Урок на тему "Имя существительное". (Заполнение кластера), 5 класс.
план-конспект урока на тему

Мутагирова Ирина Федоровна

Сегодня преподавать по старинке нельзя, поэтому в основу урока положена идея заполнения кластера. Я придумала кластер в виде дома, где на каждом этаже будут размещены общее значение, грамматические признаки и синтаксическая роль имени существительного. Так как это урок повторения, учащиеся, повторяя, заполняют кластер. Я думаю, такая форма увлечет учащихся, заставит думать, потому что они захотят побыстрее "заселить дом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-sushchestvit.docx56.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Зелено-Рощинская основная общеобразовательная школа

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Урок – заполнение кластера

По ФГОС

«Имя существительное»

(Повторение изученного в 5 классе)

        Учителя русского языка и литературы

                                                      высшей квалификационной категории

                                                       Мутагировой Ирины Федоровны

        2014 год

  1. Организационный этап

Учитель: Доброе утро, ребята.

Откроем тетради и запишем  дату и тему урока (слайд 1)

                                        (слайд 2)

Тема урока: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»

(слайд 3)

2. Определение  целей  урока:

1.Теоретическая:а)повторение орфографических правил,

 б)повторение  общего     значения, морфологических признаков и синтаксической роли имени существительного.

2.  Практическая:выполнение заданий, закрепляющих  изученный материал; заполнение  кластера.

3.  Воспитательная: развитие литературной речи.

                                                     (слайд 4)

Эпиграфом  к нашему року послужат слова  Льва Васильевича Успенского

                            «Имя существительное – хлеб языка»

- Как вы эти слова понимаете?

  1. Актуализация.  Учебная ситуация

Учитель: Давайте, ребята пофантазируем, но сначала вспомним, какую приключенческую повесть  американского писателя Самюэля Клеменса или Марка Твена мы изучили на уроках литературы

                                                 (слайд 5)

в 5 классе?

Обучающиеся: В 5 классе мы изучили повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера и  Гекльберри Фина».

Учитель: Представьте себе, что Том Сойер начал изучать русский язык, и мы должны ему помочь в этом.  Лучше, конечно, ему начать с изучения имени существительного, потому что в русской речи на 100 слов приходится 40 имен существительных.

(слайд 6 – изображение кластера)

        В ходе урока мы должны  заполнить кластер в виде трехэтажного дома. (У каждого ученика на столе рабочий лист с изображением  кластера, который должен быть заполнен в ходе урока).А вот почему именно  в виде трехэтажного дома, давайте попробуем ответить. С этой целью откройте «Грамматические копилки» (так мы называем справочники, в которых ребята  с 5 по 9 классы в виде  опорных схем пишут все изученные правила) и найдите план  морфологического разбора имени существительного.

- Что общего в кластере и в плане морфологического  разбора имени существительного?  (если дети затрудняются ответить, можно предложить разобрать имя существительное)

Обучающиеся: Три этажа дома соответствуют трем пунктам плана морфологического разбора имени существительного: 1- это общее значение,2 – морфологические признаки, 3 – это синтаксическая роль в предложении.

Учитель: Давайте вспомним, что  же такое имя существительное?

Обучающиеся дают определение имени существительного.

  1. Творческое добывание знаний. Решение учебной ситуации

Учитель: Посмотрите, ребята, внимательно  на кластер.

- Как вы думаете, какая часть в доме является главной?

Обучающиеся: Фундамент.

Учитель: Верно.

- Какой раздел русского языка является фундаментом для имени существительного?

Обучающиеся: Орфография.

Учитель: Вписываем в кластер слово «Орфография».

                                                    (Слайд 7)

Учитель: Повторяем изученные орфографические правила и пишем словарно-цифровой диктант.

  1. д...лина
  2. к...ртина
  3. прик...сновение
  4. изл..жение
  5. к...сательная
  6. р...стение
  7. р...сток
  8. заг...р
  9. зар...сли
  10. отр...сль                              (слайд 8)

Учитель: Проверяем. Посмотрите на  ключ.  Поменяйтесь тетрадями и проверьте.  Если нет ошибок, в тетрадь ставим «5».

