Программа «Успешная адаптация первокурсников».
материал на тему
Адаптация молодого человека в учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тотже воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Изучение механизмов и закономерностей адаптации учащегося в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время актуальное значение. Адаптация является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у учащегося требуемого уровня в учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uspeshnaya_adoptatsiya.docx | 46.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГПОАУ АТК)
Программа
«Успешная адаптация первокурсников».
педагог-психолог
Поваляева Лилия Николаевна
2016
Пояснительная записка
Одной из наиболее важных проблем обучения в колледже являетсяадаптация первокурсников к новым условиям обучения.
Адаптация молодого человека в учебном заведении является важнымсоставным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот жевоздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Изучение механизмов и закономерностей адаптации учащегося в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее времяактуальное значение.
Большой интерес представляет для исследования социально –психологическая адаптация. Именно она является инструментом в решении
такой проблемы, как формирование у учащегося требуемого уровня вучебной деятельности. От того насколько быстро и легко проходитадаптация, зависит успешность обучения студентов и учащихся в колледже.
На процесс адаптации к новой культурной среде влияют ситуативныеи личностные факторы.
К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптациючеловека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышеннойтревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная илислишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызваннаяпредыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура.
К личностным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации,относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (частосопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильнуюуверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое
доминирование отрицательных эмоций; доминирование мотивацииизбегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокуютревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты
и ряд других.
В связи с этим исследование особенностей социально-психологической
адаптации учащихся первого курса в первые месяцы обучения вобразовательном заведении и их психолого-педагогическое сопровождение
является актуальной проблемой. Программа «Успешная адаптацияпервокурсников» призвана помочь учащимся, поступившим учиться вколледж пройти сложный период привыкания к новым условиям наиболее
благоприятно.
База реализации программы: ГПОАУ АТК
Цель программы: выявить особенности социально-психологической
адаптации учащихся первого курса к обучению, дать соответствующие
рекомендации классным руководителям, мастерам п/о, преподавателям,
родителям и учащимся, способствующие наиболее благоприятной, успешной
адаптации, провести тренинговые занятия.
Задачи:
1. Исследовать психологическое состояние учащихся в процессе адаптации.
2. На основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие
снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптацииучащихся.
3. Провести тренинги, способствующие наиболее оптимальной адаптации к
обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценкиучащихся.
4. На родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и
дать соответствующие рекомендации.
5. Провести повторное исследование.
Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации
первокурсников к обучению в колледже.
Предмет исследования: психологическое состояние учащихся первогоурса.
Гипотеза: Оптимизации процесса обучения учащихся – первокурсников
способствует исследование уровня психологической адаптации и включение
в учебно-воспитательный процесс рекомендаций, позволяющих снизить
влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий,
психологических тренингов, работы с преподавателями , классными
руководителями, мастерами п/о и родителями.
Критерии результативности:
1. Уровень тревожности.
2. Степень социальной адаптации.
3. Уровень самооценки.
4. Уровень общительности.
Используемые методы и методики:
Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмпирические методы: Метод определения социальной адаптации
(А.Антоновский), Методика определения уровня тревожности (Ч.Д.
Спилберг, Ю.Л. Ханин), Оценка уровня общительности (тест В.Ф.
Ряховского), Методика определения уровня общительности (Ю.И. Киселев),
Методика определения самооценки личности Ю. И. Киселева.
Практическая и теоретическая значимость: результаты и материалисследования могут способствовать лучшему пониманию причин социально-
психологической дезадаптации учащихся в процессе обучения иоптимизировать процесс адаптации учащихся -первокурсников.
Ожидаемый результат: повышение процента учащихся с благоприятным
протеканием адаптационного периода, снижение количества студентов с
проявлениями дезадаптации.
Основные этапы программы:
№ этапа | Вид работы | Время проведения |
1. | Диагностика уровня адаптации учащихся первогокурса к условиям обучения в колледже. | Октябрь |
2. | Консультирование преподавателей по вопросамадаптации первокурсников | Октябрь |
3 | Работа с родителями. | Ноябрь |
3. | Ознакомление учащихся с рекомендациями. | Ноябрь |
4. | Тренинговые занятия. | Декабрь. |
5. | Повторная диагностика | Январь |
6. | Индивидуальное консультирование учащихся, имеющих трудности в адаптации, родителей, преподавателей работающих с данными учащихся | Январь |
Литература.
