"Формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся"
статья

Михайленко Татьяна Владимировна

Многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии своего ребенка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 2

Актуальность: Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии своего ребенка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. 

Целью данной работы является выявление и изучение наиболее продуктивных форм и способов взаимодействия классного с родителями, способствующих продуктивному  сотрудничеству.

Осуществление данной цели стало возможно через постановку следующих задач:

  • Определить теоретические основы проблемы взаимодействия с родителями;
  • Дать представление о формах взаимодействия классного руководителя  с родителями;
  • Рассмотреть возможность новых подходов к активному вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс.

Слайд 3

Классный руководитель как координатор совместной деятельности обучающегося и родителей

Успешное осуществление основ обучения и воспитания происходит только при условии объединения всех субстанций. Организующим центром совместной работы должен быть классный руководитель.

Слайд 4

Современные исследователи выявили, что главным воспитателем ребенка является семья, на второстепенном месте выступает образовательное учреждение, непосредственно взаимодействие с куратором, но ответственность и обязанности куратора также имеют место быть.

Постоянно актуальным остается взаимодействие с родителями в решении проблемы преодоления неуспеваемости обущающихся. И тут мы сталкиваемся с рядом проблем………… (читать со слайда). Если взаимопонимание не достигается, ситуация обучающегося от этого только ухудшается.

Для эффективной организации взаимодействия важны умения убедить, увлечь, сагитировать, сформулировать требование; выстроить доказательства и аргументировать свои предложения; сделать критическое замечание; подвергнуть позицию собеседника аргументированной критике.

Только Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости, а, следовательно, организовать правильное взаимодействие, скорректировать план работы по решению проблемы.

Поэтому необходимо выделить самые основные формы взаимодействия педагогов и родителей учащихся:

Слайд  № 5

Существующие  формы взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся, которые делятся на: коллективные, индивидуальные и групповые.

Коллективные:

  1. Общие родительские собрания: Встречи родителей с администрацией колледжа, на них педагогический коллектив знакомит родителей с требованиями, нормативными документами, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, итогами работы за определенный промежуток времени, проблемами (если таковые имеются) и перспективами развития учреждения. Однако общешкольные родительские собрания могут носить и торжественный характер.
  2. Родительское собрание - основная форма работы с родителями.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими и итоговыми.

 Текущие родительские собрания   это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, посещаемости, результаты проводимых мероприятий. 

 Итоговые родительские собрания   это собрания, в задачу которых входит подведение результатов работы коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения обучающихся, сравнить прошлые результаты с теми, которые есть.

 Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Необходимо помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда его планируют.

Рекомендации по проведению родительских собраний

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи обучающихся.
  2. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, дискуссии и т.д.
  3. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей обучающихся.

На родительских собраниях надо организовать выступления педагогов отдельных предметов. Они знакомят с требованиями, с критериями оценки знаний и умений, с типичными недостатками в организации выполнения заданий и мерами по их устранению. На собраниях надо активизировать родителей, помочь им включиться в беседу по проблемам жизни группы, состояния учёбы и поведения, стиля работы педагогического коллектива.

Важно помнить, что НЕ стоит:

-         ОСУЖДАТЬ ПРИСУТСТВУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ ЗА НЕЯВКУ НА ПРЕДЫДУЩИЕ СОБРАНИЯ;

-         СРАВНИВАТЬ УСПЕХИ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАЩИХСЯ;

-         ДАВАТЬ НЕГАТИВНУЮ ОЦЕНКУ ВСЕЙ ГРУППЫ;

-         ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ НАЗИДАТЕЛЬНЫЙ ТОН.

СЛЕДУЕТ БЫТЬ ПРЕДЕЛЬНО КОРРЕКТНЫМ И ТАКТИЧНЫМ

  1. «День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Дети в такой день будут стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри. Другой вариант «Дня открытых дверей» можно провести с целью  непосредственного общения родителей с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом (при необходимости).
  2. Внеклассные мероприятия: нетрадиционное общение, например, «День семьи»

Индивидуальные:

  1. Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.
  2. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Классный руководитель должен дать родителю возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить вас в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы.

Индивидуальные консультации проводятся по инициативе родителей или по инициативе педагога. Поводом для приглашения родителей на консультацию являются результат наблюдений педагога за обучающимся, проблемы общения обучающегося  с коллективом или педагогами, конфликтная ситуация и др.

  1. Телефонные разговоры
  2. Отправление писем об успеваемости, с соответствующими заметками.
  3. Посещения обучающегося на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставлять в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

Групповые формы взаимодействия педагогов с родителями.

  1. Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, классный руководитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, оказывают помощь, консультирую, при необходимости включаются в активную совместную деятельность. 
  2. Групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением учителей-предметников, специалистов, Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, педагоги и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебной деятельности. После посещения ряда уроков педагоги и родители вместе пытаются выявить причины трудностей, найти способы оказания им помощи. 

Слайд № 6

Формы работы с родителями постоянно меняются. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения дистанционно. Расширить диапазон методов взаимодействия педагогов и родителей позволяет использование интерактивных методов. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером, телефоном) или кем-либо (например, человеком).

Процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

Взаимодействие осуществляется путем просвещения и информирования родителей.

Слайд № 7

В каждом реальном случае педагог выбирает разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное - сделать родителей своими союзниками, только в этом случае мы получим результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам

Сообщение на тему : "Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам "...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Формы и методы оценивания образовательных результатов обучающихся по профессии официант, бармен.

Из опыта работы доклад на тему "Формы и методы оценивания образовательных результатов студентов"...

Взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов работы с детским хореографическим коллективом

Взаимодействие традиционных и инновационных форми методов работы с детским хореографическим коллективом...

Акции как форма взаимодействия с родителями

Взаимодействие с родителями в дошкольной организации направлено на вовлечение родителяей в образовательный процесс. При проведении акций родителя становятся активными участниками образовательного проц...

Инициативы по развитию взаимодействия с родителями обучающихся

1. Модель участия родителей в жизни класса.2. Презентация Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей»3. Родительское собрание «Встречая ребенка из школы… Учение &nd...