Урок на тему "Имя существительное". (Заполнение кластера), 5 класс.
план-конспект урока на тему
Сегодня преподавать по старинке нельзя, поэтому в основу урока положена идея заполнения кластера. Я придумала кластер в виде дома, где на каждом этаже будут размещены общее значение, грамматические признаки и синтаксическая роль имени существительного. Так как это урок повторения, учащиеся, повторяя, заполняют кластер. Я думаю, такая форма увлечет учащихся, заставит думать, потому что они захотят побыстрее "заселить дом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-sushchestvit.docx | 56.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Зелено-Рощинская основная общеобразовательная школа
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Урок – заполнение кластера
По ФГОС
«Имя существительное»
(Повторение изученного в 5 классе)
Учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Мутагировой Ирины Федоровны
2014 год
- Организационный этап
Учитель: Доброе утро, ребята.
Откроем тетради и запишем дату и тему урока (слайд 1)
(слайд 2)
Тема урока: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»
(слайд 3)
2. Определение целей урока:
1.Теоретическая:а)повторение орфографических правил,
б)повторение общего значения, морфологических признаков и синтаксической роли имени существительного.
2. Практическая:выполнение заданий, закрепляющих изученный материал; заполнение кластера.
3. Воспитательная: развитие литературной речи.
(слайд 4)
Эпиграфом к нашему року послужат слова Льва Васильевича Успенского
«Имя существительное – хлеб языка»
- Как вы эти слова понимаете?
- Актуализация. Учебная ситуация
Учитель: Давайте, ребята пофантазируем, но сначала вспомним, какую приключенческую повесть американского писателя Самюэля Клеменса или Марка Твена мы изучили на уроках литературы
(слайд 5)
в 5 классе?
Обучающиеся: В 5 классе мы изучили повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Фина».
Учитель: Представьте себе, что Том Сойер начал изучать русский язык, и мы должны ему помочь в этом. Лучше, конечно, ему начать с изучения имени существительного, потому что в русской речи на 100 слов приходится 40 имен существительных.
(слайд 6 – изображение кластера)
В ходе урока мы должны заполнить кластер в виде трехэтажного дома. (У каждого ученика на столе рабочий лист с изображением кластера, который должен быть заполнен в ходе урока).А вот почему именно в виде трехэтажного дома, давайте попробуем ответить. С этой целью откройте «Грамматические копилки» (так мы называем справочники, в которых ребята с 5 по 9 классы в виде опорных схем пишут все изученные правила) и найдите план морфологического разбора имени существительного.
- Что общего в кластере и в плане морфологического разбора имени существительного? (если дети затрудняются ответить, можно предложить разобрать имя существительное)
Обучающиеся: Три этажа дома соответствуют трем пунктам плана морфологического разбора имени существительного: 1- это общее значение,2 – морфологические признаки, 3 – это синтаксическая роль в предложении.
Учитель: Давайте вспомним, что же такое имя существительное?
Обучающиеся дают определение имени существительного.
- Творческое добывание знаний. Решение учебной ситуации
Учитель: Посмотрите, ребята, внимательно на кластер.
- Как вы думаете, какая часть в доме является главной?
Обучающиеся: Фундамент.
Учитель: Верно.
- Какой раздел русского языка является фундаментом для имени существительного?
Обучающиеся: Орфография.
Учитель: Вписываем в кластер слово «Орфография».
(Слайд 7)
Учитель: Повторяем изученные орфографические правила и пишем словарно-цифровой диктант.
- д...лина
- к...ртина
- прик...сновение
- изл..жение
- к...сательная
- р...стение
- р...сток
- заг...р
- зар...сли
- отр...сль (слайд 8)
Учитель: Проверяем. Посмотрите на ключ. Поменяйтесь тетрадями и проверьте. Если нет ошибок, в тетрадь ставим «5».
(слайд 9)
Учитель: Итак, мы начинаем «заселять» 1 этаж дома. К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова относятся к именам существительным.
(слайд 10)
Учитель: Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».
- Какие же названия предметам дает имя существительное?
Обучающиеся работают в парах. Каждая пара выполняет свое задание, продолжая ряд тремя словами.
- Живые существа: ученица...
- Явления природы: гроза...
- Явления общественной жизни: собрание...
- Признак как предмет: синева...
- Действие как предмет: бег...
(слайд11)
Физминутка:Погляди на солнце,(ученики поднимают голову вверх)
В стороны всмотрись(поворачивают голову сначала влево, затем вправо)
И Земле родимой низко поклонись.(ученики делают поклон, рукой доставая пол)
Ты присядь на травку, (приседают)
Грудью всей вдохни,(глубокий вдох)
От трудов своих немножко отдохни
(садятся, закрывают глаза и считают до пяти)
(слайд 12)
Обучающиеся работают по тексту, который отпечатан на рабочем листе и предложен каждому ученику.
Учитель: Ребята, давайте выразительно прочтем стихотворение
Р.Фархади «Земные слова»
Ученик читает стихотворение:
На всех языках есть такие слова:
мать, родина, счастье,
река, синева.
Кто б ни был,
любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые, земные...
И суть их проста:
хлеб, утро, работа.
мечта, красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
война, разоренье, жестокость, вражда.
Останутся с нами другие слова.
В них гордая сила людского родства:
мир, дружба и радость высокой волной -
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной.
(слайд 13)
Учитель: Спасибо, (имя ученика). Давайте выполним задания и впишем в кластер ответы. Работаем по вариантам. Первый ряд делится на варианты. Учащиеся 1 варианта выписывают имена существительные женского рода, 2 варианта – имена существительные мужского рода, а учащиеся второго ряда выписывают имена существительные среднего рода.
Ответы обучающихся:
Женский род: мать, родина, река, синева, работа, мечта, красота, тревога, война, вражда, дружба, радость, волной, планеты, сила.
Мужской род: язык, огонь, хлеб, словарь, мир.
Средний род: счастье, утро, слово, разоренье, родство.
Учитель: Какой грамматический признак мы должны вписать в кластер?
Обучающиеся: Род.
Учитель: Выписать имена существительные единственного и множественного числа. Первый ряд – единственного числа, второй ряд – множественного числа.
Ответы обучающихся.
Учитель: Какой грамматический признак имени существительного мы впишем в кластер?
Обучающиеся: Число.
Учитель: Чем отличаются слова «мир и дружба» от слов «люди и дети»? Обучающиеся: Первые два слова стоят в единственном числе, а вторые - во множественном числе.
Учитель: Верно. А еще чем?
Обучающиеся: Это одушевленные и неодушевленные имена существительные.
(повторяется правило).
Учитель: Итак, 2 ряд выписывает одушевленные имена существительные,
1 ряд – неодушевленные имена существительные.
(в кластер записывается этот грамматический признак)
(слайд 14)
Учитель: Какой еще грамматический признак можно определить у имени существительного?
Обучающиеся: Склонение.
Учитель: Давайте вспомним все, что вы знаете о склонениях
(повторяется правило).
Найти и выписать в тетрадь имена существительные 1, 2 и 3 склонений. (обучающиеся делятся на 3 группы по указанию учителя, выписывают в тетрадь, отвечают, а затем вписывают в кластер склонение).
Учитель:Давайте запишем слова: планеты, о словарях, волной, дружба.
Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?
(Обучающиеся дают ответы и выясняют, что у них разные падежи).
Учитель: Давайте, ребята, впишем в кластер еще один грамматический признак – падеж.
А что еще мы заем об имени существительном?
Обучающиеся: Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
(Все вписывается в кластер).
Учитель:Итак, посмотрите, мы «заселили» второй этаж дома-кластера.
А теперь нам предстоит выяснить, что мы должны вписать в окошки на третьем этаже.
Обучающиеся: Синтаксическую роль имени существительного в предложении.
(слайд 15)
Учитель:Посмотрите на слайд. Что мы видим? Как вы думаете, зачем он нам нужен.
Обучающиеся: Пейзаж. Мне кажется, что мы должны написать мини-сочинение.
Учитель: Вам, ребята, сейчас предстоит поработать над этим пейзажем. (делит класс на группы). 1 группа придумывает предложение, чтобы имя существительное было подлежащим, 2 группа, чтобы имя существительное было сказуемым, 3 группа, чтобы имя существительное было дополнением, 4 группа – определением, 5 группа - обстоятельством.
(Если у обучающихся возникнет проблема при составлении предложения с именем существительным в роли определения, то следует помочь и объяснить о приложении. Это будет элемент опережающего обучения).
Ответы обучающихся:
1)На картине изображено прекрасно озеро.(подлежащее)
2)«Озера – глаза Земли» - писал И.А. Бунин.(сказуемое)
3)По берегам озеро заросло пышной растительностью.(обстоятельство)
4)На небе нет облаков, оно чистое, лазурное.(дополнение)
5) Мы часто отдыхаем на берегу Байкал-озера.(определение).
Учитель:Итак, мы видим, что имя существительное может быть выражено любым членом предложения, давайте всю эту информацию внесем в кластер.
(учащиеся вписывают в кластер, а на слайде появляется изображение получившегося в ходе урока кластера).
Теперь, ребята, посмотрите на слайд и проверьте, все ли у вас получилось так. (Обучающиеся проверяют).
Как вы думаете, может ли составленный нами кластер помочь Тому Сойеру при изучении имени существительного?
Ученики:- Я считаю, что поможет.
- Я думаю, поможет, потому что при заполнении кластера повторяется все, что мы изучили об имени существительном.
- Я думаю, поможет, потому что при заполнении кластера повторяются и общее значение имени существительного, и морфологические признаки, и синтаксическая роль в предложении.
5. Этап закрепления
Учитель:Сейчас мы должны закрепить наши знания и с этой целью записать морфологический разбор слов.
(Работа проводится в группах. Каждой группе дается предложение, одно слово в нем подчеркнуто, обучающиеся должны произвести морфологический разбор. После завершения работы обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга).
1 группа – Береги честь смолоду.
2 группа –Россия – Родина моя.
3 группа – Вечная память героям, погибшим в годы войны.
4 группа – Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери.
6 этап - Домашнее задание
Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.
Слайд 16:
Тема 36, повторить все правила об имени существительном, выполнить упражнения № 200 и № 203.)
7 этап - Рефлексия
Учитель:Давайте подведем итоги нашего урока. Итак,
- Что мы знаем об имени существительном?
Ответы обучающихся.
Учитель: Оцените свои ответы.
- Всегда ли они были полные?
- Какие ошибки были в ответах одноклассников?
- Что необычного было в уроке?
Я, ребята, думаю, что мы не напрасно сегодня потрудились. Мне хочется, чтобы все, что мы делали, осталось навсегда в вашей памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урокна тему: "Передача детьми выразительных образов в движении"
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ : « ПЕРЕДАЧА ДЕТЬМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ДВИЖЕНИИ».Цели и задачи: - развивать у детей умственные способности, ...
Урок русского языка во 2 классе по теме: « Имя существительное. Урок-обобщение».
Продолжить работу по развитию речи (устной, письменной, расширение словарного запаса); памяти, мышления и внимания....
Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. 4 класс.урок русского языка.
Совершенствование умений распознавать падежи имён существительных. Развитие творческого, образного мышления, коммуникативных навыков....
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...
Правописание сложных существительных 6 класс
Задачи урока:1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное.2.Осознать ценность совместной деятельности.3.Развивать монологическую и диалогическую речь.4.Контролировать чистоту род...
Разносклоняемые имена существительные 6 класс
Образец выполнения проекта для учащихся в виде презентации по русскому языку на тему "Разносклоняемые имена существительные"...