Пути активизации познавательного интереса на занятиях физики
статья на тему
Рассмотрены различные методы для активизации познавательного интереса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_aktivizatsii_poznavatelnogo_interesa.docx | 50.12 КБ |
puti_aktivizatsii_poznavatelnogo_interesa.docx | 50.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути активизации познавательного интереса обучающихся на уроках физики Работу подготовила: Суюнова В.А.,
пгт Советский Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса и реализации программы ФГОС, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Активизировать познавательную деятельность школьников можно путем интегрирования педагогических технологий, методов и форм обучения. Рассмотрим некоторые из них. В обучении активную роль играют учебные проблемы: метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Метод алгоритмизированного обучения. Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности. Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем. Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Задания на сравнение и систематизацию материала. Большое влияние на умственное развитие учащихся оказывают задания, требующие сравнения, систематизации и обобщения уже изученного материала. Например, сравнение гравитационных и электростатических сил. Можно сопоставлять их свойства, находить в них общее и отличное. Систематизировать можно изучаемые понятия и единицы их измерения. Например, целесообразно провести систематизацию величин и их единиц по разделам “Электродинамика”. Использование занимательного материала. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации познавательной деятельности факт немаловажный. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, «сигнальные карточки», живое, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Применение в обучении частично-поискового метода. Цель этого метода – постепенное приближение учащихся к самостоятельному решению проблем. Частично-поисковый метод предполагает выполнение учащимися отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных этапов исследования путем самостоятельного активного поиска. Создание проблемных ситуаций и постановка учебной проблемы стимулируют учащегося к умственному поиску, к выдвижению предположений, догадок. Рисунки на уроках физики. Активизация процесса обучения является одной из основных задач, стоящих перед школой. Решение этой задачи идет по разным направлениям, в том числе и по направлению усиления наглядности. К средствам такой наглядности следует относить не только сами предметы, но и их изображения - рисунки, которые могут быть выполнены в схематизированном (упрощенном) или символическом (упрощенном) виде. Символическое изображение предмета по форме уже не напоминает самого предмета, а отображает его функцию, т.е. служит своеобразным понятием. Рисунки, применяемые на уроках физики, занимают огромную роль в формировании образов, которые лежат в основе представлений учащихся об основных физических явлениях. Физический эксперимент. Учебный физический эксперимент является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из важнейших познавательных умений является умение наблюдать. Наблюдения и опыты учащимися должны проводиться не только на лабораторных работах и лабораторных практических занятиях. В объяснение нового материала целесообразно включать фронтальные опыты и эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы. При проведении эксперимента воспроизводится не только физическое явление, но и выясняется взаимосвязь и зависимость протекания явления от изменения условий в данном эксперименте. Физический эксперимент, как метод обучения, обладает большими учебными возможностями в развитии познавательной деятельности школьников Нетрадиционный урок. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Нетрадиционных форм проведения занятий по физике существует множество: это урок-КВН, урок-телемост, урок-сказка, урок-хоккей, урок-театр, урок-путешествие, урок-концерт, урок-исторический обзор и так далее. Все уроки перечислить просто невозможно. Такие уроки активизируют ребят, приближают учебу к жизненным ситуациям. Использование ПК . Компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Учащиеся проявляют больший интерес и относятся с повышенным вниманием к тем урокам, на которых используется современная компьютерная техника. Существуют обучающие программы по физике. Для реализации программы ФГОС наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала. «Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.»Ш.А. Амонашвили Признаки развития у обучающегося познавательного интереса: Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Курс физики 7-8 классов дает возможность учащимся через свой жизненный опыт и наблюдения проверять различные физические явления на практике в домашних условиях, без какого либо специального оборудования. Например, при изучении в 7 классе темы: «Скорость», учащимся даю такое задание: «Измерить длину своего шага, рассчитать какой путь(расстояние) они проходят от дома до школы, при этом засечь время, которое они тратят на преодоление этого пути и на основании полученных данных рассчитать скорость с которой они движутся. Свои данные и расчеты оформить в тетради».
Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся.
Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности: Структура организации игры. Пока существует школа, незыблемой истиной останутся слов а К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может подействовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». «Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах. Учителю надо беречь сердце и нервы.»- В.А.Сухомлинский |
Литература
Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М, 1980 |
Предварительный просмотр:
Пути активизации познавательного интереса обучающихся на уроках физики Работу подготовила: Суюнова В.А.,
пгт Советский Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса и реализации программы ФГОС, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Активизировать познавательную деятельность школьников можно путем интегрирования педагогических технологий, методов и форм обучения. Рассмотрим некоторые из них. В обучении активную роль играют учебные проблемы: метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Метод алгоритмизированного обучения. Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности. Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем. Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Задания на сравнение и систематизацию материала. Большое влияние на умственное развитие учащихся оказывают задания, требующие сравнения, систематизации и обобщения уже изученного материала. Например, сравнение гравитационных и электростатических сил. Можно сопоставлять их свойства, находить в них общее и отличное. Систематизировать можно изучаемые понятия и единицы их измерения. Например, целесообразно провести систематизацию величин и их единиц по разделам “Электродинамика”. Использование занимательного материала. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации познавательной деятельности факт немаловажный. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, «сигнальные карточки», живое, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Применение в обучении частично-поискового метода. Цель этого метода – постепенное приближение учащихся к самостоятельному решению проблем. Частично-поисковый метод предполагает выполнение учащимися отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных этапов исследования путем самостоятельного активного поиска. Создание проблемных ситуаций и постановка учебной проблемы стимулируют учащегося к умственному поиску, к выдвижению предположений, догадок. Рисунки на уроках физики. Активизация процесса обучения является одной из основных задач, стоящих перед школой. Решение этой задачи идет по разным направлениям, в том числе и по направлению усиления наглядности. К средствам такой наглядности следует относить не только сами предметы, но и их изображения - рисунки, которые могут быть выполнены в схематизированном (упрощенном) или символическом (упрощенном) виде. Символическое изображение предмета по форме уже не напоминает самого предмета, а отображает его функцию, т.е. служит своеобразным понятием. Рисунки, применяемые на уроках физики, занимают огромную роль в формировании образов, которые лежат в основе представлений учащихся об основных физических явлениях. Физический эксперимент. Учебный физический эксперимент является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащихся. Одним из важнейших познавательных умений является умение наблюдать. Наблюдения и опыты учащимися должны проводиться не только на лабораторных работах и лабораторных практических занятиях. В объяснение нового материала целесообразно включать фронтальные опыты и эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы. При проведении эксперимента воспроизводится не только физическое явление, но и выясняется взаимосвязь и зависимость протекания явления от изменения условий в данном эксперименте. Физический эксперимент, как метод обучения, обладает большими учебными возможностями в развитии познавательной деятельности школьников Нетрадиционный урок. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Нетрадиционных форм проведения занятий по физике существует множество: это урок-КВН, урок-телемост, урок-сказка, урок-хоккей, урок-театр, урок-путешествие, урок-концерт, урок-исторический обзор и так далее. Все уроки перечислить просто невозможно. Такие уроки активизируют ребят, приближают учебу к жизненным ситуациям. Использование ПК . Компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Учащиеся проявляют больший интерес и относятся с повышенным вниманием к тем урокам, на которых используется современная компьютерная техника. Существуют обучающие программы по физике. Для реализации программы ФГОС наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала. «Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.»Ш.А. Амонашвили Признаки развития у обучающегося познавательного интереса: Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Курс физики 7-8 классов дает возможность учащимся через свой жизненный опыт и наблюдения проверять различные физические явления на практике в домашних условиях, без какого либо специального оборудования. Например, при изучении в 7 классе темы: «Скорость», учащимся даю такое задание: «Измерить длину своего шага, рассчитать какой путь(расстояние) они проходят от дома до школы, при этом засечь время, которое они тратят на преодоление этого пути и на основании полученных данных рассчитать скорость с которой они движутся. Свои данные и расчеты оформить в тетради».
Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся.
Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности: Структура организации игры. Пока существует школа, незыблемой истиной останутся слов а К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может подействовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». «Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах. Учителю надо беречь сердце и нервы.»- В.А.Сухомлинский |
Литература
Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М, 1980 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование математических закономерностей для развития познавательного интереса на занятиях
Лакунова Е.А. преподаватель математикиГБОУ СПО МО «Подольский колледж». Использование математических закономерностей для развития познавательного интереса на занятиях....
Игровые элементы на уроках английского языка с целью повышения активизации познавательного интереса учащихся
Игровые элементы на уроках английского языка...
Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...
Активизация познавательного интереса обучающихся методами игрового моделирования
Активизация познавательного процесса обучающихся методами игрового моделирования. Формы и методы игрового моделирования. Применение игрового моделирования на внеклассных занятиях и занятиях учебной пр...
Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики
Методические приемы технологий активизации познавательной деятельности на уроках физики...
Развитие познавательного интереса студентов к физике
Главная задача каждого преподавателя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей студентов, приобщение их к творческой деятельност...
"Использование творческих задач как метод активизации познавательного интереса к химии"
Материал содержит задания по химии творческого характера с межпредметным содержанием и профессиональной направленностью....