Педагогическая гостиная "Нет милее дружка, чем родная матушка"
статья по теме

Никитина Наталья Михайловна

За время обучения в колледже нередко создаются студенческие семьи, в которых появляются дети. В силу занятости, а может и не достаточной ответственности  родители очень мало времени проводят с ними, не задумываясь о последствиях. Молодые мамы, которые еще не созрели для материнства, могут вызвать у своих детей материнскую депривацию (это недостаток, нехватка чего-то необходимого для привычной жизнедеятельности человека), спровоцированную недостаточным уходом, питанием, вниманием, зачастую агрессивным поведением, направленным на ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_gostinaya.docx17.92 КБ
Файл Профессиональные пробы33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Никитина Н.М.

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Югорский политехнический колледж» г. Югорск

Педагогическая гостиная

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Влияние семьи на растущего человека многогранно. По мнению социологов, семья – это гармония родительства, супружества и родства. При этом наиболее полно сущность семьи выражается в родительстве (материнстве и отцовстве).

За время обучения в колледже нередко создаются студенческие семьи, в которых появляются дети. В силу занятости, а может и не достаточной ответственности  родители очень мало времени проводят с ними, не задумываясь о последствиях. Молодые мамы, которые еще не созрели для материнства, могут вызвать у своих детей материнскую депривацию (это недостаток, нехватка чего-то необходимого для привычной жизнедеятельности человека), спровоцированную недостаточным уходом, питанием, вниманием, зачастую агрессивным поведением, направленным на ребенка. Ребенок, чья мама недостаточно эмоционально проявляет свою любовь, не уделяет ребенку необходимого внимания или вообще пренебрегает родительскими обязанностями, испытывает «скрытую» депривацию. 
         Чем опасна материнская депривация?  У грудных детей, лишенных материнской заботы и ласки, испытывающих недостаток общения, в дальнейшем наблюдается отставание в развитии, задержка речи, моторного и социального восприятия. В более зрелом возрасте это приводит к социальной депривации, замкнутости, апатии или, наоборот к агрессии. Чтобы избежать подобных ошибок необходимо «заставить» задуматься об этой проблеме потенциальных мам – студенток колледжа.

         В БУ «Югорский политехнический колледж» с 2011 года студенты обучаются по специальности «Дошкольное образование». Все они успешно проходят учебную и производственную практику в детских садах города и получают опыт общения с детьми в рамках дошкольной организации. Но опыт воспитания собственных детей имеют не все. Поэтому у преподавателей данного профиля возникла идея открыть «Педагогическую гостиную», на площадке которой могут поделиться опытом, практическими советами, методикой воспитания детей все желающие. К проведению гостиной привлекаются студентки выпускных групп, будущие воспитатели. Они готовят сообщения с практическим показом различных методик развития детей раннего и младшего дошкольного возраста в домашних условиях, так же в гостиную приглашаются  специалисты для консультаций: воспитатели, медики, психологи и др. Аудитория слушателей формируется  из студенток колледжа, имеющих детей или готовящихся стать мамами.        

Общение планируется проводить в формате «Круглого стола».

        Организация педагогической гостиной позволяет  достигать несколько целей:

1.Углубление и расширение знаний, практических навыков у студентов специальности «Дошкольное образование»

2.Социальное и педагогическое образование настоящих и будущих мам (студенток колледжа);

3.Формирование ценностных ориентаций семейного воспитания.

Для обсуждения студентки выбрали следующие темы: нетрадиционные техники рисования, правильный выбор игрушек для детей раннего и дошкольного возраста, оформление детской комнаты, трудовые обязанности  дошкольника в семье, дидактические игры как средство сенсорного развития дошкольника.

Таким образом, в условиях внеаудиторной деятельности достигается цель  актуализировать тему «Здоровая семья - здоровая нация». Опыт организации педагогической гостиной может быть необходим не только для становления родительства, но и для решения профессионально-практической подготовки студентов специальности «Дошкольное образование».



Предварительный просмотр:

 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 ДЛЯ УЧАЩИХСЯ IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Н.М.Никитина, А.Ю.Чайников

бюджетное учреждение профессионального

 образования Ханты–Мансийского

автономного округа – Югры

 «Югорский политехнический колледж» г.Югорск

Ежегодно БУ «Югорский политехнический колледж» осуществляет набор абитуриентов по 9-10 направлениям подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Большинство обучающихся 9 классов к моменту выпуска из школы не имеют четкого представления о своей профессиональной траектории. Для осознанного выбора профессии выпускниками школ необходима качественная профориентационная работа. Главными составляющими в ней являются профессиональное просвещение, профессиональная диагностика и профессиональная адаптация (социализация). При этом, основная функция содействия профессиональному самоопределению принадлежит самой личности. А для этого она должна стать субъектом профессионального самоопределения и обладать необходимыми компетенциями:

- знать потребности региона в кадрах и возможности профессионального образования;

- иметь представление об основных группах профессий и технологиях их выполнения;

- уметь осуществлять осознанный и ответственный выбор маршрута своего образовательного и профессионального становления.

Для  профессиональной адаптации старшеклассников в колледже разработан элективный курс «Профессиональные пробы». В рамках данного курса актуальность приобретает профессиональная практика, позволяющая «примерить» на себя те или иные виды профессиональной деятельности.

Целью профессиональных проб является обеспечение успешного профильного и профессионального самоопределения обучающихся для выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности.

Задачи профессиональных проб:

- знакомство учащихся с различными типами и видами профессиональной деятельности;

- формирование у обучающихся готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности;

- формирование контингента абитуриентов из числа участников профессиональных проб;

- внедрение  в  практику механизмов  взаимодействия  общеобразовательного учреждения   с  предприятиями (организациями, учреждениями).   

Курс «Профессиональные пробы» разработан и проводится на основании:

  1. Регионального плана реализации Комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы на территории ХМАО-Югры от 30 ноября 2016 г №1767;
  2. Трехстороннего соглашения между АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт профессионального образования и исследования рынка труда», БУ «Югорский политехнический колледж», Управлением образования администрации города Югорска,
  3. Положения об  организации профессиональных проб для обучающихся 9-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений города Югорска.

Содержанием профессиональной пробы является  введение в специальность  через  следующую деятельность: теоретическое занятие, практическое  занятие, экскурсия на профильное предприятие. Таким образом, в ходе проведения профессиональных проб необходимо дать обучающимся базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; смоделировать основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определить уровень готовности обучающихся к выполнению проб; обеспечить условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Проведение практических занятий планируется с подгруппой обучающихся, что позволит индивидуализировать процесс обучения.

На завершающем этапе элективного курса проводится анкетирование учащихся с целью выявления удовлетворенности организацией и содержанием курса

Оценивание результативности обучения и достижений, обучающихся на элективных курсах – профессиональные пробы происходит по оценкам («пятибалльная система»). Курс может считаться освоенным если:

- уровень посещаемости занятий обучающимся составит не менее 85 % занятий по этому курсу;

- обучающийся выполнил какую-либо практическую работу (подготовил реферат, выполнил творческую работу, сконструировал модель, макет и т.д.).

По окончанию курса учащимся выдается сертификат.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1)        повышение уровня информированности участников программы о среднем профессиональном образовании, направлениях подготовки и условиях труда на рабочих местах;

2)        знакомство с профессиональными компетенциями;

3)        индивидуальное планирование дальнейшей работы над выбором;

4)        осознанный выбор учащимися дальнейшего пути получения профессионального опыта.

Для успешной реализации практики привлекается группа инициативных студентов, способных провести профориентационное  мероприятие как в стенах колледжа, так и на сторонних площадках.

Элективный курс «Дошкольное образование» состоит из трех этапов: теоретическая часть, практическая часть, экскурсия. Теоретическая часть: введение в специальность «Дошкольное образование», характеристика специальности ознакомление с особенностями специальности и видами деятельности,  коммуникативная игра на знакомство. Практическая часть: обучение нетрадиционным техникам рисования, театрализованная инсценировка русских народных  сказок, организация и проведение подвижных игр. Экскурсия в автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка».

Так как профпробы являются практико-ориентированным курсом, то были взяты несколько видов деятельности  по работе с детьми из трудовых функций воспитателя.

Первое задание – выполнение рисунка в нетрадиционной технике рисования «Рисование мятой бумагой» [1]. Аудитория оснащена всеми материалами (краски, бумага, салфетки, кисточки). На доске представлен образец рисунка. Студент-ведущий  объясняет поэтапное выполнение данной деятельности.  Рисование мятой бумагой — это очень интересная и необычная техника рисования. Она дает детям простор для воображения и отличную гимнастику для детских рук и пальчиков. Приготовление бумажных комочков — увлекательное действие и с ним дети легко и с удовольствием справляются сами.

Также работа может быть выполнена в технике «Грифонаж». В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей. Цель: создать уникальную композицию «Тайны океана» в нетрадиционной технике рисования «Грифонаж» [2].

При завершении работы все рисунки вывешиваются на импровизированную выставку. Каждый желающий может сделать селфи на фоне «художественных произведений».

Следующий вид деятельности на профпробах - «Театрализация».

Занятие по театрализованной деятельности включает в себя инсценировку двух русских народных сказок «Теремок» и «Репка». Школьники разделены на две подгруппы. Каждая из них получает свой сценарий, время на распределение ролей и мини репетицию. Студенты помогают начинающим артистам вжиться в роль, найти правильную интонацию.  Затем каждая команда представляет свою инсценировку зрителям.

Под руководством студентов школьники также осваивают проведение подвижных игр: «Лавата», «Золотые ворота», «День – ночь» и т.д. Они  имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также игры влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Профессиональные пробы и творческие задания разных уровней сложности способствуют успешному профессиональному самоопределению школьников и выбору своей будущей профессиональной траектории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования «Рисование мятой бумагой» [электронный ресурс] https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-netradicionaja-tehnika-risovanija-risovanie-mjatoi-bumagoi.html

2.Мастер-класс «нетрадиционная техника рисования «Грифонаж» [электронный ресурс]  http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/izobrazitelnoe-iskustvo/netradicionoe-risovanie-v-tehnike-grifonazh-master-klas.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему : " Гречневая каша - матушка наша"

в разработке имеется 2 раздела: Традиции, обычаи и история гречневой каши; интересные факты и использование гречки во всём мире....

Методическая разработка внеклассного мероприятия Фитодегустация: «Матушка природа – для лечения народа»

Цель мероприятия: Расширить и углубить знания учащихся о  лекарственных растениях, сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком, грамотном  ис...

Презентация к внеклассному мероприятию "Матушка Природа для лечения народа"

Данная презентация содержит информацию о лекарственных растениях...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции: « Милее нет родного края », посвящённая Дню независимости России

Открытое мероприятие «Милее нет родного края» посвящено одному из самых «молодых» государственных праздников в  нашей стране «Дню независимости России», которы...

Викторина для родителей «Мои родные, милые места…»

Викторина «Мои родные, милые места…»  Цель: стимулировать интерес к своему родному краю; формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства, получать удовольствие о...

4-5 декабря 2019 года будет проведена конференция «Кадровый потенциал педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования»

4-5 декабря 2019 года при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в Приволжском федеральном округе будет проведена конференция «Кадровый потенциал педагогических работников, преп...

О реализации проекта, направленного на обсуждение актуальных направлений и перспектив совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России в системе общего и среднего профессионального образования

В статье рассматривается ход выполнения проекта по исследованию вопросов совершенствования кадрового потенциала педагогических работников, преподающих родные языки народов России на уровнях общего и с...