Тема: «Здоровье человека и его профессиональная деятельность».
план-конспект занятия на тему
Тема: «Здоровье человека и его профессиональная деятельность».
Цель занятия:
Получить знания и представления о здоровом образе жизни и факторах его определяющих, организация правильного построения распорядка дня, представление о физиологических механизмах и закономерностях совершенствования отдельных функциональных систем и организма в целом.
Оборудование: ноутбук, презентация, бланки анкет.
Ход занятия:
I. Организация детей
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Взаимодействуя с внешней средой, наш организм обменивается с ней химическими веществами, энергией, информацией (реагирование на раздражитель; восприятие и обработка информации; изменения внутри и снаружи для поддержания необходимых балансов, обеспечивающих выживание или поддержание жизни).
За адаптацию по большей части отвечает наша вегетативная нервная система (далее ВНС), и нам не нужно думать о том, как и что изменить в организме, чтобы он продолжал жить (химические реакции, обмен гормонов, частота сердечных сокращений, интенсивность дыхания и т. п.). Фактически, когда вы сознательно что-то меняете в своем поведении, выполняя свои профессиональные обязанности (куда-то едете, что-то делаете), то вы заставляете свою ВНС выполнять дополнительную работу по поддержанию функционального состояния вашего тела.
Любые изменения во внешней среде также усиливают или замедляют одну из систем (Симпатическую или Парасимпатическую). Другими словами, изменения в окружении меняют физиологические процессы (за счет адаптации организма к новым условиям) и формируют новые психические состояния, которые могут быть полезными или вредными для вашего здоровья. Сильный стресс не проходит без следа для здоровья (это может проявляться со временем, например, в виде «пост стрессового синдрома»).
Среда влияет на наши состояния и наше здоровье. Изменяя сознательно условия среды, Вы можете поддерживать свое здоровье или вредить ему.
Теперь коснемся более подробно взаимосвязи деятельности и состояний.
Как уже говорилось выше, осознанные изменения в поведении влияют на взаимосвязи организма со средой, что сказывается на изменениях внутренних балансов в системах органов и в целом на физиологических состояниях всего тела. Изменения в физиологических процессах влекут за собой изменения в психических процессах, которые могут вредить нормальному функционированию организма (нарушения здоровья).
Иначе говоря, в то время как вы, к примеру, проводите презентацию для клиента, в вашем организме происходит много изменений и на уровне физиологии (в результате воздействия стресс-факторов). Для поддержания вашего поведения и адаптации к среде, в которой вы оказались, организму приходится потрудиться. Проделанная работа может в итоге привести организм (а более конкретно, например, психику) к нефункциональному состоянию (к некомфортным и болезненным ощущениям).
А теперь настало время упомянуть об особенностях нервной системы и профессиональной деятельности.
Психологические характеристики темперамента – особенности протекания психических процессов и поведения, которые порождаются сочетанием свойств нервной системы:
• Активность. Насколько человек в состоянии сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте (насколько быстро работают соответствующие психические процессы, производя периодические или циклические операции). Разные люди (за единицу времени) успевают сделать разную по объему работу.
• Продуктивность. Высокая, если человеку без признаков усталости удается больше сделать (увидеть, услышать, запомнить, представить, решить). Т. е. выполнить большой объем работ. Способность достаточно длительное время поддерживать высокий темп работы.
• Возбудимость, тормозимость и переключаемость. Быстрота возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, переход от одного практического действия к другому. Одни люди быстро переключаются с одной темы размышления на другую, другие медленнее.
Эти характеристики определяют тип темперамента, который со временем приобретает черты динамических особенностей, наблюдаемых в поведении человека и принимаемых часто за его темперамент. Однако они являются лишь его некой модификацией, и в научных кругах это называется индивидуальный стиль деятельности.
У взрослого человека могут наблюдаться два вида «темперамента»: основной (с детства) и приобретаемый (искусственно созданный путем адаптации поведения к среде).
