств, самостоятельные наблюдения обучающихся. Естественно каждое изображение, независимо на чем оно, должно дополняться словесным объяснением.

При использовании наглядности  кроме логической памяти, вступают в работу еще зрительная память, поэтому  происходит более качественное запоминание приемов и  изучаемого материала.  

        Практические методы – упражнения и выполнения трудовых действий. Трудовых заданий, работ и др.  В основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность обучающихся. Можно выделить в особую группу такие методы, как решение производственно технических - задач, самостоятельное выполнение производственных заданий проблемного характера. А так же обучение на тренажерах. Кроме перечисленных групп общих методов производственного обучения  некоторые специалисты выбирают группу методов проверки и контроля знаний. Навыков и умений в производственном обучении. Как правило, методы обучения реализуются с помощью различных приемов. Так метод показа трудовых действий может применяться с использованием таких приемов, как подготовка обучающихся к наблюдению, расчленению трудового процесса. Изолированный метод отдельных элементов, замедление темпа рабочих движений, словесное описание  и объяснение показываемого. Демонстрация наглядных пособий, проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение действий отдельных обучающихся.

     Для тестовой проверки знаний можно использовать рисунки. Задания с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними.  

     Кроме этого, методы генерации идей, способные подвести обучающихся к выходу на оптимальное решение проблемы, можно реализовать в так называемых дидактических играх.

      Дидактическая игра – ценное средство воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. Использование дидактических игр, дифференцированного подхода, помогает в активизации деятельности обучающихся, учитывая при этом потенциальные возможности  каждого.

          У каждого  обучающегося нужно видеть зону ближайшего развития и быть мастеру терпеливыми, а  иногда терпимым.

      Индивидуальный подход – это основной принцип в  обучении подростков с ограниченными возможностями здоровья.

       .

       Поскольку интерес к занятиям во многом определяет успешность обучения, формирование профессиональных представлений у учащихся является фундаментом для профессионального самоопределения и дальнейшего трудоустройства выпускников.

      Поэтому для успешной профессиональной адаптации важно прийти к общему мнению, отвечающему интересам и способностям детей. Вышеизложенные рассуждения показывают, что работа по формированию профессионального самоопределения является долговременным процессом и поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. В таком случае выпускники смогут, при помощи школы и семьи, сделать правильный выбор своей будущей профессии, что положительно скажется на их дальнейшей жизни. Трудоустройство выпускников и успешная их адаптация в социуме – конечная цель всей учебной, коррекционно-развивающей и воспитательной работы в нашей работе.

       Таким образом, обучение обучающихся с ОВЗ (ребенка)инвалида) в образовательном учреждении в любом случае требует от администрации ОУ и педагогического коллектива специальных усилий и компетенций в создании условий для его становления  в обществе. Большой выбор профессий открывает для выпускников большие возможности по реализации личности, успешной адаптации их в социуме

Мастер должен быть внимательным и небезразличным к здоровью обучающихся, знать требования охраны труда и естественно следить за их выполнением. Только в этом случае мы сохраняем здоровье наших ребят.

 

Доклад окончен. Спасибо за внимание

                   

!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы проведения круглого стола "Современный урок" в профессиональном училище

Этот материал представляет собой обобщение по составлению плана урока и подготовке к уроку. Он предназначен для начинающих преподавателей, которые находятся в поиске своего урока и своего стиля препод...

сценарий круглого стола/беседы на тему "Моё личное пространство"

Беседа/круглый стол для учащихся 8-9 классов по специальному курсу по психологии.Дана, так сказать, основная структура беседы/круглого стола на тему  личного простравнства, которая по ходу самого...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАУКА ТЕЛЕГОНИЯ?»

Хотите увидеть увлечённо работающих студентов? Предложите им участие в диспуте "Существует ли наука "телегония"?" Накануне дня влюблённых так актуально вспомнить о нравственности, верности и чистоте. ...

Т Е З И С Ы для беседы за круглым столом с начинающими преподавателями ОЗПЭК им.Саввы Морозова по обмену опытом классного руководства группой 11 сп. 080110 «Банковское дело».

Первое знакомство и собрание в группе. Это самый главный этап в становлении коллектива!!!а) Ознакомление с Правилами поведения в ОЗПЭК и рассказ о традициях в колледже. Цель — настроить ребят к тому, ...

Методическое пособие по проведению обучающего экзамена по методу «Круглого стола»

В данной работе описаны основные задачи и цели обучения стоящие перед педагогической практикой на современном этапе.Разработана и показана своя методика проведения обучающего экзамена по способу «Круг...

Методическая разработка заседания круглого стола «Сложна ли роль избирателя?»

Цель: формирование собственной гражданской позиции, приобретение опыта ведения политической дискуссии, повышение уровня политической культуры.Оборудование: интерактивная доска, слайд-шоу, вопросы викт...

Круглый стол : "Роль родителей в трудовом воспитании подростка"

Открытое мероприятиеКруглый стол Тема: « Роль родителей в трудовом воспитании подростка»Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудов...