Развитие музыкальных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте
презентация к уроку по теме
Данная лекция прелагается в рамках учебного курса на школьном отделении ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения в младшем школьном возрасте в МДК 02.04 Псхологическое сопровождение организации внеурочной деятельности и общения младших школьников. к лекции прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_razvitie_muzykalnyh_sposobnostey.docx | 20.11 КБ |
razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_v_mladshem_shkolnom_vozraste.pptx | 852.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Лекция
Тема «Развитие музыкальных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте»
Презентация прилагается.
Каждого ребенка характеризует индивидуальный комплекс способностей. К примеру, способным к рисованию мы называем того, кто может с легкостью изобразить какой-либо предмет, музыкально-способным — того, кто быстро и легко запоминает и воспроизводит мелодию, способным к танцам — того, кто проявляет фантазию при пластическом изображении характера и образа музыки, кто быстро запоминает музыкально-ритмические движения. (СЛАЙД 2)
Доктор педагогических наук, профессор В.И. Петрушин дает такое определение способностям: «Под способностями понимаются психологические особенности человека, помогающие ему успешно приобретать требуемые знания, умения, навыки и использовать их на практике». Б.М. Теплов определяет способности «как то качественно своеобразное сочетание индивидуальных особенностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».
Человек не рождается с готовыми способностями — у каждого имеются разные задатки. Для развития способностей необходимо предоставить возможность проявлять себя в разных видах деятельности: танцах, пении, играх и т. д.
Вот какую характеристику развитию способностей дает В.И. Петрушин: «Способности развиваются только в деятельности и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере»
При рассмотрении развития музыкальных способностей возникает необходимость характеристики условий, при которых эти способности и качества могут развиться. В этой связи выделяют сензитивные периоды развития.
(СЛАЙД 3) В.C. Юркевич указывает на то, что у музыкальных способностей наиболее ранний сензитивный период — до трех лет. Есть также данные о том, что музыкальные способности начинают закладываться уже в период внутриутробного развития. М.Л. Лазарев, исследуя вопрос воздействия музыки на развитие плода, говорит о ее благотворном влиянии на физиологическое и психическое развитие.
(СЛАЙД 4) Одним из основных факторов формирования личности ребенка является социальная среда. Социальная среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека — семью, трудовую, учебную и другие группы. Таким образом, в качестве элементов социальной среды можно выделить:
· семью;
· образовательную среду;
· культурную среду.
Существуют данные о том, что по-настоящему одаренные музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов или в тех семьях, где любят музыку. Н.С. Лейтес указывает на то, что музыкально-способные дети проявляют огромный интерес ко всем звукам, которые их окружают, будь то звуки музыки, голоса людей, животных, различные шумы и т. п. Их отличает способность концентрироваться на музыке, порой даже абстрагируясь от окружающих. Музыкально-способные дети с легкостью осваивают двигательную технику игры на музыкальных инструментах (иногда даже на нескольких), отличительной особенностью также является феноменальная музыкальная память. Очень рано формируется художественный вкус, высокого развития достигает эстетическое восприятие. Некоторые данные указывают на то, что дети с высоким уровнем развития музыкальных способностей на 2—4 года опережают в развитии своих сверстников.
Следует также отметить тот факт, что музыкальные способности развиваются у детей не только тогда, когда ребенок непосредственно вовлечен в процесс обучения игре на музыкальном инструменте, пению, но и тогда, когда ребенок выступает в роли слушателя.
(СЛАЙД 5) Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие:
Слушание музыки;
Исполнение музыки;
Сочинение музыки.
В основе стремления к музыкальным занятиям лежит именно музыкальное чутьё. Ребёнку, не проявляющему интерес к музыке, будет сложно преодолевать трудности овладения тем или иным инструментом. Возможно развитие музыкального слуха, моторики, чувства ритма, координации, можно достичь положительных результатов в постановке голоса, легко определиться с выбором музыкального инструмента, но способность интуитивного чувствования музыки далеко не всегда и не у всех подлежит развитию и совершенствованию.
Это одна из самых распространённых ошибок при самостоятельной диагностике музыкальных способностей детей. Многие, послушав пение своего малыша, выносят вердикт о том, что ему «медведь наступил на ухо».
Однако следует помнить, что способность к владению голосом – специфическое умение. У кого-то есть природная данность этой способности, другие работают над её выработкой долгие годы, и нередко, на закате самой «крутой» карьеры так и не овладевают ею. А ведь часто встречаются дети, не способные управлять голосом, но умеющие отлично слышать музыку. Многие из них в дальнейшем становятся замечательными профессиональными музыкантами.
(СЛАЙД 6) Первостепенным условием при работе над процессом диагностики музыкальных способностей детей является прослушивание самой разнообразной, желательно, академической музыки. Непременно нужно посещать с ребёнком концерты классической музыки, тщательно выбирая программы, которые состоят из необъёмных произведений — пусть это будут самые известные классические музыкальные произведения или какая-нибудь тематическая подборка, например, подборка музыкальных произведений о природе. Полезно прослушивание различных инструментов, музыкальных групп и исполнителей разных эпох. Детям нужно давать понятие о музыкальных инструментах и жанрах в доступной, понятной для них форме.
(СЛАЙД 7) Артистичность и выразительность при чтении стихов, также являющемся одним из видов исполнительства, может быть свидетельством эмоциональности и склонности к художественному самовыражению в музыкальных произведениях. И, наконец, как ни странно, последним, а, отнюдь, не первым способом диагностики музыкальных способностей является проверка слуха. При правильном профессиональном отношении к процессу совершенствования способностей музыкальный слух может развиваться. Ведь музыкальные наклонности являются как очевидной природной данностью, так и обладают неожиданными тенденциями динамики. Нужно лишь помнить о том, что приоритетным критерием выбора музыкального образования является желание самого малыша, его любовь к музыке. Взрослым необходимо раскрыть этот многогранный мир, эмоционально наполнив стремление ребёнка к развитию, и тогда он преодолеет самые сложные препятствия на пути к освоению любой профессии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
профессор В.И. Петрушин «Под способностями понимаются психологические особенности человека, помогающие ему успешно приобретать требуемые знания, умения, навыки и использовать их на практике»
В.C. Юркевич указывает на то, что у музыкальных способностей наиболее ранний сензитивный период — до трех лет.
Одним из основных факторов формирования личности ребенка является социальная среда: · семья; · образовательная среда; · культурная среда.
Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие: Слушание музыки; Исполнение музыки; Сочинение музыки.
Первостепенным условием при работе над процессом диагностики музыкальных способностей детей является прослушивание самой разнообразной, желательно, академической музыки
Артистичность и выразительность при чтении стихов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое образование детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье Вы найдете цель и задачи экологического образования,естественно-научные идеи современного естествознания и педагогические идеи...
Оценка – как средство развития способности к вариативности в младшем школьном возрасте
В своей статье я проанализировала насколько велико влияние оценки на творческое мышление....
Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.
Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые дни адаптации к жизни вне материнского организма ребёнок должен осваивать самые необходи...
Способности и одаренность в младшем школьном возрасте (из личного опыта)
Я, как педагог с 34 летним стажем работы в начальных классах, хочу привести примеры из опыта своей работы по обогащению обучения одаренных детей....
"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством методики Карла Орфа"
Выступление из опыта работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста по системе Карла Орфа....
Проблема пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Статья отражает основные аспекты изучения пространственных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 6 до 7 лет. Текст является вводной частью исследования динамики...
"Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Современный мир повышает требования к человеку. Вопрос развития памяти у дошкольников и младших школьников становится всё актуальнее. В этой презентации мы с вами разберем, как развивается...