Методическая разработка открытого урока тема: «Классификация статистических показателей»
методическая разработка на тему
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Статистика" по теме "Классификация статистических показателей" для специальности: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_uroka.doc | 117 КБ |
absolyutnye_otnositelnye_velichiny.ppt | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
Методическая разработка
по проведению открытого урока
Тема: «Классификация статистических показателей»
по дисциплине: «Статистика»
для специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Составил преподаватель: А.В.Валиулина
Южно-Сахалинск
2017
Содержание
стр.
- Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………3
- Ход учебного занятия ……………………………………………………………………………………………………… 4
- Приложение 1. Проверочные задания………………………………………………………………………………………8
Литература ……………………………………………………………………………………………………………………….
Пояснительная записка
Сахалинский промышленно-экономический техникум готовит специалистов по и бухгалтерскому учету. Это востребованная специальность на рынке труда, имеющая большие перспективы в развитии. Социально-экономические преобразования, происходящие в России в начале XXI века, требуют существенного изменения содержания подготовки специалистов вооруженных знаниями современных экономических наук, владеющих основами бухгалтерского учета и экономики, способных применять более эффективные методы работы и воздействия на деятельность предприятий в условиях рынка.
Открытый урок по теме: «Классификация статистических показателей» проводится для студентов второго курса
специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Цели учебного занятия:
- Обучающая: дать представление о понятиях: статистический показатель и его классификация; абсолютные показатели (величины); относительные показатели (величины): планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, интенсивности.
- Развивающая: создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения, умения работать с текстом, выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.
- Воспитательная: создавать условия для формирования коммуникативной компетенции через работу в малых группах, способствовать принятию ответственности за решение, воспитывать осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Форма учебного занятия: работа фронтальная и в малых группах
Используемые методы обучения:
основные – словесный, наглядный; практический
интерактивные - частично-поисковый, кластер.
Средства обучения: электронная презентация в MS PowerPoint, раздаточный материал, кластеры, цветные маркеры или фломастеры, бумага (формат А3), магниты.
Развиваемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ | Содержание и структура учебного занятия | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
Подготовительный этап | До УЗ | На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: включает оборудование для просмотра презентации, оформляет доску, запускает презентацию 1 слайд | По возможности помогают преподавателю | |
Подготовка студентов к работе на УЗ (1 мин) | 09:00 09:01 | Здравствуйте, ребята! Рада вас сегодня видеть на занятии. 1 слайд | Приветствуют преподавателя, воспринимают информацию, настраиваются на работу. | |
Проверка домашнего задания (10 мин) | 09:01 09:11 | Ребята, напомните мне, какое у нас было домашнее задание? В конце пары, пожалуйста, сдайте папки с домашним заданием мне на стол. На прошлом занятии, я вас предупреждала, что сегодня урок у нас начнется с проверки ваших знаний по изученной теме. Сейчас в течении 10 минут вы выполните проверочную работу, которая включает в себя пять заданий по четырем вариантам. Четыре задания – это тесты, пятое задание включает в себя часть кластера, который вы должны будите завершить. Обратите внимание, что проверочное задание включает в себя критерий оценивания, вариант и строку для указания Ф.И.О. Тестовые задания предполагают один правильный ответ, а где ответов больше, в самом задании это указано. Напоминаю, время выполнения – 10 минут! 1 слайд | Студенты слушают. Затем выполняют индивидуальные задания | |
Целевая установка (2,5 мин) | 09:11 09:13,5 | 2 слайд Ребята, посмотрите на этот слайд, что вы видите? О чем эта информация? Как она представлена? Какую информацию, нам дают эти цифры (числа)? Какая между ними разница? Как называются числа, представленные %? А как называются числа, представленные абсолютным значением? 2 слайд – определение темы. Формулируем тему: Абсолютные и относительные величины…. 3слайд – сама тема. Ребята запишите тему занятия в тетрадь. 4 слайд – определяем задачи. Ребята, а чтобы изучить эту тему, какие нужно будет нам решить задачи? Ребята, скажите, а зачем вам бухгалтерам изучать абсолютные и относительные показатели? Где они вам могут пригодиться? Ребята, сегодня за занятие вы оценки получите только за проверочную работу. Но ваша активность сегодня вам поможет лучше разобраться в новой теме и получить хорошую оценку на следующем занятии. | Смотрят на слайд, отвечают на вопросы, ставят цели и задачи УЗ. Перечисляют понятия, которые будут изучать на УЗ. Абсолютны величины и относительные величины. | |
Актуализация опорных знаний (1,5 мин) | 09:13,5 09:15 | 5 слайд – план урока 1. Понятие статистический показатель 2. Абсолютные показатели, единицы их измерения 3. Относительные показатели Скажите, пожалуйста, чтобы изучить тему Классификация статистических показателей, какие темы необходимо знать? Статистическая сводка? Понятие статистическая группировка? Виды группировок? Статистические ряды распределения? А зачем знать основные правила построения таблиц, их чтение и анализ? Какое это имеет отношение к статистическим показателям: абсолютным и относительным? | Смотрят на слайд Отвечают на вопросы Статистическая сводка – это обработка первичных данных в целях получения обобщенных характеристик изучаемого явления Статистическая группировка – это разделение общей совокупности единиц объекта наблюдения по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы……. Виды группировок: типологические, аналитические, структурные. Ряд распределения – это упорядоченные по определенному варьирующемуся признаку однородные группы единиц совокупности. | |
Объяснение нового материала (59 мин) (физ-минутка 2,5мин. в 9:45) | 09:15 10:14 | Ребята, прежде чем мы будем с вами изучать абсолютные и относительные показатели, мы должны рассмотреть само понятие «показатель». 6 слайд Статистический показатель – количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов. 7 слайд Различают:
По охвату единиц совокупности различают:
По временному фактору различают:
По пространственной определенности, различают:
С точки зрения свойств конкретных объектов и формы выражений показатели делятся на абсолютные, относительные и средние. Теперь перейдем к изучению абсолютных показателей. 8 слайд Абсолютные величины - дают первоначальное представление об изучаемых явлениях и характеризуют объем, величину, размер явлений и их признаков. Например, объем товарооборота, выпуск продукции, численность студентов в техникуме и т.д. 9 слайд Структура абсолютной величины 1. Основание - конкретное число или цифра без относительно к чему –либо. 2. Признак, характеризует: - конкретное явление (что?); - территория (где?); - срок или период времени (года?); - единица измерения. 10 слайд Пример, Численность населения России на 1 января 2017 года составила 146 804 372 человека. (согласно данным Росстата от 31.07.2017 "Изменение численности постоянного населения субъектов Российской Федерации по компонентам за 2016 год"). 11 слайд Классификация абсолютной величины (показателя) 1. Единица измерения: 1.1 натуральные (кг, м, шт., литр., пары); 1.2 стоимостные (денежные); 1.3 трудовые (отработано человеко- дней, часов, лет); 1.4 условные (лошадиные силы, эталоны) 2. По уровню обобщения: 2.1 единичные (индивидуальные)
Относительные показатели 12 слайд Относительная величина (показатель) – по своей структуре представляет собой отношение двух абсолютных величин между собой. 13 слайд Виды относительных показателей (величин)
где, Хпл – уровень показателя запланированного на предстоящий период; Хо - уровень показателя достигнутого в предыдущем периоде Экономический смысл: показывает на сколько % предполагается изменить показатель, по какому-либо явлению (нарастить или снизить) по сравнению с фактически достигнутым уровнем предплановом периоде. 14 слайд Пример, Товарооборот торгового предприятия: За I квартал (факт) составил 250 млн.руб. Во II квартале (план) – 350 млн.руб. Планируется увеличить товарооборот во II квартале на 40%, или на 100 млн.руб. ΔТоб = 350-250 = 100 млн.руб.
15 слайд 2. Относительный показатель выполнения плана (опвп) где, Х1 – уровень фактически достигнутый в отчетном периоде; Хпл –уровень запланированный на отчетный период Экономический смысл: показывает на сколько % фактически был выполнен план (прогноз, или задание) 16 слайд Пример, Выпуск продукции: II квартал (план) - 200 тыс. руб. II квартал (факт) – 220 тыс.руб. План выполнен на 110%, т.е. перевыполнен на 10% 17 слайд 3.ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДИНАМИКИ (ТЕМП РОСТА) (ОПД) где, Х1 – уровень фактически сложившийся в текущем периоде; Хо – уровень фактически сложившийся в предыдущем (базисном) периоде. Экономический смысл: показывает, на сколько % изменилось явление (выросло или снизилось) во времени. 18 слайд Пример, Авиаперевозки компании «Аэрофлот»: 2013 г. – 20,9 млн.чел. 2014 г. – 23,6 млн.чл. Количество пассажиров в 2014г. возросло на 13%.
4.ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СТРУКТУРЫ (ОПС) где, Х – уровень части совокупности; А – суммарный уровень совокупности в целом. Экономический смысл: показывает какую долю, занимает исследуемая часть в общем явлении. 20 слайд
Проверка: ОПС (х) + ОПС (у) + ОПС (z) = 100,0 21 слайд Пример, Товарооборот (факт) – 265 тыс.руб., в т.ч. - продовольственных товаров (пт) – 120 тыс.руб.; - непродовольственных товаров (нт) – 145 тыс.руб. ОПС (пт) 120 : 265 ×100 = 45,28% ОПС (нт) 145 : 265 × 100 = 54,72% Проверка: 45,28 + 54,72 = 100, 00%
5.ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕНСИВНОСТИ (ОПИ) Экономический смысл: такие величины определяют при любом экономическом анализе. 23 слайд Пример, За сентябрь:
6.ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СРАВНЕНИЯ (ОПСР) где, Х(А) – абсолютный показатель, характеризующий объект А. Х (В) - абсолютный показатель, характеризующий объект В. Экономический смысл: показывает, во сколько раз анализируемый объект по конкретному признаку превышает другой. 25 слайд Пример, Сравним три самых больших страны мира по населению на 10.07.2017 г.:
В Китае численность населения больше чем в Индии в 1,05 раза (1384160,0/ 1318270,0) и больше чем в США в 4,25 раза (1384160,0/ 325375,0). | Студенты слушают, воспринимают информацию, конспектируют. | |
Закрепление пройденного материала. А) Построение кластеров по изученному материалу Б) Формирование полного кластера по теме занятия на доске (11,5 мин) | 10:14 10:25,5 | Ребята, теперь перейдем к закреплению изученного материала. Что бы вся тема у вас предстала перед глазами, я предлагаю построить кластер. Для этого вы в малых группах, построите кластер, используя только один раздел темы. После чего на доске мы сформируем полный кластер. Учитывая, что одна его часть у нас уже есть. 26 слайд Подводится итог к построению структуры темы. | Студенты в малых группах строят кластер согласно своему заданию. Прикрепляют магнитами к доске свои кластеры. Объясняют их содержание. | |
Подведение итогов (2 мин) | 10:25,5 10:27,5 | 27слайд =2 слайд Предлагает вернуться к началу УЗ и посмотреть, выполнили ли поставленные цели и задачи УЗ. Что сегодня мы изучили, перечислите понятия? Что означает статистический показатель? А какие вы уже знаете статистические показатели? В чем отличие абсолютной величины от относительной? Какие относительные величины, вы знаете? Перечислите? | Смотрят слайд, доску с собранным кластером вспоминают начало УЗ, отвечают на вопрос | |
Домашнее задание (0,5 мин) | 10:27,5 10:28 | 28 слайд Домашнее задание. Построить кластер по этой теме. На следующем занятии будет практическая работа. | Студенты внимательно слушают, домашнее задание, записывают в тетрадь | |
Рефлексия (2 мин) Итого: 90мин. | 10:28 10:30 | 29 слайд Ребята, скажите, что было трудным сегодня на уроке? А что было простым? Какие вопросы для вас остались не раскрытыми? Появилось ли желание у вас, продолжить изучение темы более углубленно? Благодарю вас всех за сегодняшнее занятие. Спасибо за активность на уроке. | Отвечают на вопросы. Прощаются с преподавателем. |
Основная литература:
- Статистика : Учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / В.С. Мхитарян, Т.А.Дуброва, В.Г. Минашкин; Под ред. В.С. Мхитаряна. 12-е изд., стер. - М. : Издательский центр Академия, 2013. - 304с. - (Среднее профессиональное образование)
Дополнительная литература:
- Годин А.М. Статистика : Учебник / А.М. Годин. - 7-е изд., пер. и испр. - М.: Изд.-торг. корп. Дашков и К, 2009. - 460с.
- Салин В.Н. Статистика: Учебное пособие / В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова, Н.П. Шпаковская. – М.: КНОРУС, 2007. – 304с. – (среднее профессиональное образование)
Интернет-ресурсы:
4. http://statistika.ru/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Численность населения России на 1 января 2017 г. составила 146 804 372 человека Прирост ВВП России во втором квартале 2017 г. составил 2,7%
Задачи урока
1. Понятие статистический показатель 2. Абсолютные показатели, единицы их измерения 3. Относительные показатели Литература: В.С.Мхитарян «Статистика», стр. 97-108. Составить кластер по изученной теме. Подготовиться к практической работе 4.
Статистический показатель – количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов
Статистиче ский показатель Фактор времени Категория Местный (локальный) Региональный Конкретный Интервальный Моментный Объемные Расчетные Охват единиц Индивидуальные Сводные (общие) Федеральный Пространственная определенность
Абсолютная величина (показатель) ?
1. Основание - конкретное число или цифра без относительно к чему –либо. 2. Признак, характеризует: - конкретное явление (что?); - территория (где?); - срок или период времени (года?); - единица измерения.
Численность населения России на 1 января 2017 года составила 146 804 372 человека. (согласно данным Росстата от 31.07.2017 "Изменение численности постоянного населения субъектов Российской Федерации по компонентам за 2016 год").
1. Единица измерения: 1.1 натуральные (кг, м, шт., литр., пары); 1.2 стоимостные (денежные); 1.3 трудовые (отработано человеко- дней, часов, лет); 1.4 условные (лошадиные силы, эталоны) 2. По уровню обобщения: 2.1 единичные (индивидуальные) 2.2 общие (суммарные)
Относительная величина (показатель) ?
1 . Относительный показатель планового задания ( ОППЗ ): где, Хпл – уровень показателя запланированного на предстоящий период; Хо - уровень показателя достигнутого в предыдущем периоде
Товарооборот торгового предприятия: За I квартал (факт) составил 250 млн.руб. Во II квартале (план) – 350 млн.руб. Планируется увеличить товарооборот во II квартале на 40%, или на 100 млн.руб. ΔТоб = 350-250 = 100 млн.руб.
где, Х1 – уровень фактически достигнутый в отчетном периоде; Хпл –уровень запланированный на отчетный период
Выпуск продукции: II квартал (план) - 200 тыс. руб. II квартал (факт) – 220 тыс.руб. План выполнен на 110%, т.е. перевыполнен на 10%
где, Х1 – уровень фактически сложившийся в текущем периоде; Хо – уровень фактически сложившийся в предыдущем (базисном) периоде.
Авиаперевозки компании «Аэрофлот»: 2013 г. – 20,9 млн.чел. 2014 г. – 23,6 млн.чл. Количество пассажиров в 2014г. возросло на 13%.
где, Х – уровень части совокупности; А – суммарный уровень совокупности в целом.
Проверка : ОПС (х) + ОПС (у) + ОПС ( z ) = 100,0
Товарооборот (факт) – 265 тыс.руб., в т.ч. продовольственных товаров (пт) – 120 тыс.руб.; непродовольственных товаров (нт) – 145 тыс.руб. ОПС (пт) 120 : 265 ×100 = 45,28% ОПС (нт) 145 : 265 × 100 = 54,72% Проверка: 45,28 + 54,72 = 100, 00%
За сентябрь: Товарооборот Среднесписочная численность Фонд оплаты труда Торговая площадь Производительность труда [ 1 / 2 ] Средняя заработная плата [ 3 / 2 ] Обеспеченность работников торговой площадью [ 4 / 2 ] Товарооборот на 1 кв.м [ 1 / 4 ] Уровень фонда оплаты труда [ 3 / 1 ] × 100
где, Х(А) – абсолютный показатель, характеризующий объект А. Х (В) - абсолютный показатель, характеризующий объект В.
Сравним три самых больших страны мира по населению на 10.07.2017 г.: Китай – 1384160,0 тыс.чел. Индия – 1318270,0 тыс.чел. США – 325375,0 тыс.чел. В Китае численность населения больше чем в Индии в 1,05 раза ( 1384160,0 / 1318270,0 ) и больше чем в США в 4,25 раза ( 1384160,0 / 325375,0 ).
Статистиче ский показатель Фактор времени Категория Местный (локальный) Региональный Конкретный Интервальный Моментный Объемные Расчетные Охват единиц Индивидуальные Сводные (общие) Федеральный Пространственная определенность
Численность населения России на 1 января 2017 г. составила 146 804 372 человека Прирост ВВП России во втором квартале 2017 г. составил 2,7%
Составить кластер по изученной теме. Подготовиться к практической работе 4. Литература: В.С.Мхитарян «Статистика», стр. 97-108.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока – конференции Тема: «Экономическое содержание и классификация материально-производственных запасов»
Методическая разработка составлена для проведения открытого урока-конференции по ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, МДК.01.01 Практ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МДК 03.01 «ГЕОДЕЗИЯ С ОСНОВАМИ КАРТОГРАФИИ И КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ» ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ НИВЕЛИРОВАНИЯ. СПОСОБЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО НИВЕЛИРОВАНИЯ
СОГБПОУ «КОЗЛОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАОТКРЫТОГО урокапо МДК 03.01 «ГЕОДЕЗИЯ С ОСНОВАМИ КАРТОГРАФИИ И К...
Разработка открытого урока "Классификация и общее устройство автомобилей" с применением ИКТ.
Классификация и общее устройство автомобилей, с применением ИКТ....
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «Экономика организации». Тема: «Основные экономические показатели"...
Методическая разработка открытого урока Анализ платёжеспособности организации на основе абсолютных показателей и коэффициентов ликвидности
Методическая разработка открытого урока Анализ платёжеспособности организации на основе абсолютных показателей и коэффициентов ликвидности...
Методическая разработка практического занятия Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы ее изучения
Методическая разработка практического занятия Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы ее изучения предназначена для обучающихся специальнсти 34.02.01. Сестринское дело, содержит алгоритмы...
Методическая разработка открытого занятия по ОДБ.12. Основы безопасности жизнедеятельности по теме: Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций
Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения занятия по изучению программной темы: Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций, использование элементов современных педагогических т...