программа адаптации первокурсников
рабочая программа по теме
Главная задача начала любого учебного года - принять новичков. Я постаралась кратко отразить те направления работы по адаптации первокурсников, которые необходимы для конфортной среды каждого и обеспечения общего позитивного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsii_2014-17gg.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
Профессионального образования Московской области (ГБОУ СПО МО)
Московский областной профессиональный колледж
инновационных технологий (МОПКИТ)
Обособленное структурное подразделение №4
ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ
СТУДЕНТОВ 1-го КУРСА»
Программа рассчитана на 3года
2014 – 2017г.г.
Щелково 2014г.
Паспорт рабочей программы
1.ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Целью педагогического процесса в ГБОУ СПО МО «МОПКИТ» является создание социально-психологических условий для формирования гармонично-развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям. Поэтому большое значение для нашего коллектива имеет процесс адаптации студентов в колледже. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.
Задачи:
- Подготовка студентов к новым условиям обучения;
- Формирование позитивных учебных мотивов;
- Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;
- Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;
- Предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
В результате реализации программы студент должен знать:
- Нормы и правила активного развития в ОУ, безопасного поведения
- Оптимальный стиль общения для организации взаимодействия
- Содержание и специфику учебно-познавательной программы колледжа
В результате реализации программы студент должен уметь:
- Самостоятельно использовать знания, умения и навыки для рационализации собственного процесса обучения
- Выбрать оптимальный стиль общения для взаимодействия в учебном процессе с преподавателями и сокурсниками
- Организовать правильно режим работы
- Формировать собственную мотивацию для овладения профессиональными навыками
- Развивать свои возможности и способности, адекватно их оценивать
Ожидаемый конечный результат:
Приспособленность студента к новой образовательной среде, ощущение внутреннего комфорта и бесконфликтное взаимодействие в рамках учебной и внеучебной программ образовательного учреждения.
- ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Работа по реализации программы включает в себя следующие формы:
Психологическая диагностика:
-оказание помощи студентам в процессе адаптации; -выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов; -изучение индивидуальных психологических особенностей, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов; -выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов.
Психологическая профилактика:
-оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей и других специалистов;
-оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Психологическая коррекция:
-психологическое консультирование студентов нового набора в образовательном процессе; -консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов; -консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
4. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Содержание работы | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
Адаптация студентов нового набора, посредством психологических тренингов взаимодействия | ||
| Сентябрь – ноябрь | Педагог-психолог |
Аналитико-диагностическое направление | ||
| Первое полугодие | Педагог-психолог, Социальный педагог |
Социальное сопровождение студентов | ||
Помощь учащимся, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (социальная поддержка и оказание материальной помощи) | В течение года | Социальный педагог |
Социально-психологическое сопровождение родителей | ||
| В течение года | Педагог-психолог, Социальный педагог |
Психологическое сопровождение студентов | ||
1.Мониторинг адаптации студентов к группе и колледжу в целом. 2.Социально-психологические мероприятия по адаптации студентов; 3.Проведение психологических тренинговых занятий; 4.Психологическое консультирование; | В течение года | Педагог-психолог |
Организация учебного процесса | ||
1.Ежемесячный контроль знаний – ведомость успеваемости за месяц; 2.Ежемесячный контроль посещаемости – ведомость посещаемости за месяц; 3.Проведение предметных недель | В течение года | Классные руководители Социальный педагог, Зав. отделением |
Организация воспитательной деятельности | ||
1.Проведение мероприятий по антиалкогольному просвещению, профилактике наркомании и курения 2.Привлечение первокурсников к участию в мероприятиях, посвященных историческим, памятным датам; 3.Лекция о профилактике правонарушений; | В течение года | Классные руководители Педагог-психолог, Социальный педагог, Зав. отделением |
Работа органов студенческого соуправления. | ||
1.Вовлечение первокурсников в деятельность студенческого научного общества 2.Выпуск стенгазет; 3.Вовлечение первокурсников в деятельность студенческого органа соуправления; | В течение года | Классные руководители Педагог-психолог, Социальный педагог, Зав. отделением |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в адаптации первокурсника
В начальный период обучения студенты сталкиваются с новыми для них условиями: социально-педагогическими, психолого-педагогическими, дидактическими. Процесс, в ходе которого происходит переоценка...
Классный час "Адаптация первокурсников СПО"
Это увлекательное занятие поможет студентам первого курса узнать своих одногруппников поближе, познакомиться с ними, проанализировать свои ожидания от учебы в колледже, понять кто может помочь адаптир...
Особенности социальной адаптации первокурсников
Анализ понятия "адаптация", перечень основных препятствий для успешной адаптации первокурсников,этапы адаптации первокурсников....
Проблемы адаптации первокурсников
ВведениеЭкономические И социальные изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей с...
Программа «Успешная адаптация первокурсников».
Адаптация молодого человека в учебном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, его успех во многом за...
Программа "Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже"
Адаптация студентов первого курса-задача учебно-воспитательного процесса....
Программа психолого- педагогической поддержки и адаптации первокурсника "На пути к взрослой жизни"
Личная самореализация, профессиональное самоопределение, получение нужной профессии, построение собственной карьеры - может ли вчерашний школьник справиться с этим самостоятельно, при этом спокойно ад...