В идеале (для максимально эффективной профессиональной деятельности) «индивидуальный стиль деятельности» должен совпадать с темпераментом, но это редкость. Чаще всего человеку приходится приспосабливаться со своим темпераментом к требованиям профессиональной деятельности и среды. Поэтому несовпадение стиля деятельности и природного темперамента – это типичная ситуация.
Когда индивидуальный стиль деятельности совпадает с темпераментом, то наступают следующие позитивные последствия:
• При выполнении соответствующей деятельности человек чувствует себя комфортно, переживая положительные эмоции и получая удовольствие от того, что выполняет деятельность в определенном темпе с заданной скоростью и избранной активностью.
• В ходе своей деятельности он допускает сравнительно мало ошибок и в состоянии работать с высоким качеством.
• Человек может работать долго без признаков усталости или утомления.
В случае значительного расхождения между природным темпераментом (далее ПТ) и индивидуальным стилем деятельности (далее ИСД) могут наблюдаться отрицательные последствия:
• Человек испытывает ощущение дискомфорта при выполнении деятельности в заданном темпе или с заданной скоростью.
• Он допускает немалое количество ошибок и не в состоянии их полностью контролировать.
• Он быстро устает и утомляется (когда темп работы и общения протекают в не свойственном для него ритме).
Благоприятные сочетания темперамента и индивидуального стиля деятельности для выполнения профессиональных обязательств:
• Холерик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).
• Сангвиник (ПТ) и Холерик (ИСД).
• Флегматик (ПТ) и Меланхолик (ИСД).
• Меланхолик (ПТ) и Флегматик (ИСД).
Неблагоприятные сочетания:
• Флегматик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).
• Меланхолик (ПТ) и Холерик (ИСД).
Темперамент влияет на качество деятельности. Профессиональная деятельность может не подходить под тип темперамента (человеку приходится вырабатывать индивидуальный стиль деятельности с учетом требований профессии и среды).
Темперамент связан с психическими свойствами и влияет на формирование черт характера личности. Несовпадение особенностей темперамента и созданного индивидуального стиля поведения приводит к заболеваниям организма и расстройствам личности.
Если в приоритетах материальные потребности, то смена места работы или деятельности может улучшить комфортное и безопасное существование. Но необходимо учитывать еще и то, как смена деятельности повлияет на ваши социальные и духовные потребности (они могут стать более актуальными, или смена деятельности не позволит их удовлетворять). А также то, как смена деятельности отразится на вашей нравственности (что для вас ДОБРО, а что ЗЛО). Смена деятельности или места работы может затронуть нравственную сторону вашей жизни (платят много, но делать приходится то, на что ваша совесть закрыть глаза не может).
В агрессивной среде человеку с высокой нравственностью делать нечего. Это постоянные внутренние конфликты: чтобы ВЫЖИВАТЬ, приходится делать то, что противоречит внутренним убеждениям и ценностям. Перед тем, как сменить деятельность или место работы, нужно все учесть, чтобы избежать в будущем внутренних конфликтов.
II Основная часть
Воспитатель: Просмотрим презентацию по данной теме.
Воспитатель: А сейчас давайте проведем тестирование:
Тест "Ваш темперамент"
Вам предлагается 80 утверждений. Отметьте «галочками» те, которые вы могли бы применить к себе.
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Невыдержанны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.
5. Решительны и инициативны.
6. Упрямы.
7. Находчивы в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Не злопамятны и не обидчивы.
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
12. Неуравновешенны и склонны к горячности.
13. Агрессивный забияка.
14. Нетерпимы к недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать.
17. Стремитесь к новому.
18. Обладаете резкими порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резкой смене настроения.
21. Веселы и жизнерадостны.
22. Энергичны и деловиты.
23. Часто не доводите дело до конца.
24. Склонны переоценивать себя.
25. Способны быстро схватывать новое.
26. Легко переживаете неудачи и неприятности.
27. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
28. С увлечением беретесь за любое новое дело.
29. Быстро остываете, если дело неинтересное.
30. Быстро переключаетесь с одной работы на другую.
31. Тяготитесь однообразием, будничностью.
32. Общительны.
33. Не чувствуете скованности с новыми людьми.
34. Выносливы и работоспособны.
35. Обладаете громкой живой речью.
