Особенности социальной адаптации первокурсников
статья по теме
Анализ понятия "адаптация", перечень основных препятствий для успешной адаптации первокурсников,этапы адаптации первокурсников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности социальной адоптации первокурсников | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности социальной адаптации первокурсников
Анализируя работы отечественных авторов, как стоящих на позиции деятельностного подхода, так и рассматривающих социальную адаптацию в рамках парадигмы общения и межличностного взаимодействия, можно справедливо заключить, что здесь используются лишь два критерия адаптированности и соответственно выделяются два уровня: полной адаптированности и дезадаптации. Теоретическая и практическая недостаточность такого рода решения проблемы социальной адаптации личности представляется, в общем-то, очевидной, и более привлекательным нам кажется путь не жесткого альтернативного выбора одного из подходов к проблеме адаптации, а создания модели социальной адаптации интегративного типа, но не схоластической (Реан А.А.).
По мнению многих авторов, адаптация – это приспособление, приноравливание человека к новым условиям жизнедеятельности. Мы не можем согласиться с данной формулировкой, т.к. в данной ситуации человек, «приноравливаясь» и «приспосабливаясь» растворяется, теряет свою индивидуальность, разрушает личность. Лишается (теряет) способности к собственным личностным переживаниям и чувствам. Внешне молодой человек может принять шаблоны поведения, но внутренне не принимать и не одобрять их. В этом случае будут развиваться имитационные способности учащегося, позволяющие скрывать истинные отношения.
Итак, необходимо построение модели социальной адаптации интегративного типа, связанное с выделением критериев социальной адаптации личности внутреннего и внешнего плана, а также с уходом от простой дихотомии «адаптация-дезадаптация» (см. приложение 1). В предлагаемой модели речь идет о Im-адаптации по внутреннему или внешнему критерию (Im - Imaginary – мнимый), подчеркивая самим названием, что это неполная, односторонняя, «не настоящая», но возможная форма адаптации личности. И обе эти формы отличаются от Re-адаптации личности (Re – Real – действительный), которая представляет собой системную, полную, истинную социальную адаптацию личности. Внутренний критерий мы связываем (Реан А.А.) с психоэмоциональной стабильностью, личностной комфортностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы и т.п. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, принятым в социуме правилам и критериям нормативного поведения. Дезадаптация по внешнему критерию проявляется как конфликтное, асоциальное, контрнормативное и делинквентное (крайний случай – криминальное) поведение. При этом одновременно может иметь место «внутренняя гармония» личности, т.е. адаптированность по внутреннему критерию. Системная социальная адаптация (Re-адаптация) есть адаптация по внутреннему и внешнему критериям; это проявление нового системного образования – способности личности к самоактуализации в гармонии с реальным социумом.
Важным фактором социальной адаптации (как по внутреннему и внешнему критериям, так и в системном плане) является развитая социально-психологическая терпимость (толерантность) личности. Этот фактор эффективно срабатывает при определенных рассогласованиях позиций личности и господствующих установок среды. При определенном отношении личности к этому рассогласованию состояние дезадаптации может и не возникнуть.
Терпимость (толерантность) различают:
1) сенсуальная (лат. sensualis – чувственный, основанный на чувствах, ощущениях), т.е. психофизиологическая терпимость, низкий порог чувствительности;
2) диспозиционная (диспозиция – предрасположенность), в основе которой лежит принципиально иной механизм – психологическая готовность к определенной (терпимой) реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение», «чем больше точек зрения, тем лучше», «агрессия и раздражительность чаще провоцируются ситуацией, а не являются внутренней сущностью человека» и т.п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего также приводит к существенному повышению терпимости личности.
Адаптацию первокурсников нельзя упрощать и ограничивать массовыми мероприятиями. Она складывается из социального, профессионального и дидактического компонентов.
- Профессиональная адаптация – стремление к самостоятельному определению сущности своей будущей профессиональной деятельности, поиск своего подхода к решению проблем подготовки к этой деятельности.
- Социально-психологическая адаптация – стремление соответствовать нормам, правилам и требованиям учебно-профессиональной среды, выполнять определяемые этой средой обязанности, достигать согласия в межличностных отношениях. Потребность тесного контакта, хороших взаимоотношений.
- Дидактическая адаптация – преодоление установок на упрощенное, облегченное обучение в училище, негативных установок на обучение вообще, осмысление значимости общеобразовательных дисциплин в профессиональной подготовке.
Т.к. адаптацию первокурсников нельзя упрощать и сводить к массовым мероприятиям, психолог заводит на каждого первокурсника «Карту учащегося», с помощью которой определяются индивидуальные особенности учащихся. Данные анализируются, информация обобщается как портрет группы и на каждого учащегося в «Дневник педнаблюдений» психолог пишет рекомендации по индивидуальному подходу с целью предотвращения дезадаптации и предупреждения отсева.
Основные препятствия для успешной социальной адаптации
первокурсников в НПО и СПО:
- Ведущая деятельность возраста учащихся – учебно-профессиональная деятельность. От особенностей ее протекания зависит дальнейшая социальная адаптация личности. Большинство учащихся учение воспринимает как то, что совершается над ними, а не как нечто побуждающее их инициативу и приносящее удовлетворение и радость от результатов своего труда.
Задача педколлектива: помочь учащимся осознать себя в роли субъекта учебной деятельности.
- Несформированность мотивации учебной деятельности, отдельных компонентов учебной деятельности (принятие задания; выделенение образца; следование образцу; самоконтроль, самооценка).
Задача педколлектива: помочь учащимся в формировании отдельных компонентов учебной деятельности, мотивировать на преодоление трудностей, не допускать избегания, не поддаваться на демонстративные поступки, подрывающие учебно-деловой настрой группы.
- Трудности в общении (со сверстниками, преподавателями).
Задача педколлектива: для предотвращения трудностей в общении, конфликтов в учебной группе, на протяжении адаптационного курса организовывать учебные и внеклассные мероприятия таким образом, чтобы провоцировать учащихся на кооперацию, коммуникацию, поиски взаимопонимания (а конкретном учебном материале) и т.д.
Этапы адаптации учащихся 1 курса:
№ | Этапы адаптации | Краткая характеристика психических процессов на данном этапе адаптации |
1 | Подготовительный этап (решение поступить в техникум) | Имеет место, если человек знает о предстоящих изменениях. Человек накапливает информацию о среде его предстоящего обитания путем определенной стратегии: 1).активный интерес и поиск информации; 2).пассивное восприятие случайной и обрывочной информации. |
2 | Этап стартового психического напряжения (1-2 сентября) | Пусковой механизм приведения в действие механизма адаптации. Состояние сравнимо с переживаниями перед выходом на сцену. Нарастают эмоциональные переживания, формирующие состояние напряженности. Это внутренняя мобилизация психических ресурсов для последующего их использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования. |
3 | Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) (сентябрь-октябрь) | Личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования. Происходит активация адаптационного механизма. Кратковременная ситуативная дезадаптация. При негативном исходе – устойчивая дезадаптация. На этом этапе возможны два типа дезадаптивного поведения: 1).АГРЕССИВНЫЙ (атака на препятствия, гнев, грубость, агрессия); 2).БЕГСТВО ОТ СИТУАЦИИ («уход» в свои переживания, самокопание, самообвинения, безысходность, депрессия). |
4 | Этап завершающего психического напряжения (октябрь-ноябрь) | Наступает при развитии адаптационного процесса в благоприятном направлении. Своеобразная подготовка психики человека к возвращению в определенной степени старых режимов функционирования или привыкание к новым режимам. Подготовка реакций к заново моделируемым сознанием личности условиям. |
5 | Этап острых психических реакций выхода (индивидуально, при успешной адаптации) | Аналогичен этапу реакций входа. Под выходом подразумевается выход из экстремальных условий, в которых личность находилась длительное время. Поведение: чувство эйфории, чувство преодоления многих социальных ограничений, якобы «полной» свободы и «неограниченных» возможностей в удовлетворении потребностей. Часто это чувство обманчиво и может приводить к нежелательным последствиям, когда отрицаются многие сложившиеся нормы и убеждения. |
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация студентов-первокурсников
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении. Это процесс «вхождения» вчерашнего школьника в нову...
Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей
Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.
Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...
Особенности социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в системе воспитательного пространства СПб ГБ ПОУ «Невский колледж им. А.Г. Неболсина»
Из опыта работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ и инвалидами...
Программа "Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже"
Адаптация студентов первого курса-задача учебно-воспитательного процесса....
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Cоциально адаптация подростков- это педагогически организованный процесс восприятия обучающимися опыта социальной жизни и познания ими многообразных социальных ролей, способствующий активному включени...
Итоги социально-педагогической адаптации первокурсников
Итоги социально-педагогической адаптации первокурсников...