Статья для участия в Международной научно-практической конференции «Эффективные методы и приемы образовательной деятельности» на тему "ЗНАЧЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья
Одной из важнейших особенностей педагогического мастерства является профессиональная компетентность педагога, а также его способность к накоплению, повышению и распространению своего опыта. Среди традиционных подходов в организации практической подготовки все большее место уделяют мастер-классам.
Мастер-класс – это одновременно и теоретический и практический вид деятельности направленный на повышение профессиональных компетенций его участников: преподавателя или специалиста, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру, по средствам прямого и комментированного показа приемов работы, умения работать с большой аудиторией и группу учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_pushkareva_e.v.docx | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пушкарёва Е.В.
ГБОУ СПО ЛНР
«Луганский колледж
технологий торговых
процессов и кулинарного
мастерства»
ЗНАЧЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одной из важнейших особенностей педагогического мастерства является профессиональная компетентность педагога, а также его способность к накоплению, повышению и распространению своего опыта. Среди традиционных подходов в организации практической подготовки все большее место уделяют мастер-классам.
Мастер-класс – это одновременно и теоретический и практический вид деятельности направленный на повышение профессиональных компетенций его участников: преподавателя или специалиста, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру, по средствам прямого и комментированного показа приемов работы, умения работать с большой аудиторией и группу учеников.
Мастер-класс – это возможность познакомиться с новыми технологиями, новыми методиками, авторскими наработками. Такая форма деятельности направлена на индивидуальную работу, приобретение и закрепление практических знаний, умений и навыков.
Проведение практических занятий в форме мастер-класса направлено на результативность запланированной работы участников с применением практико-ориентированного подхода.
В ходе практического показа участники мероприятия:
- изучают теоретические основы мастер-класса;
- наблюдают за ходом проведения;
- принимают участие в обсуждении полученных результатов;
- получают консультации по интересующим вопросам;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- предлагают решения обсуждаемых проблем.
Главным отличием мастер-классов от других форм и методов обучения является непрерывный контакт и индивидуальный подход к каждому участнику.
Основными задачами мастер-класса является:
- обобщение передового опыта по определенной теме;
- распространение преподавателем или специалистом своего опыта;
- представление собственной системы работы;
- подбор и применение современных методик;
- оказание помощи участникам мастер-класса в повышении профессионального мастерства, саморазвитии.
Тематика данного показа должна быть актуальной, вызывать интерес у аудитории, включать различные аспекты и приемы использования инновационных или авторских технологий на практике.
Методика проведение мастер-класса не имеет четких стандартов. У каждого педагога, открывающего мастер-класс, сформирован свой собственный стиль творческой педагогической деятельности. Принцип мастер-классов – «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Положительный результат обучения в работе мастер-класса достигается при помощи индивидуального механизма обучения, который способствует анализу своего педагогического опыта и повышению профессионального мастерства.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий:
- обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
- стимулируется познавательный интерес, и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
- осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.
Реализация перечисленных условий предполагает диагностику личностных качеств преподавателя. Цель диагностики – выявление уровня готовности учителя к профессиональной деятельности. Определение уровня готовности происходит в процессе сравнения выявленных качеств с теми, которые приняты преподавателями как эталон. Анализ дает возможность определить степень отклонения своих личностных качеств от эталонного представления. Оценка своих проблем и недостатков позволяет преподавателю откорректировать свои действия, определить пути профессионального саморазвития.
Следовательно, при обучении на занятиях мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соответствующей науки.
Преподавателю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности.
Профессиональное мастерство всегда есть результат достаточно длительного практического труда преподавателя. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами своей профессиональной деятельности. Мастерство приходит с годами, с опытом. Профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение быстро и качественно решать воспитательно-образовательные задачи.
Высокий класс мастерства преподавателя, а именно так можно объяснить идею мастер-класса, должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками новизны и актуальности. Любые профессиональные успехи, так или иначе, замешаны на личностно-психологической основе. Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма педагога в той или иной конкретной сфере профессиональной деятельности. Но, как и всякая другая форма работы с профессиональным опытом специалиста, она требует постоянной корректировки и совершенствования.
Следует отметить, что достижение высокого класса мастерства и его демонстрация с целью передачи и творческого воспроизводства не есть одно и то же. Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена и взаимообмена в ходе проведения мастер-класса предъявляет весьма существенные требования и к стороне демонстрирующей свой опыт, и к стороне воспринимающей и оценивающей.
Для успешного проведения мероприятия перед преподавателем возникает проблема научно-методической компетентности участников мастер-класса, а так же:
- какие стороны своего опыта лучше представить для обсуждения в ходе мастер-класса?
- каким способом лучше сделать это?
Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму мастер-класса в ряд особо приоритетных и перспективных звеньев систематического активного повышения квалификации специалистов района, города, области, региона и страны в целом. Преподавателям есть чем поделиться, но вопрос состоит в том, как это лучше сделать, как обеспечить проведение мастер-классов на качественно высоком уровне.
Форма работы мастер-класса - это кропотливый труд преподавателя, зависящая от наработанного стиля своей профессиональной деятельности, который участвует в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия.
Литература:
- Боровиков Л. Что такое Мастер-класс. – http://image.websib.ru
- Что такое мастер-класс? – http://www.phpconf.ru/articles/137/75/mc.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка Центра развития научного сотрудничества об участии Усковой И.В. в XXXV международной научно-практической конференции в г. Новосибирске
Справка Центра развития научного сотрудничества об участии Усковой И.В. в XXXV международной научно-практической конференции в г. Новосибирске...
Статья для НПК - XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (онлайн-конференция на платформе ZOOM ) «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» (ноябрь 2020г.)
Статья Тема:ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БАЗОВОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА им. Э.Р. РАДНАЕВА.Социальный заказ на компетентных медицинских...
Инновационное развитие железнодорожного транспорта. Международная научно-практическая конференция / Материалы II Международной научно-практической конференции. г. Томск, 26 февраля, 2021.
Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Автоматизация и развитие ОАО "РЖД". С. 44-47Самарцев Д.В., Завьялова С.В. Любым процессом нужно управлять. С. 238-243Самарцев Д.В., Завьялова С.В. Моя история о...
Сборник статей YI международной научно-практической конференции "Наука, образование, инновации:актуальные вопросы и современные аспекты" 2021г. г.Пенза статья "Солнечная" хромосома"
В сборнике научных трудов рассматриваются современные проблемы науки и практики применения резултатов научных исследований....
Международная научно - практическая конференция "Эффективные методы и приемы образовательной деятельности" 30.11.2022
тема статьи: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНВхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по ка...
2021 г Статья в сборнике IX межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Современные образовательные стандарты: преемственность и перспектива»
2021 г Статья в сборнике IX межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Современные образовательные стандарты: преемственность и перспектива»...