Урок окружающего мира "Посмотри вокруг"
план-конспект урока на тему

Чекмарёва Анна Юрьевна

На уроке дети знакомятся с понятиями "горизонт", "линия горизонта", "стороны света", учатся работать с компасом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kompas.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

               МБОУ «Зубово – Полянская  гимназия»

Урок окружающего мира во 2классе

             Тема : Посмотри вокруг

                                     

                                      Подготовила

                                                       учитель начальных классов

                                                       Чекмарёва А.Ю.

Цель урока:    На основе личностно-ориентированного обучения через наблюдение и анализ иллюстраций и предметов познакомиться:

с понятиями «горизонт» и «линия горизонта»; основными и промежуточными сторонами горизонта;

 с устройством компаса и принципом его работы, на основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу;

 Развивать мышление, речь, наблюдательность;

 Воспитывать чувство бережного отношения к природе, интерес к предмету.

                                                  Ход   урока.

  1. Актуализация знаний. 

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке много гостей. Давайте поприветствуем их.

— А мы с вами отправляемся в путешествие, как настоящие туристы. 

— Кто такие туристы? (Это люди, которые путешествуют )

- Любой турист, отправляясь в путь, берёт с собой рюкзак. (слайд).

- Что необходимо положить в рюкзак  туристу, отправляющемуся в поход? (Дети перечисляют)

- А что необходимо знать и уметь туристам, которые отправляются в путь?    ( Знать правила поведения на природе и умение ориентироваться на местности.)

- Предметы, необходимые для путешествия, мы соберём в рюкзак. (демонстрация содержимого рюкзака)

- А на уроке поговорим об ориентировании на местности. Ведь ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направления пути.

- Поэтому давайте представим, что вы присутствуете на занятиях в школе Юного путешественника. И сегодня наше первое занятие по теме «Посмотри вокруг». ( в презентации открывается тема урока)

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока? Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этом занятии? (презентация)

- Основная цель нашего урока: научиться наблюдать и ориентироваться на местности.

2. Работа по теме урока.

  1. Вступление.

- Оглядимся вокруг , подумаем и ответим на вопросы:

— Как называется наша планета?

— Вспомните, какую форму имеет Земля?

- Проведём небольшую экскурсию в историческое прошлое.

 2. Сообщения детей с демонстрацией слайдов.

 -Люди в древности думали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных китов.

 - Другие считали, что Земля – это плавающий на воде диск, а небо – купол, который поддерживает бог Атлант .

- Третьи думали , что Земля – это лежащий бог, из тела которого растут деревья и цветы, а небо – это наклонившаяся богиня, звёзды – драгоценности на её платье.

- Четвёртые  считали, что Земля - это полушарие, которое держат четыре слона, стоящие на огромной черепахе.

 - Пятые представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем.    А на море , как опрокинутая чаша , опирается небесный свод.

 -  Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль.

- Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только если Земля по форме напоминает шар.

 Учитель . Почти пятьсот лет назад отважный капитан Фернан Магеллан, плывя в одном и том же направлении на своем парусном корабле в течение нескольких лет, обогнул Землю и вернулся обратно. Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.

- И только гораздо позже космонавты  сделали  фотографии, которые позволили увидеть нашу планету Земля в истинном виде.

- С этого и начались удивительные географические открытия .

3 .Открывается презентация, на которой фотографии с видами природы.

- Чем они похожи фотографии? Чем различаются?

- Перед нами земная поверхность, которую мы видим вокруг себя. Называется она горизонтом.

- А граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта.

— Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта?

-Это сделать невозможно, потому что при движении она будет удаляться, т.е. линия воображаемая.

4. Знакомство со сторонами горизонта.

- Все чаще жители древних стран, надолго уплывая от своей родины, отправлялись в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? (Ответы детей.)

 - Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.

- Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». Сейчас мы называем их «сторонами горизонта».

- Догадайтесь, как они называются? (Дети отвечают)

- То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером. На востоке Солнце как нам кажется, всходит, на западе заходит. Всё это объединили в схему

Инсценирование сказки.

Автор.  Как-то раз высоко в небе, на волшебном облаке встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из важнее и главнее.

Север.  Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу.

Юг.  А вот и не всех. Меня ты не заморозишь – такой  я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить  могу. Я самый важный – я тёплыми морями владею, у меня много вкусных фруктов.

Восток.  Откуда тепло исходит?  От солнца. А где оно встаёт? На Востоке. Выходит, что самый главный из нас – я.

Запад.  Встаёт-то оно на Востоке, да вот потом, на закате, ко мне уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я.

Автор. Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит.

Солнце.  Глупые  вы ,глупые. Все  вы одинаково важны и хороши – вы людям правильный путь находить  помогаете.

 - Так какая же из сторон горизонта самая главная?

       5. Физкультминутка.

6. Практическая работа с линейкой. Знакомство со схематическим обозначением сторон горизонта. (Работа в парах.)

Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. 

7. Определение промежуточных сторон горизонта.

 - Кроме основных сторон горизонта есть промежуточные.

- Попробуйте их изобразить.

 - У вас получилась модель «Стороны горизонта».

8.Знакомство с историей возникновения компаса.

  - Эти же обозначения можно встретить на приборе для определения сторон горизонта. Кто знает, как он называется? (Компас).

 - Как вы думаете, что объединяет бумагу и компас? ( Их изобрели в Китае).

- Что связывает ложку из магнитного железняка с тщательно отполированной выпуклой частью и бронзовую пластину?

Видеопрезентация об истории возникновения компаса.

9. Знакомство с устройством компаса и правилами работы с ним.

 

1) Дети рассматривают компас, расположенный на парте.

— Рассмотрим, как устроен магнитный компас.

— На что похож компас? (на часы) 

— Чем компас похож на часы? (круглая коробочка, сверху стекло, внутри шкала с делениями)

— Шкала с делениями в часах называется циферблат, а в компасе «лимб» 

— Что написано на циферблате в часах? (цифры), а в компасе? (стороны горизонта)

—Что внутри часов движется? (2 стрелки), а в компасе?(1 магнитная стрелка) 

— В часах есть механизм, а в компасе его нет, так как стрелка вращается под действием магнитной силы земли.

-Людям каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? ( летчики, военные, моряки)

-Может быть из вас тоже вырастут будущие военные и моряки, поэтому сейчас научимся пользоваться компасом.

2)Работа в учебнике и тетради. Выполнение практической работы.

3) Изучение правил работы с компасом. Работа по учебнику.

— Расположите пункты работы с компасом в правильном порядке.

Положите компас на ровную поверхность.

Подождите, пока стрелка компаса успокоится.

Поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с синим концом стрелки.

Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

— Выполните действия в соответствии с планом работы.

— Определите по компасу, как расположены стороны горизонта у нас в классе.

4) Определение местонахождения предметов в классе.

— Определите, где расположены отдельные предметы в нашем классе:

Дверь

Классная доска

ИД доска

Среднее окно

Резервные задания: с.45 тетради.

3.Подведение итога урока.

 - Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам показалось наиболее интересным?

4. Рефлексия.

 - Ребята, если вам понравился урок, обведите стрелку на листочке, направленную на юг, красным цветом. Если нет- то стрелку, направленную на север, синим цветом.

5.Оценивание.

 Диктант.

Возьмите листочки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг – 1 клетка), 3 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3шага на запад. Что получилось? (5). У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)

Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...

Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира»

Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Упражнения по развитию исследовательских умений....

Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс по теме: "Будь природе другом!"

УМК "Школа России". Урок по теме: "Будь природе другом" 2 класс. Технологическая карта урока...

Самоанализ урока окружающий мир 2 класс

Самоанализ урока окружающий мир 2 класс по теме:"Будь природе другом"...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"

Данный урок  помогает  развивать у обучающихся  понимание взаимного влияния взаимозависимости человека и окружающей его природы;знакомит  с правилами поведения в природе;  вос...

Презентация к уроку окружающего мира "Миша или Михаил Потапович"

Презентация разработана для показа на уроках окружающего мира в начальной школе. Презентацию можно использовать на классных часах и кружковых занятиях.С помощью презентации ученики знакомятся с ...

Технологическая карта урока математики "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о связи математики с другими науками и с окружающим нас миром.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с пон...