Тема: «Здоровье человека и его профессиональная деятельность».
план-конспект занятия на тему

Ерёменко Ирина Марсовна

Тема: «Здоровье человека и его профессиональная деятельность».

 

Цель занятия:

      Получить знания и представления о здоровом образе жизни и факторах его определяющих, организация правильного построения распорядка дня, представление о физиологических механизмах и закономерностях совершенствования отдельных функциональных систем и организма в целом.

 

Оборудование:  ноутбук, презентация, бланки анкет.

Ход занятия:

I. Организация детей

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Взаимодействуя с внешней средой, наш организм обменивается с ней химическими веществами, энергией, информацией (реагирование на раздражитель; восприятие и обработка информации; изменения внутри и снаружи для поддержания необходимых балансов, обеспечивающих выживание или поддержание жизни).

       За адаптацию по большей части отвечает наша вегетативная нервная система (далее ВНС), и нам не нужно думать о том, как и что изменить в организме, чтобы он продолжал жить (химические реакции, обмен гормонов, частота сердечных сокращений, интенсивность дыхания и т. п.). Фактически, когда вы сознательно что-то меняете в своем поведении, выполняя свои профессиональные обязанности (куда-то едете, что-то делаете), то вы заставляете свою ВНС выполнять дополнительную работу по поддержанию функционального состояния вашего тела.
        Любые изменения во внешней среде также усиливают или замедляют одну из систем (Симпатическую или Парасимпатическую). Другими словами, изменения в окружении меняют физиологические процессы (за счет адаптации организма к новым условиям) и формируют новые психические состояния, которые могут быть полезными или вредными для вашего здоровья. Сильный стресс не проходит без следа для здоровья (это может проявляться со временем, например, в виде «пост стрессового синдрома»).
       Среда влияет на наши состояния и наше здоровье. Изменяя сознательно условия среды, Вы можете поддерживать свое здоровье или вредить ему.
       Теперь коснемся более подробно взаимосвязи деятельности и состояний.
Как уже говорилось выше, осознанные изменения в поведении влияют на взаимосвязи организма со средой, что сказывается на изменениях внутренних балансов в системах органов и в целом на физиологических состояниях всего тела. Изменения в физиологических процессах влекут за собой изменения в психических процессах, которые могут вредить нормальному функционированию организма (нарушения здоровья).
       Иначе говоря, в то время как вы, к примеру, проводите презентацию для клиента, в вашем организме происходит много изменений и на уровне физиологии (в результате воздействия стресс-факторов). Для поддержания вашего поведения и адаптации к среде, в которой вы оказались, организму приходится потрудиться. Проделанная работа может в итоге привести организм (а более конкретно, например, психику) к нефункциональному состоянию (к некомфортным и болезненным ощущениям). 
        А теперь настало время упомянуть об особенностях нервной системы и профессиональной деятельности.
Психологические характеристики темперамента – особенности протекания психических процессов и поведения, которые порождаются сочетанием свойств нервной системы:
Активность. Насколько человек в состоянии сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте (насколько быстро работают соответствующие психические процессы, производя периодические или циклические операции). Разные люди (за единицу времени) успевают сделать разную по объему работу.
Продуктивность. Высокая, если человеку без признаков усталости удается больше сделать (увидеть, услышать, запомнить, представить, решить). Т. е. выполнить большой объем работ. Способность достаточно длительное время поддерживать высокий темп работы.
