Методическая разработка занятия по теме: « Классификация психодиагностических методик (дисциплина: основы психодиагностики)».
методическая разработка на тему
Методическая разработка занятия по психодиагностике для студентов колледжа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihodiagnostika_klassifikatsiya_pd_metodik_urok.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по теме: « Классификация психодиагностических методик (дисциплина: основы психодиагностики)».
Составитель: Иванова М.А.
Цель: Знакомство с классификацией психодиагностических методик.
Задачи:
Приобрести практический опыт:
- планирования, организации и проведения психологического исследования;
- проведения психологического (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
- реализации базовых психодиагностических процедур, направленных на исследование семейного фона младших школьников и последующих рекомендаций;
уметь:
- использовать научно обоснованные методы и современные информационные технологии в организации собственной профессиональной деятельности, разбираться в классификации психодиагностических методик;
- осуществлять психологическое исследование;
знать:
- знание современных требований к выбору психодиагностических методик;
- знание особенностей психодиагностической работы с различными возрастными группами;
- этапы построения психологического исследования;
- Познакомить с классификацией психодиагностических методик.
- Учится классифицировать методики по различным свойствам.
- Составить описание методик по предложенной классификации.
- Учить студентов работать самостоятельно, оценивать свою деятельность.
- Выполнить задание по тех. карте.: продуктивная активность на уроке.
Время: 40 мин.
Оборудование:
- опорные материалы к уроку,
- раздаточный материал с классификацией методик, листы самооценки;
- Учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с. « Практическая психодиагностика»
Конспект.
- Приветствие 1 мин.
- Актуализация знаний. 10 мин.
- Какие методы исследования человека вы знаете? С какими вы познакомились на уроках педагогики?
Сегодня на занятии мы познакомимся с классификацией психодиагностических методик.
- Для чего нам надо ее знать?
- Как мы сможем использовать эти знания в дальнейшей профессиональной деятельности?
Методы психологии делятся на:
- Методы сбора психологической информации.
- Методы обработки и анализа психологической информации (с ними вы познакомитесь на экспериментальной психологии и ОУИДС).
- Какие методы отнесем к методам сбора психологической информации?
Методы психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений. Они позволяют не только описывать, регистрировать психические явления, но и научно объяснять их.
Основные методы психологии, они же и основные методы исследования мира вообще: наблюдение (житейское и научное), эксперимент (лабораторный и естественный).
В психодиагностике используются специальные методы, с помощью которых выявляются важные факты, закономерности и механизмы психики, особенности исследуемого человека (учащегося). Применяются и частные методы, какие:
- метод беседы
- анализ продуктов деятельности (тетради, поделки)
-анамнезтический метод (изучение истории болезни, мед. карта)
- биографический
- социометрия
- анкетный метод (опрос, интервью)
- метод тестов
3. Класификация психодиагностических методик. 5 мин.
- Что такое тест?
Тест – стандартизированная психологическая методика исследования человека. В экспериментальной психологии тест устанавливает количественные различия между людьми. Диагностическое обследование ориентировано на поиск известных закономерностей в «неизвестных» обследуемых.
11 КРИТЕРИЕВ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕСТА по В.К.Гайде, В.П. Захаров
(основание, по которому можно делить все тесты)
1. По назначению:
-Общие диагностические: тест общих способностей GATB, Айзенк, Бине-Симона.
-Профессиональная пригодность (технические, гуманитарные и др. способности: Беннета).
-Специальные способности (музыкальные, художественные, конторские).
-Тесты достижений (школьная успеваемость, отбор в ВУЗы).
2. По качеству методики:
- Стандартизованные
- Нестандартизованные
3. По материалу оперирования:
- Бланковый (тесты бумаги и карандаша).
- Предметные (инструментальные): кубики, монтажные доски
- Аппаратурные методики
4. По количеству испытуемых (индивидуальные, групповые):
К индивидуальным относятся проективные: Роршаха, ТАТ, Розенцвейга.
Индивидуальное тестирование предназначено:
-для больных
- при интересе к процессу решения задач
Проведение индивидуального тестирования требует большого мастерства.
5. По форме ответов:
- Устные
- Письменные
- Деятельностные
6. По ведущей ориентации (направленности):
- Скорости
- Мощности (уровень развития интеллекта)
- Смешанные
7. По составу задач:
- Гомогенные (однородные)
- Гетерогенные
8. По комплексности:
- Изолированные (одиночные)
- Батарейные
- Многократной интерпретации (проективные тесты)
9. По характеру ответов:
- Тесты с задачами, в которых ответы предписаны
- Тесты-задачи со свободными ответами
10. По широте ответа:
- Интеллектуальные
- Личностные (свободные ассоциации, проективные методики, самоотчет или личностные опросники)
11. По характеру умственных действий:
- Вербальные
- Невербальные
4. Практическая работа. 10 мин.
Сегодня на уроке мы будем учиться составлять описание методик. Для чего?
- Что бы целесообразно сделать выбор методик для исследования индивидуального или группового тестирования, знать что необходимо для проведения той или иной методики, чистые листы или бланки и тд.
Задание: классифицировать предложенные методики по всем параметрам (раздать распечатки по классификации).
1.Айзенк стр.141
2.Незаконченные предложения Сакса стр.117
3.Д-Д-Ч стр.36
5. Проверка выполненного задания, анализ работ. 10 мин.
6.Заключение.4 мин. На занятии мы познакомились с классификацией психодиагностических методик:
Лист самооценки.
Задание: оценить свою компетентность в области классификации психодиагностических методик .
ФИО, группа:
Компетентность | Баллы | |
1 | Могу интерпретировать некоторые детали изображения | 5 |
2 | Могу интерпретировать основные элементы изображения | 8 |
3 | Составить портрет личности по тесту | 10 |
4 | Составить полную характеристику личности и дать рекомендации | 15 |
5 | Провести методику на другом лице и дать рекомендации | 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Классификация и маркировка легированных сталей"
Методическая разработка содержит пояснительную записку , план урока, структуру урока, вопросы входного контроля и контрольные вопросы, тесты по темам "Углеродистые стали" и "Легированные стали"....
Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...
Методическая разработка открытого урока тема: «Классификация статистических показателей»
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Статистика" по теме "Классификация статистических показателей" для специальности: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский у...
Методическая разработка занятия по теме "Производственные процессы на предприятиях, их структура и классификация"
На предприятиях по ходу движения материального потока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по междисциплинарному курсу МДК 01.01 «Основы технологии пиротехнических производств» на тему: «Фейерверочные составы»
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия со студентами 3 курса специальности 18.02.11 Технология пиротехнических составов и изделий по МДК 01.01 Основы технологии п...
Методическая разработка урока по теме: " Классификация продовольственных товаров"
Методическая разработка...
Методическая разработка урока по теме: " Классификация продовольственных товаров"
Методическая разработка урока...