Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.
статья на тему

Дрозд Марина Владимировна

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации. Активизировать познавательную деятельность учащихся можно, используя различые методы, учитывая определенные факоры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.

Важной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Проблема деятельности – это предмет изучения всех наук о человеческом обществе. Это – важнейшая основа развития человека, становление его как личности. При этом важно, чтобы определяющим мотивом был внутренний мотив, непосредственно связанный с содержанием этой деятельности. Отсюда необходимо, чтобы деятельность учащихся носила характер самодеятельности.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.

В современных условиях обучения главной задачей образования является не только получение учащимися определенных знаний и компетенций,  но и формирование навыков самостоятельной работы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Практика  показала, что  обучающиеся, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень ориентации в бурном потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.

Факторы активизации познавательной деятельности обучающихся при работе с компьютером на уроке:

  1. Наглядность (не пассивная, а активная) т.е. возможность управлять демонстрационным процессом.
  2. Работа с клавиатурой, что увеличивает взаимосвязь двигательных реакций и процессов восприятия.
  3. Широкие возможности самоконтроля.
  4. Возможности наглядно представить процессы, которые ранее нельзя было наблюдать.
  5. Возможности индивидуализации обучения.
  6. Моделирование.
  7. Решение задач с помощью программного обеспечения.

Активизировать познавательную деятельность учащихся можно, используя следующие методы:

  • разработка проекта.

Заключается в следующем: после изучения темы, учащиеся готовят соответствующие презентации. Данная  работа может занять длительное время, что позволяет учащимся успешно осуществить решение поисковых, исследовательских задач.

  • ресурсы сети Интернет, что позволяет расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы,  позволяет применять в создании различных проектов не только  иллюстрации, карты, схемы,  фотографии, но и осуществлять поиск и систематизацию различного справочного материала.
  • деловых игр
  • виртуальные экскурсии
  • интерактивных программ, тестов, электронных учебников.
  • графических демонстрационных материалов. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и студентами создаются презентации, позволяющие иллюстрировать изучаемый материал.
  • видео или мультипликационных фильмов.
  • творческие работы учащихся. Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов по информатике, создание ситуационных задач,  участие в конкурсах.  

Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся или самими учащимися со следующих позиций:

  • уровень мотивации учащегося;
  • оригинальность метода решения и оформления;
  • творческая фантазия и оригинальность;
  • использование межпредметных связей;
  • умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.

В комплексе педагогических условий и средств активизации познавательной деятельности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.

Для решения задачи активизации познавательной деятельности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т. е. развивать элементы творческого мышления.

Успех в решении задачи активизации познавательной деятельности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.

Список используемой литературы

1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Просвещение-АСТ, 1994. - 362 с.

2. Булгакова Н.Н. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках информатики // Сб. «Учебные технологии». - СПб.: НОВА, 2004. - 482 с.

3. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации. http://psyedu.ru/view.php?id=84

4. Смолина Л.В.. Применение современной методологии продуктивного обучения в школьном курсе информатики и ИКТ // Сб. трудов н-пр.конференции ОГПУ – март 2006г

5. Хуторской А.В.. Методика личностного ориентированного обучения. М., Владосс-пресс, 2005, с.55

6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креа-тивного обучения.- М., 2003.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты//Интернет журнал» Эйдес». – 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение  активных методов обучения  в коррекционных группах.  Развитие современног...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ»

методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ»...

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет бол...

Публикация на тему"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках кулинарии"

Основная задача материала,описание методов и способов познавательного интереса обучающихся на уроках кулинарии.Содержание состоит из разделов: введение, единство обучения и воспитания, формы игры.В ра...