"Использование творческих задач как метод активизации познавательного интереса к химии"
статья

Дзагоева Фатима Борисовна

Материал содержит задания по химии творческого характера с межпредметным содержанием и профессиональной направленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_zadaniya.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Владикавказский многопрофильный техникум

имени кавалера ордена Красной Звезды Георгия Калоева»

Доклад

«Использование творческих задач как метод активизации познавательного интереса к химии»

Преподаватель химии - Дзагоева Ф. Б.

Владикавказ, 2024 г.

Цели изучения каждой дисциплины, в том числе химии, - не только формирование определенного багажа теоретических и фактических знаний, выработка необходимых практических навыков, но и постоянное развитие логического, творческого мышления. Творческое мышление характеризуется способностью к поиску решения в условиях неопределенности. Формирование такой способности особенно актуально для успешных студентов, поскольку, решая, как правило, типовые задачи, они привыкают к тому, что уже в условии сразу просматривается способ решения задачи. Столкнувшись же с ситуацией, когда неясны ни направление поиска, ни нужная глубина решения, ни область знаний, которую необходимо использовать, они нередко пугаются. На эффективность творческого мышления оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них - интеллект (хорошая память, устойчивое внимание и логическое мышление). На основании экспериментальных исследований можно утверждать, что у подростков старше 12 лет интеллектуальное развитие завершается, развитие же творческого мышления зависит от условий организации работы. Американские ученые установили, что в условиях соревнования и ограничения во времени творческие способности не проявляются.

Любой творческий процесс имеет этап, на котором доминирует интуитивно-образный строй мышления. Поэтому результативность творческого мышления зависит от того, насколько у студента развита его интуитивно-образная компонента. Немаловажный фактор, определяющий эффективность творческого мышления, - способность к рефлексии. Рефлексия - это осмысление и переосмысление содержания своих действий (интеллектуальная рефлексия), своего состояния и смысла своих действий (личностная рефлексия), смысла действий товарища (коммуникативная рефлексия) в условиях проблемно-конфликтной ситуации, каковой, несомненно, является процесс решения творческой задачи. Творческие задачи можно также рассматривать как средство повышения способности студентов к рефлексии, без которой невозможно достижение высокого качества знаний. По мере накопления числа решенных творческих задач студенты овладевают общими приемами поиска оригинального решения. Кроме того, сам процесс творчества дает его участнику мощный положительный эмоциональный импульс, что усиливает мотивацию учебы. Большое значение также имеет целенаправленное, систематическое ознакомление студентов с основными мыслительными операциями, приемами мышления. Специально подобранные задания могут развивать способность осуществлять мыслительные операции.

Выполнение творческих заданий любого типа предполагает поиск сведений по предложенной теме (самостоятельный или с помощью преподавателя). При наличии огромного массива легкодоступной информации (Интернет) существует опасность "списывания" - в том случае, когда, например, предлагаются рефераты на тривиальные темы. Творческая работа учащихся предполагает творческую работу и педагога (как минимум - изобретательность в формулировании темы, организация таких форм работы, где невозможна компиляция).

Творческая работа обучающихся - это их первая научная деятельность. В связи этим полезно вести:

  • поиск информации о химических свойствах, способах получения, применении веществ
  • выявление закономерностей изменения свойств химических объектов (вещество, реакция)
  • анализ наличия информации о химических объектах в доступных источниках,
  • выявление и сопоставление противоречивых сведений

Творческие задания для групп должны учитывать интересы и специфику мышления студентов и привлекать сведения из области технических дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью. Несомненно, использование задач с производственным содержанием на уроках дает обучающимся возможность понять применение химических знаний в ситуациях профессионального характера. Задачи с производственным содержанием дают широкое поле деятельности по применению проблемного обучения. Проблемные вопросы создают ситуации, побуждающие учащихся к активной мыслительной деятельности, поиску решения, который приводит к осмыслению и проецированию на конкретную профессиональную ситуацию. Большое значение имеют также задания химико-экологического направления.

Творческие задания по разделу «Общая и неорганическая химия»

1. Тема «Введение в неорганическую химию. Основные химические понятия и законы химии»

Беседа - дискуссия по теме «Химия в нашей жизни»: обсудить в группе и выразить мнение, привести «за» и «против» химии как науки.

а) В сообщениях средств массовой информации часто звучит мысль, которую кратко можно сформулировать так: «Все беды от химии». Прокомментируйте

б) Представьте ситуацию: в Северной Осетии в одночасье исчезли все вещества и вещи, которые дает нам химия. Вы группа специальных корреспондентов ТВ-программы. Составьте репортаж об этом событии.

в) Всем известно крылатое выражение: «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит». А для чего нужно учить химию?

г) 6 сентября 1751 г. на собрании Императорской Академии Наук М.В.Ломоносов произнес знаменитое «Слово о пользе химии»:

«…Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие, слушатели. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания. В первые времена от сложения мира принудили человека зной и стужа покрывать свое тело; тогда по первом листвия и кож употреблении домыслился он…приготовлять себе одежды, которые хотя к защищению тела его довольно служили, однако гнушались простою белизною и, пестреющим полям завидуя, подобного великолепия и в прикрытии своего тела икали. Тогда химия, выжимая из трав и из цветов соки, вываривая коренья, растворяя минералы и разные образы их между собою соединяя, желание человеческое исполнять старалась.

Сии химические изобретения не только увеселяющие взор наш перемены в одеяниях производят, но и другие склонности наши довольствуют».

Какие еще примеры мог бы привести М.В.Ломоносов, живи он в наше время? Попробуйте продолжить «Слово о пользе Химии».

2. Предложите, на ваш взгляд, более удачные, чем общепринятые названия нескольких химических элементов. Например, водород - значит “рождающий воду”. С другой стороны, водород является самым распространенным элементом во вселенной. Потому его можно было бы назвать что-то вроде “максикосм” или “космород” и т.д.

3. Известно, что все предметы состоят из атомов и молекул. Опишите вид из окна с точки зрения химической науки. Используйте термины и формулы химических соединений.

2. Тема «Основные классы неорганических соединений»

1. Домашнее задание химико-экологического направления. Представьте в любой, удобной для вас форме, ответы на 3-5 любых вопросов. Оценивается как точность, так и оригинальность формы представления ответов.

1) Что такое кислотные осадки?

2) Какие вещества являются причиной выпадения кислотных осадков?

3) Каковы основные природные и антропогенные источники кислотообразующих выбросов?

4) Какие процессы происходят с оксидами серы и азота при попадании их в атмосферу?

5) К каким последствиям для водной системы приводит выпадение кислотных осадков?

6) Появление ионов каких химических элементов в воде приводит к гибели рыб? Привести уравнения химических реакций.

7) Как влияют кислотные осадки на почву и почвенные микроорганизмы?

8) Как влияют кислотные осадки на численность популяций птиц?

9) Назовите основные способы предотвращения попадания кислотообразующих выбросов в атмосферу и ликвидации последствий закисления окружающей среды?

10) На заводе металлургическом заводе «Электроцинк» произошла крупная авария, в результате которой в окружающую среду попало большое количество оксида серы (IV). К каким последствиям это может привести и как их можно предотвратить? Привести необходимые уравнения химических реакций.

12) Почему при подкислении среды водоемов фосфаты, стимулирующие бурное развитие фитопланктона, становятся менее доступными? Приведите уравнения химических реакций. Как скажется гибель фитопланктона на жизнедеятельности других обитателей водоема?

2. Если верить легенде, Черное море получило свое название из-за почернения опускаемых в его пучинах серебряных предметов. Это связано с тем, что на глубине более 200 м морская вода содержит сероводород (продукт жизнедеятельности некоторых микроорганизмов). Наличие сероводорода делает невозможной жизнь морских растений и животных в этой зоне. В последние годы по непонятным причинам сероводород стал медленно подниматься к поверхности воды. Если этот процесс не прекратится, то Черное море станет безжизненным. Предложите способ борьбы с «наступлением сероводорода». Оцените предложенный вами способ с экономической и экологической стороны. В одном из стихотворений К.И. Чуковского есть такие строки: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море сине зажгли». Реально ли это сделать?

3. В настоящее время большое внимание уделяется разработке безотходных и экологически чистых технологий с низкой энергоемкостью. Исходя из этих требований, предложите схему получения важного азотного удобрения - аммиачной селитры. В качестве исходных соединений можно использовать любые встречающиеся в природе вещества.