                                                     (слайд 9)

Учитель: Итак, мы начинаем «заселять» 1 этаж дома. К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова относятся к именам существительным.

                                                      (слайд 10)

Учитель: Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».

- Какие же названия предметам дает имя существительное?

Обучающиеся  работают в парах. Каждая пара выполняет свое задание, продолжая ряд тремя словами.

  1. Живые существа: ученица...
  2. Явления природы: гроза...
  3. Явления общественной жизни: собрание...
  4. Признак как предмет: синева...
  5. Действие как предмет: бег...

                              (слайд11)

Физминутка:Погляди на солнце,(ученики поднимают голову вверх)

В стороны всмотрись(поворачивают голову сначала влево, затем вправо)

И Земле родимой низко поклонись.(ученики делают поклон, рукой доставая пол)

Ты присядь на травку, (приседают)

Грудью всей вдохни,(глубокий вдох)

От трудов своих немножко отдохни

(садятся, закрывают глаза и считают до пяти)

(слайд 12)

Обучающиеся работают по тексту, который отпечатан на рабочем листе и предложен каждому ученику.

Учитель: Ребята, давайте выразительно прочтем стихотворение

 Р.Фархади «Земные слова»

Ученик читает стихотворение:

На всех языках есть такие слова:

мать, родина, счастье,

река, синева.

Кто б ни был,

любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые, земные...

И суть их проста:

хлеб, утро, работа.

мечта, красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

война, разоренье, жестокость, вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

мир, дружба и радость высокой волной -

Мы – люди.

Мы – дети планеты одной.

                                                          (слайд 13)

Учитель:  Спасибо, (имя ученика). Давайте выполним задания и впишем в кластер ответы. Работаем по вариантам.  Первый  ряд делится на варианты. Учащиеся 1 варианта выписывают имена существительные женского рода, 2 варианта – имена существительные мужского рода, а учащиеся   второго ряда выписывают имена существительные  среднего рода.

Ответы обучающихся:

Женский род: мать, родина, река, синева, работа, мечта, красота, тревога, война, вражда, дружба, радость, волной, планеты, сила.

Мужской род: язык, огонь, хлеб, словарь, мир.

Средний род: счастье, утро, слово, разоренье, родство.

Учитель: Какой грамматический признак мы должны вписать в кластер?

Обучающиеся: Род.

Учитель: Выписать имена существительные единственного и  множественного числа. Первый ряд – единственного числа, второй ряд – множественного числа.

Ответы обучающихся.

Учитель: Какой  грамматический признак имени существительного мы впишем в кластер?

Обучающиеся:  Число.

Учитель:  Чем отличаются слова «мир и дружба» от слов «люди и дети»? Обучающиеся: Первые два слова стоят в единственном числе, а вторые  - во множественном числе.

Учитель: Верно. А еще чем?

Обучающиеся: Это одушевленные и неодушевленные имена существительные.

(повторяется   правило).

Учитель:  Итак, 2 ряд выписывает одушевленные имена существительные,

1 ряд – неодушевленные имена существительные.

(в кластер записывается  этот грамматический признак)

(слайд 14)

Учитель:  Какой еще грамматический признак можно определить у имени существительного?    

Обучающиеся: Склонение.

Учитель: Давайте вспомним  все, что вы знаете о склонениях

(повторяется правило).

Найти  и выписать в тетрадь имена существительные 1, 2 и 3 склонений.                    (обучающиеся делятся на 3 группы по указанию учителя, выписывают в тетрадь, отвечают, а затем вписывают в кластер  склонение).

Учитель:Давайте запишем слова: планеты, о словарях, волной, дружба.

 Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?

(Обучающиеся дают ответы и выясняют, что у них разные падежи).

Учитель: Давайте, ребята, впишем в кластер еще один грамматический признак – падеж.

  А что еще мы заем об имени существительном?

Обучающиеся: Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

(Все вписывается в кластер).

Учитель:Итак,  посмотрите, мы «заселили» второй этаж дома-кластера.

А теперь нам предстоит выяснить, что мы должны вписать в окошки на третьем этаже.

