Методическая разработка урока по теме "Классификация и маркировка легированных сталей"
методическая разработка по теме
Методическая разработка содержит пояснительную записку , план урока, структуру урока, вопросы входного контроля и контрольные вопросы, тесты по темам "Углеродистые стали" и "Легированные стали".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки краснодарского края
государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Новороссийский колледж строительства и экономики»
краснодарского края
(ГБОУ СПО «НКСЭ» КК)
Методическая разработка
урока по дисциплине «Материаловедение»
Тема урока «Классификация и маркировка легированных сталей»
Разработала:
преподаватель М.В. Тюменцева
2013 год
Содержание
- Пояснительная записка
- План урока
- Список литературы
- Приложение А Вопросы и ответы фронтального опроса
- Приложение Б Ответы на контрольные вопросы
- КПК по теме «Углеродистые стали»
- КПК по теме «Легированные стали»
Пояснительная записка
Данный урок проводится с применением технологии адаптивного обучения.
На уроке используются следующие методы организации и руководства учебно-познавательной деятельностью студентов:
- беседа с использованием вопросно-ответного метода. При этом методе преподаватель побуждает студентов воспроизводить ранее полученные знания и умения, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, внимательность и интерес, стимулирует активную работу, обеспечивает осознанное усвоение знаний на уроке, что облегчает домашнюю работу;
- объяснение в сочетании с вопросами, задаваемыми как преподавателем, так и студентами;
- самостоятельная работа с учебником. При этом методе реализуется две задачи: студенты усваивают учебный материал и накапливают опыт работы с текстом, овладевая таким приемом работы с печатными источниками, как конспектирование;
- практический метод. Этот метод обучения направлен на применение полученных знаний при решении практических задач;
- метод иллюстраций.
На данном уроке необходимо изучить новые знания о легированных сталях.
На этапе актуализации проводится повторение темы «Углеродистые стали» вопросно-ответным способом. Студентам предлагается:
повторить знания об углеродистых сталях;
восстановить в памяти классификацию углеродистых сталей по качеству и правила их расшифровки.
Затем проводится контрольный этап с использованием тестовых заданий.
Эта информация необходима для изучения новой темы.
Изучение вопроса о влиянии легирующих элементов на свойства стали проводится в виде самостоятельной работы с целью усвоения новых знаний.
На следующем этапе студентам предлагается ознакомиться с правилами маркировки легированных сталей с использованием учебника и попытаться самостоятельно составить общую схему маркировки легированных сталей.
Классификация легированных сталей – это распределение их по группам в зависимости от классификационных признаков. Этот вопрос изучается по следующему алгоритму:
объяснение преподавателя;
- построение таблицы студентами в конспекте (использование метода сжатия информации);
- иллюстрация таблицы.
На этапе проверки усвоения знаний студентам предлагается выполнить задания по расшифровке и зашифровке марок легированных сталей.
Данный вид самостоятельной работы проводится с целью применения изученных знаний к решению различного рода задач. Студентам необходимо самостоятельно расшифровать предложенные марки легированных сталей, а также выполнить обратную операцию, т.е. записать марку легированной стали по описанию.
Данные задания являются одним из практических методов обучения. Основная цель заданий – формирование у студентов умений практического использования правил маркировки легированных сталей. Они являются эффективным способом закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков студентов. Задания по расшифровке марок легированных сталей относятся к репродуктивным, а по зашифровке – к проблемным. Второй вид заданий способствует выработке не только глубоких и прочных знаний, но и достаточно гибких.
План урока
Тема: «Классификация и маркировка легированных сталей»
Цели урока:
образовательная – сформировать новые понятия о легированной стали и легирующих элементах, обеспечить усвоение правил классификации и маркировки легированных сталей;
развивающая – развивать память, познавательные потребности, умение сравнивать, анализировать и выявлять нужную информацию.
воспитательная – воспитывать внимательность; формировать положительные мотивы учения и опыт сотрудничества с преподавателем в учебном процессе.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Пространственно – временное обеспечение: урок планируется проводить в обычном учебном кабинете в течение 80 минут.
Средства обучения: учебники, презентация, стальные детали, КПК
Структура урока (Таблица 1)
Основные понятия:
легированная сталь,
легирующий элемент.
Методические рекомендации:
- раскрыть назначение процесса легирования металлов;
- показать общую схему маркировки легированных сталей;
- раскрыть суть классификационных признаков легированных сталей.
