Методические рекомендации по оформлению разработки открытого урока.
учебно-методическое пособие по теме

Коробова Людмила Владимировна

Данное методическое пособие разработано для педагогических работников среднего профессионального образования. Методические рекомендации, изложенные в пособии, помогут не только не опытным педагогическим работникам, но и все тем, кто хочет научиться правильно и быстро планировать современный урок в соответствии с требованиями ФГОС, сформировать самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Донской политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО ФОРМИРОВАНИЮ

РАЗРАБОТКИ  ОТКРЫТОГО УРОКА

2016 г.

Авторы:

Н.Н. Родичкина, преподаватель высшей категории, заслуженный учитель РФ.

Л.В. Коробова, преподаватель высшей категории, зав. методическим кабинетом.

Данное методическое пособие разработано для педагогических работников среднего профессионального образования. Методические рекомендации, изложенные в пособии, помогут не только не опытным педагогическим работникам, но и все тем, кто хочет научиться правильно и быстро планировать современный урок в соответствии с требованиями ФГОС, сформировать самоанализ урока.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение.

Типология и методология урока

3

1.

Назначение и область применения

7

2.

Требования к методической разработке открытого урока

7

3.

Структура методической разработки открытого урока

7

3.1

Рекомендуемая структура урока

8

3.2

Рекомендуемый план урока

8

4.

Общие требования к оформлению методической разработки

8

Список используемых источников

9

Приложение 1

10

Приложение 2

11

Приложение 3

12

Приложение 4

15

Приложение 5

20

Приложение 6

21

ВВЕДЕНИЕ

ТИПОЛОГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УРОКА

В педагогической литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия «Урок», как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени, отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом обучающихся, примерно одинакового возраста, уровня подготовки. Уроку присуща следующая совокупность признаков:

  • наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей;
  • отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
  • достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;
  • организация соответствующей учебной деятельности обучающихся.

Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно взаимосвязаны, образуют триединую цель и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока или системы уроков различна.

Содержание урока всегда формируется в соответствии с поставленными целями. Оно конкретизируется с учетом содержания учебных программ, материала, изложенного в учебниках, методических рекомендаций к уроку.

Для достижения поставленных целей на конкретном учебном материале используются соответствующие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики традиционных и нетрадиционных, общих и специальных методов обучения.

Каждой системе средств, приемов, и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между педагогом и обучающимися. При этом используются индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающими и педагогом.

Таковы основные позиции, кратко характеризующие сущность современного урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

  • по основной дидактической цели;
  • по основному способу их проведения;
  • по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют следующие типы уроков:

  • урок ознакомления с новым материалом;
  • урок закрепления изученного;
  • урок применения знаний и умений;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений;
  • комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

  • в форме беседы;
  • лекции;
  • экскурсии;
  • видеоуроки;
  • самостоятельная работа обучающихся;
  • лабораторные и практические работы;
  • сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

  • вводные;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • образования понятий, установления законов и правил;
  • применения полученных правил на практике;
  • повторения и обобщения;
  • контрольные;
  • смешанные или комбинированные.

Большое внимание в педагогике уделяется методам обучения. Метод обучения – совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение определенной цели обучения. В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации.

Наиболее распространенной из них является классификация методов обучения по источнику получения знаний:

1. Практический метод – основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входит постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. Важным этапом такого обучения является систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий.

2. Наглядный метод – основная роль в применении этого метода отводится педагогу. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Обучающимся в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.

3. Словесный метод – также предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы.

Другой вид классификации основан на разделении методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности обучающегося по усвоению изучаемого материала. В этой классификации выделены следующие методы:

1. Объяснительно-иллюстративный – один из способов передачи обучающимся системы «готовых» знаний посредством любых видов дидактического материала. обучающиеся, в свою очередь должны фиксировать в памяти и на бумаге полученную информацию с немедленным или последующим осмыслением, запоминанием и закреплением последней;

2. Репродуктивный метод – предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а также искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.

3. Метод проблемного изложения – заключается в активной деятельности со стороны педагога. Педагог искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет обучающимся способы и пути ее решения. Решение происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, практический эксперимент, анализ результатов. Обучающимся отводится роль наблюдателей, которые должны прослеживать логичность и взаимосвязанность всех действий педагога, усваивать основные принципы и этапы решения проблем.

4. Частично-поисковый (эвристический) метод –  основан на самостоятельной деятельности обучающихся, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а также поиск путей решения этих проблем и анализ результатов с целью выявления степени их истинности. Педагог в данном случае выполняет роль помощника и наставника, он обязан научить обучающихся грамотному прохождению всех этапов на пути выявления и решения проблем, а также оказывать помощь при возникновении у обучающихся затруднений разного рода.

