планирование работы с детьми в ДОУ по охране природы
методическая разработка на тему
практическое занятие "Планирование работы с детьми в ДОУ по охране природы" предназначеноо для студентов по специальности "Дошкольное образование" и нацелено на отработку навыа составления календарных планов по охране природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_raboty_s_detmi_po_ohrane_prirody.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие 21
Планирование организации работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении по охране природы
Цель: отработать навык составления календарного плана воспитателя
Порядок работы:
- Повторить лекцию «Основы планирования экологического воспитания в ДОУ»
- Изучить статью Резниковой-Миловановой Л. Е. «Планирование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении».
- Составить календарный план воспитателя на неделю июня в любой возрастной группе на выбор. (Можно использовать программу «Пралеска»)
- В календарном плане работа планируется: утром (до завтрака), на занятии, на прогулке и во вторую половину дня;
- В календарном плане отражают содержание деятельности, ее цель (закрепление и уточнение знаний; работа по формированию навыков и умений; воспитание нравственных качеств: ответственности, трудолюбия, бережного отношения к природе). Продумываются материал, формы и способы организации детей, основные приемы руководства их деятельностью.
“Планирование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении”.
Большинство современных детей редко общается с природой. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В нашем детском саду занятия по экологическому воспитанию практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Целью экологического воспитания являются:
- создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
- изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи экологического воспитания:
- Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
- Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
- Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
- Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
С детьми я начала работать с младшей группы и приоритетным направлением своей деятельности я выбрала экологическое воспитание детей «Познай мир природы».
Разработка системы наблюдений за растениями, которые окружают дошкольников, изучение детьми объектов живой и неживой природы, формирование у ребенка элементов экологической культуры – все это очень важно в наши дни. Наблюдая за детьми, стала замечать, что дети к животным относятся более бережно, чем к растениям. Думаю, что одна из причин этого заключается в том, что животных легче, чем растения идентифицировать собой, наделить их разумом и переживаниями сходными со своими собственными. Дети мало знают о растениях, об их потребностях, особенностях развития.
Свою работу по экологии я начала с изучения литературы по данной теме. Поставила цели и задачи. На втором этапе занялась выбором теоретического материала, подбором практических методов, составила план, куда вошли также занятия по экологическому воспитанию. Они построены по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом. Совершенствования речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего. Совместной практической деятельности воспитателя и детей. Работу по экологическому воспитанию детей я веду в режимных моментах, и стараюсь построить согласно временам года. Для этого в начале учебного года составлен план, который включает в себя: занятия, наблюдения, игровые ситуации, опытно – экспериментальную деятельность.
НООД состоят из трех частей:
- часть – беседа (рассказ, экскурсия);
- часть – игра экологического или природоведческого направления;
- часть – проведение опытов и экспериментов
На занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.
Так же в работе широко использую загадки о природе и природных явлениях. Наглядный материал: стенды, фотографии, комнатные цветы, деревца на участке детского сада, фонотеку дисков с познавательным материалом о природе.В своих занятиях используются различные подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса»,в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе;дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память.Настольно-печатные игры «Времена года», «Чьи детки», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», «Узнай дерево» - направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы. Словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?» - закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции. Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мысленную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно), но и для живых объектов, т.е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.
В работе использую такие опыты и наблюдения:
- Заготавливаем с осени семена различных растений кладем в кормушку, наблюдаем, какие птицы предпочитают какой корм.
- Весной трогаем стволы белоствольной березы и рябины, сравниваем какой ствол теплее. (положите не солнце белую и темную бумагу: какая из них быстрее нагреется?)
- С осени собираем и засушиваем листья и плоды разных растений. Раскладываем по коробочкам или мешочкам.(Можно использовать пустые пластиковые баночки из под витаминов с проделанными дырочками.) А потом пробуем по запаху определять, что это за растение.
- Наблюдаем и определяем, где больше всего растет цветов и почему? И другие…
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я используем традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). Ещё одна форма работы с семьёй, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Где можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Автор: Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в ГБОУ СПО Зарайском педагогическом коледже имени В.В. Виноградова Московской области
В данной работе представлен опыт работы по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей ОБПР в учреждении СПО...
Практикум - «Охранять природу – значит охранять жизнь»
Практикум - «Охранять природу – значит охранять жизнь»...
Технологическая карта "Охранять природу – значит охранять жизнь"
Технологическая карта "Охранять природу – значит охранять жизнь"...
Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в" БПТТ им.Н.В.Грибанова"
Изучение психолого-педагогических особенностей детей сирот и ОБПР в техникуме....
Роль международных организаций в охране природы
В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды. Уже существуют экологические беженцы и эколо...
Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.
Демонстрация эффективного собственного опыта работы с детьми с особыми потребностямии их продителями .Арт-терапия в работе с детьми с нарушением...
Открытый урок(конспект) по обществознанию «Охранять природу – значит охранять жизнь», 7 класс
Человечество прошло длинный путь, и изначально человек был частью природы, но, по мере развития, человечество выделилось из природы, создав искусственную среду обитания, но при этом сохранив с ней тес...