4. На склад фирмы были привезены мешки с мелом и жженой известью. Во время перевозки этикетки с некоторых мешков были утеряны. Как установить, какие вещества находятся в мешках?

5. В сказке «Хрустальный лак П.П. Бажов рассказывает о замечательном лаке, которым нижнетагильские мастера покрывали расписные железные подносы: «А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та рисовка либо картинка как влитая в железо. Ни жаром, ни морозом ее не берет. Коли случится, какую домашнюю кислоту на поднос пролить, либо вино всплеснуть - вреда подносу нет… Паяльную кислоту, клей, железо к железу крепят, и ту, сказывают, доброго мастера подносы выдерживали. Ну, конечно, ежели царской водкой либо купоросным маслом капнуть - дырка будет. Тут не заспоришь, потому как против них не то что лак, а чугун и железо выстоять не могут». Как видите, мастеровые Урала еще в прошлом веке с кислотами «на ты» Объясните, о каких химических соединениях ведет речь рассказчик.

6. Напишите мини-сочинения: "Кислоты вокруг нас», "Практическое значение кислот и оснований".

7. По описанию догадайтесь о каком веществе идет речь.

«Образуется при молочно-кислом брожении сахаристых веществ под действием бактерий (при квашении капусты, созревании сыра). Применяется в производстве лекарственных средств, пластификаторов, при протравном крашении». (Молочная кислота)

«Очень известная особа. Родоначальница огромного семейства Сульфатов и Гидросульфатов. Тучна, масляниста, имеет большую плотность. Страдает пристрастием к воде и даже отнимает ее от других, готова принимать ее в любых количествах, но начинает злиться, шипеть и плеваться, если кто-то насильно в нее вольет воду. В больших количествах ее не способен вынести никто! Агрессивна и неуживчива, вытесняет некоторые вещества из их привычных соединений. Обожает стряпать самые разнообразные соли. Из-за скверного характера недоброжелатели в ее присутствии чернеют и обугливаются». (Серная кислота).

7. Нужный оттенок краске очень часто придают смешиванием различных пигментов. Однако здесь, если не учесть химической природы компонентов, можно ошибиться, например, смешение литопона и свинцовых белил, одинаковых по цвету, дает... черную массу. Объясните, почему.

3. Тема «Периодический закон и периодическая система

Д.И. Менделеева»

Для активизации познавательной деятельности на уроке можно использовать различные методические приемы. Самый эффективный способ - организация дидактических игр. Дидактические игры целесообразны прежде всего при изучении тем, которые недостаточно обеспечены химическим экспериментом. Тема «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева» требует запоминания множества новых понятий, включения абстрактного мышления учащихся. Чтобы помочь преодолеть трудности, можно использовать различные дидактические игры, головоломки, ребусы.

  1. Химические ребусы

Порядок составления ребусов.

1) Если перед рисунком или после него стоит запятая, то от названия отбрасывают букву в начале или в конце слова, если две запятые, то две буквы.

2) Если рисунок «вверх ногами», то его читают справа налево.

3) Если под картинкой цифры, то читать следует только те буквы в слове, которые соответствуют этим цифрам. Если над рисунком стоят зачеркнутые цифры, то буквы, соответствующие им, не читают.

4) Если две буквы написаны в третьей, то они читаются последовательно.

Такие задания вызывают интерес к предмету, делают процесс заучивания необременительным и даже приятным и вносят разнообразие в учебный процесс.

  1. Игра «Добавьте букву»

Цель: выучить (повторить) названия химических элементов.

Правила: написаны слова, к ним нужно добавить букву или слог в начале или в конце слова так, чтобы образовалось название химического элемента. Например, бар - барий, ром - бром, хром, род - водород, кислород, углерод, желе - железо, лото - золото, маг - магний, три - натрий, ребро - серебро.

Такие характеристики атома, как заряд ядра, энергия ионизации, связаны между собой определенными закономерностями, о которых Вам нужно рассказать первокласснику. Причем не просто рассказать, а рассказать так, чтобы он понял, о чем идет речь. Запишите свой рассказ. Сделайте к рассказу иллюстрации.

4. Металлы

  1. Многие физические свойства металлов можно объяснить наличием в них металлической связи. Подумайте, как, имея две стеклянные пластины и воду, можно построить модель для объяснения высокой механической прочности и пластичности металлов.

2. В цилиндр с водой налили ртуть и керосин, а затем опустили медную гирьку и кусочек натрия. Нарисуйте, как распределятся эти вещества в цилиндре.

3. Для маленьких детей любой металл – «железо». Как бы вы объяснили малышу, что металлы бывают разными и что их нельзя называть одним словом «железо»? Нарисуйте схему опыта, которым можно сопроводить Ваше объяснение.

4. Предположите, что произойдет на Земле, если исчезнет железо.

5. Опишите роль железа в жизнедеятельности организма человека в жанре репортажа.

6. Составьте расчетную задачу, взяв за основу любое из химических свойств цинка. Чтобы усложнить условие задачи, используйте понятие о массовой доле растворенного вещества или о массовой доле выхода продукта. Обменяйте составленными задачами с соседом по парте и решите их.

7. В природных водах железо присутствует в виде гидрокарбоната железа (II). Как используя этот факт, можно объяснить, что накипь на стенках чайника никогда не бывает белого цвета? При необходимости напишите уравнения реакций.

8. Для имитации золотых изделий раньше применяли «голландский металл» - сплав меди с цинком. Как отличить вещь, сделанную из такого сплава, от золотой вещи? В уравнениях реакций расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

Творческие задания по разделу «Органическая химия»

  1. Почти на всех нефтепромыслах раньше горели огненные факелы - жгли попутный газ. С одной стороны, он пожаро- и взрывоопасен, его необходимо было куда-то удалить, с другой - его было мало, и строить специальные газопроводы не было никакого смысла. Предложите выгодный способ транспортировки попутного газа.

2. Представьте ответ на любой из вопросов в произвольной форме (презентация, доклад, буклет и т.д.), дополнив его интересной информацией.

а) Что такое соляровое масло? Является ли оно жиром?

б) Что более «калорийно» - условное топливо (его теплотворная способность 29500 кДж/кг) или жир?

в) Православной церковью установлено около 200 постных дней в году, в том числе и все среды и пятницы. В эти дни исключались из пищи продукты животного происхождения, в том числе и жиры. Что такое постное масло? Постное мясо? Постный сахар?

г) Какова связь между жирными кислотами и жирами?

д) Является ли жиром подсолнечное масло?

е) Напишите уравнения реакций гидрирования и гидролиза жира, в состав которого входят пальмитиновая, олеиновая и стеариновая кислоты.

ж) Как экспериментально определить старое растительное масло?

3. Прочтите советы автомобилистам, придумайте свои советы по этим ситуациям или приведите другие примеры.

а) Прежде чем искрасить металлическую поверхность смочите ее раствором уксусной кислоты и высушите. После этого краска лучше пристанет и будет прочнее держаться.

б) Скорая помощь при появлении течи радиатора водяного охлаждения: засыпьте в радиатор несколько ложек сукой горчицы, она образует коллоидный раствор, который заполнит отверстие.

в) Эпоксидным клеем на определенное время можно восстановить сорванную резьбу у болта. Для этого очищенный болт покрывают слоем клея, затем тонким слоем какой-нибудь смазки, ввертывают болт в гайку и дают затвердеть.

г) Один из способов удаления нагара: чистый нафталин всыпать в неполный бензобак и выехать на шоссе. Когда бензин в баке будет на исходе, нагара в двигателе не останется. Это мероприятие стоит проводить не чаще, чем через 15-20 тыс. км пробега.

Задачи химико-экологического содержания по ТРИЗ

Задача 1. Какое предприятие загрязняет воздух?

Заметка в техническом журнале: “Засорение атмосферного воздуха отходами промышленных предприятий превратилось в проблему. Запретительные постановления властей выполняются плохо, ибо установка надежных фильтров обходится весьма дорого. Не помогает и угроза больших штрафов: обнаружить, какая именно труба является источником загрязнений, особенно если они бесцветны, практически невозможно. Чтобы поймать нерадивых промышленников, американские инженеры, следящие за чистотой воздуха, применили хитрый прием. Заметив в воздухе непорядок, они выпускают из разных мест множество небольших воздушных шаров, наполненных гелием, и наносят на городской план направление их полета. Так выявляются воздушные течения. Последующий анализ позволяет точно установить, в каком квартале находится виновник”.