5. Исследовательский метод – является наиболее эффективным с точки зрения усвоения знаний, однако его осуществление требует высокой квалификации педагога. Педагог вместе с обучающимися формирует проблему и производит управление их самостоятельной исследовательской деятельностью. Методы исследования обучающиеся выбирают сами, знания добываются ими в процессе исследования и решения сопутствующих исследовательской деятельности задач. Знания, полученные подобным способом, глубоко и прочно оседают в памяти человека. Творческая активность, присущая этому методу, способствует повышению интереса и мотивации к обучающему процессу.

Методическими принципами современного урока являются следующие показатели:

  • Субъективизация –  обучающийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с педагогом участник образовательного процесса.
  • Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей обучающихся.
  • Деятельностный подход – знания не преподносятся обучающимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
  • Коммуникативность  – обмениваясь информацией, обучающиеся взаимодействуют на уроке.
  • Рефлексивность  – обучающиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Настоящий документ носит рекомендательный характер для педагогических работников, не имеющих опыта разработки открытых уроков, он устанавливает основные требования к разработке и оформлению методической разработки открытого урока, оформлению самоанализа урока.

Методическая разработка урока (занятия)  – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы дисциплины, междисциплинарного курса (МДК), учебной практики.

Методическая разработка  урока (занятия) может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на повышение профессионально-педагогическое мастерства преподавателя, мастера производственного обучения, педагога дополнительного образования.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО УРОКА

Требования, предъявляемые к методической разработке урока:

  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать  теме и целям урока.
  • Содержание методической разработки должно быть таким, так чтобы можно было получить достаточные сведения о рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко в соответствии с требованиями реализуемых образовательных стандартов.
  • Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
  • Методическая разработка должна содержать  конкретные материалы, которые педагог использовал в своей работе (план урока, технологическая карта урока, инструкции, карточки, схемы, тесты и т.д.).

  1. СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ОТКРЫТОГО УРОКА
  1. Рекомендуемая структура урока:
  1. Титульный лист (Приложение 1).
  2. План урока.
  3. Технологическая карта урока (для педагогов, имеющих первую или  высшую квалификационные категории) (Приложение 2).
  4. Конспект урока.
  5. Дидактический материал к уроку (схемы, тесты, материалы мультимедиа, презентаций, карточки и т.д.).
  6. Список использованных источников.
  7. Самоанализ урока (Приложение 3).

  1. Рекомендуемый план урока:
  1. Учебная дисциплина (МДК).
  2. Учебная группа.
  3. Специальность (профессия).
  4. Тема  урока (занятия).
  5. Дидактическая цель урока.
  6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).
  7. Тип урока (Приложение 4).
  8. Вид и форма организации урока (Приложение 5).
  9. Методы обучения
  10. Межпредметные связи.
  11. Стандарт образования  (студент должен знать, студент должен уметь и т.п.).
  12. Связи с профессией (компетенции).
  13. Материально-техническое обеспечение урока.
  14. Ход урока (согласно выбранному типу урока).

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Общие требования к оформлению методической разработки:

  1. Объем разработки урока должен составлять 8 - 10  листов  печатного текста.
  2. Шрифт методической разработки – Times New Roman, размер шрифта – 12 или 14, интервал  – 1,15 или 1,5.
  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  4. Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке по ФИО авторов и содержать необходимые библиографические данные (Приложение 6).
  5. Количество и объем разделов разработки не лимитируется.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков – М.: Просвещение, 2012 г.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность.  – М.: Вита-Пресс, 2011 г.
  3. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И. Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – /М.: Народное образование, 2010 г.

Интернет – ресурсы

  1. Методическая работа учителя [Электронный ресурс]/URL: http://profmetodist.ru/uchebno-metod-kompleks/ 
  2. Библиотека обучающей и информационной литературы. Шпаргалка по педагогике  [Электронный ресурс]/URL: http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/
  3. Типология уроков [Электронный ресурс]/URL: http://atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm 

Приложение 1

Примерная форма оформления титульного листа методической разработки урока

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОНСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:

______________________________________________________________

по дисциплине (МДК):

______________________________________________________________

Специальность (профессия) _______________________________________

Разработал: ФИО преподавателя,

должность

Донской, 20__г.