Изучение новых знаний
осуществляется путем беседы и объяснений преподавателя, работы с учебником при рассмотрении вопроса о влиянии легирующих элементов на свойства сталей, составлении классификационной таблицы и разработке схемы маркировки легированных сталей, расшифровки и зашифровки марок легированных сталей.
Выводы:
легированная сталь:
- содержит легирующие элементы, способствующие изменению свойств;
- маркируется буквенно-цифровыми символами, которые говорят о химическом составе и качестве данной марки, а в отдельных случаях и о принадлежности данной марки к той или иной группе.
Планируемый результат:
студенты умеют:
расшифровывать и классифицировать марки легированных сталей.
Критерии достижения:
проверка выполнения практических заданий.
Таблица 1- Структура урока
Время, мин. | Содержание работы | Метод обучения | Наглядные пособия | Деятельность на уроке: | |
преподавателя | студентов | ||||
2 | Организационная часть:
| Объяснительно-иллюстративный | Слайд №№1-3 | Сообщает информацию | Воспринимают, осознают, фиксируют в памяти |
25 | Актуализация:
| Репродуктивный | Приложение А Слайд №4 | Задает вопросы; | Отвечают на вопросы преподавателя; |
| Контрольный | КПК по теме «Углеродистые стали», ключи к КПК | раздает КПК; объясняет правила работы с КПК; проверяет ответы; объявляет отметки | работают с КПК; зачитывают номера ответов; заслушивают и записывают полученные отметки | |
3 | Мотивация. | Репродуктивный | Сообщает информацию (Любому технику, работающему с металлами необходимо знать классификацию легированных сталей по различным признакам и их маркировку, уметь правильно определять по марке стали ее химический состав.) | Усваивают, воспроизводят | |
42 | Изучение новых знаний | ||||
| Репродуктивный | Слайд №5 | задает вопросы; объясняет | слушают; осмысливают; отвечают на вопросы; ведут записи в конспекте | |
| Частично-поисковый | Учебник Слайд №№6-8 | консультирует | работают с учебниками; ведут записи в конспекте | |
| Частично-поисковый | Учебник Слайд №№ 9-11 | задает вопросы; комментирует ответы; консультирует | отвечают на вопросы; записывают в конспект обозначения легирующих элементов; создают в конспекте структурную схему маркировки легированных сталей | |
| Репродуктивный | Учебник Слайд №№ 12-19 | объясняет, показывает «скелет» таблицы на слайде; консультирует | слушают; осмысливают; работают с учебниками; создают таблицу в конспекте | |
10 | Проверка усвоения:
| Контрольный | Слайд №20 | выдает задания; заслушивает ответы; объявляет отметки | Работают с заданиями; оглашают ответы; заслушивают полученные отметки |
5 | Подведение итогов | Проблемный | Задает вопросы | Формулируют выводы | |
3 | Объявление домашнего задания | Слайд №№21, 22 | [1], с.107-113 | Записывают |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богодухов С.И., Гребенюк В.Ф., Синюхин А.В. Курс материаловедения в вопросах и ответах - М., Машиностроение , 2003
- Марочник сталей и сплавов: Справочник /Под общ. ред. А.С. Зубченко. - М.: Машиностроение - 2003. - 448 с.
- Никифоров В.Н. Технология металлов и других конструкционных материалов – Спб.: Политехника, 2009
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Вопросы и ответы фронтального опроса
ВОПРОС: Что такое сталь?
ОТВЕТ: Сталь - это сплав железа с углеродом, содержание которого составляет от 0,022% до 2,14%.
ВОПРОС: По каким признакам классифицируют углеродистую сталь?
ОТВЕТ: Углеродистую сталь классифицируют по следующим признакам:по качеству и способу раскислени.я
ВОПРОС: На какие группы по качеству делятся угдеродистые стали?
ОТВЕТ: У гдеродистые стали делятся на следующие группы по качеству: стали обыкновенного качества, качественные и высококачественные
ВОПРОС: Какие группы сталей обыкновенного качества различают в зависимости от назначения?
ОТВЕТ: В зависимости от назначения различают следующие группы сталей обыкновенного качества: Группа А - стали поставляются только по механическим свойствам; Группа Б - поставляются только с гарантируемым химическим составом; Группа В - с гарантированным химическим составом и гарантированными свойствами.
ВОПРОС: Как подразделяются качественные углеродистые стали по содержанию марганца?