36. Сохраняете самообладание в необычной обстановке.
37. Обладаете всегда добрым настроением.
38. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
39. Склонны иногда скользить по поверхности.
40. Иногда проявляете поспешность в решениях.
41. Спокойны и хладнокровны.
42. Последовательны и надежны.
43. Осторожны и рассудительны.
44. Умеете ждать.
45. Молчаливы и не любите попусту болтать.
46. Речь спокойная, равномерная, без эмоций.
47. Сдержанны и терпеливы.
48. Дело доводите до конца.
49. Не тратите попусту сил.
50. Строго придерживаетесь распорядка в работе.
51. Легко сдерживаете порывы.
52. Маловосприимчивы к порицанию и одобрению.
53. Не злобны, снисходительны к колкости.
54. Постоянны в отношениях и интересах.
55. Медленно включаетесь в работу.
56. В целом миролюбивы.
57. Ровны в отношениях со всеми.
58. Любите аккуратность и порядок.
59. Обладаете выдержкой.
60. К новой обстановке приспосабливаетесь с трудом.
61. Стеснительны и застенчивы.
62. Теряетесь в новой обстановке.
63. Затрудняетесь контактировать с незнакомыми людьми.
64. Не верите в свои силы.
65. Легко переносите одиночество.
66. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
67. Склонны уходить в себя.
68. Быстро утомляетесь.
69. Речь слабая до шепота.
70. Впечатлительны до слез.
72. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
73. Предъявляете высокие требования к себе и другим.
74. Склонны к подозрительности, мнительны.
75. Болезненно чувствительны и легковерны.
76. Чрезвычайно обидчивы.
77. Скрытны и необщительны.
78. Малоактивны и робки.
79. Безропотно покорны.
80. Стремитесь вызвать сочувствие у окружающих и помощь.
А теперь чуть-чуть терпения. Не старайтесь искать ответа на вопросы. Вы еще успеете это сделать. Результаты тестирования мы приведем чуть позже. Ознакомьтесь для начала с описанием типов темперамента, предложенных... А. П. Чеховым. Доктор Чехов, который весьма основательно интересовался психоанализом, дал блестящую характеристику каждому из четырех типов темперамента.
Холерик: желчен и лицом желто-сер... Глаза ворочаются в орбитах как голодные волки... Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой «черт знает как холодно», а летом «черт знает как жарко».
Шуток не понимает. Как муж и приятель — невозможен; как подчиненный — едва ли мыслим; как начальник — невыносим и весьма нежелателен.
Женщина-холерик — черт в юбке, крокодил.
Сангвиник: постоянен в своем непостоянстве... Все впечатления действуют на него легко и быстро: отсюда происходит легкомыслие... Или вовсе никогда ничего не читает, или же читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей....
Женщина-сангвиник — самая сносная женщина, если она не глупа.
Флегматик: наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести... Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет и покладист. На службе — счастлив.
Женщина-флегматик родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей — ее идеал.
Меланхолик; глаза серо-голубые, готовы прослезиться. Склонен к ипохондрии... С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валериановые капли ему уже не помогают... Духовное завещание у него давно уже готово...
Женщина-меланхолик — невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена доводит до отупения, до отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавиться нетрудно.
Ну а теперь вернемся к содержанию теста. Он позволил определить ваш темперамент. Вернее, не один какой-то тип, а сочетание типов, т. к. само слово «темперамент» в переводе с латинского означает «смесь». И мы с вами тоже смесь определенных черт, имеющих отношение к разным типам.
Итак, проведем расчет.
1. Посчитайте общее количество «галочек», которые вы проставили. Обозначим их буквой А.
2. Посчитайте по отдельности количество «галочек» в утверждениях с 1 по 20 номер (Вх), с 21 по 40 (Be), с 41 по 60 (Вф) и с 61 по SO (Вм). Индексы возле буквы В указывают на тип темперамента.
3. Ну а затем по простым формулам рассчитаем процентное соотношение разных типов темперамента.
Тх=Вх:Ах100% Тф = Вф : А х 100% Те-Be: Ax 100% Тм=Вм:Ах100%
Теперь, проведя этот расчет, ознакомьтесь с более развернутой характеристикой каждого из названных типов.
Ознакомившись со «смесью» разных типов, которая присуща вам, не огорчайтесь, если что-то не соответствует вашим ожиданиям. Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры. А за это Природа уже не отвечает.
Бесспорно, что в непосредственной связи с темпераментом не находится одаренность. Многие гениальные люди принадлежали к разным типам высшей нервной деятельности. Например, Джордано Бруно и Пушкин, судя по всему, сангвиники (в сочетании с чертами холеристического темперамента). Известны живость характера нашего великого поэта, его оптимистичность, необычайная широта восприятия, интерес к самым разнообразным сторонам жизни.
Дарвин, безусловно, был флегматиком — широко известны его методичность, последовательность, настойчивость в науке. Но вместе с тем открытия, научные умозаключения не давались ему легко. Дарвин признавался, что у него слабая память. Интересно, что и в личной жизни это был умеренный, экономный, скромный человек.
Шопен — типичный меланхолик: его сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке. Не случайно его перу принадлежит знаменитый «Похоронный марш»...
Меланхолическими чертами отличались Надсон (об этом говорит весь тембр его творчества) и, очевидно, Левитан (вспомним его ранимость).
К слабому типу высшей нервной деятельности, надо полагать, относился Н. В. Гоголь. В частности, сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ», угнетенность, мнительность, резвившиеся у него в последние годы жизни, — следствие психастенического навязчивого состояния. Внешне же это проявилось во взрыве религиозности. Воистину прав был И. П. Павлов, заметив: «Религия нужна слабым».
Нам могут возразить словами Стендаля: «Холерики — темперамент выдающихся людей». Да, эта типологическая группа заслуживает отдельного разговора — доказательства правильности мысли автора «Красного и черного» действительно имеются. В частности, типичными холериками были Петр Первый, Марат, Наполеон. Вспомним хотя бы неугомонную энергию Петра во время Полтавской битвы, в болотах вблизи Невы, где «прорубалось окно в Европу». Образец бурной энергии представлял собой гений Французской революции, «друг народа» Жан-Поль Марат. Достаточно вспомнить, как он в круговороте других дел ежедневно выпускал газету.
Как понимать подобные примеры? По нашему мнению, холерики в критические моменты жизни проявляют сравнительно со всеми прочими темпераментами очень важное преимущество — способность к могучему рывку энергии и, следовательно, трудоспособность, решительность.
Естественно, такой темперамент не является безупречным. У холериков возможны и даже часты нервные срывы. Вспомним, что их, как меланхоликов, относят к «поставщикам неврозов». Например, тот же Бонапарт — этот «самый энергичный из волевых людей» — в момент политических неудач проявлял необычное малодушие. Петр Первый, Лютер страдали эпилепсией,
Среди полководцев, политических деятелей, народных трибунов почти неизвестны флегматики, в то время как в промышленности, науке методичность, трудолюбие — характерные черты этого темперамента — приносят добрые плоды.
III Физминутка
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука!
Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем!
Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)
IV. Окончание занятия
Воспитатель: Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья” – так сказал известный немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр.
Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. Так, в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указано, что здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и реализацию своих духовных, физических качеств и социальных возможностей.
Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие связано с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает общественные связи, материальное положение, межличностные контакты. Физическое благополучие отражает биологические возможности человека, состояние его тела. Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье”: “В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней”.
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. У кого есть какие-нибудь вопросы? Спасибо вам за вашу активную работу, я надеюсь, все знания, полученные на нашем занятии, помогут вам в жизни. До свидания!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_cheloveka_i_ego_professionalnaya_deyatelnost.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Здоровье человека и его профессиональная деятельность».
Цель занятия:
Получить знания и представления о здоровом образе жизни и факторах его определяющих, организация правильного построения распорядка дня, представление о физиологических механизмах и закономерностях совершенствования отдельных функциональных систем и организма в целом.
Оборудование: ноутбук, презентация, бланки анкет.
Ход занятия:
I. Организация детей
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Взаимодействуя с внешней средой, наш организм обменивается с ней химическими веществами, энергией, информацией (реагирование на раздражитель; восприятие и обработка информации; изменения внутри и снаружи для поддержания необходимых балансов, обеспечивающих выживание или поддержание жизни).
За адаптацию по большей части отвечает наша вегетативная нервная система (далее ВНС), и нам не нужно думать о том, как и что изменить в организме, чтобы он продолжал жить (химические реакции, обмен гормонов, частота сердечных сокращений, интенсивность дыхания и т. п.). Фактически, когда вы сознательно что-то меняете в своем поведении, выполняя свои профессиональные обязанности (куда-то едете, что-то делаете), то вы заставляете свою ВНС выполнять дополнительную работу по поддержанию функционального состояния вашего тела.
Любые изменения во внешней среде также усиливают или замедляют одну из систем (Симпатическую или Парасимпатическую). Другими словами, изменения в окружении меняют физиологические процессы (за счет адаптации организма к новым условиям) и формируют новые психические состояния, которые могут быть полезными или вредными для вашего здоровья. Сильный стресс не проходит без следа для здоровья (это может проявляться со временем, например, в виде «пост стрессового синдрома»).
Среда влияет на наши состояния и наше здоровье. Изменяя сознательно условия среды, Вы можете поддерживать свое здоровье или вредить ему.
Теперь коснемся более подробно взаимосвязи деятельности и состояний.
Как уже говорилось выше, осознанные изменения в поведении влияют на взаимосвязи организма со средой, что сказывается на изменениях внутренних балансов в системах органов и в целом на физиологических состояниях всего тела. Изменения в физиологических процессах влекут за собой изменения в психических процессах, которые могут вредить нормальному функционированию организма (нарушения здоровья).
Иначе говоря, в то время как вы, к примеру, проводите презентацию для клиента, в вашем организме происходит много изменений и на уровне физиологии (в результате воздействия стресс-факторов). Для поддержания вашего поведения и адаптации к среде, в которой вы оказались, организму приходится потрудиться. Проделанная работа может в итоге привести организм (а более конкретно, например, психику) к нефункциональному состоянию (к некомфортным и болезненным ощущениям).
А теперь настало время упомянуть об особенностях нервной системы и профессиональной деятельности.
Психологические характеристики темперамента – особенности протекания психических процессов и поведения, которые порождаются сочетанием свойств нервной системы:
• Активность. Насколько человек в состоянии сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте (насколько быстро работают соответствующие психические процессы, производя периодические или циклические операции). Разные люди (за единицу времени) успевают сделать разную по объему работу.
• Продуктивность. Высокая, если человеку без признаков усталости удается больше сделать (увидеть, услышать, запомнить, представить, решить). Т. е. выполнить большой объем работ. Способность достаточно длительное время поддерживать высокий темп работы.
• Возбудимость, тормозимость и переключаемость. Быстрота возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, переход от одного практического действия к другому. Одни люди быстро переключаются с одной темы размышления на другую, другие медленнее.
Эти характеристики определяют тип темперамента, который со временем приобретает черты динамических особенностей, наблюдаемых в поведении человека и принимаемых часто за его темперамент. Однако они являются лишь его некой модификацией, и в научных кругах это называется индивидуальный стиль деятельности.
У взрослого человека могут наблюдаться два вида «темперамента»: основной (с детства) и приобретаемый (искусственно созданный путем адаптации поведения к среде).
В идеале (для максимально эффективной профессиональной деятельности) «индивидуальный стиль деятельности» должен совпадать с темпераментом, но это редкость. Чаще всего человеку приходится приспосабливаться со своим темпераментом к требованиям профессиональной деятельности и среды. Поэтому несовпадение стиля деятельности и природного темперамента – это типичная ситуация.
Когда индивидуальный стиль деятельности совпадает с темпераментом, то наступают следующие позитивные последствия:
• При выполнении соответствующей деятельности человек чувствует себя комфортно, переживая положительные эмоции и получая удовольствие от того, что выполняет деятельность в определенном темпе с заданной скоростью и избранной активностью.
• В ходе своей деятельности он допускает сравнительно мало ошибок и в состоянии работать с высоким качеством.
• Человек может работать долго без признаков усталости или утомления.
В случае значительного расхождения между природным темпераментом (далее ПТ) и индивидуальным стилем деятельности (далее ИСД) могут наблюдаться отрицательные последствия:
• Человек испытывает ощущение дискомфорта при выполнении деятельности в заданном темпе или с заданной скоростью.
• Он допускает немалое количество ошибок и не в состоянии их полностью контролировать.
• Он быстро устает и утомляется (когда темп работы и общения протекают в не свойственном для него ритме).
Благоприятные сочетания темперамента и индивидуального стиля деятельности для выполнения профессиональных обязательств:
• Холерик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).
• Сангвиник (ПТ) и Холерик (ИСД).
• Флегматик (ПТ) и Меланхолик (ИСД).
• Меланхолик (ПТ) и Флегматик (ИСД).
Неблагоприятные сочетания:
• Флегматик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).
• Меланхолик (ПТ) и Холерик (ИСД).
Темперамент влияет на качество деятельности. Профессиональная деятельность может не подходить под тип темперамента (человеку приходится вырабатывать индивидуальный стиль деятельности с учетом требований профессии и среды).
Темперамент связан с психическими свойствами и влияет на формирование черт характера личности. Несовпадение особенностей темперамента и созданного индивидуального стиля поведения приводит к заболеваниям организма и расстройствам личности.
Если в приоритетах материальные потребности, то смена места работы или деятельности может улучшить комфортное и безопасное существование. Но необходимо учитывать еще и то, как смена деятельности повлияет на ваши социальные и духовные потребности (они могут стать более актуальными, или смена деятельности не позволит их удовлетворять). А также то, как смена деятельности отразится на вашей нравственности (что для вас ДОБРО, а что ЗЛО). Смена деятельности или места работы может затронуть нравственную сторону вашей жизни (платят много, но делать приходится то, на что ваша совесть закрыть глаза не может).
В агрессивной среде человеку с высокой нравственностью делать нечего. Это постоянные внутренние конфликты: чтобы ВЫЖИВАТЬ, приходится делать то, что противоречит внутренним убеждениям и ценностям. Перед тем, как сменить деятельность или место работы, нужно все учесть, чтобы избежать в будущем внутренних конфликтов.
II Основная часть
Воспитатель: Просмотрим презентацию по данной теме.
Воспитатель: А сейчас давайте проведем тестирование:
Тест "Ваш темперамент"
Вам предлагается 80 утверждений. Отметьте «галочками» те, которые вы могли бы применить к себе.
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Невыдержанны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.
5. Решительны и инициативны.
6. Упрямы.
7. Находчивы в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Не злопамятны и не обидчивы.
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
12. Неуравновешенны и склонны к горячности.
13. Агрессивный забияка.
14. Нетерпимы к недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать.
17. Стремитесь к новому.
18. Обладаете резкими порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резкой смене настроения.
21. Веселы и жизнерадостны.
22. Энергичны и деловиты.
23. Часто не доводите дело до конца.
24. Склонны переоценивать себя.
25. Способны быстро схватывать новое.
26. Легко переживаете неудачи и неприятности.
27. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
28. С увлечением беретесь за любое новое дело.
29. Быстро остываете, если дело неинтересное.
30. Быстро переключаетесь с одной работы на другую.
31. Тяготитесь однообразием, будничностью.
32. Общительны.
33. Не чувствуете скованности с новыми людьми.
34. Выносливы и работоспособны.
35. Обладаете громкой живой речью.
36. Сохраняете самообладание в необычной обстановке.
37. Обладаете всегда добрым настроением.
38. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
39. Склонны иногда скользить по поверхности.
40. Иногда проявляете поспешность в решениях.
41. Спокойны и хладнокровны.
42. Последовательны и надежны.
43. Осторожны и рассудительны.
44. Умеете ждать.
45. Молчаливы и не любите попусту болтать.
46. Речь спокойная, равномерная, без эмоций.
47. Сдержанны и терпеливы.
48. Дело доводите до конца.
49. Не тратите попусту сил.
50. Строго придерживаетесь распорядка в работе.
51. Легко сдерживаете порывы.
52. Маловосприимчивы к порицанию и одобрению.
53. Не злобны, снисходительны к колкости.
54. Постоянны в отношениях и интересах.
55. Медленно включаетесь в работу.
56. В целом миролюбивы.
57. Ровны в отношениях со всеми.
58. Любите аккуратность и порядок.
59. Обладаете выдержкой.
60. К новой обстановке приспосабливаетесь с трудом.
61. Стеснительны и застенчивы.
62. Теряетесь в новой обстановке.
63. Затрудняетесь контактировать с незнакомыми людьми.
64. Не верите в свои силы.
65. Легко переносите одиночество.
66. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
67. Склонны уходить в себя.
68. Быстро утомляетесь.
69. Речь слабая до шепота.
70. Впечатлительны до слез.
72. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
73. Предъявляете высокие требования к себе и другим.
74. Склонны к подозрительности, мнительны.
75. Болезненно чувствительны и легковерны.
76. Чрезвычайно обидчивы.
77. Скрытны и необщительны.
78. Малоактивны и робки.
79. Безропотно покорны.
80. Стремитесь вызвать сочувствие у окружающих и помощь.
А теперь чуть-чуть терпения. Не старайтесь искать ответа на вопросы. Вы еще успеете это сделать. Результаты тестирования мы приведем чуть позже. Ознакомьтесь для начала с описанием типов темперамента, предложенных... А. П. Чеховым. Доктор Чехов, который весьма основательно интересовался психоанализом, дал блестящую характеристику каждому из четырех типов темперамента.
Холерик: желчен и лицом желто-сер... Глаза ворочаются в орбитах как голодные волки... Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой «черт знает как холодно», а летом «черт знает как жарко».
Шуток не понимает. Как муж и приятель — невозможен; как подчиненный — едва ли мыслим; как начальник — невыносим и весьма нежелателен.
Женщина-холерик — черт в юбке, крокодил.
Сангвиник: постоянен в своем непостоянстве... Все впечатления действуют на него легко и быстро: отсюда происходит легкомыслие... Или вовсе никогда ничего не читает, или же читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей....
Женщина-сангвиник — самая сносная женщина, если она не глупа.
Флегматик: наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести... Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет и покладист. На службе — счастлив.
Женщина-флегматик родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей — ее идеал.
Меланхолик; глаза серо-голубые, готовы прослезиться. Склонен к ипохондрии... С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валериановые капли ему уже не помогают... Духовное завещание у него давно уже готово...
Женщина-меланхолик — невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена доводит до отупения, до отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавиться нетрудно.
Ну а теперь вернемся к содержанию теста. Он позволил определить ваш темперамент. Вернее, не один какой-то тип, а сочетание типов, т. к. само слово «темперамент» в переводе с латинского означает «смесь». И мы с вами тоже смесь определенных черт, имеющих отношение к разным типам.
Итак, проведем расчет.
1. Посчитайте общее количество «галочек», которые вы проставили. Обозначим их буквой А.
2. Посчитайте по отдельности количество «галочек» в утверждениях с 1 по 20 номер (Вх), с 21 по 40 (Be), с 41 по 60 (Вф) и с 61 по SO (Вм). Индексы возле буквы В указывают на тип темперамента.
3. Ну а затем по простым формулам рассчитаем процентное соотношение разных типов темперамента.
Тх=Вх:Ах100% Тф = Вф : А х 100% Те-Be: Ax 100% Тм=Вм:Ах100%
Теперь, проведя этот расчет, ознакомьтесь с более развернутой характеристикой каждого из названных типов.
Ознакомившись со «смесью» разных типов, которая присуща вам, не огорчайтесь, если что-то не соответствует вашим ожиданиям. Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры. А за это Природа уже не отвечает.
Бесспорно, что в непосредственной связи с темпераментом не находится одаренность. Многие гениальные люди принадлежали к разным типам высшей нервной деятельности. Например, Джордано Бруно и Пушкин, судя по всему, сангвиники (в сочетании с чертами холеристического темперамента). Известны живость характера нашего великого поэта, его оптимистичность, необычайная широта восприятия, интерес к самым разнообразным сторонам жизни.