1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками /Л.Ф. Анн.- Спб.,2003
2. Бадьина, Н.П. Технология создания психологически комфортных условий в
образовательном учреждении: методические рекомендации для педагогов-
психологов / Н.П.Бадьина. – Курган, 2008
3. Бадьина, Н.П Показатели психологической комфортности ребенка в
образовательном учреждении: методические рекомендации для педагогов-
психологов / Н.П.Бадьина. – Курган, 2008
4. Грецов, А.Г., Жукова, Е.В. Из школы в жизнь: социально-психологическая
адаптация старшеклассников / А.Г. Грецов, Е.В. Жукова: ж-л Психология и
школа, 2002- №1.- С.34-43
5. Лебедева, В.П., Орлов, В.А., Панов, В.И. Психодидактические аспекты
развивающего образования: Методическое пособие/В.П.Лебедева, В.А.
Орлова, В.И.Панов. - Москва «ВАКО» 2005.
6. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. Заведений. 4-е
изд./Р.С. Немов.- М.: Владос, 2001.
7. Мамонтов, С.Ю. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе./С.Ю.
Мамонтов.-М.:,2000.
Приложение 1
Диагностика уровня адаптации учащихся первого курса к условиям
обучения в колледже
Диагностируемыйпараметр | Методика |
Социальная адаптация | Метод определения социальной адаптации человека А. Антоновского |
Уровень общительности | Методика оценки уровня общительности тест В.Ф. Ряхского |
Уровень самооценки | Методика определения самооценки личности Ю.И.Киселева |
Уровень тревожности | Методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина |
Приложение 2
Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников
1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в колледже и
требованиями к знаниям.
2. Провести беседу о правильном слушании лекции.
3. Учить студентов правильно работать с книгой, методическими пособиями.
4. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом
психологических и возрастных особенностей.
5. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по
требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью
предупреждения перегрузки.
6. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента:
проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные
педагогические технологии, компьютерное обучение.
7. Проводить менее стрессогенный опрос:
письменный, текстовый или групповой.
8. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об
организации режима дня, профилактике заболеваний.
9. Всячески предупреждать повышение тревожности у студентов.
10. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы
студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения
языкового барьера.
11. Применять методы обучения педагогов - новаторов.
12. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития
студента.
Приложение 3
Родительское собрание на тему: «Адаптация учащихся –
первокурсников к новым условиям жизнедеятельности»
Цель: 1. Показать родителям первокурсников основные трудности,
которые испытывают их дети в колледже в первые месяцы обучения.
2. Предложить рекомендации, которые помогут им поддержать
детей в трудный для них период.
Примерное содержание беседы
Поступив в колледж, молодой человек сталкивается с рядом новыхсложных проблем: адаптация к условиям учебы, к требованиям учебногопроцесса, бытовые и материальные трудности и прочие.
Первокурсники пытаются понять «куда я попал» и «кто меняокружает». Учащийся должен очень быстро сориентироваться и с новыхпозиций освоить способы и методы учебной деятельности, поняв системунорм и правил, существующих в колледже и в его учебной группе,разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящейработе, преподавателям.
Учащийся - первокурсник испытывает особые трудности в учебнойжизни. Он еще не знает, как быть с обрушившейся лавиной информации,еще страшится неизвестности экзамена, еще плохо усвоил нормы новойжизни. Это приводит к тому, что у некоторых наиболее тревожных иэмоционально неустойчивых первокурсников могут возникать даженервно – психические срывы. Но таких срывов все же немного. (Вообщелишь четверть всех учащихся жалуется на какое–либо ухудшениепсихического состояния, вызванное перегруженностью учебой.)
Определенное перемещение с одного обжитого места на другое (вданном случае поступление в колледж) – необходимость оказаться внепривычном окружении на определенное время, накладывает большуюпсихофизиологическую нагрузку на организм человека.
Для части учащихся возникает непростая проблема проживания вобщежитии или проблема проживания в съемной квартире (комнате). Длямногих во всем мире это нормальное явление. Главное здесь сохранениечувства собственного достоинства, а в основе такого чувства –увлеченность любимым делом. Увлеченный человек всегда вызываетуважение даже у людей, далеких от культуры.
Положительно влияющие факторы, такие как: целенаправленность,вера в собственные силы, личностные качества, соответствующее выбранной будущей профессии и другие, способствуют наиболее быстройи удачной адаптации учащихся, облегчает процесс вхождения в коллективи так далее.
Рекомендации родителям.
Психологическая поддержка учащихся.
При недостатке или отсутствии адекватной поддержки подростокиспытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Психологическая поддержка – это процесс
- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах ипреимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- который помогает первокурснику поверить в себя и своиспособности;- который помогает подростку избежать ошибок;
-который поддерживает учащегося при неудачах.
Для того чтобы научиться поддерживать первокурсников педагогам и
родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с
ними. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки иплохое поведение учащегося, взрослому придется сосредоточиться напозитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.
Поддерживать подростка – значит верить в него. Вербально или невербально необходимо сообщать ему, что верят в его силы и способности.
Первокурсник нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но итогда, когда ему хорошо.
Для того чтобы поддержать, родители и педагоги сами должныиспытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку до тех пор,пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения иуверенности.
Завышенные требования родителей к учащемуся сделаютневозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, еслиродители прежде ожидали, что их ребенок будет в школе «самымспособным», то они ожидают от него того же и в колледже .
Подлинная поддержка взрослым подростка должна основываться наподчеркивании его способностей возможностей – его положительных сторон.
Случается, что поведение учащегося не нравится взрослому. Именно в такиемоменты он должен предельно четко, что «хотя я и не одобряю твоего
поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Важно, чтобывзрослый научился понимать подростка таким, какой он есть, включая всеего достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение такихвещей, как тон, жесты, выражение и т. п.
Центральную роль в развитии уверенности первокурсника в себеиграет вера в него родителей и педагогов . Родитель должен показатьучащемуся , что он является важным членом семьи и значит для нее больше,чем связанные с ним проблемы.
Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют ихпротив подростка . Такой акцент на прошлом может породить у учащегося
ощущение преследования. Подросток может решить: «Нет никакойвозможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считаютплохим».
Для того чтобы показать веру в подростка, взрослый должен иметьмужество и желание сделать следующее:
- забыть о прошлых его неудачах;
- помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с даннойзадачей;
- позволить первокурснику начать с нуля, опираясь на то, что взрослыеверят в него, в его способности достичь успеха;
- помнить о прошлых неудачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Итак, для того чтобы поддержать первокурсника, необходимо:
1.Опираться на его сильные стороны.
2.Избегать подчеркивание промахов молодого человека.
3.Показывать, что вы довольны его достижениями.
4.Уметь и хотеть демонстрировать ему любовь и уважение.
5.Внести юмор во взаимоотношения с ним.
6.Уметь взаимодействовать с подростком.
7.Принимать его индивидуальность.
8.Проявлять веру в него и эмпатию.
9.Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые
разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:
-Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
-Ты делаешь это очень хорошо.
-Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
-Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это
гораздо лучше.
Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь подростку
почувствовать свою нужность. Таким образом, учащимся просто
необходима ваша поддержка.
Приложение 4
Ознакомление учащихся с рекомендациями.
Рекомендации
Учащимся по организации своей учебно – профессиональной деятельности
в ходе обучения в колледже.
Данные рекомендации сформулированы в результате анализа полученныхданных о социальной адаптации к обучению в колледже исследуемыхучащихся первого курса, которые помогут им наиболее удачноадаптироваться в учебном заведении и избежать проблем, связанных сразличными психологическими трудностями.
1.Главное – стремиться вырабатывать свой индивидуальный стильучебно – профессиональной деятельности, то есть не обязательно быть«как все» или «копировать» действия «особо одаренных» или«успевающих» учащихся. Успех в учебе можно достигать самымиразными способами. В дальнейшем опыт формирования своегоиндивидуального стиля может стать основой формирования в себеиндивидуального стиля самой профессиональной деятельности.
2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:- Слушать и слышать другого человека – это настоящее искусство, котороеочень пригодиться в будущей профессиональной деятельности.
- Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительновладеет материалом, то скука – это уже Ваша личная проблема.
Постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все-таки интересно»Вы «все-таки верите», что преподаватель вот-вот скажет что-то оченьважное. И если найдутся хотя бы несколько таких учащихся, внимательнои уважительно слушающих преподавателя, то может произойти«маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением,начнет интересно рассуждать .