ОТВЕТ: По содержанию марганца качественные углеродистые стали подразделяются на следующие группы: с обычным содержанием марганца (до 0,8 %); с повышенным содержанием (до 1,2 %).
ВОПРОС: Как подразделяются по содержанию углерода качественные углеродистые стали?
ОТВЕТ: По содержанию углерода качественные углеродистые стали подразделяются на: низкоуглеродистые (до 0,25 % С), среднеуглеродистые (0,3—0,55 % С), высокоуглеродистые (0,6—0,85 % С).
ВОПРОС: На какие группы подразделяются углеродистые стали по способу раскисления?
ОТВЕТ: По способу раскисления углеродистые стали подразделяются на кипящие, полуспокойные, спокойные.
ВОПРОС:Какова структура обозначения марок сталей обыкновенного качества?
ОТВЕТ: Структура обозначения марок сталей обыкновенного качества следующая:
на первом месте обозначается группа стали в зависимости от назначения (группа А не указывается);
на втором записываются буквы Ст, обозначающие сталь обыкновенного качества;
на третьем месте записывается цифра, указывающая на номер марки;
на четвертом месте записываются буквы, указывающие на группу стали по способу раскисления (сп - спокойная, пс - полуспокойная, кп - кипящая).
ВОПРОС: Какова структура обозначения марок качественных сталей?
ОТВЕТ: Структура обозначения марок качественных сталей следующая:
на первом месте записываются двузначные цифры, которые означают среднее массовое содержание углерода в сотых долях процента;
на втором записываются буквы, указывающие на группу стали по способу раскисления ( спокойная не указывается, пс - полуспокойная, кп - кипящая).
ВОПРОС: Какова структура обозначения марок инструментальных сталей?
ОТВЕТ: Структура обозначения марок углеродистых инструментальных сталей следующая:
на первом месте записывается буква У, указывающая на углеродистую инструментальную сталь;
на втором записывается цифра, указывающая массовое содержание углерода в десятых долях процента;
на третьем месте указывают на группу стали по качеству (качественная сталь не обозначается, а высококачественная обозначается буквой А).
Приложение Б
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ВОПРОС: Какие стали называются легированными?
ОТВЕТ: Легированными называются стали, содержащие присадки (легирующие элементы)
ВОПРОС: Какие элементы являются легирующими?
ОТВЕТ: Легирующими элементами могут быть вольфрам, молибден, марганец, титан, тантал , хром и др..
ВОПРОС: Для чего легируют стали?
ОТВЕТ: Стали легируют для улучшения их физико-механических и химических свойств.
ВОПРОС: Каковы правила обозначения легированных сталей?
ОТВЕТ: - каждая марка стали состоит из букв и цифр;
- первые цифры марки указывают среднее содержание углерода в сотых долях %;
- одна цифра перед маркой соответствует содержанию углерода в десятых долях %;
- цифры, стоящие за буквами, означают среднее содержание данного легирующего элемента в стали в целых %;
- буква А в конце марки указывает на высококачественную сталь, а тире и буква Ш – на особовысококачественную сталь;
- отсутствие цифр перед маркой стали означает, что углерода в стали содержится от 1 до 1,5%;
- отсутствие цифр после букв означает, что данного легирующего элемента в стали содержится от 1 до 1,5%.
ВОПРОС: Расшифровать марки сталей: Х10С2М; Н35ХМВ.
ОТВЕТ: Х10С2М – легированная сталь;
Содержание углерода – 1%;
Х10 – содержание хрома 10%;
С2 – содержание кремния 2%;
М – содержание молибдена 1%;
сталь качественная.
Н35ХМВ - легированная сталь;
Содержание углерода – 1%;
Н35 – содержание никеля 35%;
Х – содержание хрома 1%;
М – содержание молибдена 1%;
В – содержание вольфрама 1%;
сталь качественная.
ВОПРОС: Записать марку стали, содержащую 1% углерода, 18% никеля, 8% кобальта, 5% молибдена, 1% титана.
ОТВЕТ: Н18К8М5Т
ВОПРОС: По каким признакам классифицируют легированные стали?
ОТВЕТ: Производственно-технологическая классификация построена по ряду признаков:
- химическому составу;
- основному легирующему элементу;
- количеству легирующих элементов;
- общему содержанию легирующих элементов;
- структуре в отожженном состоянии;
- структуре после охлаждения на воздухе.
