Русский язык "Изменение имен прилагательных"
план-конспект урока на тему

Панарина Александра Анатольевна

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_imen_prilagatelnyh_po_rodam_shkola_rossii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему

«Изменение имен прилагательных по родам»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель - познакомить  учащихся с изменением имен прилагательных по родам.

Этап урока. Методы и приемы

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент.

Цель – активизация учащихся

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок..

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Здравствуйте, садитесь!

Проверять готовность к уроку

Приветствовать учителя

Садиться на места

Личностные: готовность и способность к  саморазвитию, приобретению новых знаний и умений

Актуализация знаний.

Цель – включить детей в активную учебную деятельность, постановка темы и задач урока.

Сегодня, ребята, мы с вами оправимся в путешествие на необычный остров. А как он называется, мы с вами сейчас узнаем. Прочитайте стихотворение на доске:

Красный, синий и зеленый,

Вкусный, сладкий и соленый,

Круглый, твердый и колючий,

Злой, холодный и трескучий,

Ясный, ласковый и грозный,

И веселый, и серьезный.

Слова, какой части речи встретились Вам? (Имена прилагательные)

Что такое имя прилагательное? (это самостоятельная часть речи.)

Что обозначает?( Признак предмета.)

На какие вопросы отвечает? (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?  Чья? Чье? И т.д.)

Вот и остров, на который мы отравимся, называется «Имя прилагательное».

Прочитайте текст, подумайте, что здесь не так.

Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали интересное приключения. (Погода – ж.р. море – ср.р.. парусник – м.р.)

Почему Вы улыбнулись?

Как вы думаете, что нам нужно сделать в тексте? (Изменить окончания прилагательных.)

Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (Изменение окончаний имен прилагательных)

Читать текст со слайда

Отвечать на вопросы учителя

Вести диалог с учителем

Отвечать на вопросы

Личностное:

интерес к способу решения и общему способу действия

Регулятивные:  умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника.

Изучение нового материала

Мостик построен, и мы с вами оказались на острове «Имя прилагательное». Но пройти мы дальше не можем, так как не исправили ошибки в тексте.

Погода (ж.р., ед.ч.) стояла ясная. Мы сели на красивый парусник (м.р., ед.ч.). Вокруг было синее море (ср.р., ед.ч.). Нас ждали интересные приключения (мн.ч.).

Запишите верные  окончания у прилагательных

Сверьте с работой на доске.

Оцените свою работу.

Что вам помогло  записать  верные окончания у прилагательных? (Вопрос от существительного к прилагательному)

Запишите словосочетания, выделите окончания.

Погода ясная, красивый парусник, синее море, интересные приключения.

Как вы думаете, почему окончания у прилагательных оказались разными? (Потому что разный род у имен существительных).

Какие окончания будут иметь имена прилагательные женского рода? мужского рода? среднего рода?

(на доске таблица) (Ж.р.: -ая, -яя. М.р.: -ой, -ий, -ый. Ср.р.: -ое, -ее.)

От чего зависит род имени прилагательного? (От рода имени существительного.)

Как же определить род у имени прилагательного?

Давайте составим алгоритм.

Что мы должны сделать сначала?

(1. Найти существительное, определить его число и род.)

Что дальше? (2. Задать вопрос от существительного к прилагательному.)

А затем? (3. По роду существительного и вопросу определить род имени прилагательного.)

(4. Выделить окончание.)

Что же нужно знать, чтобы определить род имени прилагательного? (Алгоритм.)

Самостоятельно записывать окончания

Отвечать на вопросы

Вести диалог с учителем

Составлять алгоритм вместе с учителем

Коммуникативные:

умение слушать собеседника;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

умение работать в паре.

Регулятивные:

умение ставить цель на основе того, что уже известно и усвоено;

умение планировать – определить последовательность действий;

умение контролировать, соответствует ли результат цели;

умение оценивать.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные:

 развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству.

Физминутка

А сейчас немного потренируемся. Все встали!

Я буду называть словосочетания «сущ.+прил.». Если прилагательное мужского рода, вы топаете ногами, женского рода – хлопаете в ладоши, среднего рода – поднимаете руки вверх.

Дружный класс, нежное пюре, веселая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, далекий край, верная подруга, великое дело, хороший ученик.

Выполнять соответствующие движения

Дифференцированное задание.

Идем дальше. Перед нами появилась гора Препятствий. Чтобы ее обойти надо выполнить следующее задание.

Вы должны выбрать для себя, как вы чувствуете: если вы уверены в своих  знаниях – выберите  сложное задание  – на красной карточке, кто сомневается – на желтой карточке, кто не уверен в себе – на зелёной  карточке.

 Красная карточка.

К данным прилагательным подбери имена существительные трех родов и множественного числа.

Тихий-

Голубой-

Красивый-

Желтая карточка.

К данным существительным подбери имена прилагательные и напиши.

Повидло-

Путь-

Полотенце-

Фамилия-

Картофель-

Зеленая карточка.

Подбери к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу. Определи род прилагательных.

Яркое, ласковое, весеннее _______________.

Мягкий, теплый, пушистый _______________.

Дальняя, трудная, незнакомая ______________.

Смешной, короткий, забавный _______________.

Выбирать карточку и выполнять задание

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные:

установление связи между целью учебной деятельности и ее результатом, осознание смысла учения

Коммуникативное: выявление проблемы, поиск и оценка способов решения, коррекция действий одноклассников

Творческая работа.

Для того, чтобы вернуться домой, мы должны пройти сквозь лес Сказок.

Все прилагательные в тексте исчезли. Нам необходимо вернуть их обратно. А для этого, вам необходимо поработать в паре и вставить разные имена прилагательные в нужной форме.

На _____планете жили _____ человечки, у них были ___ глаза, _____ волосы, ____ уши. Зато очень ___ характер. Домики у человечков были с  ____ крышами. Возле каждого домика сидела ____собачка. Собачки на этой  ___ планете были вместо кур, потому что ____ домики охраняли ____ дракончики и

_______ страусы. Они сидели на веревочках и рычали.

Выполнять задание устно

Личностные:

установление связи между целью учебной деятельности и ее результатом, осознание смысла учения

Рефлексия.

Цель –  зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности

Итак, подведем итоги нашего путешествия сегодня.

Что нового узнали во время путешествия?

Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?

Как вы думаете, закончилось ваше путешествие по острову «Имя прилагательное»? (Конечно нет, предстоит еще многое узнать.)

Пользуясь полученными знаниями, составьте, пожалуйста, словосочетания, которые соответствуют нашему уроку.

Урок: интересн__,   ярк__, творческ__.

Настроение: хорош__, прекрасн__, чудесн__.

Ученики: активн__, умн__, грамотн__.

Спасибо за хороший урок! До свидания!

Подводить итоги урока

Высказывать свое мнение

Коммуникативные:

умение слушать собеседника;

умение оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

 способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая с усилиями, старанием, трудолюбием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Обобщение знаний об именах прилагательных" 4 класс

Урок построен на информационно-коммуникационных технологиях...

Русский язык "Роль имен прилагательных в тексте"

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке...

Роль имени прилагательного в тексте

Урок русского языка в  5 или 6 классе. Урок развития речи с элементами повторения по теме "Имя прилагательное"...

Публикация в международном сборнике "Буква" статьи по теме: "Урок английского языка по теме: "Сравнение имен прилагательных"".

Публикация в международном сборнике "Буква" статьи по теме: "Урок английского языка по теме: "Сравнение имен прилагательных""....

"Обобщение знаний об именах прилагательных"

Цель урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном.Задачи: Обучающие: закрепить и обобщить знания в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связанном тексте; систе...