Открытое занятие «Основные характеристики учебной деятельности среднего профессионального образования»
план-конспект занятия на тему

Цель занятия: освоение основных характеристик учебной деятельности среднего профессионального образования

Задачи:

1.    Обсудить основные понятия дидактики: обучение, воспитание, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.

2.    Выявить особенности учебной деятельности в среднем профессиональном образовании.

3.    Выполнить предложенные задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие Школы педагогического мастерства

 ГБПОУ КК «Краснодарский краевой колледж культуры»

подготовленное и проведённое методистом С. В. Минько

 «Основные характеристики учебной деятельности среднего профессионального образования»

Цель занятия: освоение основных характеристик учебной деятельности среднего профессионального образования

Задачи:

  1. Обсудить основные понятия дидактики: обучение, воспитание, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.
  2. Выявить особенности учебной деятельности в среднем профессиональном образовании.
  3. Выполнить предложенные задания.

Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, называется дидактикой. В переводе с древнегреческого дидактика означает «искусство обучения». Объектом дидактики как науки является обучение во всем его объеме и во всех аспектах, а предметом выступает система следующих отношений: «учитель – ученик», «ученик – учебный материал», «ученик – другие ученики». Многообразие этих отношений составляет сущность обучения.

Дидактика как педагогическая структура оперирует общими понятиями педагогики: обучение, воспитание, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.

Обучение – это целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемого, имеющей своей целью развитие обучаемого, формирование у него знаний, умений, навыков, то есть общей ориентировочной основы конкретной деятельности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Преподавание – это деятельность преподавателя в следующих сферах:

  • передачи информации;
  • организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • оказания помощи при затруднении в процессе обучения;
  • стимулирования интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
  • оценки учебных достижений учащихся.

Учение – это деятельность обучаемого, которая подразумевает:

  • освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков;
  • самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
  • осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащихся.

Процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, то есть на реализацию его образовательной функции.

К знаниям относятся конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законов, правил, отражающие определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины.

Под умениями понимаются практические действия, которые обучаемый может совершать на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний.

К навыкам относят автоматизированные действия.

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются с сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности в среднем профессиональном образовании:

  • наличие сформированных компетенций, которые определены нормативными образовательными документами, а также требованиями работодателей, которые хотят получить не просто рабочую силу, а личность, обладающую определённым набором качеств.
  • специальная направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
  • освоение общих способов действий и научных понятий, общие способы действия предваряют решение задач;
  • учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке – студенте;
  • происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.

В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

В учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно-конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у студента теоретического сознания и мышления.

Педагогический процесс можно представить как систему, состоящую из ряда элементов:

  1. цель обучения (для чего учить);
  2. содержание учебной информации (чему учить);
  3. методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить);
  4. преподаватель;
  5. студент.

Педагогический процесс – это способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом и создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание.

Средства, как материализованные предметные способы работы с содержанием, используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической.

Методическая структура возникает путем разделения цели на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, достижение объекта, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура педагогического процесса органично взаимосвязаны.

Психологическая структура включает в себя такие компоненты:

  1. процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;
  2. проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, эмоционального настроя;
  3. подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамику активности, работоспособности и утомления.

Классификация методов обучения в педагогике может быть следующей:

Объяснительно-иллюстративный метод. Студенты получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через наглядные средства обучения. Воспринимая и осмысливая факты, оценки и выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации;

Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом, ситуациях.

Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения и различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися при работе с программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод (одна из разновидностей которого – эвристическая база) – проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах;

Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач, краткого устного или письменного инструктажа обучаемыми самостоятельно изучается литература, проводятся наблюдения и измерения. Обобщаются эмпирические данные и формулируются выводы в соответствии с основными положениями гносеологии: устанавливаются факты, определяются их инвариантность и соответствие гипотезе или теории. В зависимости от обстоятельств используются индукция (познание движется от частного к общему) или дедукция (познание движется от общего к частному).

Таким образом, инициатива, самостоятельность и творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно, а методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Одна из распространенных классификаций методов обучения строится на основе выделения способов передачи информации.

Таблица 1

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж

Практические методы

Упражнение, тренировка, самоуправление

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, демонстрация материала

 

Классификация методов воспитания может иметь основой структуру личности

  Таблица 2

Методы формирования сознания

Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование

Методы формирования поведения

Управление, тренировка, само-управление

Методы формирования чувств

Одобрение, похвала, порицание, контроль

 

Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове. С ростом информации и технологизации общества появилась необходимость использования технических средств. Так возникло понятие педагогических средств, которые стали обязательным компонентом педагогического процесса.

Педагогические средства – это материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия).

Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для возникновения нового направления в педагогике – педагогической технологии. Суть ее состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.

Педагогическая форма – это устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: 1. содержание; 2. цель – принципы – методы – формы; 3. средства.

Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности: простые, составные и комплексные.

Простые формы базируются на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся лекция, консультация, зачет, экзамен, беседа, диспут, викторина, экскурсия..

Составные формы строятся на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях: урок, конференция, праздничный вечер, КВН. Урок, например, может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и прочее.

Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм: это дни открытых дверей или посвященные выбранной профессии, недели театра, книги, музыки и спорта.

Чтобы педагогический процесс был действенным, необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели – информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) – формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся – проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) – реализация проекта – контроль за ходом выполнения – корректировка – подведение итогов.