Дарвин, безусловно, был флегматиком — широко известны его методичность, последовательность, настойчивость в науке. Но вместе с тем открытия, научные умозаключения не давались ему легко. Дарвин признавался, что у него слабая память. Интересно, что и в личной жизни это был умеренный, экономный, скромный человек.
Шопен — типичный меланхолик: его сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке. Не случайно его перу принадлежит знаменитый «Похоронный марш»...
Меланхолическими чертами отличались Надсон (об этом говорит весь тембр его творчества) и, очевидно, Левитан (вспомним его ранимость).
К слабому типу высшей нервной деятельности, надо полагать, относился Н. В. Гоголь. В частности, сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ», угнетенность, мнительность, резвившиеся у него в последние годы жизни, — следствие психастенического навязчивого состояния. Внешне же это проявилось во взрыве религиозности. Воистину прав был И. П. Павлов, заметив: «Религия нужна слабым».
Нам могут возразить словами Стендаля: «Холерики — темперамент выдающихся людей». Да, эта типологическая группа заслуживает отдельного разговора — доказательства правильности мысли автора «Красного и черного» действительно имеются. В частности, типичными холериками были Петр Первый, Марат, Наполеон. Вспомним хотя бы неугомонную энергию Петра во время Полтавской битвы, в болотах вблизи Невы, где «прорубалось окно в Европу». Образец бурной энергии представлял собой гений Французской революции, «друг народа» Жан-Поль Марат. Достаточно вспомнить, как он в круговороте других дел ежедневно выпускал газету.
Как понимать подобные примеры? По нашему мнению, холерики в критические моменты жизни проявляют сравнительно со всеми прочими темпераментами очень важное преимущество — способность к могучему рывку энергии и, следовательно, трудоспособность, решительность.
Естественно, такой темперамент не является безупречным. У холериков возможны и даже часты нервные срывы. Вспомним, что их, как меланхоликов, относят к «поставщикам неврозов». Например, тот же Бонапарт — этот «самый энергичный из волевых людей» — в момент политических неудач проявлял необычное малодушие. Петр Первый, Лютер страдали эпилепсией,
Среди полководцев, политических деятелей, народных трибунов почти неизвестны флегматики, в то время как в промышленности, науке методичность, трудолюбие — характерные черты этого темперамента — приносят добрые плоды.
III Физминутка
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука!
Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращения вперёд и назад.)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем!
Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» — на всё на свете. (Вращение головой в стороны.)
IV. Окончание занятия
Воспитатель: Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья” – так сказал известный немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр.
Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. Так, в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указано, что здоровье – это “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и реализацию своих духовных, физических качеств и социальных возможностей.
Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие связано с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает общественные связи, материальное положение, межличностные контакты. Физическое благополучие отражает биологические возможности человека, состояние его тела. Каждый человек ответствен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье”: “В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней”.
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. У кого есть какие-нибудь вопросы? Спасибо вам за вашу активную работу, я надеюсь, все знания, полученные на нашем занятии, помогут вам в жизни. До свидания!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для АСТ теста по теме 3.1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности ПМ 03.01 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений
Тестовые задания для проведения комплексного экзамена по теме 3.1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности раздел 3. Обеспечение законности в сфере профессиональной деятельностиМДК 03.01. Уп...
Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0
Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше»...
Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0
Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше»...
Методическая разработка по дисциплине ОП.01 Здоровый человек и его окружение, раздел "Здоровый ребенок", тема "Периоды детского возраста. Антенатальный период"
Методическая разработка практического занятия "Периоды детского возраста. Антенатальный период"....
Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"
В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в про...
Статья для участия в Международной научно-практической конференции «Эффективные методы и приемы образовательной деятельности» на тему "ЗНАЧЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Одной из важнейших особенностей педагогического мастерства является профессиональная компетентность педагога, а также его способность к накоплению, повышению и распространению своего опыта. Среди трад...