Повышение мотивации к профессии – одна из основных задач в системе среднего профессионального образования.
статья на тему
В статье обосновывается мнение, что создание условий СПО для повышения мотиваци к профессии является основной задачей для подготовки высококвалифицированных специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение мотивации к профессии – одна из основных задач в системе среднего профессионального образования.
Бобуров А.В. СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж»
В настоящее время происходит некоторое падение востребованности среди выпускников школ среднего профессионального образования (далее – СПО). Снижается не только ежегодное количество абитуриентов, выбирающих для продолжения образования учреждения системы профессионального образования, но и качество подготовки поступающих, обусловленное уровнем знаний и умений, полученных за время обучения в средней школе.
В это же время стремительно развивающиеся технологии в промышленности и других отраслях народного хозяйства и сферы услуг, предъявляют весьма жесткие требования к квалификации специалистов среднего звена. С другой стороны, конкуренцию учреждениям СПО составляют высшие учебные заведения, в том числе коммерческие, получить образование в которых на платной основе может любой выпускник школы.
В сформировавшихся условиях перед преподавателями и мастерами производственного обучения учреждений среднего профессионального образования была поставлена сложная задача — вырастить из учащихся, обладающих сравнительно слабыми знаниями и умениями вследствие невысокой школьной академической успеваемости, конкурентоспособных квалифицированных специалистов, отвечающим всем требования современности.
С другой стороны, перед Россией в настоящий момент стоит необходимость полноценной интеграции в мировое научно-техническое и экономическое сообщество для решения следующих задач:
- обогащения современными знаниями и технологиями;
- для вывода страны на новые производственные и экономические рынки;
- поиска новых деловых и производственных партнеров;
- эффективного информационного и технологического обмена;
- достижения уровня качества продукции и используемых производственных технологий, соответствующего лучшим мировым образцам.
Для этого должна быть поставлена цель воспитания нового эффективного и перспективного поколения граждан, способного решать поставленные задачи на всех уровнях современного производства и экономики.
В своем официальном поручении 5 декабря 2014 Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил в соответствии с документом № Пр-2821 принять необходимые меры для эффективной поддержки и повышение качества среднего профессионального образования. Следствием данного поручения стало распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 марта 2015 года №349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы» [2].
Таким образом, основная цель образовательной политики современной России – интеграция профессионального образования в профессиональное мировое сообщество. Это является важным для подъема национальной науки, экономики и производства.
Система профессионального образования, является ключевым промежуточным звеном системы образования, реализующим переход от единого среднего образования к профессиональному становлению выпускников.
Не подлежит сомнению, что от профессиональной школы во многом зависит успех экономики страны по причине следующих факторов:
1. Профессиональная школа совместно с системой повышения квалификации и переподготовки кадров несёт ответственность за подготовку работающих специалистов, уровень компетентности которых определяет, насколько эффективна система производства, насколько качественна и конкурентоспособна выпускаемая продукция.
2. Система профессионального образования призвана обеспечить преемственность образовательного процесса в средней школе с процессом дальнейшего развития выпускников как будущих специалистов, обеспечивая профессиональное самоопределение личности, и ее дальнейшее успешное развитие в выбранной профессии.
3. Профессиональная школа обладает уникальной возможностью воспитать молодое поколение высококвалифицированных специалистов в контексте готовности следовать концепции “образования длиною в жизнь”, и постоянного совершенствования в профессии, овладения современными умениями и навыками. СПО служит основой построения открытой и индивидуальной образовательной траектории, источником дополнительных возможностей получения дополнительной квалификации, а также практико-ориентированного образования, самообразования, повышения квалификации и переподготовки.
Таким образом, тема повышение профессиональной мотивации студентов является актуальной и востребованной. Актуальность темы подтверждается законодательными актами правительства, и официальными документами и заявлениями от имени первых лиц Российской Федерации [1].
В современных условиях данная тема активно разрабатывается отечественными специалистами, ранее этой темой интересовались ученые Финляндии, Швеции, Германии, ряда других мировых государств.