Возбудимость, тормозимость и переключаемость. Быстрота возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, переход от одного практического действия к другому. Одни люди быстро переключаются с одной темы размышления на другую, другие медленнее.
      Эти характеристики определяют тип темперамента, который со временем приобретает черты динамических особенностей, наблюдаемых в поведении человека и принимаемых часто за его темперамент. Однако они являются лишь его некой модификацией, и в научных кругах это называется индивидуальный стиль деятельности. 
       У взрослого человека могут наблюдаться два вида «темперамента»: основной (с детства) и приобретаемый (искусственно созданный путем адаптации поведения к среде).
       В идеале (для максимально эффективной профессиональной деятельности) «индивидуальный стиль деятельности» должен совпадать с темпераментом, но это редкость. Чаще всего человеку приходится приспосабливаться со своим темпераментом к требованиям профессиональной деятельности и среды. Поэтому несовпадение стиля деятельности и природного темперамента – это типичная ситуация.
      Когда индивидуальный стиль деятельности совпадает с темпераментом, то наступают следующие позитивные последствия:
• При выполнении соответствующей деятельности человек чувствует себя комфортно, переживая положительные эмоции и получая удовольствие от того, что выполняет деятельность в определенном темпе с заданной скоростью и избранной активностью.
• В ходе своей деятельности он допускает сравнительно мало ошибок и в состоянии работать с высоким качеством.
• Человек может работать долго без признаков усталости или утомления.
         В случае значительного расхождения между природным темпераментом (далее ПТ) и индивидуальным стилем деятельности (далее ИСД) могут наблюдаться отрицательные последствия:
• Человек испытывает ощущение дискомфорта при выполнении деятельности в заданном темпе или с заданной скоростью.
• Он допускает немалое количество ошибок и не в состоянии их полностью контролировать.
• Он быстро устает и утомляется (когда темп работы и общения протекают в не свойственном для него ритме).
Благоприятные сочетания темперамента и индивидуального стиля деятельности для выполнения профессиональных обязательств:
• Холерик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).
• Сангвиник (ПТ) и Холерик (ИСД). 
• Флегматик (ПТ) и Меланхолик (ИСД).
• Меланхолик (ПТ) и Флегматик (ИСД).
Неблагоприятные сочетания:
• Флегматик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).
• Меланхолик (ПТ) и Холерик (ИСД).
     Темперамент влияет на качество деятельности. Профессиональная деятельность может не подходить под тип темперамента (человеку приходится вырабатывать индивидуальный стиль деятельности с учетом требований профессии и среды). 
    Темперамент связан с психическими свойствами и влияет на формирование черт характера личности. Несовпадение особенностей темперамента и созданного индивидуального стиля поведения приводит к заболеваниям организма и расстройствам личности. 
         Если в приоритетах материальные потребности, то смена места работы или деятельности может улучшить комфортное и безопасное существование. Но необходимо учитывать еще и то, как смена деятельности повлияет на ваши социальные и духовные потребности (они могут стать более актуальными, или смена деятельности не позволит их удовлетворять). А также то, как смена деятельности отразится на вашей нравственности (что для вас ДОБРО, а что ЗЛО). Смена деятельности или места работы может затронуть нравственную сторону вашей жизни (платят много, но делать приходится то, на что ваша совесть закрыть глаза не может).
         В агрессивной среде человеку с высокой нравственностью делать нечего. Это постоянные внутренние конфликты: чтобы ВЫЖИВАТЬ, приходится делать то, что противоречит внутренним убеждениям и ценностям. Перед тем, как сменить деятельность или место работы, нужно все учесть, чтобы избежать в будущем внутренних конфликтов.

 

II Основная часть

Воспитатель: Просмотрим презентацию по данной теме.

Воспитатель: А сейчас давайте проведем тестирование:

Тест "Ваш темперамент"

Вам предлагается 80 утверждений. Отметьте «галочками» те, которые вы могли бы применить к себе.

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Невыдержанны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы.

4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.

5. Решительны и инициативны.

6. Упрямы.

7. Находчивы в споре.

8. Работаете рывками.

9. Склонны к риску.

10. Не злопамятны и не обидчивы.

11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

12. Неуравновешенны и склонны к горячности.

13. Агрессивный забияка.

14. Нетерпимы к недостаткам.

15. Обладаете выразительной мимикой.

16. Способны быстро действовать и решать.

17. Стремитесь к новому.

18. Обладаете резкими порывистыми движениями.

19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

20. Склонны к резкой смене настроения.

21. Веселы и жизнерадостны.

22. Энергичны и деловиты.

23. Часто не доводите дело до конца.

24. Склонны переоценивать себя.

25. Способны быстро схватывать новое.

26. Легко переживаете неудачи и неприятности.

27. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

28. С увлечением беретесь за любое новое дело.

29. Быстро остываете, если дело неинтересное.

30. Быстро переключаетесь с одной работы на другую.

31. Тяготитесь однообразием, будничностью.

32. Общительны.

33. Не чувствуете скованности с новыми людьми.

34. Выносливы и работоспособны.

35. Обладаете громкой живой речью.

36. Сохраняете самообладание в необычной обстановке.

37. Обладаете всегда добрым настроением.

38. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

39. Склонны иногда скользить по поверхности.

40. Иногда проявляете поспешность в решениях.

41. Спокойны и хладнокровны.

42. Последовательны и надежны.

43. Осторожны и рассудительны.

44. Умеете ждать.

45. Молчаливы и не любите попусту болтать.

46. Речь спокойная, равномерная, без эмоций.

47. Сдержанны и терпеливы.

48. Дело доводите до конца.

49. Не тратите попусту сил. 
50. Строго придерживаетесь распорядка в работе.

51. Легко сдерживаете порывы.

52. Маловосприимчивы к порицанию и одобрению.

53. Не злобны, снисходительны к колкости.

54. Постоянны в отношениях и интересах.

55. Медленно включаетесь в работу.

56. В целом миролюбивы.

57. Ровны в отношениях со всеми.

58. Любите аккуратность и порядок.

59. Обладаете выдержкой.

60. К новой обстановке приспосабливаетесь с трудом.

61. Стеснительны и застенчивы.

62. Теряетесь в новой обстановке.

63. Затрудняетесь контактировать с незнакомыми людьми.

64. Не верите в свои силы.

65. Легко переносите одиночество.

66. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

67. Склонны уходить в себя.

68. Быстро утомляетесь.

69. Речь слабая до шепота.

70. Впечатлительны до слез.

72. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

73. Предъявляете высокие требования к себе и другим.

74. Склонны к подозрительности, мнительны.

75. Болезненно чувствительны и легковерны.

76. Чрезвычайно обидчивы.

77. Скрытны и необщительны.

78. Малоактивны и робки.

79. Безропотно покорны.

80. Стремитесь вызвать сочувствие у окружающих и помощь.

А теперь чуть-чуть терпения. Не старайтесь искать ответа на вопросы. Вы еще успеете это сделать. Результаты тестирования мы приведем чуть позже. Ознакомьтесь для начала с описанием типов темперамента, предложенных... А. П. Чеховым. Доктор Чехов, который весьма основательно интересовался психоанализом, дал блестящую характеристику каждому из четырех типов темперамента.

Холерик: желчен и лицом желто-сер... Глаза ворочаются в орбитах как голодные волки... Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой «черт знает как холодно», а летом «черт знает как жарко».

Шуток не понимает. Как муж и приятель — невозможен; как подчиненный — едва ли мыслим; как начальник — невыносим и весьма нежелателен.

Женщина-холерик — черт в юбке, крокодил.

Сангвиник: постоянен в своем непостоянстве... Все впечатления действуют на него легко и быстро: отсюда происходит легкомыслие... Или вовсе никогда ничего не читает, или же читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей....

Женщина-сангвиник — самая сносная женщина, если она не глупа.

Флегматик: наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести... Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет и покладист. На службе — счастлив.

Женщина-флегматик родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей — ее идеал.

Меланхолик; глаза серо-голубые, готовы прослезиться. Склонен к ипохондрии... С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валериановые капли ему уже не помогают... Духовное завещание у него давно уже готово...

Женщина-меланхолик — невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена доводит до отупения, до отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавиться нетрудно.

Ну а теперь вернемся к содержанию теста. Он позволил определить ваш темперамент. Вернее, не один какой-то тип, а сочетание типов, т. к. само слово «темперамент» в переводе с латинского означает «смесь». И мы с вами тоже смесь определенных черт, имеющих отношение к разным типам.

Итак, проведем расчет.

1. Посчитайте общее количество «галочек», которые вы проставили. Обозначим их буквой А.

2. Посчитайте по отдельности количество «галочек» в утверждениях с 1 по 20 номер (Вх), с 21 по 40 (Be), с 41 по 60 (Вф) и с 61 по SO (Вм). Индексы возле буквы В указывают на тип темперамента.

3. Ну а затем по простым формулам рассчитаем процентное соотношение разных типов темперамента.

