Развитие познавательного интереса студентов к физике
статья
Главная задача каждого преподавателя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей студентов, приобщение их к творческой деятельности.
А поскольку задача преподавателя состоит в повышении мотивации студентов к изучению предмета и раскрытию индивидуальных качеств студента, то надо уметь выделить оптимальную модель, включающую метод обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы и привнести их в педагогический процесс.
Проработав преподавателем в техникуме сравнительно небольшой период – всего 5 лет, причем начал работу в малокомплектной сельской школе, понял, что в процессе обучения физики наряду с традиционными образовательными технологиями, о которых узнал еще во время обучения в институте, необходимо использовать и современные образовательные технологии. Ведь предмет физика – это предмет из области естественных наук, содержание которого отличает в достаточной степени фундаментальность, и, как следствие из этого, определенная часть студентов не проявляет большого внимания и интереса к изучению данного предмета.
Приходя впервые в кабинет физики, многие студенты интересуются физикой как экспериментальной наукой, ожидая занимательные и интересные опыты, но столкнувшись с большим объёмом теоретического материала большинство из них утрачивают интерес.
Задача учителя школы и преподавателей техникума заключается в том, чтобы интерес учащихся и студентов не только не угас, но наоборот стал ещё больше.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательного интереса
студентов к физике
Здравствуйте, уважаемые коллеги
Главная задача каждого преподавателя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей студентов, приобщение их к творческой деятельности.
А поскольку задача преподавателя состоит в повышении мотивации студентов к изучению предмета и раскрытию индивидуальных качеств студента, то надо уметь выделить оптимальную модель, включающую метод обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы и привнести их в педагогический процесс.
Проработав преподавателем в техникуме сравнительно небольшой период – всего 5 лет, причем начал работу в малокомплектной сельской школе, понял, что в процессе обучения физики наряду с традиционными образовательными технологиями, о которых узнал еще во время обучения в институте, необходимо использовать и современные образовательные технологии. Ведь предмет физика – это предмет из области естественных наук, содержание которого отличает в достаточной степени фундаментальность, и, как следствие из этого, определенная часть студентов не проявляет большого внимания и интереса к изучению данного предмета.
Приходя впервые в кабинет физики, многие студенты интересуются физикой как экспериментальной наукой, ожидая занимательные и интересные опыты, но столкнувшись с большим объёмом теоретического материала большинство из них утрачивают интерес.
Задача учителя школы и преподавателей техникума заключается в том, чтобы интерес учащихся и студентов не только не угас, но наоборот стал ещё больше.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. познавательный интерес - становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у студента постоянно должны возникать вопросы, ответы на которые он сам должен постоянно и активно искать.
В своей педагогической практике я применяю традиционные методы и формы обучени для усвоения учебного предмета, развития интереса, активизации учебной деятельности студентов. способствуют наиболее активные формы и методы обучения.
Методы обучения
Словесные (беседа, лекции)
- Наглядные (демонстрационные опыты)
- Практические (лабораторные, практические работы)
- Информационные;
- Поисково- исследовательские.
Формы обучения:
Формы работы со студентами разные: индивидуальная (подготовка докладов, помощь в разработке тем научных исследований и подборе списка литературы); групповая (работа над исследовательскими проектами); массовая (участие в научно - практических конференциях).
Можно представить в виде схемы 1
У преподавателя физики имеются большие возможности для возбуждения интереса к предмету, развития познавательной активности студентов, осуществления трудового воспитания в процессе изучения физики.
В каждом человеке живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий студент обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что - нибудь « открыть». Поэтому на своих уроках часто приходится проводить фронтальные опыты, а именно при проведении лабораторных работ.
Например:
Исследование равноускоренного прямолинейного движения
Студенты учатся измерять ускорение при равноускоренном прямолинейном движении; экспериментально устанавливать отношение путей, проходимых телом при равноускоренном прямолинейном движении за последовательные равные промежутки тела. Расчет и построение графиков зависимости пройденного пути и скорости от времени в случае прямолинейного равноускоренного движения.
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины
В этой работе студенты выясняют, как зависят период и частота свободных колебаний математического маятника от его длины.
Одним из эффективных, способов проверки текущих знаний студентов является физический диктант. Для повторения физических величин я даю задания на карточках. (Прилагается)
Установите соответствие между физическими терминами и его определеним: каждой позиции, обозначенные буквы, подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
Физический термин | Определение |
А Молекула | 1 –масса равна произведению массы одной молекулы данноговещества на постоянную Авогадро. |
Б постоянная Авогодро | 2 –хаотическое движение молекул. |
В Броуновское движение | 3 –число молекул, содержащихся в 1 моле любого вещества. |
Г Диффузия | 4-это мельчайшая частица данного вещества,сохраняющая все его химические свойства и способная к самостоятельному существовонию |
5 –это процесс, когда молекулы одного вещества проникают в промежутки между молекулами другого вещества |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
4 | 3 | 2 | 5 |
Установите единицы длины и его перевод в систему СИ.
Каждой позиции, обозначенные буквы, подберите соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.