Этот способ слишком громоздокНайдите лучшую идею с помощью Алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

Задача 2. Очистка сточной воды глиной

Сточные воды очищают от масел и смол, вводя в них крупинки сухой глины. Потом глина набухает в воде, плохо отстаивается, быстро забивает фильтры. Можно бы использовать для улучшения разделения глины и воды центрифуги, но воды надо чистить много – поэтому все эти способы неэффективны.

Как обеспечить быструю очистку большого объема сточной воды от глины?

Задача 3. Испарение нефти

В резервуарах для хранения нефти имеются потери из-за ее испарения. Известен способ хранения, по которому поверхность нефти закрывают плавающими экранами. Испарение резко уменьшается, если зазор между экраном и стенкой мал. Но стенка деформируется под действием меняющейся нагрузки и мешает свободному движению экрана. При большом зазоре экран двигается свободно, но нефть сильно испаряется. Как быть?

Задача 4. Очистка воды осаждением гидрооксидов металлов

Для очистки воды от растворимых соединений фосфора (а также от фенола. солей тяжелых металлов и пр.) смешивают ее с осадком гидрооксида железа(3). Мелкие частицы гидкооксидов железа или алюминия хорошо захватывают (удаляют из раствора) фосфаты, но потом трудно такие осадки, насыщенные водой, от воды. Эти осадки плохо фильтруются (быстро забивают, "заиливают" фильтры), медленно отстаиваются, легко взмучиваются при сливе воды после отстаивания. В последнем случае происходит "вторичное" загрязнение воды.

Как улучшить отделение осадков мелких частиц гидрооксидов?

Задача 5. Способы очистки поверхности моря от нефти

Способов уничтожения разлитой в море нефти придумано много. Можно, например, обработать нефтяную пленку, чтобы она рассеялась и осела на дно. Однако, абсорбенты для нефти дороги и токсичны. Кроме того, нефть со временем от них освобождается, всплывает или проникает в грунтовые воды. Добавляют в нефть магнитный порошок - это позволяет при помощи магнита собрать разлившуюся нефть. При этом усложняется оборудование.

При обработке нефтяной пленки абсорбентами нефть перестает растекаться по поверхности моря, но абсорбенты дороги, ядовиты, со временем они выделяют нефть обратно в воду.

Необходимо применять недорогие и доступные материалы для очистки поверхности моря от пленки нефти, не усложняя оборудования.

Задача 6. Способ обеззараживания питьевой воды

Удобнее всего обеззараживать воду хлором. А доставлять этот яд в баллонах или бочках приходится издалека. Везти хлор за тысячи километров от завода-поставщика хлопотно. Складировать баллоны с отравой на станциях нельзя без соблюдения жестких норм техники безопасности. Применять хлорирование в сельских и малонаселенных районах стало практически невозможно.

Таким образом, если для обеззараживания воды применяют хлор, то происходит необходимая очистка воды от вредных примесей, но хлор - сильный яд и возникают проблемы его складирования и хранения. Как быть?

Задача 7. Чистое ли небо над котельной?

Этот вопрос важен и с экономической, и с экологической точек зрения. Дым - это зеркало процесса сгорания топлива в топке котла. Если над высокой трубой светлая, прозрачная дымка, то все в порядке. Клубы черного дыма указывают на неблагополучие - это частицы несгоревшего топлива вылетают из топки котла. Конечно, можно периодически выходить и, подняв голову в небо, смотреть, какого цвета дым валит из трубы. Но желательно знать об этом на рабочем месте оператора.

Хорошо бы, чтобы дым сигнализировал оператору о наличии несгоревших частиц топлива. Как быть?

Задача 8. Метан и молния

Метан (СН4) извечный спутник подземной добычи угля. С воздухом газ образует весьма взрывоопасную смесь. Дегазационные установки, которые отсасывают в атмосферу эту смесь, оканчиваются надземными трубами, так называемыми свечами. А если в шлейф такой свечи попадет молния? Возникнет пожар. Как быть?

Задача 9. Запах в воздухе остатков нефти

После удаления разлитых нефтепродуктов, бензина, керосина остается неприятный запах. Небольшие помещения можно проветрить. А что делать с огромными площадями? Как избавиться от неприятного запаха?

Задача 10. Способ транспортировки попутного газа

Почти на всех нефтепромыслах раньше горели огненные факелы - жгли попутный газ. С одной стороны, он пожаро- и взрывоопасен, его необходимо было куда-то удалить, с другой - его было мало, и строить специальные газопроводы не было никакого смысла.

Предложите выгодный способ транспортировки попутного газа

Задача 11. Заслон от цементной пыли

На бетонных заводах и на окружающих их территориях всегда полно цементной пыли, несмотря на десятки работающих фильтров. Применяемые тканые фильтрующие рукава быстро забиваются цементной пылью, перестают пропускать воздух. Замена таких рукавов - дело хлопотливое и пыльное. Как быть?

Задача 12. Течь из автоцистерны

Под автоцистерной на шасси автомобиля помещен поддон, куда поступает вытекающий из автоцистерны радиоактивный раствор. Эта жидкость внешне неотличима от обычной воды. Шофер лишен возможности при движении контролировать емкость и поддон. Как ему определять наличие течи?

Задача 13. Камера для твердых отходов

Твердые радиоактивные отходы (ветошь, металлические обрезки, дерево, пластмассу) засыпают в камеры. В камерах возникают пустоты и неплотности, что нежелательно - хранилище отходов является дорогим, нужно полнее использовать его объем. Как быть?

Задача 14. Кладбища для отходов

Для уничтожения токсичных отходов производства часто используются могильники и отстойники. Однако некоторые химические соединения, особо токсичные и стойкие, и через много лет проникают в почву и грунтовые воды. Как быть?

Задача 15. Сбор нефтепродуктов с поверхности воды

Акватории морских и речных портов, места стоянки судов зачастую загрязняются нефтяным топливом. Особенно остро проблема сбора нефтепродуктов с поверхности воды встает в случаях аварий танкеров. Один из путей ликвидации загрязнений - высыпание на нефтяное пятно легких материалов, впитывающих нефть (пенька, гранулы пористых материалов, древесные опилки). Но трудно собрать эти материалы и отжать из них топливо в специальные емкости, чтобы вновь потом использовать эти пористые материалы. Как быть?

Задача 16. Сжигание нефтяной пленки

Поскольку нефтепродукты горючи, очистку от них водной поверхности можно было бы проводить путем сжигания нефтяной пленки. Способ, конечно, неэкономичен, связан с потерей топлива, но охрана природы, сохранение морской и прибрежной фауны и флоры важнее, чем экономия нефти. Но поджигать можно только относительно толстый слой плавающей на поверхности воды нефти. Если пленка тонкая, поджечь ее не удается. Предложите способ сжигания тонких пленок нефтепродуктов на поверхности воды.

Задача 17. Сточные воды и фильтры

Часто сточные воды приходится очищать от взвешенных коллоидных частиц. Это обычно делается путем фильтрования. Но размер коллоидных частичек очень мал, и они плохо и медленно фильтруются, при этом забиваются отверстия фильтров. Как быть

Задача 18. Очистка дорог ото льда

Предложена новая соль (вместо поваренной соли) против обледенения дорог. Это смесь ацетатов кальция и магния. Она в 20 раз дороже каменной соли, но снижает коррозию корпусов автомобилей и других металлических конструкций в 5-10 раз. За 15 лет англичане собираются сэкономить на этом 0,8 млрд. фунтов стерлингов. Новая соль безвредна, к тому же ацетат разлагается в почве до воды и углекислого газа. Реки и озера спасаются от засоления. Какой использован прием разрешения противоречий, какой химический эффект?

Список использованных источников

1. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ М.; Дрофа, 2002.

2. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности еѐ проявления в образовательной технологии // Химия в школе. – 2004. №3. – с.16-22

3. Решения творческих экологических задач: с использованием химических эффектов и ТРИЗ / сост. В.А. Михайлов и др. – Чебоксары: Изд. ЧувГУ, 1999, 160 с.

4. База творческих задач: http://www.trizland.ru/topics.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Инновационные методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

—Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением...

Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...

Пути активизации познавательного интереса на занятиях физики

Рассмотрены различные методы для активизации познавательного интереса...

Активизация познавательного интереса обучающихся методами игрового моделирования

Активизация познавательного процесса обучающихся методами игрового моделирования. Формы и методы игрового моделирования. Применение игрового моделирования на внеклассных занятиях и занятиях учебной пр...