Тх=Вх:Ах100% Тф = Вф : А х 100% Те-Be: Ax 100% Тм=Вм:Ах100%

Теперь, проведя этот расчет, ознакомьтесь с более развернутой характеристикой каждого из названных типов.

Ознакомившись со «смесью» разных типов, которая присуща вам, не огорчайтесь, если что-то не соответствует вашим ожиданиям. Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры. А за это Природа уже не отвечает.

Бесспорно, что в непосредственной связи с темпераментом не находится одаренность. Многие гениальные люди принадлежали к разным типам высшей нервной деятельности. Например, Джордано Бруно и Пушкин, судя по всему, сангвиники (в сочетании с чертами холеристического темперамента). Известны живость характера нашего великого поэта, его оптимистичность, необычайная широта восприятия, интерес к самым разнообразным сторонам жизни.

Дарвин, безусловно, был флегматиком — широко известны его методичность, последовательность, настойчивость в науке. Но вместе с тем открытия, научные умозаключения не давались ему легко. Дарвин признавался, что у него слабая память. Интересно, что и в личной жизни это был умеренный, экономный, скромный человек.

Шопен — типичный меланхолик: его сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке. Не случайно его перу принадлежит знаменитый «Похоронный марш»...

Меланхолическими чертами отличались Надсон (об этом говорит весь тембр его творчества) и, очевидно, Левитан (вспомним его ранимость).

К слабому типу высшей нервной деятельности, надо полагать, относился Н. В. Гоголь. В частности, сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ», угнетенность, мнительность, резвившиеся у него в последние годы жизни, — следствие психастенического навязчивого состояния. Внешне же это проявилось во взрыве религиозности. Воистину прав был И. П. Павлов, заметив: «Религия нужна слабым».

Нам могут возразить словами Стендаля: «Холерики — темперамент выдающихся людей». Да, эта типологическая группа заслуживает отдельного разговора — доказательства правильности мысли автора «Красного и черного» действительно имеются. В частности, типичными холериками были Петр Первый, Марат, Наполеон. Вспомним хотя бы неугомонную энергию Петра во время Полтавской битвы, в болотах вблизи Невы, где «прорубалось окно в Европу». Образец бурной энергии представлял собой гений Французской революции, «друг народа» Жан-Поль Марат. Достаточно вспомнить, как он в круговороте других дел ежедневно выпускал газету.

Как понимать подобные примеры? По нашему мнению, холерики в критические моменты жизни проявляют сравнительно со всеми прочими темпераментами очень важное преимущество — способность к могучему рывку энергии и, следовательно, трудоспособность, решительность.

Естественно, такой темперамент не является безупречным. У холериков возможны и даже часты нервные срывы. Вспомним, что их, как меланхоликов, относят к «поставщикам неврозов». Например, тот же Бонапарт — этот «самый энергичный из волевых людей» — в момент политических неудач проявлял необычное малодушие. Петр Первый, Лютер страдали эпилепсией,

Среди полководцев, политических деятелей, народных трибунов почти неизвестны флегматики, в то время как в промышленности, науке методичность, трудолюбие — характерные черты этого темперамента — приносят добрые плоды.

III Физминутка

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука!
Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем!
Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)

 

 

IV. Окончание занятия

     Воспитатель:  Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья” – так сказал известный немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр.
      Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. Так, в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указано, что здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
     Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и реализацию своих духовных, физических качеств и социальных возможностей.
Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие связано с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает общественные связи, материальное положение, межличностные контакты. Физическое благополучие отражает биологические возможности человека, состояние его тела.                      Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье”: “В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней”.

     Воспитатель:   На этом наше занятие заканчивается. У кого есть какие-нибудь вопросы? Спасибо вам за вашу активную работу,  я надеюсь,  все знания, полученные на нашем занятии, помогут вам в жизни. До свидания!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_cheloveka_i_ego_professionalnaya_deyatelnost.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровье человека и его профессиональная деятельность».

Цель занятия: 

      Получить знания и представления о здоровом образе жизни и факторах его определяющих, организация правильного построения распорядка дня, представление о физиологических механизмах и закономерностях совершенствования отдельных функциональных систем и организма в целом.

Оборудование:  ноутбук, презентация, бланки анкет.

Ход занятия:

I. Организация детей

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Взаимодействуя с внешней средой, наш организм обменивается с ней химическими веществами, энергией, информацией (реагирование на раздражитель; восприятие и обработка информации; изменения внутри и снаружи для поддержания необходимых балансов, обеспечивающих выживание или поддержание жизни).

       За адаптацию по большей части отвечает наша вегетативная нервная система (далее ВНС), и нам не нужно думать о том, как и что изменить в организме, чтобы он продолжал жить (химические реакции, обмен гормонов, частота сердечных сокращений, интенсивность дыхания и т. п.). Фактически, когда вы сознательно что-то меняете в своем поведении, выполняя свои профессиональные обязанности (куда-то едете, что-то делаете), то вы заставляете свою ВНС выполнять дополнительную работу по поддержанию функционального состояния вашего тела.
        Любые изменения во внешней среде также усиливают или замедляют одну из систем (Симпатическую или Парасимпатическую). Другими словами, изменения в окружении меняют физиологические процессы (за счет адаптации организма к новым условиям) и формируют новые психические состояния, которые могут быть полезными или вредными для вашего здоровья. Сильный стресс не проходит без следа для здоровья (это может проявляться со временем, например, в виде «пост стрессового синдрома»).
       Среда влияет на наши состояния и наше здоровье. Изменяя сознательно условия среды, Вы можете поддерживать свое здоровье или вредить ему.
       Теперь коснемся более подробно взаимосвязи деятельности и состояний.
Как уже говорилось выше, осознанные изменения в поведении влияют на взаимосвязи организма со средой, что сказывается на изменениях внутренних балансов в системах органов и в целом на физиологических состояниях всего тела. Изменения в физиологических процессах влекут за собой изменения в психических процессах, которые могут вредить нормальному функционированию организма (нарушения здоровья).
       Иначе говоря, в то время как вы, к примеру, проводите презентацию для клиента, в вашем организме происходит много изменений и на уровне физиологии (в результате воздействия стресс-факторов). Для поддержания вашего поведения и адаптации к среде, в которой вы оказались, организму приходится потрудиться. Проделанная работа может в итоге привести организм (а более конкретно, например, психику) к нефункциональному состоянию (к некомфортным и болезненным ощущениям). 
        А теперь настало время упомянуть об особенностях нервной системы и профессиональной деятельности.
Психологические характеристики темперамента – особенности протекания психических процессов и поведения, которые порождаются сочетанием свойств нервной системы:
Активность. Насколько человек в состоянии сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте (насколько быстро работают соответствующие психические процессы, производя периодические или циклические операции). Разные люди (за единицу времени) успевают сделать разную по объему работу.
Продуктивность. Высокая, если человеку без признаков усталости удается больше сделать (увидеть, услышать, запомнить, представить, решить). Т. е. выполнить большой объем работ. Способность достаточно длительное время поддерживать высокий темп работы.
Возбудимость, тормозимость и переключаемость. Быстрота возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, переход от одного практического действия к другому. Одни люди быстро переключаются с одной темы размышления на другую, другие медленнее.
      Эти характеристики определяют тип темперамента, который со временем приобретает черты динамических особенностей, наблюдаемых в поведении человека и принимаемых часто за его темперамент. Однако они являются лишь его некой модификацией, и в научных кругах это называется индивидуальный стиль деятельности. 
       У взрослого человека могут наблюдаться два вида «темперамента»: основной (с детства) и приобретаемый (искусственно созданный путем адаптации поведения к среде).
       В идеале (для максимально эффективной профессиональной деятельности) «индивидуальный стиль деятельности» должен совпадать с темпераментом, но это редкость. Чаще всего человеку приходится приспосабливаться со своим темпераментом к требованиям профессиональной деятельности и среды. Поэтому несовпадение стиля деятельности и природного темперамента – это типичная ситуация.
      Когда индивидуальный стиль деятельности совпадает с темпераментом, то наступают следующие позитивные последствия:
• При выполнении соответствующей деятельности человек чувствует себя комфортно, переживая положительные эмоции и получая удовольствие от того, что выполняет деятельность в определенном темпе с заданной скоростью и избранной активностью.
• В ходе своей деятельности он допускает сравнительно мало ошибок и в состоянии работать с высоким качеством.
• Человек может работать долго без признаков усталости или утомления.
         В случае значительного расхождения между природным темпераментом (далее ПТ) и индивидуальным стилем деятельности (далее ИСД) могут наблюдаться отрицательные последствия:
• Человек испытывает ощущение дискомфорта при выполнении деятельности в заданном темпе или с заданной скоростью.
• Он допускает немалое количество ошибок и не в состоянии их полностью контролировать.
• Он быстро устает и утомляется (когда темп работы и общения протекают в не свойственном для него ритме).
Благоприятные сочетания темперамента и индивидуального стиля деятельности для выполнения профессиональных обязательств:
• Холерик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).
• Сангвиник (ПТ) и Холерик (ИСД). 
• Флегматик (ПТ) и Меланхолик (ИСД).
• Меланхолик (ПТ) и Флегматик (ИСД).
Неблагоприятные сочетания:
• Флегматик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).
• Меланхолик (ПТ) и Холерик (ИСД).
     Темперамент влияет на качество деятельности. Профессиональная деятельность может не подходить под тип темперамента (человеку приходится вырабатывать индивидуальный стиль деятельности с учетом требований профессии и среды). 
    Темперамент связан с психическими свойствами и влияет на формирование черт характера личности. Несовпадение особенностей темперамента и созданного индивидуального стиля поведения приводит к заболеваниям организма и расстройствам личности. 
         Если в приоритетах материальные потребности, то смена места работы или деятельности может улучшить комфортное и безопасное существование. Но необходимо учитывать еще и то, как смена деятельности повлияет на ваши социальные и духовные потребности (они могут стать более актуальными, или смена деятельности не позволит их удовлетворять). А также то, как смена деятельности отразится на вашей нравственности (что для вас ДОБРО, а что ЗЛО). Смена деятельности или места работы может затронуть нравственную сторону вашей жизни (платят много, но делать приходится то, на что ваша совесть закрыть глаза не может).
         В агрессивной среде человеку с высокой нравственностью делать нечего. Это постоянные внутренние конфликты: чтобы ВЫЖИВАТЬ, приходится делать то, что противоречит внутренним убеждениям и ценностям. Перед тем, как сменить деятельность или место работы, нужно все учесть, чтобы избежать в будущем внутренних конфликтов.

II Основная часть

Воспитатель: Просмотрим презентацию по данной теме.

Воспитатель: А сейчас давайте проведем тестирование:

Тест "Ваш темперамент"

Вам предлагается 80 утверждений. Отметьте «галочками» те, которые вы могли бы применить к себе.

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Невыдержанны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы.

4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.

5. Решительны и инициативны.

6. Упрямы.

7. Находчивы в споре.

8. Работаете рывками.

9. Склонны к риску.

10. Не злопамятны и не обидчивы.

11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

12. Неуравновешенны и склонны к горячности.

13. Агрессивный забияка.

14. Нетерпимы к недостаткам.

15. Обладаете выразительной мимикой.

16. Способны быстро действовать и решать.

17. Стремитесь к новому.

18. Обладаете резкими порывистыми движениями.

19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

20. Склонны к резкой смене настроения.

21. Веселы и жизнерадостны.

22. Энергичны и деловиты.

23. Часто не доводите дело до конца.

24. Склонны переоценивать себя.

25. Способны быстро схватывать новое.

26. Легко переживаете неудачи и неприятности.

27. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

28. С увлечением беретесь за любое новое дело.

29. Быстро остываете, если дело неинтересное.

30. Быстро переключаетесь с одной работы на другую.

31. Тяготитесь однообразием, будничностью.

32. Общительны.

33. Не чувствуете скованности с новыми людьми.

34. Выносливы и работоспособны.

35. Обладаете громкой живой речью.

36. Сохраняете самообладание в необычной обстановке.

37. Обладаете всегда добрым настроением.

38. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

39. Склонны иногда скользить по поверхности.

40. Иногда проявляете поспешность в решениях.

41. Спокойны и хладнокровны.

42. Последовательны и надежны.

43. Осторожны и рассудительны.

44. Умеете ждать.

45. Молчаливы и не любите попусту болтать.

46. Речь спокойная, равномерная, без эмоций.

47. Сдержанны и терпеливы.

48. Дело доводите до конца.

49. Не тратите попусту сил. 
50. Строго придерживаетесь распорядка в работе.

51. Легко сдерживаете порывы.

52. Маловосприимчивы к порицанию и одобрению.

53. Не злобны, снисходительны к колкости.

54. Постоянны в отношениях и интересах.

55. Медленно включаетесь в работу.

56. В целом миролюбивы.

57. Ровны в отношениях со всеми.

58. Любите аккуратность и порядок.

59. Обладаете выдержкой.

60. К новой обстановке приспосабливаетесь с трудом.

61. Стеснительны и застенчивы.

62. Теряетесь в новой обстановке.

63. Затрудняетесь контактировать с незнакомыми людьми.

64. Не верите в свои силы.

65. Легко переносите одиночество.

66. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

67. Склонны уходить в себя.

68. Быстро утомляетесь.

69. Речь слабая до шепота.

70. Впечатлительны до слез.

72. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

73. Предъявляете высокие требования к себе и другим.

74. Склонны к подозрительности, мнительны.

75. Болезненно чувствительны и легковерны.

76. Чрезвычайно обидчивы.

77. Скрытны и необщительны.

78. Малоактивны и робки.

79. Безропотно покорны.

80. Стремитесь вызвать сочувствие у окружающих и помощь.

А теперь чуть-чуть терпения. Не старайтесь искать ответа на вопросы. Вы еще успеете это сделать. Результаты тестирования мы приведем чуть позже. Ознакомьтесь для начала с описанием типов темперамента, предложенных... А. П. Чеховым. Доктор Чехов, который весьма основательно интересовался психоанализом, дал блестящую характеристику каждому из четырех типов темперамента.

Холерик: желчен и лицом желто-сер... Глаза ворочаются в орбитах как голодные волки... Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой «черт знает как холодно», а летом «черт знает как жарко».

Шуток не понимает. Как муж и приятель — невозможен; как подчиненный — едва ли мыслим; как начальник — невыносим и весьма нежелателен.

Женщина-холерик — черт в юбке, крокодил.

Сангвиник: постоянен в своем непостоянстве... Все впечатления действуют на него легко и быстро: отсюда происходит легкомыслие... Или вовсе никогда ничего не читает, или же читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей....

Женщина-сангвиник — самая сносная женщина, если она не глупа.

Флегматик: наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести... Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет и покладист. На службе — счастлив.

Женщина-флегматик родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей — ее идеал.

Меланхолик; глаза серо-голубые, готовы прослезиться. Склонен к ипохондрии... С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валериановые капли ему уже не помогают... Духовное завещание у него давно уже готово...

Женщина-меланхолик — невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена доводит до отупения, до отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавиться нетрудно.

Ну а теперь вернемся к содержанию теста. Он позволил определить ваш темперамент. Вернее, не один какой-то тип, а сочетание типов, т. к. само слово «темперамент» в переводе с латинского означает «смесь». И мы с вами тоже смесь определенных черт, имеющих отношение к разным типам.

Итак, проведем расчет.

1. Посчитайте общее количество «галочек», которые вы проставили. Обозначим их буквой А.

2. Посчитайте по отдельности количество «галочек» в утверждениях с 1 по 20 номер (Вх), с 21 по 40 (Be), с 41 по 60 (Вф) и с 61 по SO (Вм). Индексы возле буквы В указывают на тип темперамента.

3. Ну а затем по простым формулам рассчитаем процентное соотношение разных типов темперамента.

Тх=Вх:Ах100% Тф = Вф : А х 100% Те-Be: Ax 100% Тм=Вм:Ах100%

Теперь, проведя этот расчет, ознакомьтесь с более развернутой характеристикой каждого из названных типов.

Ознакомившись со «смесью» разных типов, которая присуща вам, не огорчайтесь, если что-то не соответствует вашим ожиданиям. Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры. А за это Природа уже не отвечает.

Бесспорно, что в непосредственной связи с темпераментом не находится одаренность. Многие гениальные люди принадлежали к разным типам высшей нервной деятельности. Например, Джордано Бруно и Пушкин, судя по всему, сангвиники (в сочетании с чертами холеристического темперамента). Известны живость характера нашего великого поэта, его оптимистичность, необычайная широта восприятия, интерес к самым разнообразным сторонам жизни.

Дарвин, безусловно, был флегматиком — широко известны его методичность, последовательность, настойчивость в науке. Но вместе с тем открытия, научные умозаключения не давались ему легко. Дарвин признавался, что у него слабая память. Интересно, что и в личной жизни это был умеренный, экономный, скромный человек.

Шопен — типичный меланхолик: его сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке. Не случайно его перу принадлежит знаменитый «Похоронный марш»...

Меланхолическими чертами отличались Надсон (об этом говорит весь тембр его творчества) и, очевидно, Левитан (вспомним его ранимость).

К слабому типу высшей нервной деятельности, надо полагать, относился Н. В. Гоголь. В частности, сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ», угнетенность, мнительность, резвившиеся у него в последние годы жизни, — следствие психастенического навязчивого состояния. Внешне же это проявилось во взрыве религиозности. Воистину прав был И. П. Павлов, заметив: «Религия нужна слабым».

Нам могут возразить словами Стендаля: «Холерики — темперамент выдающихся людей». Да, эта типологическая группа заслуживает отдельного разговора — доказательства правильности мысли автора «Красного и черного» действительно имеются. В частности, типичными холериками были Петр Первый, Марат, Наполеон. Вспомним хотя бы неугомонную энергию Петра во время Полтавской битвы, в болотах вблизи Невы, где «прорубалось окно в Европу». Образец бурной энергии представлял собой гений Французской революции, «друг народа» Жан-Поль Марат. Достаточно вспомнить, как он в круговороте других дел ежедневно выпускал газету.

Как понимать подобные примеры? По нашему мнению, холерики в критические моменты жизни проявляют сравнительно со всеми прочими темпераментами очень важное преимущество — способность к могучему рывку энергии и, следовательно, трудоспособность, решительность.

Естественно, такой темперамент не является безупречным. У холериков возможны и даже часты нервные срывы. Вспомним, что их, как меланхоликов, относят к «поставщикам неврозов». Например, тот же Бонапарт — этот «самый энергичный из волевых людей» — в момент политических неудач проявлял необычное малодушие. Петр Первый, Лютер страдали эпилепсией,

Среди полководцев, политических деятелей, народных трибунов почти неизвестны флегматики, в то время как в промышленности, науке методичность, трудолюбие — характерные черты этого темперамента — приносят добрые плоды.

III Физминутка

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука!
Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем!
Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)

IV. Окончание занятия

     Воспитатель:  Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья” – так сказал известный немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр.
      Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. Так, в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указано, что здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
     Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и реализацию своих духовных, физических качеств и социальных возможностей.
Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие связано с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает общественные связи, материальное положение, межличностные контакты. Физическое благополучие отражает биологические возможности человека, состояние его тела.                      Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье”: “В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней”.

     Воспитатель:   На этом наше занятие заканчивается. У кого есть какие-нибудь вопросы? Спасибо вам за вашу активную работу,  я надеюсь,  все знания, полученные на нашем занятии, помогут вам в жизни. До свидания!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для АСТ теста по теме 3.1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности ПМ 03.01 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

Тестовые задания для проведения комплексного экзамена по теме 3.1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности раздел 3. Обеспечение законности в сфере профессиональной деятельностиМДК 03.01. Уп...

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК  или конкурса «Дальше-дальше»...

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК  или конкурса «Дальше-дальше»...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"

В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в про...

Статья для участия в Международной научно-практической конференции «Эффективные методы и приемы образовательной деятельности» на тему "ЗНАЧЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Одной из важнейших особенностей педагогического мастерства является профессиональная компетентность педагога, а также его способность к накоплению, повышению и распространению своего опыта. Среди трад...