Приложение 2

Примерная форма технологической карты урока

№ п/п

Этапы урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов


Приложение 3

План самоанализа урока

  1. Тема урока.
  2. Место урока в изучаемой теме:
  • характер связи урока с предыдущим и последующим уроками (темами).
  1. Характеристика дидактической цели урока, конкретизируемой в образовательных целях: обучающей, развивающей и воспитывающей.
  2. Характеристика учебной группы:
  • межличностные отношения,
  • психологический климат,
  • образовательный уровень подготовленности группы.
  1. Характеристика урока:
  • типология урока,
  • формы организации познавательной деятельности,
  • методы обучения.
  1. Осваиваемые компетенции (общие и профессиональные).
  2. Средства обеспечения урока:
  • дидактический материал (карточки-задания, учебники, плакаты и т.п.),
  • компьютерная техника,
  • др. инструмент (в зависимости от форм и методов обучения.
  1. Структура урока: 
  • разбор этапов урока,
  1. Структурный аспект самоанализа урока:
  • анализ каждого элемента урока,
  • его вклад в достижение результата,
  • доказательства оптимального выбора каждого элемента урока, его метода проведения.
  1. Функциональный аспект:
  • насколько структура урока соответствовала основной цели урока,
  • соответствие возможностям группы,
  • анализ стиля отношений преподавателя и обучающихся, его влияние на конечный

 результат урока.

  1. Аспект оценки конечного результата:
  • формирование универсальных учебных действий на уроке,
  • определение разрыва между основной целью урока и результатами урока, причины

   разрыва.

  1. Выводы и самооценка.

Примерный перечень вопросов, на которые должны быть представлены ответы в самоанализе

  • Каковы реальные возможности учебной группы?
  • Какие особенности обучающихся были учтены при подготовке к уроку?
  • Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?  Как он связан с предыдущим учебным материалом и на что из этого материала опирается?  Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы, курсы?
  • В чем специфика проведенного урока, каков его тип и вид?
  • Какие задачи решались на уроке (образовательные, воспитательные по развитию студентов). Была ли обеспечена комплексность, взаимосвязь этих задач? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?
  • Почему выбранная структура урока была рациональна для решения задач? Рационально ли выбрано место для опроса в уроке, изучения нового материала, заключения и т.д.? Рационально ли распределено время, логичны ли были связи между, этапами урока?
  • На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему?
  • Какое сочетание методов и форм обучения было избрано для раскрытия нового материала? Почему так? Необходим ли был дифференцированный поход к студентам? Как он осуществлялся, почему именно так?
  • Как был организован контроль ЗУН? В каких формах и какими методами осуществлялся и почему так?
  • Как использовался на уроке учебный кабинет, средства обучения? Почему так?
  • За счет чего обеспечивалась система высокой работоспособности обучающихся в течение всего урока?
  • За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения с обучающимися? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?
  • Как и за счет чего обеспечивалось на уроке использование учебного времени и предупреждение перегрузки обучающихся?
  • Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи, если не удалось, то какие и почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?
  • Что будет предпринято для устранения возникших в ходе урока затруднений и допущенных ошибок?
  • Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?

Приложение 4

Типы уроков

Тип урока определяется дидактической целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Типы уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.)

  • Урок изучения нового материала:
  • Урок – лекция.
  • Урок – беседа.
  • Урок с использованием учебного видеофильма (мультимедиа).
  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ.
  • Урок смешанный (сочетание различных видов урока данного типа на одном уроке).
  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков:
  • Урок  – самостоятельная работа.
  • Урок  – лабораторная работа.
  • Урок – практическая работа.
  • Урок – экскурсия.
  • Семинар.
  • Урок обобщения и систематизации знаний:

Сюда входят основные виды всех типов уроков.

  • Урок контроля знаний, умений и навыков.
  • Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос).
  • Письменная проверка.
  • Зачет.
  • Зачетные практические и лабораторные работы.
  • Контрольная (самостоятельная) работа.
  • Смешанный урок (сочетание трех первых видов).
  • Комбинированный:

На них решаются несколько дидактических задач.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.)

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  • Урок совершенствования умений и навыков.
  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Типы и формы интегрированных уроков

Интегрированное обучение подразумевает проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

  • Урок формирования новых знаний

Формы урока:

  • Урок – лекция.
  • Урок – путешествие.
  • Урок – экспедиция.
  • Урок – исследование.
  • Урок – инсценировка.
  • Учебная конференция.
  • Урок – экскурсия.
  • Мультимедиа – урок.
  • Проблемный урок.
  • Урок обучения умениям и навыкам

Формы урока:

  • Урок – практикум.
  • Урок – сочинение.
  • Урок – диалог.
  • Урок - деловая или ролевая игра.
  • Комбинированный урок.
  • Путешествие.
  • Экспедиция и т.д.

  • Урок  применения знаний на практике

Формы урока:

  • Ролевые и деловые игры.
  • Практикумы.
  • Уроки защиты проектов.
  • Путешествие.
  • Экспедиция и т.д.
  • Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы урока:

  • Повторительно – обобщающий урок.
  • Диспут.
  • Игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина).
  • Театрализованный урок (урок - суд).
  • Урок-совершенствование.
  • Заключительная конференция.
  • Заключительная экскурсия.
  • Урок – консультация.
  • Урок - анализ контрольных работ.
  • Обзорная лекция.
  • Обзорная конференция.
  • Урок - беседа.
  • Урок контроля и проверки знаний и умений

Формы урока:

  • Урок – зачет.
  • Викторина.
  • Конкурс.
  • Смотр знаний.
  • Защита творческих работ, проектов.
  • Творческий отчет.
  • Контрольная работа.
  • Собеседование.
  • Комбинированный урок:

На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения.

Следует разделять традиционный и современный уроки:

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить обучающихся знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.

 Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, видеофрагменты, мультимедийные фрагменты, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности обучающегося.

Краткое описание типов современных уроков

  1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Вид учебных занятий: лекция экскурсия, лабораторная работа, практическое занятие.

Цель: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

План урока:

  • Организация начала урока:
  • проверка домашнего задания,
  • подготовка обучающихся к изучению новой темы.
  • Изучение нового материала.
  • Первичная проверка усвоения знаний.
  • Контроль и самопроверка знаний (первичное закрепление знаний, практических умений).
  • Подведение итогов урока.
  • Информация о домашнем задании.
  1. Урок закрепления знаний и способов деятельности.

Вид учебных занятий: лабораторная работа, практическое занятие, экскурсия, собеседование, консультация.

Цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления знаний:

  • Актуализация опорных знаний и их коррекция.
  • Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
  • Пробное применение знаний.
  • Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
  • Упражнения с переносом знаний в новые условия.
  1. Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Вид учебных занятий: лабораторная работа, практическое занятие, семинар.

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и практические навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Логика комплексного применения ЗУН:

  • Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний и умений.
  • Обобщение и систематизация знаний, умений и способов деятельности студентов.
  • Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
  • Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
  • Контроль и самоконтроль знаний, умений и практических навыков.
  1. Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол.

Цель: усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.

Подготовка студентов: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.

Вооружение студентов во время обобщения деятельности необходимым материалом: таблицами, справочными данными, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения – включение части знаний в целое (систему).

Обобщение единичных знаний в систему (самими студентами).

Подведение итогов. Обобщение единичных знаний преподавателем.

  1. Урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений.

Вид учебных занятий: контрольная работа, зачетное занятие, коллоквиум.

Цель: определение уровня овладения знаниями, умениями и практическими навыками. Коррекция знаний, умений и практических навыков.

  1. Комбинированный урок.

Этапы урока: 

  • Организационный этап.
  • Этап проверки домашнего задания.
  • Этап всесторонней проверки знаний.
  • Этап подготовки студентов к активному сознательному усвоению нового материала.
  • Этап усвоения новых знаний.
  • Этап закрепления знаний, получения первичных умений.
  • Этап информации студентов о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Приложение 5

Виды и формы уроков

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя  и студента, которая доминирует на уроке.

Примерные виды уроков:

  1. Лекция.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Практическое занятие.
  5. Лабораторная работа.
  6. Семинар.
  7. Конференция.
  8. Контрольная работа.
  9. Консультация.
  10. Конкурс.
  11. Мультимедиа-урок.
  12. Зачет.
  13. Деловая игра.
  14. Экскурсия.
  15. Нетрадиционные виды уроков.

Приложение 6

Оформление списка используемой литературы

Список литературы оформляется на отдельном листе с указанием заголовка «Используемая литература», по центру, с первой прописной (заглавной) буквой, полужирно, точка в конце слова не ставится. Далее приводится перечень используемой литературы  (источников) в алфавитном порядке с указанием автора, названия, места издательства и года издания, количества страниц.

Например:

  1. Альперин Л.А.  Откройте новый мир качества // Стандарты и качество.2000. № 10.-
  2. Глудкин О. П., Горбунов Н. М., Гуров А. И., Зорин Ю. В.  – Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов. /: Под редакцией О. П. Глудкина. – М.: Горячая линия, 2001.
  3. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. и  перераб. – М.: Экономика, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока по ПМ 02. Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента

План урока ПМ 02. Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента МДК 02.02. Процессы приготовления, подготовк...