Открытое занятие «Основные характеристики учебной деятельности среднего профессионального образования»
план-конспект занятия на тему
Цель занятия: освоение основных характеристик учебной деятельности среднего профессионального образования
Задачи:
1. Обсудить основные понятия дидактики: обучение, воспитание, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.
2. Выявить особенности учебной деятельности в среднем профессиональном образовании.
3. Выполнить предложенные задания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытое занятие Школы педагогического мастерства
ГБПОУ КК «Краснодарский краевой колледж культуры»
подготовленное и проведённое методистом С. В. Минько
«Основные характеристики учебной деятельности среднего профессионального образования»
Цель занятия: освоение основных характеристик учебной деятельности среднего профессионального образования
Задачи:
- Обсудить основные понятия дидактики: обучение, воспитание, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.
- Выявить особенности учебной деятельности в среднем профессиональном образовании.
- Выполнить предложенные задания.
Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, называется дидактикой. В переводе с древнегреческого дидактика означает «искусство обучения». Объектом дидактики как науки является обучение во всем его объеме и во всех аспектах, а предметом выступает система следующих отношений: «учитель – ученик», «ученик – учебный материал», «ученик – другие ученики». Многообразие этих отношений составляет сущность обучения.
Дидактика как педагогическая структура оперирует общими понятиями педагогики: обучение, воспитание, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.
Обучение – это целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемого, имеющей своей целью развитие обучаемого, формирование у него знаний, умений, навыков, то есть общей ориентировочной основы конкретной деятельности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.
Преподавание – это деятельность преподавателя в следующих сферах:
- передачи информации;
- организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
- оказания помощи при затруднении в процессе обучения;
- стимулирования интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
- оценки учебных достижений учащихся.
Учение – это деятельность обучаемого, которая подразумевает:
- освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков;
- самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
- осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащихся.
Процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, то есть на реализацию его образовательной функции.
К знаниям относятся конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законов, правил, отражающие определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины.
Под умениями понимаются практические действия, которые обучаемый может совершать на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний.
К навыкам относят автоматизированные действия.
Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются с сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.
Основные характеристики учебной деятельности в среднем профессиональном образовании:
- наличие сформированных компетенций, которые определены нормативными образовательными документами, а также требованиями работодателей, которые хотят получить не просто рабочую силу, а личность, обладающую определённым набором качеств.
- специальная направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
- освоение общих способов действий и научных понятий, общие способы действия предваряют решение задач;
- учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке – студенте;
- происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий.
В процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.
В учебной деятельности, в отличие от деятельности исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно-конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.
Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у студента теоретического сознания и мышления.
Педагогический процесс можно представить как систему, состоящую из ряда элементов:
- цель обучения (для чего учить);
- содержание учебной информации (чему учить);
- методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить);
- преподаватель;
- студент.
Педагогический процесс – это способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом и создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:
Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик.
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.
Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.
Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание.
Средства, как материализованные предметные способы работы с содержанием, используются в единстве с методами.
Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической.
Методическая структура возникает путем разделения цели на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, достижение объекта, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура педагогического процесса органично взаимосвязаны.
Психологическая структура включает в себя такие компоненты:
- процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;
- проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, эмоционального настроя;
- подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамику активности, работоспособности и утомления.
Классификация методов обучения в педагогике может быть следующей:
Объяснительно-иллюстративный метод. Студенты получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через наглядные средства обучения. Воспринимая и осмысливая факты, оценки и выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации;
Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом, ситуациях.
Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения и различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися при работе с программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод (одна из разновидностей которого – эвристическая база) – проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах;
Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач, краткого устного или письменного инструктажа обучаемыми самостоятельно изучается литература, проводятся наблюдения и измерения. Обобщаются эмпирические данные и формулируются выводы в соответствии с основными положениями гносеологии: устанавливаются факты, определяются их инвариантность и соответствие гипотезе или теории. В зависимости от обстоятельств используются индукция (познание движется от частного к общему) или дедукция (познание движется от общего к частному).
Таким образом, инициатива, самостоятельность и творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно, а методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Одна из распространенных классификаций методов обучения строится на основе выделения способов передачи информации.
Таблица 1
Словесные методы | Рассказ, беседа, инструктаж |
Практические методы | Упражнение, тренировка, самоуправление |
Наглядные методы | Иллюстрирование, показ, демонстрация материала |
Классификация методов воспитания может иметь основой структуру личности
Таблица 2
Методы формирования сознания | Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование |
Методы формирования поведения | Управление, тренировка, само-управление |
Методы формирования чувств | Одобрение, похвала, порицание, контроль |
Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове. С ростом информации и технологизации общества появилась необходимость использования технических средств. Так возникло понятие педагогических средств, которые стали обязательным компонентом педагогического процесса.
Педагогические средства – это материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия).
Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для возникновения нового направления в педагогике – педагогической технологии. Суть ее состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.
Педагогическая форма – это устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: 1. содержание; 2. цель – принципы – методы – формы; 3. средства.
Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности: простые, составные и комплексные.
Простые формы базируются на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся лекция, консультация, зачет, экзамен, беседа, диспут, викторина, экскурсия..
Составные формы строятся на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях: урок, конференция, праздничный вечер, КВН. Урок, например, может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и прочее.
Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм: это дни открытых дверей или посвященные выбранной профессии, недели театра, книги, музыки и спорта.
Чтобы педагогический процесс был действенным, необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели – информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) – формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся – проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) – реализация проекта – контроль за ходом выполнения – корректировка – подведение итогов.
В данном случае педагогика опирается на выработанные социальной наукой формы и методы управления, в том числе на теорию и практику научной организации труда, социального прогнозирования и планирования, контроллинга.
Тест для педагогов
1. Стратегическая цель государственной политики в области образования – это:
- повышение доступности качественного образования соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;
- гармоничное развитие всех сущностных физических и духовных сил, способностей и дарований детской личности;
- усвоение обучающимися общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;
2. Процесс обучения – это:
- передача знаний, умений и навыков обучающимся;
- усвоение знаний, умений и навыков обучающимися
- это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и обучающихся, направленный на овладение общими и профессиональными компетенциями, усвоение знаний, приобретение умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями
3. К основным категориям дидактики относятся:
- преподавание и учение
- развитие;
- методы обучения
- воспитание
- цель и результаты обучения
- знания, умения и навыки
4. Дидактика – это
- наука о закономерностях развития и формирования личности ребенка
- отрасль педагогики, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения
- наука о воспитании личности
5. Основными компонентами педагогического процесса являются:
- преподавание и учение
- цели, содержание, преподавание, воспитание, учение, анализ, результаты
- обучение, воспитание и развитие;
- цели, содержание, методы, формы, средства и достигнутые результаты
6. Основная форма организации обучения при классно-урочной системе
- факультатив;
- домашняя самостоятельная работа;
- урок;
- предметные кружки;
- учебная экскурсия
7. Традиционные составные части воспитания:
- умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое;
- интеллектуальное, политехническое, эмоциональное, идейно-нравственное, физкультурно-оздоровительное;
- воспитание, обучение и развитие;
- разъяснение сущности нравственных понятий, организация упражнений в хороших делах и поступках, формирование привычек поведения
8. Воспитание – это
- результат обучения;
- целенаправленные и организованный процесс формирования личности;
- процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов;
- трудоёмкий процесс выявления отрицательных качеств личности и их замена на положительные
9. Мотивация – это:
- побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения;
- конкретная побудительная причина, вызывающая определенное действие обучаемого;
- мотив для достижения целей урока;
- причина, по которой обучащиеся приходят в образовательное учреждение
10. Внутренняя мотивация обучаемого предполагает:
- самоприказ;
- самооценку;
- самоубеждение;
- самооценку, самоубеждение, самоприказ
11. Элемент, не являющийся операцией мышления – это:
- понятие;
- анализ;
- синтез;
12. Результаты обучения в соответствии с ФГОС СПО - это:
- способность действовать;
- освоенные общие и профессиональные компетенции;
- усвоенные знания, приобретенные умения и практический опыт;
- готовность к выполнению профессиональных задач
13. В соответствии с ФГОС библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной:
- за последние 2 года;
- за последние 10 лет;
- за последние 5 лет
14. Государственная (итоговая) аттестация по ФГОС СПО включает:
- подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект);
- собеседование;
- государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения;
- экзамен (квалификационный)
15. Обязательная часть ФГОС СПО составляет от общего времени, отведенного на ее освоение:
- 60%
- 70%
- 80%
16. Виды программ среднего профессионального образования по ФГОС:
- программа СПО базовой подготовки;
- программа СПО повышенного уровня;
- программа СПО углубленной подготовки
17. Выпускник, освоивший ППССЗ СПО должен обладать следующими компетенциями:
- общими компетенциями;
- профессиональными компетенциями;
- специальными компетенциями;
- универсальными компетенциями;
- личностными компетенциями
18. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в следующих направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся;
- оценка воспитанности обучающихся;
- оценка освоения междисциплинарных курсов;
- оценка освоения профессиональных модулей
19. Правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному относится к принципу обучения:
- наглядности;
- научности;
- прочности;
- доступности;
- связи теории с практикой;
- последовательности;
- систематичности
20. Какой уровень самостоятельной деятельности обучающегося считается самым низким:
- копирующие действия;
- репродуктивная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- самостоятельная деятельность
21. Цели занятия направлены на сообщение новых знаний – это
- практическое занятие;
- лекция;
- семинар;
- интегрированный урок;
- самостоятельная работа
Список литературы:
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 2008.
- Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.
- Филатов О. К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону, 2007.
- Якунин, В. А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб. , 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ХИМИЯ по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (на базе основного общего образования)
Тема: «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять полученные знания о типах химических р...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...
Повышение мотивации к профессии – одна из основных задач в системе среднего профессионального образования.
В статье обосновывается мнение, что создание условий СПО для повышения мотиваци к профессии является основной задачей для подготовки высококвалифицированных специалистов....
Некоторые аспекты управления процессом формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования.
аспекты управления процессом формирования общих и профессиональных компетенций...
Тестирование в процессе обучения чтению студентов учебных заведений среднего профессионального образования
В настоящее время в российской и зарубежной методике преподавания иностранных языков весьма актуальна проблема контроля речевых умений.Это обусловлено целым рядом причин, главной из которых является в...
ДИСТАНЦИОННАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Особенности дистанционного обучения на современном этапе для преподавателей и студентов. Способы решения и трудности обучения....
Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования
Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования...