Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности
методическая разработка на тему

Образовательная программа изостудии является дополнительной образовательной  программой художественно-эстетической направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по функциональному предназначению.Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети  не только получают знания о простейших закономерностях строения, формы, о линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств, но и знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, лепки и работы с бумагой. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта, духовности через изобразительное мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к прекрасному, способствовать развитию  эстетической отзывчивости и воспитанию творческой и созидающей личности.

Цель образовательной программы – формирование у детей умений и навыков в рисовании, лепке и ручном труде, развитие творческих способностей, эстетических чувств, приобщение детей к искусству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_izostudii.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

ГБПОУ ВО

«Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»

(ГБПОУ ВО «БТПИТ»)

Утверждаю

Директор

ГБПОУ ВО «БТПИТ»

__________ М.А. Сердюк

__. __ . 20 ____

  1. Дополнительная образовательная  программа
  2.  художественно-эстетической направленности

Категория обучающихся: дошкольники и младшие школьники

  1. Срок обучения: 2 года

  1. Форма обучения: очная

  1. Город – Борисоглебск

Пояснительная  записка

Образовательная программа изостудии является дополнительной образовательной  программой художественно-эстетической направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по функциональному предназначению.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети  не только получают знания о простейших закономерностях строения, формы, о линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств, но и знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, лепки и работы с бумагой.

 Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

 В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

 В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы и делая их в подарок родным и близким.

 Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта, духовности через изобразительное мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к прекрасному, способствовать развитию  эстетической отзывчивости и воспитанию творческой и созидающей личности.

Цель образовательной программы – формирование у детей умений и навыков в рисовании, лепке и ручном труде, развитие творческих способностей, эстетических чувств, приобщение детей к искусству.

Задачи:

  • Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  • Формирование  эстетических чувств и представлений.
  • Обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, восприятие произведений искусства.
  • Развитие художественного восприятия.
  • Сенсорное восприятие форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций.
  • Овладение техническими приёмами работы с различными  художественными материалами : гуашь, акварель, пастель, восковые мелки,  уголь, фломастеры, цветные карандаши, пластилин;  соленое тесто, гофрированная бумага и т.д..
  • Формирование у детей навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности.
  • Накопление сенсорно-эмоциональных впечатлений о произведениях народно-прикладного искусства.
  • Воспитание бережного отношения к каждой детской работе, использование их в интерьере изостудии, дома.
  • Развитие образного мышления, воображения, творческих способностей детей .
  • Расширение и углубление представлений о различных видах и жанрах изобразительного искусства.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала. Занятия в изостудии способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

Система занятий построена с учетом следующих дидактических принципов: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, системность в формировании знаний, умений и навыков, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, краеведческий принцип и принцип связи всех сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев и традиций. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

В структуру программы 1-го года обучения входят 14  тем, а второго - 15. В каждой теме выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).

Возраст детей - 6-12 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

 Срок реализации образовательной программы рассчитан  на 2 года обучения. Первый год направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством, приобретением основных навыков рисования, лепки, работы с природным и бросовым материалом, применения различных техник и приемов.  Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих навыков и знаний в дальнейшей работе.

Формы занятий.  Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности дошкольников и школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждой темы, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

 Режим занятий.  Для личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка, занятия проводятся с подгруппой до 10 человек, что позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников и младших школьников. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (количество часов в неделю 4 часа), 144 часа в год - первый год обучения. Второй год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа (количество часов в неделю - 6 часов), 216 часов в год. Перерыв между занятиями 5 – 10 минут.

Ожидаемые результаты освоения программы:  

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности и разнообразных техник.

В конце первого года обучения

обучающийся будет знать: 

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

 - ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и живописи, цвета: главные и дополнительные, холодные и теплые;

- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

 - об основах цветоведения, как манипулировать различными мазками, усвоит азы рисунка, живописи и композиции,

- основы линейной и воздушной перспективы.

обучающийся будет уметь:

 - передавать на бумаге форму и объем предметов, геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; настроение в работе; применение основ линейной и воздушной перспективы.

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, различной по свойствам бумагой, использовать подручный материал;

обучающийся будет способен проявлять коммуникативные качества:

 - проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

 - творчески откликаться на события окружающей жизни;

По завершении второго года обучения:

обучающийся будет знать:

 - отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции, перспективы;

- различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью, восковыми мелками, витражными красками и красками для росписи по ткани, способы обработки бумаги;

- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.

        обучающийся будет уметь:

 - применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

 - правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге с учетом перспективы;

 - передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;

 - передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

 - наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;

 - в сюжетных работах передавать движение;

 - искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

 - приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

        обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

 - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал и др.;

 - выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации, рельефные работы;

 - работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;

 - делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;

 - понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

        обучающийся способен проявлять следующие отношения:

 - проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;

 - эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;

 - слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

 - предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

 - понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год (вводный в сентябре и итоговый – в мае). Педагогическая диагностика овладения детьми изобразительной деятельностью осуществляется на основе критериев, разработанных Т.С. Комаровой («Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества»). Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится также в форме:

 - контрольных итоговых занятий по изученным темам;

 - конкурсов;

 - выставок детских работ;

 - в конце года готовится итоговая выставка работ.

Одной из  форм представления  результатов работы являются: открытые занятия, занятия совместно с родителями.

Педагогическая диагностика овладения детьми

изобразительной деятельностью

Анализ продукта деятельности.

  1. Передача формы:

форма передана точно – 3 балла;

есть незначительные искажения – 2 балла;

искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.

  1. Строение предмета:

части расположены верно – 3 балла;

есть незначительные искажения - 2 балла;

части предмета расположены неверно - 1 балл.

  1. Передача пропорций предмета в изображении:

пропорции предмета соблюдаются – 3 балла;

есть незначительные искажения – 2 балла;

пропорции предмета преданы неверно – 1 балл.

  1. Композиция.

а) расположение на листе:

по всему листу – 3 балла;

на полосе листа – 2 балла;

не продумана, носит случайный характер – 1 балл.

б) отношение по величине разных изображений:

соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов – 3 балла;

есть незначительные искажения – 2 балла;

низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно – 1 балл.

  1. Передача движения:

 движение передано достаточно четко – 3 балла;

 движение передано неопределённо, неумело – 2 балла;

 изображение статическое – 1 балл.

  1. Цвет.

а) цветовое решение изображения:

реальный цвет предметов – 3 балла;

есть отступления от реальной окраски – 2 балла;

цвет предметов передан неверно – 1 балл;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и   выразительности изображения:

многоцветная гамма – 3 балла;

преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные) – 2 балла;

безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете – 1 балл.

Анализ  процесса деятельности.

  1. Характер линии:

а) характер линии:

слитная – 3 балла;

линия прерывистая – 2 балла;

дрожащая (жесткая, грубая) – 1 балл.

б) нажим:

средний – 3 балла;

сильный, энергичный – 2 балла;

слабый – 1 балл.

в) раскрашивание:

мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура – 3 балла;

крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура – 2 балла;

беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура – 1 балл.

г) регуляция силы нажима:

регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура – 3 балла;

регулирует силу нажима, при раскрашивании  иногда выходит за пределы контура – 2 балла;

не регулирует  силу нажима, выходит за пределы контура – 1 балл.

2. Уровень самостоятельности:

выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами – 3 балла;

требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко – 2 балла;

необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается – 1 балл.

3. Творчество:

  • самостоятельность замысла;
  • оригинальность изображения;
  • стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Все оценки показателей по каждому критерию суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок:

во второй младшей группе – 30 баллов,

в средней группе – 33 балла,

в старшей и подготовительной – 36 баллов.

 На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью (см. таблицу).

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Вторая младшая гр.

10-16 баллов

17-23 баллов

24-30 баллов

Средняя гр.

11-17 баллов

18-25 баллов

26- 33 балла

Старшая и подготовительная гр.

12-18 баллов

19-27 баллов

28-36 баллов

Диагностическое обследование

на выявление уровня творческого развития.

Задание: детям даётся стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво.

Анализ результатов выполнения задания.

Высокий уровень –  наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа.

Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.)

Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Показатели уровней эмоционально-личностного отношения дошкольников

к произведениям искусства

( по критериям  уровней усвоения программы «Детство» под редакцией  В.И. Логиновой)

Низкий. Ребёнок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства., замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного  искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими ещё не достаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет.

Средний.  Ребёнок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним.  Видит характерные признаки предметов, живых объектов и явлений окружающего мира.

Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеет представление о творческом  труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них.

Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми.

Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Высокий. Ребёнок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним.  Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражений переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им.

Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения. Может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы, балета и др., составлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др.

Диагностическая методика на выявление  уровня эмоционально-личностного отношения дошкольников к произведениям искусства

Ребёнку предлагается рассмотреть три  произведения живописи – пейзаж, портрет, натюрморт. После рассматривания задаются вопросы: К какому жанру живописи относится каждая картина? (Выявляется узнавание жанра. Если ребёнок не отвечает, воспитатель сам называет жанр).

Почему ты думаешь, что это пейзаж (портрет, натюрморт)? ( Проверяется понимание специфических особенностей жанра).

•  Ребёнок называет все жанры и их особенности.

•  Ребёнок называет два жанра, некоторые особенности.

•  Ребёнок называет один жанр, не может назвать его особенности или ошибается.

Воспитатель предлагает ребёнку составить рассказ-описание по одной из картин.

•  Ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.

•  Рассказывает, опуская начало (конец).

•  Перечисляет отдельные объекты или персонажей картины.

Воспитатель предлагает описать любой объект или персонаж картины.

•  Ребёнок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.

•  Рассказывает, опуская начало (конец).

•  Перечисляет отдельные качества.

Воспитатель предлагает ребенку выбрать наиболее понравившуюся картину, просит объяснить свой выбор

•  Ребенок без затруднений отвечает на вопрос, почему понравилась картина, высказывают личные ассоциации, яркая речь, мимика.

• Объясняет, почему понравилось произведение, рассказывает какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь эмоционально не окрашены.

• Выбор понравившейся картины не мотивируют или ограничивается определениями «красивая», «яркая», «веселая».

Комментарий к проведению диагностики.

Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам). Три балла ставится за правильный и точный ответ, данный ребёнком самостоятельно. Два балла получает ребёнок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. Один балл ставится ребёнку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчёт баллов.

10 -12 баллов – высокий уровень

7 -11 баллов – средний уровень

4 - 6 баллов – низкий уровень

Учебно-тематический  план

(1-й год обучения)

п\п

Тема  занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, правила поведения обучающихся, правила работы с карандашом, кисточкой, красками.

1

-

1

2

Выразительные  средства  изображения

1

9

10

3

Форма  предметов

1

9

10

4

Холодная  и  теплая  цветовая  гамма  

1

7

8

5

Композиционное  решение  рисунка

1

17

18

6

Декоративно-прикладное  искусство

1

13

14

7

Цвет  и  оттенок. Смешиваем  краски. Монотипия.

1

7

8

8

Художник  и фантазия. Граттаж,   рисование ниточками, кляксография.

1

11

12

9

Иллюстрация  к  сказке

2

8

10

10

Развитие  конструктивной  формы мышления. Бумагопластика.

2

8

10

11

Скульптура, как вид изобразительного искусства. Рельеф. Тестопластика.

1

11

12

12

Работа с бумагой: аппликация, коллаж, плетение из газет, вытинанка, работа с гофрированной бумагой.

2

12

14

13

Портрет.

1

3

4

14

Работа с витражными красками.

1

7

8

15

Графика, как вид изобразительного искусства.

1

4

5

16

Проведение и участие:

 -в выставках и конкурсах разного уровня,

- мастер-классы,

- мероприятия Центра.

По плану работы

Итого:

18

126

144

Содержание  учебно-тематического плана 1-го года обучения:

        

        Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, правила поведения обучающихся, правила работы с карандашом, кисточкой, красками.

        Выразительные  средства  изображения: линия,  точка, пятно, цвет. 

