программа адаптации первокурсников
рабочая программа по теме

понамарева елена леонидовна

Главная задача начала любого учебного года - принять новичков. Я постаралась кратко отразить те направления работы по адаптации первокурсников, которые необходимы для конфортной среды каждого и обеспечения общего позитивного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsii_2014-17gg.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

Профессионального образования Московской области (ГБОУ СПО МО)

Московский областной профессиональный колледж

инновационных технологий (МОПКИТ)

Обособленное структурное подразделение №4

ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

СТУДЕНТОВ 1-го  КУРСА»

Программа рассчитана на 3года

2014 – 2017г.г.

Щелково 2014г.

Паспорт рабочей программы

1.ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

      Целью педагогического процесса в ГБОУ СПО МО «МОПКИТ» является создание социально-психологических условий для формирования гармонично-развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям. Поэтому большое значение для нашего коллектива имеет процесс адаптации студентов в колледже.                                                                                                                                                                                                                                             Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д.                                                                                                                                    Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого  как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде.                                                                                                                                                    Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

        Целью программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.

Задачи:

  1. Подготовка студентов к новым условиям обучения;
  2. Формирование позитивных учебных мотивов;
  3. Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;
  4. Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;
  5. Предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.

В результате реализации программы студент должен знать:

  1. Нормы и правила активного развития в  ОУ, безопасного поведения
  2. Оптимальный стиль общения для организации взаимодействия
  3. Содержание и специфику учебно-познавательной программы колледжа

В результате реализации программы студент должен уметь:

  1. Самостоятельно использовать знания, умения и навыки для  рационализации собственного  процесса обучения
  2. Выбрать оптимальный стиль общения для взаимодействия в учебном процессе с преподавателями и сокурсниками
  3. Организовать правильно режим работы
  4. Формировать собственную мотивацию для овладения профессиональными навыками
  5. Развивать свои возможности и способности, адекватно их оценивать

Ожидаемый конечный результат:

Приспособленность студента к новой образовательной среде, ощущение внутреннего комфорта и бесконфликтное взаимодействие  в рамках учебной и внеучебной программ образовательного учреждения.

  1. ФОРМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Работа по реализации программы включает в себя следующие формы:

Психологическая диагностика:

-оказание помощи студентам в процессе адаптации;                                                                                                                                                                                                            -выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;                                                                                                                                                               -изучение индивидуальных психологических особенностей, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;                                                                                                                                                                                                                                                                            -выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов.

Психологическая профилактика:

-оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей и других специалистов;

-оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

Психологическая коррекция:

-психологическое консультирование студентов нового набора в образовательном процессе;                                                                                                                                                         -консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;                                                                                                                          -консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

  4.  НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Содержание работы

Сроки реализации

Ответственные исполнители

Адаптация студентов нового набора, посредством  психологических тренингов взаимодействия

  1. « Я среди других»
  2. «Пробуй, твори, создавай»
  3. «Единство непохожих»
  4. «Слушать и слышать»
  5. «Умеем конфликтовать»
  6. Игровые технологии на групповую сплоченность

   Сентябрь – ноябрь

Педагог-психолог

Аналитико-диагностическое направление

  1. Изучение личных дел
  2. Составление социальных паспортов
  3. Определение мотивов обучения, работа по мотивации
  4. Выявление социально -  неблагополучных семей.

 Первое полугодие

Педагог-психолог,

Социальный педагог

Социальное  сопровождение студентов

Помощь учащимся, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (социальная поддержка и оказание материальной помощи)

В течение года

Социальный педагог

Социально-психологическое  сопровождение родителей

  1. 1. Индивидуальные беседы с родителями
  2. 2. Консультирование по вопросам семьи на базе колледжа
  3. 3. Тематические беседы, родительские собрания.
  4. 4. Посещения, при необходимости и проведение бесед на дому.

В течение года

Педагог-психолог,

Социальный педагог

Психологическое сопровождение студентов

1.Мониторинг адаптации студентов к группе и колледжу в целом.                                                                                                     2.Социально-психологические мероприятия по адаптации студентов;                                                                                   3.Проведение психологических тренинговых занятий;          4.Психологическое консультирование;

В течение года

Педагог-психолог

Организация учебного процесса

1.Ежемесячный контроль знаний – ведомость успеваемости за месяц;                                                                              2.Ежемесячный контроль посещаемости – ведомость посещаемости за месяц;                                                                   3.Проведение предметных недель

В течение года

Классные руководители                                                                                               Социальный педагог,                               Зав. отделением

Организация воспитательной деятельности

1.Проведение мероприятий по антиалкогольному просвещению, профилактике наркомании и курения 2.Привлечение первокурсников к участию в мероприятиях, посвященных историческим, памятным датам;                                                                    3.Лекция о профилактике правонарушений;

В течение года

Классные руководители                                              Педагог-психолог,                                                  Социальный педагог,                               Зав. отделением

Работа органов студенческого соуправления.

1.Вовлечение первокурсников в деятельность студенческого научного общества                                                                                          2.Выпуск стенгазет;                                                             3.Вовлечение первокурсников в деятельность студенческого органа соуправления;

В течение года

Классные руководители                                              Педагог-психолог,                                                  Социальный педагог,                               Зав. отделением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в адаптации первокурсника

В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка...

Классный час "Адаптация первокурсников СПО"

Это увлекательное занятие поможет студентам первого курса узнать своих одногруппников поближе, познакомиться с ними, проанализировать свои ожидания от учебы в колледже, понять кто может помочь адаптир...

Особенности социальной адаптации первокурсников

Анализ понятия "адаптация", перечень основных препятствий для успешной адаптации первокурсников,этапы адаптации первокурсников....

Проблемы адаптации первокурсников

ВведениеЭкономические И социальные изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей с...

Программа «Успешная адаптация первокурсников».

Адаптация молодого человека в учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом за...

Программа "Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже"

Адаптация студентов первого курса-задача учебно-воспитательного процесса....

Программа психолого- педагогической поддержки и адаптации первокурсника "На пути к взрослой жизни"

Личная самореализация, профессиональное самоопределение, получение нужной профессии, построение собственной карьеры - может ли вчерашний школьник справиться с этим самостоятельно, при этом спокойно ад...