При изучении альтернативных вариантов организации СПО в различных странах, описываемых зарубежными учеными и специалистами, может быть обнаружен разнообразный и полезный опыт, который требует систематизации, осмысления и теоретического обоснования возможностей использования в условиях Российской Федерации.
На основе этого в образовательный процесс СПО активно внедряются современные педагогические технологии, уделяется значительное внимание повышению профессионального уровня педагогов и мастеров. Однако вышеперечисленные меры будут недостаточными, если не проводить целенаправленную педагогическую работу по формированию профессиональной мотивации обучающихся, поскольку отношение студентов к приобретаемой специальности оказывает существенное влияние на результативность обучения.
Особый интерес в данной связи представляет опыт всемирного движения Wordskills [3,4,5,6,7], представляющий собой проведение международных конкурсов или олимпиад профессионального мастерства, проводимых с использованием унифицированных форматов экспертного оценивания. Участие в подобных конкурсах несут огромный мотивирующий потенциал для учащихся, именно направленный на профессиональную мотивацию, овладение высшим уровнем мастерства в выбранной профессии, и постоянном совершенствовании и самореализации на профессиональном поприще.
На основе информации, полученной путем изучения и обобщения научно-практической литературы, посвященной СПО отечественных авторов и их зарубежных коллег, возникает необходимость разработать теоретические обоснования для формирования эффективных педагогических условий для формирования устойчивой профессиональной мотивации у обучающихся в структуре учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации.
В настоящее время наблюдается противоречие между возрастающими требованиями к высокой технологичности, а также качеству продукции и уровнем подготовки выпускников среднего профессионального образования, обусловленного, в том числе и их профессиональной мотивацией.
Проблемой также является отсутствие системы теоретических обоснований для эффективной организации экспертизы условий СПО, направленных на повышение профессиональной мотивации учащихся.
Целый ряд исследователей в различных областях наук, таких как психология, философия, педагогика, социология и других посвятили свои работы изучению мотивации как социального, педагогического, психофизиологического и культурного феномена. Особенности формирования мотивации в условиях системы профессионального образования описывают в своих публикациях Ведута О.В., Валеро Д. и др.
Различные условия и педагогические приемы, ведущие к повышению мотивации, рассмотрены в работах Лукиной А.К., Мухаметзяновой Г.В., Павлючкова Г.А., Толстогузов С.Н., Ханг Б.Т.Т., Мисбах З.
Вопросы и особенности становления и развития различных видов экспертизы в СПО рассматривали Буркова Н.Г., Горшунов А.П., Ефимова С.А., Зайцева Н.Н., Кочетков В.В., Максимова О.А., Мальгина С.Ю., Мотовa Г.Н., Павлова О.А., Панов В.И.
Развитие идей всемирного движения Wordskills в России как мощного мотивирующего фактора в области профессиональной мотивации описывают Вертиль В.В., Вставская Н.В., Желдаков О.В., Золотарева Н.М., Копнов В.А. , Кочетков В.В. , Михайлова О.А., Моругов Д.А.
Проанализировав педагогическую и научную литературу по данной теме, можно выделить определенные условия СПО, которые способствуют повышению профессиональной мотивации у студентов.
Следующие мои статьи будут посвящены исследованию этой темы.
Используемая литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"[Электрон. ресурс]. Режим доступа:
- Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176010/.
- Об учреждении союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия"» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/15162/.
- Бакшаева, Н. А., Психология мотивации студентов / Н. А. Бакшаева, А.А. Вербицкий– 2016.178 c.
5. Ведута О. В. Особенности формирования профессиональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – №. 1. – С. 63-70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студентов в системе среднего профессионального образования
Статья адресована для преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования. В статье раскрыты некоторые проблемы реализации рейтинговой накопительной системы оценки знаний студе...
Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования
1. Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2. В результате освое...
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования
XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ В ФОРМЕ ЭКЗАМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05.01 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих - Кассир для специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалте
Комплексный экзамен по профессиональному циклу по выполнению работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих - Кассир (далее проф. предмет) для специальности СПО 38.02.01 Э...