В данном случае педагогика опирается на выработанные социальной наукой формы и методы управления, в том числе на теорию и практику научной организации труда, социального прогнозирования и планирования, контроллинга.

Тест для педагогов

1.  Стратегическая цель государственной политики в области образования – это:

  1. повышение доступности качественного образования соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;
  2. гармоничное развитие всех сущностных физических и духовных сил, способностей и дарований детской личности;
  3. усвоение обучающимися общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;

2.  Процесс обучения – это:

  1. передача знаний, умений и навыков обучающимся;
  2. усвоение знаний, умений и навыков обучающимися
  3. это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и обучающихся, направленный на овладение общими и профессиональными компетенциями, усвоение знаний, приобретение умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями

3.  К основным категориям дидактики относятся:

  1. преподавание и учение
  2. развитие;
  3. методы обучения
  4. воспитание
  5. цель и результаты обучения
  6. знания, умения и навыки

4.  Дидактика – это

  1. наука о закономерностях  развития и формирования личности ребенка
  2. отрасль педагогики, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения
  3. наука о воспитании личности

5. Основными компонентами педагогического процесса являются:

  1. преподавание и учение
  2. цели, содержание, преподавание, воспитание, учение, анализ, результаты
  3. обучение, воспитание и развитие;
  4. цели, содержание, методы, формы, средства и достигнутые результаты

6. Основная форма организации обучения при классно-урочной системе

  1. факультатив;
  2. домашняя самостоятельная работа;
  3. урок;
  4. предметные кружки;
  5. учебная экскурсия

7. Традиционные составные части воспитания:

  1. умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое;
  2. интеллектуальное, политехническое, эмоциональное, идейно-нравственное, физкультурно-оздоровительное;
  3. воспитание, обучение и развитие;
  4. разъяснение сущности нравственных понятий, организация упражнений в хороших делах и поступках, формирование привычек поведения

8.  Воспитание – это

  1. результат обучения;
  2. целенаправленные и организованный процесс формирования личности;
  3. процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов;
  4. трудоёмкий процесс выявления отрицательных качеств личности и их замена на положительные

9. Мотивация – это:

  1. побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения;
  2. конкретная побудительная причина, вызывающая определенное действие обучаемого;
  3. мотив для достижения целей урока;
  4. причина, по которой обучащиеся приходят в образовательное учреждение

10. Внутренняя мотивация обучаемого предполагает:

  1. самоприказ;
  2. самооценку;
  3. самоубеждение;
  4. самооценку, самоубеждение, самоприказ

11. Элемент, не являющийся операцией мышления – это:

  1. понятие;
  2. анализ;
  3. синтез;

12. Результаты обучения в соответствии с ФГОС СПО - это:

  1. способность действовать;
  2. освоенные общие и профессиональные компетенции;
  3. усвоенные знания, приобретенные умения и практический опыт;
  4. готовность к выполнению профессиональных задач

13. В соответствии с ФГОС библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной:

  1.  за последние 2 года;
  2. за последние 10 лет;
  3. за последние 5 лет

14. Государственная (итоговая) аттестация по ФГОС СПО включает:

  1. подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект);
  2. собеседование;
  3. государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения;
  1. экзамен (квалификационный)

15. Обязательная часть ФГОС СПО составляет от общего времени, отведенного на ее освоение:

  1. 60%
  2. 70%
  3. 80%

16. Виды программ среднего профессионального образования по ФГОС:

  1. программа СПО базовой подготовки;
  2. программа СПО повышенного уровня;
  3. программа СПО углубленной подготовки

17. Выпускник, освоивший ППССЗ СПО должен обладать следующими компетенциями:

  1. общими компетенциями;
  2. профессиональными компетенциями;
  3. специальными компетенциями;
  4. универсальными компетенциями;
  5. личностными компетенциями

18. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в следующих направлениях:

  1. оценка уровня освоения дисциплин;
  2. оценка компетенций обучающихся;
  3. оценка воспитанности обучающихся;
  4. оценка освоения междисциплинарных курсов;
  5. оценка освоения профессиональных модулей

19. Правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному относится к принципу обучения:

  1. наглядности;
  2. научности;
  3. прочности;
  4. доступности;
  5. связи теории с практикой;
  6. последовательности;
  7. систематичности

20. Какой уровень самостоятельной деятельности обучающегося считается самым низким:

  1. копирующие действия;
  2. репродуктивная деятельность;
  3. продуктивная деятельность;
  4. самостоятельная деятельность

21. Цели занятия направлены на сообщение новых знаний – это

  1. практическое занятие;
  2. лекция;
  3. семинар;
  4. интегрированный урок;
  5. самостоятельная работа

Список литературы:

  1. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 2008.
  2. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.
  3. Филатов О. К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону, 2007. 
  4. Якунин, В. А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб. , 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ХИМИЯ по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (на базе основного общего образования)

Тема: «ТИПЫ  ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять полученные знания о типах химических р...

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

Повышение мотивации к профессии – одна из основных задач в системе среднего профессионального образования.

В статье обосновывается мнение, что создание условий СПО для повышения мотиваци к профессии является основной задачей для подготовки высококвалифицированных специалистов....

Тестирование в процессе обучения чтению студентов учебных заведений среднего профессионального образования

В настоящее время в российской и зарубежной методике преподавания иностранных языков весьма актуальна проблема контроля речевых умений.Это обусловлено целым рядом причин, главной из которых является в...

ДИСТАНЦИОННАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Особенности дистанционного обучения на современном этапе для преподавателей и студентов. Способы решения и трудности обучения....

Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования

Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования...