Использование инновационных компьютерных технологий в профессиональной подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья

Андреева Марина Владимировна

Человечество победит раньше или позже и слепоту и

глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит

их в социальном и педагогическом плане, чем в плане

медицинском и биологическом.

Л. С. Выготский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx399.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных компьютерных технологий в профессиональной подготовке обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья

Человечество победит раньше или позже и слепоту и

глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит

их в социальном и педагогическом плане, чем в плане

медицинском и биологическом.

Л. С. Выготский

В современном российском обществе увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья. В этих условиях обучение таких  детей и их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими  международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории.

Я работаю преподавателем специальных дисциплин  в Автодорожном колледже. Специфика нашего учебного учреждения состоит в том, что, наряду с основным отделением, в колледже существуют отделение СОИ (социальное отделение инвалидов), в группах этого отделения обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (замедленным психическим развитием, с нарушениями слуха и речи). Созданные в лицее организационно-педагогические условия позволяют выпускать высококвалифицированных рабочих, которые способны ориентироваться и адаптироваться к современным условиям рынка труда, не только на основном отделении,  но и на отделении СОИ. Такой результат это заслуга всего педагогического коллектива социального отделения инвалидов.

Общий стаж педагогической работы у меня 25лет, из них 7лет работы с глухими и слабослышащими учащимися. Много в работе пришлось пересмотреть, освоить специальные педагогические приемы и методы  работы, основанные на психофизиологических особенностях глухих и слабослышащих обучающих.  У этих ребят:

- снижена способность к приему, переработке, хранению и использованию информации;

- возникают трудности словесного опосредования;

- замедлен процесс формирования понятий, а также мыслительных операций (анализ, синтез, абстракция), приводящий к трудности в выделении и осознании цели;

- быстро наступает утомляемость, что приводит к увеличению неустойчивости внимания;

- возникают трудности с переключением внимания, с необходимостью большего времени на «врабатывание»;

-  возникают трудности с передачей содержание текста своими словами, обычно они стремятся к его дословному воспроизведению.

Особо хочется отметить, что продуктивность внимания у обучающих с нарушением слуха и речи в большей степени зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. Поэтому в моей работе большая роль отведена наглядности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, способствует формированию и развитию профессиональных компетенций обучающихся. Компьютер в урочной деятельности я использую часто, на разных этапах  обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Во время объяснение нового материала предпочтение отдаю такой форме информационного сопровождения урока, как презентация. Почему?

  • Доступно, наглядно, компактно и эффектно.
  • Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне.
  •  Обеспечивает значительное увеличение наглядности. А наглядность материала в свою очередь повышает его усвоение, т.к. задействованы все возможные каналы восприятия обучающихся.
  • Процесс обучения становится менее утомительным.
  • Делает урок более  насыщенным и полноценным;

Создавая презентацию, учебный материал редактирую в соответствии с особенностями познавательной деятельности данной категории обучающихся. Текст на слайдах составляю короткими простыми предложениями, содержащими небольшое количество незнакомых или трудных слов,  наиболее значимые или трудные аспекты, терминологию выделяю цветом. Данная форма работы очень удобна, так как позволяет уделять каждому рассматриваемому вопросу столько времени и внимания, сколько будет необходимо для лучшего восприятия этого материала.

                

На уроках, ходе работы со слайдами, я вижу, как учащиеся с нарушением слуха начинают  проявлять активность, у них наблюдается большой интерес. Это меня, безусловно, радует.

По ряду дисциплин мною разработаны презентации, электронные опорные конспекты, дидактический материал и разработки уроков, для которых демонстрационным материалом служит слайдовая презентация.

Еще хотелось бы отметить одну из важных составляющих учебного процесса - контроль знаний и умений обучающихся. Значимость контроля трудно переоценить, при эффективной организации он выполняет образовательную, развивающую и воспитывающую функции. В нашем учебном заведении уже много лет наряду с традиционными способами контроля знаний используется компьютерный контроль с программами тестирования.

Мною разработаны задания для зачета, самостоятельных и  контрольных работ, экзаменационные вопросы, для обучающихся с нарушениями слуха и речи. При их разработке  учитывалась специфика указанного контингента ребят:

- трудности при изложения ответов на поставленные вопросы;

- малый словарный запас;

- необходимость работы с сурдопереводчиком.

И в  данной ситуации использование компьютера позволяет оптимальным образом решить указанные выше проблемы.

Задания, выполненные на компьютере позволяют провести объективный контроль знаний учащихся и осуществить проведение зачета, экзамена или контрольной или самостоятельной работы, как с участием, так и без участия сурдопереводчика.  

Для проведения экзамена использована компьютерная программа, позволяющая использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает пять типов вопросов:

1. Выбор единственно правильного ответа;

2. Выбор нескольких возможных правильных ответов;

3. Установка последовательности правильных ответов;

4. Установка соответствий ответов;

5. Ввод ответа вручную с клавиатуры.

В создаваемых тестах имеется возможность использовать изображения и видеоролики. На одном компьютере тестирование независимо могут проходить несколько человек, входя в программу под своими именами. Возможность задавать вопросы в произвольном порядке не позволяет учащимся использовать для ответов на вопросы механическое запоминание номеров правильных ответов на поставленные вопросы. Программа проста в использовании, имеет удобный и понятный русский интерфейс. По окончании проверки знаний возможен вывод результатов на печать.

При организации работы по обучению и проверке знаний используются следующие формы работы с программой:

  1. Индивидуальная – учащийся самостоятельно работает за компьютером.
  2.  Групповая – учащиеся в группе из 2-3 человек совместно отвечают на вопросы.
  3. Режим обучения – учащиеся в процессе работы с тестами могут пользоваться вспомогательными материалами: рабочие тетради, учебники, информация на компьютере. При этом возможно посмотреть правильные ответы на вопросы.

В дальнейшем силами наших педагогов планируется создание базы знаний в виде электронных учебников  по курсам дисциплин и электронных вариантов аудиторных занятий. Создание мультимедийной поддержки электронных учебников и аудиторных занятий. Это трудоемкий процесс, так как при создании электронных пособий необходимо учитывать специфику наших учащихся. 

Да, нам предстоит многое сделать для того, чтобы обеспечить качественное профессиональное образования для молодежи с нарушениями слуха в соответствии с его потребностями.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СД.01 «ПОШИВ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАКАЗАМ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СД. 02 «ДЕФЕКТАЦИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ СД. 03 « РЕМОНТ И ОБНОВЛЕНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» основной профессиональной образовательной адаптированной программы подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью из числа выпускников специальных (коррекцион...

Отзыв ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Краткий отзыв о посещенном вебинаре "Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" В данном отзыве рассказывается о профессиоанль...

«Непрерывность специального образования и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными формами умственной отсталости, не имеющих основного общего и среднего общего образования, в условиях учреждений среднего професси

20 декабря 2020 года в нашем техникуме в соответствии с планом работы Совета директоров ПОУ СПО Саратовской области состоялся Круглый стол по теме «Непрерывность специального образования и профе...