КПК по теме «Углеродистые стали»
ВАРИАНТ № 1
Ответить на вопросы теста, выбрав правильный номер ответа.
На листочке записать номер вопроса, а рядом номер ответа.
Вопросы | Ответы |
|
|
| 1. ВСтЗпс 2. Ст0 3. БСт5сп |
| 1. 60; 2. 45пс; 3. 08кп |
| 1. Низкое содержание углерода. 2. Низкое содержание серы. 3. Низкое содержание фосфора. 4. Низкое содержание марганца. 5. Низкое содержание серы и фосфора. |
| 1. Сталь обыкновенного качества 2. Качественная сталь 3. Высококачественная сталь 4. Инструментальная углеродистая сталь |
КПК по теме «Углеродистые стали»
ВАРИАНТ № 2
Ответить на вопросы теста, выбрав правильный номер ответа.
На листочке записать номер вопроса, а рядом номер ответа.
Вопросы | Ответы |
|
|
| 1. Группа А 2. Группа Б 3. Группа В |
| 1. 06кп; 2. 60 3. 30пс; |
| 1. Ст8кп; 2. 30пс; 3. 60 |
| 1. В целых 2. В десятых 3. В сотых 4. В тысячных |
КПК по теме «Углеродистые стали»
ВАРИАНТ № 3
Ответить на вопросы теста, выбрав правильный номер ответа.
На листочке записать номер вопроса, а рядом номер ответа.
Вопросы | Ответы |
|
|
|
|
| 1. Ст8кп; 2. 30пс; 3. Ст10сп |
| 1. 08кп; 2. 30пс; 3. 60 |
| 1. Группа А 2. Группа Б 3. Группа В |
КПК по теме «Углеродистые стали»
ВАРИАНТ № 4
Ответить на вопросы теста, выбрав правильный номер ответа.
На листочке записать номер вопроса, а рядом номер ответа.
Вопросы | Ответы |
| 1. Азот 2. Алюминий 3. Высококачественную сталь 4. Группу А по назначению 5. Зависит от того, где расположена буква в марке |
| 1. 08кп; 2. 30пс; 3. 60 |
|
|
| 1. Группа А 2. Группа Б 3. Группа В |
| 1. Ст8кп; 2. 45пс; 3. 50 |
Ключи к КПК по теме «Углеродистые стали»
№ вопроса № варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | 2 | 1 | 5 | 1 | |
4 | 1 | 1 | 1 | 2 | |
2 | 1 | 2 | 3 | 2 | |
3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
КПК по теме «Легированные стали»
ВАРИАНТ № 1
Ответить на вопросы теста, выбрав правильный номер ответа.
На листочке записать номер вопроса, а рядом номер ответа.
Вопросы | Ответы |
|
|
|
4. ХВГ; ШХ; 12ХН3А |
| 1. В целых 2. В десятых 3. В сотых 4. В тысячных |
|
|
| 1. Марганец 2. Молибден 3. Магний 4. Медь |
КПК по теме «Легированные стали»
ВАРИАНТ № 2
Ответить на вопросы теста, выбрав правильный номер ответа.
На листочке записать номер вопроса, а рядом номер ответа.
Вопросы | Ответы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключи к КПК по теме «Легированные стали»
№ вопроса № варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | 2 | 1 | 5 | 2 | |
3 | 4 | 3 | 1 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-263741-1370599362.jpg)
Презентация по теме "Классификация и маркировка легированных сталей"
Презентация является приложением у метод разработке урока "Классификация и маркировка легированных сталей"...
Методическая разработка сценария для начальной школы "Мы школьниками стали" или "Путешествие по островам"
В сценарии в игровой форме, персоонажи Ученый кот, почтальон Печкин, Шапокляк пригглашают детей отправится в путешествие по островам конечная цель - остров "Мечты"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1277906-1602590736.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн
В настоящее время наиболее актуальными являются активные формы и методы обучения. В процессе таких занятий каждый студент непрерывно побуждается к активной деятельности,...
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине «Материаловедение» Тема: « Металлы: черные и цветные, их сплавы, маркировка и их применение »
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине «Материаловедение» Тема: « Металлы: черные и цветные, их сплавы, маркировка и их применение »...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353152-1385291598.jpg)
Презентация к открытому уроку по материаловедению на тему "Легированные стали"
Презентация к открытому уроку по материаловедению на тему "Легированные стали"...