- Если вы с чем-то не согласны с преподавателем, то не обязательно тут жеперебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже еслиони и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове –это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либопосле занятия, либо выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бынебольшую паузу, и обязательно извинившись.
3. Правила конспектирования:
- Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говоритпреподаватель, важно уловить главную мысль и основные факты.
- Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок.
- Использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может
«разработать» для себя самостоятельно.
Как планировать свою деятельность
1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйцель предстоящей деятельности.
2. Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать,что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.
3. Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели.
Постарайся учесть все варианты.
4. выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычносамый очевидный вариант не является самым лучшим.
5. Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотябы примерно определи время для каждого этапа.
6. Во время реализации плана постоянно контролируй себя исвою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемыхрезультатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.
7. По окончании работы проанализируйте ее результаты,оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанныеошибки, чтобы избежать их в будущем.
Чтобы последовать всем этим советам, нужно приложить немало усилий ииметь терпение и волю. Довольно часто мы не можем победить свою леньили справиться с другими негативными характеристиками. Воспитаниеволи и умений сознательно регулировать свое поведение становятся оченьважными задачами в процессе саморазвития студента.
Как управлять своими эмоциями
1. Полностью избавляться от эмоций и неразумно, иневозможно. Ведь нет эмоций плохих или хороших, стопроцентновредных или стопроцентно полезных.
2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу – часто всеравно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти словасвоим девизом, и ты станешь намного уравновешенней иоптимистичней.
3. Необходимое условие радостного настроения – хорошиевзаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни– залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку надоброе и уважительное отношение к людям.
4. Если у тебя возникло раздражение или злость, неборись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за ихпротеканием, найди и проанализируй причину их появления, и тыубедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все этоспособствует угасанию негативных эмоций.
Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства всеравно вырвутся наружу тем или иным способом или могут стать причинойзаболевания. Лучше «отыграй» эти эмоции внешне, но «мирным» путем,без нанесения «эмоциональных ударов» по людям.
Приложение 5
Тренинг. «Успешная адаптация»
Занятие 1. Самопрезентация. Правила работы в группе
Цель: создание условий для более близкого знакомства и установленияэмоциональных контактов; выработка норм работы в группе, вхождение в игровойстиль взаимодействия.
Примерное содержание занятия
1. Представление себя. Все участники сходятся в круг, им предлагаетсяпредставиться и рассказать о себе, своих ожиданиях, связанных с учебой в
колледже и студенческой жизнью, о будущей профессии.
Каждый участник должен взять лист бумаги, написать в верхней части листа
свое имя, затем разделить его на две части вертикальной чертой. Левую отмечаемзнаком «+», а правую «-». Под «+» перечисляется то, что особенно нравится (вприроде, людях, в себе и т.д.), а под знаком «-» то, что особенно неприятно длякаждого в окружающем его мире. Затем все зачитывают свои записи вслух (можноположить эти листочки к груди и медленно ходить по комнате, останавливаясь ичитая записи друг у друга).
2. Совместная выработка правил работы в группе. Студентампредлагается подумать и определить для себя условия, при которых общение вгруппе будет наиболее продуктивным и комфортным (5-6 мин). Далее следуютобсуждение в группе и выработка коллективных правил.
Ведущий вносит дополнения, предлагает следующие уже опробованные нормыгруппового взаимодействия:
1) общение по принципу «здесь и теперь». Полное включение в работу
группы. Концентрация внимания на том, что происходит «здесь и теперь»;
2)отказ от общих рассуждений. Умение говорить о своих конкретныхпереживаниях, мнениях, действиях;
3)атмосфера доверия, эмоциональной близости и теплоты,
доброжелательности между членами группы;
4)свободное и открытое выражение своих чувств, возникающих под
влиянием происходящего;
5)деятельная позиция в общении — готовность к активному участию
в происходящем, желание идти на риск, чтобы лучше познать себя,
других;
6)соблюдение конфиденциальности — готовность не выносить
содержание общения за пределы группы.
3. Упражнения на углубление знакомства и установление
эмоциональных контактов.
Упражнение 1.«Хорошо ли мы знаем друг друга?»Все студенты (слушатели) по команде должны быстро построитьсяв шеренгу:
а) по росту;
б) по алфавиту (первой букве имени или
фамилии);
в) по цвету глаз или волос и т.д.
Упражнение 2.«Девиз».
Все участники по очереди (по кругу) говорят о том, какую футболку ис какой надписью-девизом они выбрали себе, если бы была такаявозможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, егоосновной жизненный принцип, а цвет — соответствовать его характеру.
Упражнение 3.«Свободный рисунок».
Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаши длярисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии,цвет. Главное, чтобы это было выражением собственных чувств,переживаний.
После того как задание выполнено, организуется импровизированнаявыставка рисунков. Можно смешать рисунки все вместе, а затемпредложить группе рассмотреть каждый рисунок и определить, кому онпринадлежит, или предложить автору прокомментировать свой рисунок,обратив особое внимание на ощущения, которые возникали в процессетворчества.
Упражнение 4.«Запомни лицо».
Все садятся в круг. Ведущий просит всех внимательно посмотреть на
лица остальных участников, и по истечении 2-3 мин закрыть глаза. Каждый
должен с закрытыми глазами постараться представить себе лица других
членов группы.
В течение 1-2 мин. нужно зафиксировать в памяти лицо, котороеудалось лучше всего представить, и открыть после этого глаза.
Спустя какое-то время повторить упражнение. Все это следует делать вполной тишине и только позже поговорить о своих ощущениях ипереживаниях.
4. Рефлексия: обмен впечатлениями в группе, анализ своего
состояния до начала занятия и в момент его завершения.
Занятие 2. Развитие коммуникативных способностей.
Цель: отработка коммуникативных навыков, умения слушать,
сочувствовать другому, понимать его точку зрения.
1.Игра "Интервью".инструкция: "Сегодня мы постараемся поближе
узнать друг друга. Выберите себе собеседника и в течении 5 минут задавайте
ему вопросы. Постарайтесь выяснить как живет ваш собеседник, сколько у
него братьев и сестер, с кем он дружит, чем интерессуется... выслушайте
очень внимательно все, что он расскажет о себе.через 5 минут я подам вам
сигнал того, что время прошло. После этого поменяйтесь ролями. (На
упражнение дается 10 минут). А теперь все вернитесь и сядьте в один
большой круг. Пусть каждый представит группе своего партнера.
Анализ упражнения:
- понравились ли тебе вопросы твоего собеседника?
- Что тебе было приятнее: спрашивать или отвечать?
- Кто из вас двоих сам выбирал себе партнера, а кто был выбран?
- Как ты теперь чувствуешь себя в группе?
Раздаточный материал:
2. Правила жизненной мудрости
1 Если ты оказался с сложной ситуации, постарайся спокойно обдумать ее и
принять решение, которое посчитаешь правильным.
2 Взаимоотношения людей - большая ценность. Важно уметь поддерживать
их, чтобы они не испортились. А для этого учись понимать чувства и
настроения окружающих.
3 Не ожидай от других, что они прочтут твои мысли. Говори им о том, что
ты хочешь и думаешь.
4 Не нападай на других, когда тебе плохо.
3. Игра: "Положительные качества на первую букву имени"Тот к кому попадет мячик, называет свое имя и какое-либоположительное качество начинающееся на первую букву своего имени.
4. Игра «Я люблю всех тех, кто …»
Цель: сплочение группы, снятие эмоционального напряжения.
Участники сидят в кругу. Ведущий называет , кого он любит,например «всех тех, кто любит мороженое» или всех тех , кто любитлето» . Те , к кому это относится , должны поменяться местами.
5. Рефлексия: обмен впечатлениями в группе, анализ своего
состояния до начала занятия и в момент его завершения.
Занятие 3 Осознание внутренних конфликтов
Цель: развить способности, дифференцировать чувства (свои и других
людей), осознание внутренних конфликтов.
1.Игра-самоанализ «Я готовлю уроки» или «Мой рабочий день».
Обсуждение. Рекомендации. Работа с дневником. Правило концентрациивнимания «Я здесь и сейчас!». Учет чередования устных и письменныхуроков. Новый взгляд на скучное задание. Полезные физкультминутки.
2.Коллективное письмо-пожелание хроническому неудачнику. Вывсе в чем-то достигли успеха. Но ведь есть люди, которым очень тяжело, онистрадают, думают, что у них все плохо, что они неисправимые неудачники иникогда не достигнут успеха. Вы хотите помочь таким людям? (Каждыйможет высказаться) Тогда давайте напишем коллективное письмо-пожеланиетакому человеку.