Виды  линий:  прямая,  волнистая,  ломаная,  кривая.  

Что  мы  можем  нарисовать  с  помощью  этих  линий?  Пластика  линий -  деревья за окном.

Взаимодействие  линии и пятна – окраска шкур животных, оперения  птиц. Рисование по мокрому слою. Цветовой  спектр. Радуга-дуга.

Цвет  и  настроение: « веселый»  и  «грустный».

Практическое задание.

        Форма  предметов. 

Предметы  простой и сложной  формы.

Последовательность работы над рисунком.

Тональная проработка  формы.  

Градации светотени. Рисунок с натуры.  

Практическое задание.

        Холодная  цветовая  гамма.  Теплая  цветовая  гамма.

Красота  зимы. Практическое задание.

На севере.

Осенний  пейзаж. Практическое задание.

Жаркие страны.

        Композиционное  решение  рисунка.

Размер рисунка  и  листа бумаги.

Натюрморт «дары осени».  Практическое задание.

Букет.  Печатание листьями.

Земля – небо в пейзаже.  

Заполнение  плоскости  листа.  Практическое задание.

«Аквариум». Творческая работа. (рисование ниточками, набивка по трафаретам, восковые мелки)

Работа  на  тонированной  бумаге.

Натюрморт.  Практическое задание.

Расположение  в пространстве – загораживание  предметов.

        Декоративно-прикладное  искусство. 

Знакомство с декоративно-прикладным  искусством.

Мастера  украшения. Дымковская  игрушка. Практическое задание.

Узор,  орнамент. Выполнение упражнений.

Моя любимая  чашка. Роспись.

Тарелка. Роспись.

Роспись кухонной доски.

        Цвет  и  оттенок. Смешиваем  краски. 

Цветовое  пятно – «Цветочная  поляна». (цветовой спектр)

Маки (пионы). Практическое задание.

Синий -  «Морской  пейзаж». Монотипия. Творческая работа.

Желтый -  Фрукты. Работа с натуры.

Зеленый - «В лесу».  

Красный - «Закат».

          Художник  и фантазия.

Сказочная  Жар-птица.  Творческая работа.

«Кляксография», монотипия, граттаж, рисование ниточками, отпечатывание, на что это похоже?

        Иллюстрация. 

Герои любимых сказок.

Иллюстрация к сказке, рассказу.

        Развитие конструктивной формы мышления.

Мастера – строители.  

Мой  дом. Мастера – строители.  

Мой  город – коллективная  работа.

        Скульптура, как вид изобразительного искусства. Рельеф. Скульптура - объемное изображение.

Знакомство с народными промыслами: Дымковская игрушка.

Каргопольская  игрушка. Филимоновская игрушка. Практическое задание.

Фактура поверхности. Рельеф. Тестопластика.

Рисуем пластилином. Практическое задание.

        Работа с бумагой: аппликация, коллаж, вытинанка, плетение из газет.

Выполнение    пейзажа в технике  коллаж,  в смешанной технике.  Подбор цвета.

Подбор  изображений людей,  птиц,  животных  соответствующего размера.

Вытинанка – узоры из бумаги.

Композиция  «Чудо-дерево», « Жар-птица»,  «Полянка».

Оформление работы в  рамку.

Плетение из газет.

        Портрет. 

Рисуем  лицо  человека.  

Пропорции  головы.  

Моя  семья; мой  друг. Практическое  задание.

        Работа с витражными красками.

Что такое витраж?  Виды витража.  Роспись по стеклу (дискам).

Техника работы витражными красками.  

Разработка эскиза.

Выполнение  орнаментальной  композиции. Выполнение декоративных подвесок.

        Графика, как вид изобразительного искусства.

Выразительные средства графики.  

Работа тушью. Выполнение композиции по Японским  мотивам.

Учебно-тематический  план  

(2-й  год обучения)

п\п

Тема  занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Правила поведения обучающихся. Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.

1

-

1

2

Графика, как вид изобразительного искусства. Выразительные  средства  графики.

1

6

7

3

Форма  предметов.  

