Игровые квест - технологии в рамках реализации ФГОС СПО как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
статья на тему
В статье рассмотрены новые подходы к организации процесса обучения, к выбору педагогических технологий в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов СПО нового поколения.
Ключевые слова: педагогические технологии, квест-технологии, федеральный государственный образовательный стандарт, компетентность, профессиональные компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sidorova_s.a._statya_-_kopiya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые квест - технологии в рамках реализации ФГОС СПО как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»
Сидорова С.А.
Преподаватель
ГБПОУ «Волгоградский экономико-технический колледж»
г. Волгоград
Современный рынок труда предъявляет весьма жесткие требования к трудовым ресурсам и новым кадрам, считая приоритетными не только профессиональные навыки специалиста, но и всестороннюю развитость в целом. Как никогда высок социальный заказ на нестандартно мыслящие творческие личности, способные сориентироваться и найти свое место в водовороте меняющихся экономических условий, новых технологий и глобальных коммуникаций. Вектор развития системе образования задают Федеральные государственные образовательные стандарты СПО нового поколения, провозглашая главной задачей современного профессионального образования - комплексную подготовку специалистов, способных применять полученные знания в дальнейшей практической деятельности в условиях современной экономики. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения [2]. Для этого «образовательная организация должна предусматривать ... использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий» [1].
Эффективному усвоению нового материала, закреплению изученного, активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей, формированию практических умений способствует использование игровых технологий, среди которых можно выделить квест- технологию, которая только набирает популярность у педагогов СПО.
«Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету [3]. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
В педагогической науке понятие «квест» - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск и обработку информации по указанным направлениям.
Актуальность и эффективность использования квестов сегодня осознаётся многими. Практика показывает, что обучающиеся устойчивее усваивают новые знания в процессе самостоятельного добывания и систематизации новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и получению необходимых практических навыков.
Успешному приобретению профессиональной компетенции по проверке действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета в рамках МДК.02.02 способствует прохождение «живого» квеста под названием «Инвентаризация основных средств», направленного на выполнение определённого проблемного задания, реализующего воспитательно-образовательные цели, с элементами сюжета, ролевой игры, связанного с поиском объектов, информации. При этом для достижения цели используются ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение членов команды, информационные ресурсы.
Обучающиеся в процессе прохождения данного квеста постигают реальные процессы, происходящие на предприятии, проживают конкретные рабочие ситуации, глубоко проникают вглубь явления. С точки зрения информационной деятельности при прохождении данного квеста его участникам требуются навыки поиска, анализа информации, умения обобщать, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
Представим квест «Инвентаризация основных средств» как технологию, которая имеет четко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет наставника (преподаватель), четкие правила, и реализуется с целью активизации познавательной деятельности обучающихся и повышения у них уровня знаний и умений. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры и проходит несколько этапов:
- Введение - ясное вступление, где представлен предварительный план работы, обзор всего квеста, здесь же происходит распределение ролей между обучающимися, которые выбирают председателя инвентаризационной комиссии и сами становятся ее членами. В квесте принимает участие и преподаватель, принимая на себя роль недобросовестного материально-ответственного лица, мешающего соблюдению всех необходимых процедур при проведении инвентаризации.
- Формулировка задания, которое понятно, интересно и должно быть выполнено обучающимися коллегиально.
- Формулировка итогового результата работы (ознакомление с серией вопросов, на которые нужно найти ответы; фиксация проблемы, которую нужно решить; определение позиции, которая должна быть защищена; указание альтернативной деятельности, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
- Ознакомление обучающихся с критериями и параметрами оценки выполнения заданий квеста.
- Передача обучающимся комплекта унифицированных бланков первичных документов, необходимых для выполнения задания, в бумажном виде.
- Процесс работы – непосредственная проверка фактического наличия основных средств, как в помещении колледжа, так и на его территории, заполнение необходимой первичной документации типовой унифицированной формы.
- Заключение - раздел, где суммируется опыт, который получен участниками при прохождении квеста. В данном квесте возможны два варианта исхода игры: если условные члены инвентаризационной комиссии не поддадутся на уловки материально-ответственного лица, то обнаружат недостачу основных средств. В противном случае – фактическое наличие основных средств будет соответствовать данным бухгалтерского учета, но оценка будет снижена.
- Оценка – оценивание результатов прохождения квеста по ранее оговоренным критериям и параметрам.
Таким образом, квест «Инвентаризация основных средств» помогает реализовать следующие задачи:
Образовательные - вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Участники получают новые практические навыки и закрепляют имеющиеся.
Развивающие - развитие интереса к предмету деятельности, воображения участников; формирование исследовательских навыков, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
Воспитательные – воспитание личной ответственности за выполнение задания, формирование навыков взаимодействия с коллегами, доброжелательности, взаимопомощи.
В процессе защиты выполненных заданий по квесту «Инвентаризация основных средств» обучающийся осознаёт, что по каждому действию, задаче, проблеме существует несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач. Обучающийся учится сопоставлять, сравнивать, принимать другие точки зрения.
Эта технология пользуется огромной популярностью у современных ребят и способна не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом. За ней - будущее.
Библиографический список
1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 832). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/70727304/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000
2.Андрушко Е.В., Пономаренко В.В. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО И НПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Российский государственный профессионально-педагогический университет, ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СТРАТЕГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 11–14 ноября 2013 г. Том III Екатеринбург РГППУ 2013 УДК 37:001.895(082) ББК Ч404.3я431 Редакционная коллегия: действ. член РАО, д-р пед. наук, проф. В.И. Загвязинский.
3. Эльмуратова Н. А. Квест как современная педагогическая технология. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-kvest-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1541586.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения в коррекционных группах. Развитие современног...
Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.
Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе...
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информац...
Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Презентация затрагивает актуальную проблему современного образования - формирование высокомотивированной личности обучающегося. Рассматриваются основные компоненты обучения; мотивы - побуждающие...
:Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Доклад к презентации "Мотивация как средство активизации познавательной детельности обучающихся"...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В статье рассмотрены основные принципы применения интерактивных технологий обучения в преподавании клинических дисциплин как способа активизации познавательной деятельности обучающихся и основа развит...