3.Упражнение «Переключение каналов». Представь, что находишьсяна уроке, который тебе не очень нравится. Что ты при этом чувствуешь,видишь, слышишь? Опиши свои ощущения, можешь придумать им названиеили нарисовать картинку-отражение твоего настроения. Теперь подумай отом, чем ты любишь. Представь картинку своего любимого занятия какможно ярче. Что ты чувствуешь при этом? Можешь ли ты описать различия
между ощущениями от первого и второго образов? Попробуй попеременно
переключаться между ними, как будто переключаешь каналы телевизора. А
теперь вообрази, что ты делаешь первое дело, испытывая приятные чувства и
мысли. Получилось ли у тебя это? Как ты думаешь, можно ли сделатьскучное и неприятное дело более интересным, используя эту игру?
4.Упражнение «Дерево». Представьте себе дерево. Ваше дерево растет,становится сильным и мощным. Оно тянется к солнышку. Ваше дерево
чувствует бодрость, жизнерадостность.
5. Рефлексия: обмен впечатлениями в группе, анализ своего состояния до
начала занятия и в момент его завершения
Занятие 3 «Мы вместе»
Цель: Развитие навыков продуктивного взаимодействия, проработка
умений совместного принятия решений.
1.Игра «Аплодисменты».
Кто из вас бывал в театре или в цирке и
воочию видел, как публика рукоплещет артистам в конце представления? Кто
из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить
аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из
нас заслуживает аплодисментов. Поставьте стул в центре класса и попросите
ребят окружить его со всех сторон. Кто из вас хочет первым встать на этот
пьедестал и услышать аплодисменты в свой адрес?
Анализ:
- Понравилось ли тебе получать аплодисменты?
-Тебе понравилось хлопать в ладоши?
-Как ты показываешь окружающим, что ты восхищаешься ими, что они
тебе нравятся?
2.Упражнение «Комплимент».
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на
собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам
собеседника.
Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,Ведь это все любви счастливые моменты…!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себепартнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будетпроисходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но иобязательно добавить к нему положительную информацию о себе.
Например: - Наташа, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
-Да это так! А еще я трудолюбивая!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А ещея…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к
говорящему.
3.Игра «Десять вопросов».
Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я
хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Десять вопросов». Она
называется так потому, что вы можете задать мне именно 10 вопросов, чтобы
угадать, кого из вас я загадала. Если хотите, вы можете спрашивать овнешнем виде этого человека, например, о цвете его глаз. А можетеспрашивать о его особых качествах и умениях, чертах его характера. Когда я
отвечу на все 10 вопросов, можно высказать свои догадки о том, кого яугадала.
Анализ:
- Ты быстро угадал, о ком идет речь?
-Есть ли среди ребят похожие друг на друга, непохожие?
-Как ты считаешь, похож ли ты на кого-нибудь?
4.Игра «Сочини историю».
Группа делится на несколько подгрупп.Каждая совместно сочиняет историю, сказку, рассказ о том, что «один в поле не воин». Затем каждая группа по очереди рассказывает свою историю.
Обсуждение. (Можно устроить конкурс на лучшую историю).
5. Рефлексия: обмен впечатлениями в группе, анализ своего состояния до
начала занятия и в момент его завершения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в адаптации первокурсника
В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка...
Классный час "Адаптация первокурсников СПО"
Это увлекательное занятие поможет студентам первого курса узнать своих одногруппников поближе, познакомиться с ними, проанализировать свои ожидания от учебы в колледже, понять кто может помочь адаптир...
программа адаптации первокурсников
Главная задача начала любого учебного года - принять новичков. Я постаралась кратко отразить те направления работы по адаптации первокурсников, которые необходимы для конфортной среды каждого и обеспе...
Особенности социальной адаптации первокурсников
Анализ понятия "адаптация", перечень основных препятствий для успешной адаптации первокурсников,этапы адаптации первокурсников....
Проблемы адаптации первокурсников
ВведениеЭкономические И социальные изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей с...
Программа "Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже"
Адаптация студентов первого курса-задача учебно-воспитательного процесса....
Программа психолого- педагогической поддержки и адаптации первокурсника "На пути к взрослой жизни"
Личная самореализация, профессиональное самоопределение, получение нужной профессии, построение собственной карьеры - может ли вчерашний школьник справиться с этим самостоятельно, при этом спокойно ад...