:Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
материал на тему
Доклад к презентации "Мотивация как средство активизации познавательной детельности обучающихся"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся (слайд 1)
В современном мире под влиянием политических и экономических факторов возрастает необходимость в специалистах с высоким уровнем общего развития, профессиональной компетентности, творческих способностей. Это и предопределяет изменение в мотивационной сфере образовательного процесса/
Поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного образования является формирование высокомотивированной личности студента, способной жить и трудиться в изменяющихся экономических условиях.
(Слайд 2) Общеизвестно, что существуют различные способы обучения учащихся. Основными компонентами обучения, на мой взгляд, являются:
- что изучаем;
- для чего изучаем;
- каким образом обучаем;
- как обучаются.
«Что изучаем» и «для чего изучаем» определяется содержанием образования. «Каким образом обучаем» и «как обучаются» зависит от технологий и методов обучения. Естественным образом возникают следующие вопросы:
Почему мы делаем то, что делаем?
Почему один обучающийся учит, а другой нет?
Почему одни обучающиеся успевают выполнять задания, а другие после первых неудач обескураживаются и теряют интерес к учебе?
Ответы на эти и другие подобные вопросы могут быть найдены при помощи теории мотивации. «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать» - писал С.Л.Рубинштейн и относительно мыслительного процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать».
(Слайд 3) Мотив - побуждение к достижению цели / Под мотивом учебной деятельности понимают все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п.
Принято различать две большие группы учебных мотивов: 1.познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее познания) и
2.эсоциальные (связанные с различными социальными взаимодействиями обучающегося с другими людьми).
Познавательные мотивы включают:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе:
-реальное успешное выполнение учебных заданий;
-положительная реакция на повышение преподавателем трудности задания;
-обращение к преподавателю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; др.
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке:
- самостоятельное обращение к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению;
- интерес к анализу собственных ошибок;
- самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;
3) мотивы самообразования, состоящие в направленности обучающихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке:
- обращение к преподавателю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования,
- все реальные действия обучающихся по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).
Социальные мотивы включают:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни.
2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их.
( Слайд 4,5)Внутренняя и внешняя ориентация познавательных и социальных мотивов.
Все разнообразие мотивов учебной деятельности расположено как бы в двумерном координатном пространстве, где на одной оси представлены познавательные и социальные мотивы, а на другой – их внешняя или внутренняя ориентация. Примеры мотивов даны в нижеприведенной таблице.
Познавательные мотивы | Социальные мотивы |
Внешние | |
Общественное поощрение творческой активности Признание авторства изобретений | Учиться, чтобы получать вознаграждение Учиться, чтобы не наказывали Мотивация престижа – быть первым, Мотивация благополучия – стремление получить одобрение родителей товарищей Позиционная мотивация – стремление занять определенное место в отношениях с окружающими |
Познавательные мотивы | Социальные мотивы |
Внутренние | |
Ориентация на овладения новыми знаниями разного уровня Творческий познавательный интерес Ориентация на усвоение способов добывания знаний, интерес к процессу самостоятельного приобретения знаний Мотивы самообразования, самопознания, раскрытия своих возможностей Учиться, чтобы удовлетворить свое любопытство Внутреннее удовлетворение творческой деятельностью, положительные эмоции | Желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности Желание получить хорошую подготовку к избранной профессии Мотивы социального сотрудничества, связанные с потребностью обучающегося в общении, стремлением получить удовольствие от самого процесса общения и сопутствующих ему эмоций Хорошо учиться, чтобы уважать себя, чувствовать себя компетентным |
(Слайд 6) Методы изучения мотивации.
По мнению А.К. Марковой, наиболее реальными для преподавателя методами изучения мотивации являются:
• наблюдение за поведением обучающихся во время урока и вне его, за учебной, и другими видами деятельности, характером общения обучающихся;
• результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках преподавателя,
• индивидуальная беседа с обучающимся, предполагающая прямые и косвенные вопросы преподавателя о мотивах, смысле, целях обучения для данного студента;
• анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал об отношении обучающихся к обучению.
(Слайд 7) способы повышения мотивации
Чтобы реализовать поставленную цель, добиться изменения развития мотивации обучения, я в своей деятельности применяю определенные педагогические средства ее воспитания. Формируя положительную мотивацию обучения, в качестве своих воздействий я использовала следующее:
-нетрадиционные формы занятий:
- уроки-экскурсии;
- внеклассные мероприятия по дисциплине;
- уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых);
- бинарные уроки;
- уроки-исследования;
- уроки взаимообучения учащихся;
- уроки-семинары.
-современные информационно- коммуникативные технологии;
Слайд 8. Урок –экскурсия
- процесс обучения происходит не в учебной аудитории, а на производстве.
- в основе экскурсионной методики лежит наглядный показ и рассказ, а также самостоятельная работа обучающихся.
Слайд 9. Внеклассная работа
- усовершенствует знания и умения;
- развивает творческие способности студентов, самостоятельность;
- воспитывает любовь и уважения к избранной профессии;
- стимулирование интерес студентов к изучению предмета;
слайд 10. Урок-исследование
- развивает исследовательский тип мышления;
- активизирует личностную позиции обучающегося в образовательном процессе.
Слайд 11. Урок-семинар
- доступен и необходим для творческого осмысления пройденного материала;
- развивает самостоятельность и воспитывает интерес к дисциплине;
- способствует овладению научным стилем речи;
- создаются условия для активной самостоятельной работы и приобре-тения творческой деятельности.
Слайд 12. Использование ИК технологий
- доступен и необходим для творческого осмысления пройденного материала;
- развивает самостоятельность и воспитывает интерес к дисциплине;
- способствует овладению научным стилем речи;
- создаются условия для активной самостоятельной работы и приобре-тения творческой деятельности.
Слайд 13.Из опыта работы
При проведении занятий использую следующие методы активизации учебной деятельности:
- ИК технологии;
- -нетрадиционные формы уроков:
- А)урок-игра;
- Б)урок-экскурсия;
- В)внеклассные мероприятия по дисциплине и др.
Слайд 14. Заключение.
Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.
- Развитию мотивации учебной деятельности способствует такая организация обучения, при которой обучающийся действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
- Учебный труд, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и действийя очень быстро вызывают скуку.
- Для появления интереса - необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета (дисциплины) в целом и отдельных его разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающихся.
- Обучение должно быть трудным, но посильным.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося, тем интереснее ему работать.
- Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого преподавателя с огромной силой воздействуют на обучающегося, на его отношение к предмету (дисциплине).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения в коррекционных группах. Развитие современног...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные ...
Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.
Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе...
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информац...
Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Презентация затрагивает актуальную проблему современного образования - формирование высокомотивированной личности обучающегося. Рассматриваются основные компоненты обучения; мотивы - побуждающие...
Игровые квест - технологии в рамках реализации ФГОС СПО как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
В статье рассмотрены новые подходы к организации процесса обучения, к выбору педагогических технологий в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов СПО нового поколения...