Обучающиеся: Синтаксическую роль имени существительного в предложении.

                                              (слайд 15)

Учитель:Посмотрите на слайд.  Что мы видим? Как вы думаете, зачем он нам нужен.

Обучающиеся: Пейзаж. Мне кажется, что мы должны написать мини-сочинение.

Учитель: Вам, ребята, сейчас предстоит поработать  над этим пейзажем. (делит класс на группы). 1 группа придумывает предложение, чтобы имя существительное было подлежащим, 2 группа, чтобы имя существительное было сказуемым, 3 группа, чтобы имя существительное было дополнением, 4 группа – определением, 5 группа - обстоятельством.

(Если у обучающихся  возникнет проблема при составлении  предложения с именем существительным в роли определения, то следует помочь и объяснить о приложении.  Это будет элемент опережающего обучения).

Ответы обучающихся:

1)На картине изображено прекрасно озеро.(подлежащее)

2)«Озера – глаза Земли» - писал И.А. Бунин.(сказуемое)

3)По берегам озеро заросло пышной растительностью.(обстоятельство)

4)На небе нет облаков, оно чистое, лазурное.(дополнение)

5) Мы часто отдыхаем на берегу Байкал-озера.(определение).

Учитель:Итак, мы видим, что имя существительное может быть выражено любым членом предложения, давайте всю эту информацию внесем в кластер.

(учащиеся вписывают в  кластер, а на слайде появляется изображение получившегося в ходе урока  кластера).

Теперь, ребята, посмотрите на слайд и проверьте, все ли у вас получилось так. (Обучающиеся проверяют).

Как вы думаете, может ли составленный нами кластер помочь Тому Сойеру  при изучении имени существительного?

Ученики:- Я считаю, что поможет.

                 - Я думаю, поможет, потому что  при заполнении  кластера повторяется все, что мы изучили об имени существительном.

                - Я думаю, поможет, потому что при заполнении  кластера повторяются и общее значение имени существительного,  и морфологические признаки, и синтаксическая роль в предложении.

5. Этап  закрепления

Учитель:Сейчас мы должны  закрепить наши знания и с этой целью записать морфологический разбор слов.

 (Работа  проводится в  группах. Каждой группе дается предложение, одно слово в нем подчеркнуто, обучающиеся должны  произвести морфологический разбор. После завершения работы  обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга).

1 группа – Береги честь смолоду.

2 группа –Россия – Родина моя.

3 группа – Вечная память героям, погибшим в годы войны.

4 группа – Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери.

6 этап  - Домашнее задание

Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.  

Слайд 16:

Тема 36,  повторить все правила об имени существительном, выполнить упражнения № 200 и № 203.)

7 этап - Рефлексия

Учитель:Давайте подведем итоги нашего урока.  Итак,

- Что мы знаем об имени существительном?

Ответы обучающихся.

Учитель:  Оцените свои ответы.

- Всегда ли они были полные?

- Какие  ошибки были в ответах одноклассников?

- Что необычного было в уроке?

Я, ребята,  думаю, что мы не напрасно сегодня потрудились.  Мне хочется, чтобы все, что мы делали,  осталось навсегда в вашей памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урокна тему: "Передача детьми выразительных образов в движении"

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ : « ПЕРЕДАЧА  ДЕТЬМИ  ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ  ОБРАЗОВ В ДВИЖЕНИИ».Цели и задачи:       -  развивать у детей умственные способности, ...

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Имя существительное. Урок-обобщение».

Продолжить работу по развитию речи (устной, письменной, расширение словарного запаса); памяти, мышления и внимания....

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. 4 класс.урок русского языка.

Совершенствование умений распознавать падежи имён существительных. Развитие творческого, образного мышления, коммуникативных навыков....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...

Правописание сложных существительных 6 класс

Задачи урока:1.Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное.2.Осознать ценность совместной деятельности.3.Развивать монологическую и диалогическую речь.4.Контролировать чистоту род...

Разносклоняемые имена существительные 6 класс

Образец выполнения проекта для учащихся в виде презентации по русскому языку на тему "Разносклоняемые имена существительные"...