2

8

10

4

Холодная  и  теплая  цветовая  гамма.  

2

8

10

5

Композиционное  решение  рисунка.

2

20

22

6

Декоративно-прикладное  искусство.

2

12

14

7

Цвет  и  оттенок. Смешиваем  краски.  

2

6

8

8

Художник  и фантазия.  

2

14

16

9

Основные законы линейно-воздушной перспективы

2

8

10

10

Развитие  конструктивной  формы мышления.

2

10

12

11

Скульптура, как вид изобразительного искусства.

2

18

20

12

Работа с бумагой: аппликация, коллаж, торцевание, квилинг, работа с гофрированной бумагой, плетение из газет.

2

20

22

13

Портрет.

2

10

12

14

Работа с витражными красками.

2

16

18

15

Изображение птиц и животных в изобразительном искусстве.

2

10

12

16

Батик

2

20

22

17

Проведение и участие:

 -в выставках и конкурсах разного уровня,

- мастер-классы,

- мероприятия Центра

-учебно-познавательные экскурсии

По плану работы

Итого:

30

186

216

Содержание  учебно-тематического плана 2-го года обучения:

        Вводное занятие. 

Инструктаж по ТБ. Правила поведения обучающихся.

Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.

        Выразительные  средства графики:  

Точка, линия, пятно.

Монохромное изображение: рисуем тушью, акварелью.

Знакомство с искусством Японии и Китая. Практическое задание.

        Форма  предметов.

Рисунок с натуры.

Предметы  простой и сложной формы. Последовательность работы над рисунком. Тональная проработка  формы.  Градации светотени.

Рисунок с натуры: мяч, шар, ваза. Практическое задание.

        Холодная  цветовая  гамма.  Теплая  цветовая  гамма. 

Зимняя сказка.

Осенний  пейзаж.

Жаркие страны. Творческие работы.

        Композиционное  решение  рисунка. 

Размер рисунка  и  листа бумаги.

Натюрморт «Дары осени».  Букет  подсолнухов.  Работа с натуры.

Цвета  весны.  Заполнение  плоскости  листа.  

«Аквариум». Работа  на  тонированной  бумаге.

Натюрморт.  Расположение  в пространстве – загораживание  предметов.

        Декоративно-прикладное  искусство.

Знакомство  с  декоративно-прикладным  искусством.

Мастера  украшения.

Узор,  орнамент. Практическое задание.

Традиции русского народного костюма. Сарафан, кокошник.

        Цвет  и  оттенок. Смешиваем  краски. 

Синий -  «Морской  пейзаж».

Желтый -  Фрукты.

Зеленый - «В лесу».  

Красный - «Закат».

Цветовое  пятно - Цветочная  поляна. Практическое задание.

        Художник  и фантазия.

Декоративная композиция  на белой или тонированной бумаге:  зимняя сказка, подводный мир, весенний ковер. Творческая работа. (Граттаж, кляксография, рисование ниточками и т.д.)

        Основные законы линейно-воздушной перспективы.

Передаем пространство на плоскости.

Цвет в пространстве.

Пейзаж: Осенний  пейзаж,  Мой  край  родной,   Любимый уголок,  Мои путешествия. Практическое задание.

        

Развитие конструктивной формы мышления. (бумагопластика)

Мастера – строители.  Мой  дом - замок.

Мастера – строители.  Мой  город – коллективная  работа.

        Скульптура, как вид изобразительного искусства. Рельеф. Скульптура - объемное изображение.

Знакомство с народными промыслами: Фактура поверхности. Рельеф.  

Лепим из соленого теста - мелкая пластика (забавные  зверюшки). Практическое задание.

        Работа с бумагой: аппликация (торцевание, обрывная), коллаж, плетение из газет.

Выполнение    пейзажа в технике  коллаж,  в смешанной технике.  Подбор цвета. Практическое задание.

Подбор  изображений людей,  птиц,  животных  соответствующего размера.

Работа в технике – квилинг; выполнение цветка из гофрированной бумаги. Плетение из газет. Практическое задание.

        Портрет. 

Рисуем  лицо  человека.  

Пропорции  головы.  

Моя  семья; мой  друг. Практическое задание.

        Работа с витражными красками.

Что такое витраж?  Виды витража.  

Роспись по стеклу, дискам. Техника работы витражными красками.

Работа с контуром. Украшение свечи, подсвечник, сувенир.

Практическое задание.

        Изображение птиц и животных в изобразительном искусстве.

Мои любимые животные;  кто живет в Африке?; люблю деревню. Практическое задание.

        Батик (холодный батик, узелковый, свободная роспись по ткани).

Что такое батик? Виды и техники выполнения.

Этапы работы: холодный батик, узелковый, свободная роспись по ткани.

Практические задания.

Методическое обеспечение программы:

        

        

        Для освоения программы воспитанниками (обучающимися) в работе педагога используются:

        Методы организации занятий:

-словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.

-наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов  и  т.д.

-репродуктивный метод –метод практического показа и выполнения заданий детьми.

        Методы обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый -  участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.

        Решение задач изостудии идет в ходе  игровых приёмов, упражнений, решения проблемных ситуаций, диалога, анализа, показа и просмотра иллюстраций, работы по образцу, тренингов.

Формы организации деятельности детей на занятиях:

- фронтальная– одновременная работа со всеми обучающимися;

организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

-индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

-групповая – организация работы по группам (2-5 человек);

-индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий.

        

Основные части занятия:

  • введение – создание эмоционального отношения к работе,
  • обсуждение  пройденного ранее материала;
  • знакомство с  новым  материалом  – беседа, рассматривание дидактических материалов,
  • подготовка к совместной или самостоятельной деятельности;
  • творческая  деятельность детей;
  • выставка-просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов занятия.

        Дидактический материал:

бумага  (бумагопластика, аппликация, коллаж, живопись и графика);

пластилин и масса для лепки, соленое тесто (рельеф, скульптура);

палочки (граттаж), стеки;

парафиновые свечи;

природный материал;

тушь (кляксография);

восковые мелки  (графика);

акварель;

гуашь;

витражные краски;

краски для росписи по ткани;

поролон;

кисточки;

штампы, трафареты;

фигурки из дерева, картона, пластика (деревья, цветы, фигуры людей, фрукты и овощи);

гипсовые фигуры и предметы для постановочных работ;

рамки и подрамники для батика;

серия художественных альбомов «Искусство детям»: Графические орнаменты. Акварельные цветы. Необыкновенное рисование. Дымковская игрушка и т. д.;

видеопроектор и экран;

ПК;

разработки игр и занятий.

Список  литературы:

  1. Сокольникова Н.М.   Изобразительное  искусство и методика  его преподавания в начальной школе.- М.: academia 2003.
  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н.,  Куликова С.Л.  Занятия  с  дошкольниками  по изобразительному  искусству - М.: Творческий  центр  сфера, 1999.
  3. Неменский Б.М. Изобразительное  искусство и художественный  труд 1-4 классы – М.: Просвещение, 1991.
  4. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском  возрасте.3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
  5. Герчук Ю.Я.  Основы  художественной  грамоты-М.:  Учебная литература, 1998.
  6. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.-М.: Просвещение, 1984.
  7. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-2 кл.  Учебник.- М.: Дрофа, 1995.
  8. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3-4 кл.  Учебник.- М.: Дрофа, 1997.
  9. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 7-8 кл.  Учебник.- М.: Дрофа, 1997.
  10. Соколова О.Ю.  Секреты композиции: для начинающих художников – М.: Астрель. АСТ. 2005.
  11. Алан Гир  и Барри Фристоун  Роспись по стеклу. М.: АРТ-РОДНИК, 2004.
  12. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.-М.:АСТ-ПРЕСС,1999.
  13. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И.  Лепим из пластилина. – Ростов-н\Д :изд-во Феникс,2003.
  14. Ломоносова М.Т.  Графика и живопись.: Учеб. пособие.- М: ООО Издательство АСТ,2003
  15.  Претте М.К,  Капальдо А.   Творчество и выражение 1 – М.: Советский художник,1985.
  16. Претте М.К.  Капальдо А.   Творчество и выражение 2 – М.: Советский художник,1985.

Список  литературы для обучающихся:

  1. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.-М.:АСТ-ПРЕСС,1999.
  2. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И.  Лепим из пластилина. – Ростов-н\Д :изд-во Феникс,2003.
  3. Претте М.К.  Капальдо А.   Творчество и выражение 1 – М.: Советский художник,1985.
  4. Претте М.К.  Капальдо А.   Творчество и выражение 2 – М.: Советский художник,1985.
  5. Лыкова И.А.  Вот моя деревня! Рисуем красками. Издательство: Карапуз
  6. Лыкова И.А.  Чудесные  писанки.  Издательство: Карапуз,  2007.
  7. Лыкова И.А. Золотая хохлома.  Издательство: Карапуз,2007.
  8. Карл Вёрман.  История искусства всех времен и народов. Издательство: Полигон, 2000.
  9. Пьер Порте. "Учимся рисовать": …человека; …диких животных; …природу; …окружающий мир; …зверей, рыб, птиц; …от А до Я. Мир книги, 2005.
  10. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок - художник. Обучение дошкольников рисованию.+ рабочая тетрадь (Учимся рисовать. Обучение композиции.) Издательство: Ювента,  2002, 2003.
  11. Шалаева Г.П. Издательство: АСТ- Слово. Серия: Хочу стать художником, 2009.
  12. Дуг Дюбоск. Как рисовать перспективу.-: Минск, ООО "Попурри", 2001.
  13. Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров.
  14.  Содействие, 2007. Жанр: Учебное пособие. Серия: Рисование для всех.

 

Интернетресурсы:

  1. http://video.yandex.ru/users/mirror-3/view/3/#
  2. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
  3. http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44
  4. stranamasterov.ru/
  5. http://pro-risunok.ru/
  6. http://www.koob.ru/draw/
  7. www.alleng.ru/edu/art3.htm


Кадровое обеспечение дополнительной образовательной программы

№ п/п

Дисциплины (модули)

Характеристика педагогических работников

Фамилия,

имя,

отчество,

должность

по штатному расписанию

Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании

Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалификационная категория

Стаж педагогической (научно-педагогической) работы

Основное место работы, должность

Условия привлечения к педагогической деятельности

Всего

В т.ч. педагогической

Всего

в т.ч. по указанному

предмету, дисциплине,

(модулю)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности.

МДК 02.04

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.

Луговина М.М.,

преподаватель психолого-педагогических дисциплин 1квалификационной категории

   Борисоглебский государственный педагогический институт, дошкольная педагогика и психология;

    Борисоглебское педагогическое училище, воспитатель детей дошкольного возраста;

руководитель изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях, начальных классах и кружках детского творчества.

Первая квалификационная категория

преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГБПОУ ВО «БТПИТ»

преподаватель-почасовик


Составители программы:

Луговина М.М.

преподаватель психолого-педагогических дисциплин 1квалификационной категории ГБПОУ ВО «БТПИТ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. «Книга о Зиме».

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. «Книга о Зиме». Программное содержание:Задачи:уточнить и обобщить знания детей о зиме;вызвать положител...

Программа кружка художественно-эстетического направления, по рисованию"Тропинки творчества"

Программа «Тропинки творчества» -это курс интеллектуально-творческого  взаимодействия и развития дошкольного и младшего школьного возраст. У меня возникла идея создания творчески разн...

«Общеразвивающей программы внеурочной деятельности художественно - эстетического направления (технологической направленности) «Лоскутное шитьё»

      Программа «Лоскутное шитьё» предназначена  для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интерес к художественной деятельности и направлен...

Программа по художественно-эстетической деятельности педагога дополнительного образования "Игровая ритмика"

Методическая разработка.Программа по художественно-эстетической деятельности педагога дополнительного образования "Игровая ритмика" для детей младшего возраста....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в средней группе комбинированной направленности. Тема: Предметная композиция из бумаги «Разноцветные фиалки» (аппликация)

Тема: Предметная композиция из бумаги «Разноцветные фиалки» (аппликация) Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Цель: Форми...