ДИСТАНЦИОННАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья

Худякова Светлана Викторовна

Особенности дистанционного обучения на современном этапе для преподавателей и студентов. Способы решения и трудности обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение - это учебный процесс, где взаимодействие учащегося и преподавателя осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации.

При дистанционном обучении проблема организации познавательной деятельности студентов может решаться посредством предоставления каждому системы учебных, методических, инструктивных и контрольных 'текстов', которые дали бы ему возможность:

- понять и усвоить содержание основ теории и методов решения типовых задач, изучаемых в данной дисциплине,

- осуществить самоуправление и коррекцию своей учебной работы, провести самоконтроль и самооценку ее результатов в оптимальном для каждого учащегося темпе, в удобное для него время.

Основу профессиональной мотивации педагога составляют интерес к преподаваемому предмету и желание реализовать себя в учебном процессе образовательного учреждения в качестве компетентной личности. Преподаватель должен постоянно стремиться к освоению новых методов и средств обучения, среди которых электронные средства обучения занимают ключевые позиции, поскольку современное поколение студентов — это представители поколения Z, "цифровых людей», которые выросли и сформировались в условиях увеличивающейся цифровизации общества. Для студентов этого поколения персональные компьютеры, доступ, поиск и извлечение информации в интернете является реалиями их повседневной жизни. Поэтому сам уклад современной жизни выдвигает требование оптимального внедрения средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе для того, чтобы преподаватель мог доносить учебную информацию, а студент воспринимать и усваивать ее, используя данные средства. То есть преподаватель должен не только развивать студентов, но и развиваться сам. Важность хорошего профессионального образования высока во всем мире и имеет огромное значение.

Концептуальная основа содержания педагогической деятельности - это система взаимосвязанной научной информации в технической области, отражающая познавательный и исследовательский опыт в самых разных аспектах познания и осмысления научной картины мира. Успешность общения в образовательной среде зависит и от знания теории дисциплин и профессиональных модулей. Следовательно, приобщение личности происходит через новое для нее средство социальной коммуникации к распознаванию и пониманию как смысла, так и особенности выражения, например, явлений, предмета описания, исследования, оценочной позиции.

Психологические сложности, возникающие в процессе удалённого взаимодействия учащихся и преподавателей, включают:

- невозможность социализации для студентов,

- увеличение самостоятельной работы студента,

- оперативное отсутствие обратной связи из-за возможных задержек в получении и отправке сообщений,

- частичное или полное отсутствие эмпатии и рефлексии в процессе переписки,

- проблема доверия (списывание),

- сенсорная депривация в общении,

- резкое изменение привычного распорядка.

Психологический дискомфорт, связанный с новым форматом обучения, при дистанционном взаимодействии испытывают не только ученики и педагоги, но и члены их семей.

Чтобы образование не отставало от времени и могло адекватно отвечать на его вызовы, нужна эффективно действующая инновационная система, которая должна стать органической частью национальной системы. Как и развитие образования, развитие инновационной системы должно опираться на научную базу.

Значимым показателем успешности экстренного перехода на дистанционный формат обучения является применение смешанного обучения, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Дистанционная форма обучения имеет большой перспективный потенциал, реализация которого позволит существенно повысить эффективность учебного процесса в системе образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Давлетова А. А. Дистанционное обучение / А. А. Давлетова, О. А. Алексеев \ Достижения науки и образования. – 2021. – № 1 (73). – С. 35-38.
  2. Матвиенко С. В. Психологические сложности, возникающие в процессе дистанционного обучения, и способы их преодоления / С. В. Матвиенко [и др.] // Образование и право. – 2021. - № 1. С. 195-199.
  3. Танцура Т. А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях / Т. А.  Танцура // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 355-358.
  4. Fedorova E. A. Formation of technologies for the use of intercultural communication. / E. A. Fedorova  [и др.] // International Journal of Engineering and Advanced Technology. – 2019. – № 9 (1). – С. 4532 - 4535.
  5. Шатуновский В. Л. Ещё раз о дистанционном обучении: организация и обеспечение дистанционного обучения / В. Л.  Шатуновский, Е. А.  Шатуновская // Вестник науки и образования – 2020. – № 9-1 (87). – С. 53-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенде...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...

Доклад к педагогическому совету «Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании»

В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хв...

Открытое занятие «Основные характеристики учебной деятельности среднего профессионального образования»

Цель занятия: освоение основных характеристик учебной деятельности среднего профессионального образованияЗадачи:1.    Обсудить основные понятия дидактики: обучение, воспитание, обр...