Еденица длины | Перевод в систему СИ |
А 1 километр | 1. 0,1 м |
Б 1 дециметр | 2. 0,001 м |
В 1 сантиметр | 3. 1000 м |
Г 1 миллиметр | 4. 0,01 м |
5. 10000 м | |
6. 0,00001 м |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
3 | 1 | 4 | 2 |
Измерение единицы площади
1 квадратный метр (1 м2) | ||
название | Условное обозначение | соотношение |
А 1 квадратный километр | 1. 0,01 м2 | |
Б 1 гектар | 2. 0,0001 | |
В 1 ар | 3. 10000 м2 | |
Г 1 квадратный дециметр | 4. 0,000001 м2 | |
Д 1 квадратный сантиметр | 5. 1000000 м2 | |
Е 1 квадратный миллиметр | 6. 100 м2 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
5 | 3 | 6 | 1 | 2 | 4 |
Измерение единицы объема
1 кубический метр (1 м3) | ||
название | Условное обозначение | соотношение |
А 1 кубический километр | 1. 0,001 м3 | |
Б 1 кубический дециметр | 2. 0,001 м3 | |
В 1 кубический сантиметр | 3. 1 см3 | |
Г 1 литр | 4. 0,000001 м3 | |
Д 1 миллилитр | 5. 1000000000 м3 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
5 | 1 | 4 | 2 | 3 |
На уроках физики много решаем задач.
При решении задач используем алгоритм– как одну из логических форм организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает как и в какой последовательности получить результат. Они формируют у обучающегося четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний.
При изучении некоторых тем на уроках использую самостоятельную работу студентов с учебником.
Задания для самостоятельной работы, должны вызывать интерес у студентов.
. Например, прочтя параграф о механическом движении, можно записать следующую логическую цепочку: «механическое движение — траектория движения — путь — единицы пути». Это главные мысли данного параграфа, его ключевые моменты, «звенья» цепочки, а остальной материал лишь раскрывает, иллюстрирует их. В процессе такой работы заложенная в учебнике обширная информация как бы «свертывается» в несколько слов (звенья, образы), связанные между собой. Процесс выделения и раскрытия логических цепочек предполагает неоднократное чтение материала.
При изучении новой темы я стараюсь использовать таблицы (учебник Физика П. И.Самойленко ) п. 6.4. Кристаллическое состояние.
Прочитать абзац (Типы связей в кристаллах и заполнить таблицу)
Тип связи | Силы связи | Свойства веществ | Примеры | Рисунок |
Молекулярная связь |
Исследовательская деятельность учащихся.
Среди различных методов, применяемых мною на уроке и во внеурочной деятельности, я использую метод проектов и исследовательской деятельности.
Важной задачей внеклассных занятий по физике является развитие у студентов умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории.
Во внеурочное время занимаюсь с ребятами, которые проявляют интерес к предмету. В начале учебного года провожу беседу с целью выявления таких студентов, а потом формирую группу студентов для дополнительных занятий по предмету.
Проектная деятельность позволяет студентам самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации: справочную литературу, энциклопедии, Интернет, развивают умения студентов по использованию компьютерных технологий, что очень важно в современном мире.
Основные требования к методу проекта
• в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
• в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;
• исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно студентами, а преподаватель выступает в роли консультанта;
В целом в проектной деятельности можно выделить определенные этапы работы:
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса физики.
Например, после изучения темы: «Молекулярно - кинетическая теория строения вещества» мы выполнили исследовательскую работу «Выращивание кристаллов». Кристаллы повсюду. Они разнообразны, красивы, загадочны. И поэтому, нам захотелось больше узнать о том, какие бывают кристаллы, как они образуются, чем отличаются и конечно, попытаться самим вырастить это чудо природы.
Поэтому, свою работу мы посвятили отработке навыков по выращиванию самых необычных кристаллов из водных растворов солей.
Этапы выращивания кристаkлов:
Рис. 1. Взвесили соль медный купорос. | Рис. 2.Нагрели воду до 60о |
Сняли растворы с водяной бани и процедили их, чтобы растворы были чистыми. Снова сыпали в них соли, пока они не перестанут растворяться.
Второй день: 14.03.2018 год
Выращивание кристаллов.
На дне и стенках сосудов образовались кристаллики. Перелили растворы через марлю в чистые емкости. Выбрали из всех кристалликов самые большие и в подвешенном состоянии опустили в растворы. Оставили их расти.
За несколько дней наши кристаллы сильно подросли. В результате у нас получились три монокристалла.
Кристаллы из раствора медного купороса, сульфата магния и сульфата марганца:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса студентов через внеаудиторную работу.
исследоватнльская статья....
"Исследование на уроках естественнонаучного цикла - как основа развития познавательного интереса"
Из опыта работы по проектной деятельности студентов во внеурочное время....
Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования
Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры
Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...
"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....
Развитие познавательного интереса и повышение мотивации к выбранной профессии
В статье с презентацией предложен материал по развитию познавательного интереса, профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа на занятиях биологии, географии и методики п...
Учебно-методический комплект практических занятий по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»
Учебно-методический комплект к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов...