Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа по русскому языку 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_4_klass.docx | 77.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №12» х. Мамацев
Шовгеновского района, Республики Адыгея.
Утверждаю
Директор школы
______ И.М. Хапачева
Приказ №21 от 25.08.2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя
Девер Елены Алексеевны
по предмету «Русский язык» в 4 классе
на 2017-2018 учебный год
количество часов в неделю - 5
Программа составлена к учебнику «Русский язык»
Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий через систему УМК «Школа России»
соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рассмотрена на педагогическом совете, протокол №1 от 25.08.2017г.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012;
- Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2013 № 264 «Об Образовании в Республике Адыгея»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ № 12 х. Мамацев;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ ООШ № 12 х. Мамацев;
- Учебного планаМБОУ ООШ № 12 х. Мамацев на 2017 – 2018 учебный год;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
• практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
• выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
• овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
• овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
• сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
• составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, сюжетному рисунку, репродукциям картин художников, заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
• письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
• подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
• различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
• создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
• анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
• оформлять результаты исследовательской работы;
• редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
• произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
• пользоваться «Орфоэпическим словарем» при определении правильного произношения слова (обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
• различать звуки и буквы;
• классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочения слов и поиска нужной информации;
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
• выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
• выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
• распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
• подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
• понимать этимологию мотивированных слов-названий;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
• работать с разными словарями;
• приобретать опыт редактирования предложения (текста).
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
• находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
• сравнивать, классифицировать слова по их составу;
• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
• понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
• образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
• понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
• узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
• разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
• определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
• пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
• выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
• определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
• определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
• определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
• распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
• определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
• иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
• различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
• понимать роль союзов и частицы не в речи;
• подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
• сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
• различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
• склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
• различать родовые и личные окончания глагола;
• наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
• проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
• находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
• различать предложение, словосочетание и слово;
• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
• составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
• выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
• находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
• распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
• составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
• находить в предложении обращение;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Обучающийся научится:
• применять ранее изученные правила правописания:
– раздельное написание слов;
– сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
– сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
– перенос слов;
– прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
– проверяемые безударные гласные в корне слова;
– парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
– непроизносимые согласные;
– непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными;
– гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
– разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
– мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
– соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
– е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
– безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
– безударные падежные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
– раздельное написание частицы не с глаголами;
– мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
– мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
– безударные личные окончания глаголов;
– раздельное написание предлогов с другими словами;
– знаки препинания в конце предложения: точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки;
– знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• пользоваться «Орфографическим словарём» учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
• безошибочно списывать текст (объёмом 80–90 слов);
• писать под диктовку тексты (объёмом 75–80 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
• применять правила правописания:
– соединительные гласные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
– е и и в суффиксах -ек-, -ик-;
– запятая при обращении;
– запятая между частями в сложном предложении;
• объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• объяснять правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
• объяснять правописание личных окончаний глагола;
• объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);
• определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
• при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой деятельности
Слушание.Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика5. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса-ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное.Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие.Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений.Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк–чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); • непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Количест-во часов | Диктанты | Словарные диктанты | Провероч-ные работы | Контроль-ноесписывание | Проекты | Развитие речи |
Повторение. Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения | 20 | 1 | 2 | 2 изл. 1 соч. | |||
Лексическое значение слова | 4 | 1 | |||||
Состав слова | 11 | 1 | 1 | 1 изл. | |||
Части речи | 7 | 1 | 1 | 1 соч. | |||
Имя существительное | 43 | 4 | 2 | 1 | 2 соч. 2изл. | ||
Имя прилагательное | 30 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 соч. 2 изл. | |
Местоимение | 9 | 1 | 1 | 1 | 2 соч. 1 изл. | ||
Глагол | 35 | 1 | 2 | 1 | 1 изл. | ||
Повторение | 11 | 1 | 2 | 1 | 1 изл. | ||
Итого | 170 | 4 | 14 | 11 | 1 | 3 | 10 изл. 9 соч. |
Тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Стр. | Д/З | ||
Повторение (20 ч) Наша речь и наш язык (2 ч) | 1 часть | ||||||
Повторение. Наша речь и наш язык | с. 3–6 | ||||||
Повторение. Язык и речь. Формулы вежливости. | с. 7. | ||||||
Текст (3 ч) | |||||||
Повторение. Текст. План текста. | с. 8–9. | ||||||
Текст. Развитие речи. Подробное изложениетекста «Первая вахта». | с. 10. | ||||||
Повторение. Работа над ошибками. Текст. Типы текста. | с. 11–12. | ||||||
Предложение (5 ч) | |||||||
Повторение. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | с. 13–14. | ||||||
Повторение. Виды предложений по интонации. | с. 15–16. | ||||||
Повторение. Диалог. Обращение. | с. 17–18. | ||||||
Повторение. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | с. 18–19. | ||||||
Словарный диктант. Основа предложения. Члены предложения. | с. 20–21. | ||||||
Словосочетание (2 ч) | |||||||
Что такое словосочетание? | с. 22–23. | ||||||
Входная проверочная работа. | |||||||
Однородные члены предложения (4 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | с. 25–27. | ||||||
Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. | с. 28–30. | ||||||
Запятая между однородными членами, соединенными союзами. | с. 30–33 | ||||||
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». | с.34. | ||||||
Простые и сложные предложения (4 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Простые и сложные предложения. | с. 36–37. | ||||||
Повторение. Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами. | с. 38–39. | ||||||
Развитие речи. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | с. 39, упр. 56. | ||||||
Проверочная работа по теме «Предложение». Защита проектов «Похвальное слово знакам препинания». | с. 35, с. 40 | ||||||
Лексическое значение слова (4 ч) | |||||||
Словарный диктант. Слово и его лексическое значение. | с. 41–44. | ||||||
Многозначные слова. Устаревшие слова. | с. 44–46. | ||||||
Синонимы, антонимы, омонимы. | с. 47–48. | ||||||
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | с. 49–50. | ||||||
Состав слова (11 ч) | |||||||
Состав слова. Значимые части слова. | с. 51–52. | ||||||
Состав слова. Однокоренные слова. | с. 53–54. | ||||||
Правописание однокоренных слов. | с. 55-56. | ||||||
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | с. 56–57. | ||||||
Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов. | с. 58–59. | ||||||
Словарный диктант. Правописание гласных и согласных в корняхслов, двойных согласных в словах. | с. 60–61. | ||||||
Упражнение в написании приставок и суффиксов. | с. 62–63. | ||||||
Разделительные ъ и ь. | с. 64–65. | ||||||
Проверочный диктант по теме Лексическое значение слова. Состав слова». | |||||||
Работа над ошибками. Упражнение в написании гласных и согласных | с. 66. | ||||||
Развитие речи. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | С.66, у.110 | ||||||
Части речи (7 ч) | |||||||
Самостоятельные и служебные части речи. | с. 67–68. | ||||||
Морфологические и грамматические признаки частей речи. | с. 69–70. | ||||||
Грамматические признаки частей речи. | с. 71–72. | ||||||
Наречие как часть речи. | с. 73–74. | ||||||
Словарный диктант. Наречие как часть речи. | с. 75–77. | ||||||
Развитие речи. Творческое сочинение с опорой на текст и репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке». | с. 77, упр. 134, 135. | ||||||
Итоговая проверочная работа за 1 четверть по теме «Части речи». | |||||||
Изменение по падежам имен существительных (6 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Падеж имен существительных. | с. 80–81. | ||||||
Признаки падежных форм имен существительных. | с. 82–83. | ||||||
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных. | с. 84–85. | ||||||
Упражнение в распознавании дательного и творительного падежейимен существительных. | с. 85–86 | ||||||
Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных. | с. 87. | ||||||
Определение падежа неизменяемых имен существительных. | с. 88. | ||||||
Три склонения имен существительных (9 ч) | |||||||
Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных. | 89–90. | ||||||
Словарный диктант. Падежные окончания имен существительных первого склонения. | с. 91–92. | ||||||
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А.Пластова «Первый снег». | С.92 | ||||||
Второе склонение имен существительных. | с. 93–94. | ||||||
Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения. | с. 95–96. | ||||||
Третье склонение имен существительных. | с. 96–98. | ||||||
Упражнение в распознавании имен существительныхтретьего склонения. | с. 98–99. | ||||||
Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений. | с. 99–101 | ||||||
Развитие речи. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | с. 101, | ||||||
Склонение и правописание окончаний имен существительных в единственном числе (19 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения. | с. 102–104 | ||||||
Именительный и винительныйпадежи. | с. 105–107. | ||||||
Словарный диктант. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | с. 107–108. | ||||||
Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже. | с. 109–110. | ||||||
Именительный, родительныйи винительный падежи одушевленных имен существительных. | с. 111–112 | ||||||
Правописание окончаний одушевленных имен существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | с. 112–113. | ||||||
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. | с. 113–114. | ||||||
Упражнения в правописанииимен существительных в дательном и родительном падежах. | с. 115–116. | ||||||
Безударные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. | с. 116–117. | ||||||
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | с. 117–118. | ||||||
Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. | с. 119–120. | ||||||
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | с. 121–122. | ||||||
Словарный диктант. Окончания имен существительных в предложном падеже. | с. 123–124. | ||||||
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | с. 124–126. | ||||||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | с. 126–127. | ||||||
Упражнение в правописании безударных падежных окончанийимен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | с. 128–130. | ||||||
Развитие речи. Сочинение по репродукции | с. 130, упр. 247. | ||||||
Итоговая проверочная работа за 1 полугодие. | |||||||
Работа надошибками, допущенными в проверочной работе и в сочинении. | с. 130. | ||||||
Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (9 ч) | |||||||
Множественное число имен существительных. | с. 131–132. | ||||||
Именительный падеж имен существительных множественного числа. | с. 133–134. | ||||||
Словарный диктант. Родительный падеж имен существительных множественного числа. | с. 135–136. | ||||||
Родительный падеж именсуществительных множественного числа. | с. 136–137. | ||||||
Винительный падежодушевленных имен существительных множественного числа. | с. 138-139. | ||||||
Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных. | с. 139–140. | ||||||
Подробноеизложениена основе зрительного восприятия текста | с. 141, упр. 273 | ||||||
Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний». | с. 142–143. | ||||||
Работа над ошибками. Защита проектов «Говорите правильно!» | |||||||
Повторение сведений об имени прилагательном как части речи (5 ч) | |||||||
Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные? | ч. 2, с. 4–5 | ||||||
Роль имен прилагательных в языке. | с. 6–7. | ||||||
Род и число имен прилагательных. | с. 7–8. | ||||||
Словарный диктант. Упражнение в определении рода и правописании родовых окончаний имен прилагательных. | с. 8–9. | ||||||
Развитие речи. Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка». | |||||||
Склонение имен прилагательных (2 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Падеж имени прилагательного. | с. 10–12. | ||||||
Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». | с. 13. | ||||||
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (23 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Склонениеи правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | с. 14–15. | ||||||
Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. | с. 16–18. | ||||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | с. 19–20. | ||||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | с. 20–21. | ||||||
Упражнение в различении имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах и правописании их падежных окончаний. | с. 22–24. | ||||||
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | с. 25–26. | ||||||
Словарный диктант. Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода. | с. 26–27. | ||||||
Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. | С. 28 | ||||||
Склонениеи правописание падежных окончанийимен прилагательных женского рода в единственном числе. | с. 29. | ||||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительноми винительном падежах. | с. 30–31. | ||||||
Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. | с. 32–33 | ||||||
Винительный и творительныйпадежи имен прилагательных женского рода. | с. 33–34. | ||||||
Упражнение в правописаниипадежных окончанийимен прилагательных женского рода. | с. 35–37. | ||||||
Подробноеизложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | с. 36, упр. 77. | ||||||
Работа над ошибками. Склонениеимен прилагательных во множественном числе. | с. 38–39. | ||||||
Сочинениепо репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». | с. 40. | ||||||
Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. | с. 41–42. | ||||||
Словарный диктант. Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа в родительном | с. 43–44. | ||||||
Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах. | с. 45–46. | ||||||
Подробноеизложениена основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | с. 46, упр. 99. | ||||||
Проверочный диктант по теме «Падежные окончания именприлагательныхи имен существительных в единственном и во множественном числе». | |||||||
Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. | с. 47–49. | ||||||
Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных». | с.50. | ||||||
Местоимение (9 ч) | |||||||
Роль местоимений в речи. | с. 52–53. | ||||||
Сочинениепо репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». | с. 49. | ||||||
Работа над ошибками. Личные местоимения 1, 2,3-го лица. |
| ||||||
Изменениеличных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. | с. 56–57. | ||||||
Словарный диктант. Правописание личных местоимений 1 и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. | с. 58–59. | ||||||
Склонениеличных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописаниипредлогов с местоимениями. | с. 60–62. | ||||||
Склонениеличных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописаниипредлогов | с. 62–64. | ||||||
Подробноеизложениена основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | с. 65, | ||||||
Итоговая проверочная работа за 3 четверть по теме «Изменение существительных и личных местоимений по падежам». | с. 66. | ||||||
Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи (3 ч) | |||||||
Работа над ошибками. Роль глаголов в языке. | с. 68–69. | ||||||
Роль глаголов в языке. | с. 69–70. | ||||||
Изменениеглаголов по временам. | с. 71. | ||||||
Неопределенная форма глагола (3 ч) | |||||||
Неопределенная форма глагола. | с. 72–73. | ||||||
Словарный диктант. Упражнение в образованииформ глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами. | с. 74–75. | ||||||
Образование временных форм от глагола в неопределенной форме. | с. 76–77. | ||||||
Спряжение глаголов (8 ч) | |||||||
Спряжение глаголов (общеепонятие). | с. 80–82. | ||||||
Подробноеизложениена основе зрительного восприятия текстапо самостоятельно составленному плану. | с. 78–79, упр. 162. | ||||||
Работа над ошибками. Распознавание лица | с. 82–83. | ||||||
Изменение глаголов по числам и лицам. | С.83-84 | ||||||
Употребление мягкого знака (ь)в глаголах 2-го лица единственного числа. | с. 85. | ||||||
Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа. | с. 86–87. | ||||||
Правописаниене с глаголами. | |||||||
Сочинениепо репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | с. 87. | ||||||
I и II спряжения глаголов (4 ч) | |||||||
Работа над ошибками. I и II спряжения глаголов. | с. 88–89. | ||||||
Спряжение глаголов. | |||||||
Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения. | с. 90–91. | ||||||
Наши проекты. «Пословицы и поговорки». | с. 92. | ||||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (7 ч) | |||||||
Словарный диктант. Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени. | с. 93–94. | ||||||
Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов. | с. 94–95. | ||||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов. | с. 96–97. | ||||||
Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов. | с. 98–99. | ||||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов. | с. 100. | ||||||
Проверочный диктант по теме «Правописание безударных личных окончанийглаголов». | |||||||
Работа надошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | с. 101. | ||||||
Правописание возвратных глаголов (3 ч) | |||||||
Возвратные глаголы. | с. 102–103. | ||||||
Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | с. 104–106 | ||||||
б | Упражнение в правописании Безударныхокончаний-тся и -ться в возвратных глаголах. | с. 106–108. | |||||
Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч) | |||||||
Словарный диктант. Правописание глаголов в прошедшем времени. | с. 109–110. | ||||||
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | с. 111–112. | ||||||
Правописание безударного суффикса | с. 113–114. | ||||||
Обобщение по теме «Глагол» (5 ч) | |||||||
Упражнение в правописании глагольныхформ. | с. 115–116. | ||||||
Упражнение в правописании глагольныхформ и распознавании морфологическихпризнаков глагола. | с. 117–118 | ||||||
Подробноеизложениеповествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | с. 119, упр. 253. | ||||||
Проверочная работа по теме «Глагол». | с. 120. | ||||||
Анализ работ. Работа над ошибками. | |||||||
Повторение (14 ч) | |||||||
Работа надошибками. Повторение. Язык и речь. | с. 121–122. | ||||||
Повторение. Текст. Типы текстов. | с. 122–123. | ||||||
Контрольный словарный диктант. Предложение и словосочетание. | |||||||
Главные и второстепенные члены предложения. | |||||||
Однородные членыпредложения. | |||||||
Повторение. Слово и его лексическое значение. | |||||||
Краткое изложениеповествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | |||||||
Итоговая проверочная работа за 2 полугодие. | |||||||
Работа над ошибками. Части речи. | |||||||
Части речи. Морфологические признаки частей речи. | |||||||
Приложение
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Контрольный диктант
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1 класс | - | 15-25 слов |
2 класс | 25-30 слов | 35-45 слов |
3 класс | 45-55 слов | 55-6- слов |
4 класс | 60-70 слов | 70-80 слов |
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибки:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.
4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл произведения.
5. Употребление слов в несвойственном значении ( в изложении).
Недочеты.
1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
2. Отсутствие «красной строки».
3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.
4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Примечание
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1 класс | - | 20-30 слов |
2 класс | 30-35 слов | 40-50 слов |
3 класс | 50-60 слов | 60-65 слов |
4 класс | 65-75 слов | 75-90 слов |
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8. Подчеркни орфограммы в словах.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1-й класс | - | 5-6 слов |
2-й класс | 8-10 слов | 10-12 слов |
3-й класс | 10-12 слов | 12-15 слов |
4-й класс | 12-15 слов | 15-18 слов |
Словарные диктанты
Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится ≈ 1 раз в 10 дней с целью осуществления текущего контроля.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3–5 ошибок.
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
СОЧИНЕНИЕ
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Примечание:Всвязи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.
Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.
Примечание
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения с сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова
Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа...
рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"
рабчая программа : пояснительная записка, календарно- тематическое планирование (письмо, русский язык)...
Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Материал содержит рабочую программу по русскому языку и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе. Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с у...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2014 год
Пояснительная записка, рабочая программа по русскому языку для 2 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива», 2014 год ...
рабочая программа по русскому языку для 4 класса
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Гармония"....
Рабочая программа по русскому языку 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 класс " Школа России"...