Рисование нетрадиционными техниками в развитии творческой деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
«В творчестве нет правильного
или неправильного пути,
есть только свой путь,
к чему стоит стремиться»
История живописи и рисунка охватывает, по крайней мере, 30 тысяч лет жизни человека на Земле и является практически соседкой истории музыки. Первые рисунки, нанесенные углем и охрой на стены пещер, где проживали древние, изображали, в основном, стада диких животных – быков, лошадей. Также кроманьонцы (люди современного типа, вид, появившийся 40 тысяч лет назад) наносили на стены отпечатки рук. Такие рисунки находят во всей западной Европе – во Франции, Испании и прочих странах, и называют их наскальной живописью. Позже в разгар Неолита, появляется орнамент на керамике, посуда украшена узорами.
Зарождение русской живописи XI века. Как известно в конце X века Киевская Русь приняла христианство. По указанию князя Владимира воздвигались первые каменные и деревянные храмы, церковь стремилась распространить и утвердить в массах христианскую религию, князья - возвеличить и укрепить «богом данную» власть. Искусные мастера писали иконы, покрывали стены церквей фресками и мозаиками. Именно иконы и фрески явились истоками русской живописи.
Живопись – это красивейшее из искусств, способное столь реалистично передавать замысел художника, а еще это самое яркое выражение национального внутреннего мира. Русские художники, начиная с Феофана Грека и Андрея Рублева на иконах, фресках, картинах воплощали характер и мироощущение своего народа. Невероятно талантливые русские художники сделали живопись инструментом для выражения главной национальной особенности; они ярко и эмоционально, живо и жизнерадостно отразили культовое поклонение красоте на заре истории русского народа. Современному поколению необходимо прикоснуться к живописи и почувствовать суть национального характера, который так точно передали русские художники, чтобы понять: Россия парадоксальна. Народ для красоты и гармонии, утерял способность к этому стремиться. Возможно, живопись изменит наше сознание, а красота действительно спасет мир.
Так и наши дети очень любят рисовать. Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
Интерес к детскому рисунку возник в 80 х годах XIX века, и ученые разных направлений продолжают его изучать по настоящее время. Анализируя детские рисунки, искусствоведы ищут подтверждение своим концепциям. Педагоги намечают наиболее эффективные пути обучения и воспитания детей. Психологи, используя метод качественного и количественного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, изучают общие и индивидуальные особенности детей. Врачи, психотерапевты считают, что процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка. Он тесно связан со зрительным, двигательным, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру.
Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т.п. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей сопоставлять свой рисунок с натурой, с работой товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Но далеко не у каждого ребенка, получается, рисовать с помощью традиционных средств рисования - карандаша, кисти, фломастера.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
Поэтому именно нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Термин «нетрадиционный» (от лат. tradition – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми.
Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов и необычным способом.
Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает ребят. Она привлекает тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования очень трудно сделать. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности – художественного творчества. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желания, интерес, способности и возможности.
Каждая из техник – это маленькая игра, где дети чувствуют себя раскованнее, увереннее, им дается возможность выражения собственных умений, фантазий и самовыражения в целом.
Достоинством таких техник является универсальность их использования, разнообразие техник способствует выразительности в рисунках.
Подготовка к рисованию нетрадиционными техниками начинается с развития окружающей среды, которая играет важную роль в развитии детей. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываем, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щетка, расческа, поролон, пробки, пуговицы, бусинки, катушки, пенопласт, свечи и т.п.). Вышли на прогулку, и здесь столько интересного: палочки, листочки, камешки, шишки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя и т.д. Всеми этими предметами можно рисовать, мастерить поделки и аппликации.
Рассмотрим наиболее интригующие и интересные с точки зрения методики преподавания, техники.
- Печать листьев:
Гуляя с детьми на участке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения.
- Рисование пальчиками:
Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных оттенков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство.
- Тычок жесткой полусухой кистью:
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге. Держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Рисование методом тычка:
Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватную палочку, поролоновый тампон), опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз. Будет оставаться четкий, определенной формы отпечаток.
- Рисование методом примакивания:
Обмакнув кисть в краску, ребенок прижимает её к листу бумаги, на нём остается отпечаток в форме капли, так постепенно заполняется весь листок. Ребенок может выбирать любые цвета на свое усмотрение.
- Рисование методом оттиска:
Оттиск можно делать различными предметами – пробкой, губкой, пенопластом, поролоном, смятой бумагой, печатками из картофеля, ластика и т.п. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
- Монотипия:
Данная техника используется для изображения зеркального отображения предметов. Лист бумаги складывается пополам и на одной его половине рисуют половину изображаемого предмета. После рисования лист снова складывают пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить и дополнить.
- Кляксография:
Основой данной техники рисования является клякса. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы и т.п.
- Раздувание краски:
Это метод кляксографии с трубочкой. На кляксу дети дуют в трубочку для коктейля. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
- Кляксография с ниточкой:
Ребенок опускает нитку в краску. Затем на листе бумаги выкладывает изображение из нитки, оставляя один конец свободным. После сверху накладывается другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытаскивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
- Набрызг:
Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Можно использовать зубную щетку, проводя по ней палочкой (карандашом) над бумагой.
- Расчесывание краски:
Это прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие.
- Проступающий рисунок:
Это смешанная техника сочетает рисование разными материалами с целью ознакомления со свойствами и выразительными особенностями изобразительного материала. Задуманный сюжет выполняется восковыми мелками, затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется. По такой же методике выполняется техника «фотокопия». Только рисунок наносится свечой или кусочком мыла.
- Клеевые картинки:
Клеем ПВА на лист наносится контур рисунка, дается время для просыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
- Техника «мятый рисунок» (эффект фрески):
Намочить лист бумаги и смять его. Затем развернуть, положить под пресс для подсыхания. Наносим рисунок.
- Техники рисования по клейстеру, пеной для бритья, мыльной пеной, шариками подходят для последующего использования их, как фон будущих работ детей.
- Рисование солью:
Наносим контур рисунка клеем ПВА, на клей сыпем соль. Когда клей высохнет, стряхнем излишки соли. Красить такой рисунок можно из пипетки или примакивая кисточку к соли. Краска будет растекаться по контуру рисунка. По такой же методике можно рисовать крупой, опилками, песком и т.п.
Знания и ценность нетрадиционного изображения, безусловно, положительно влияет на лечение эмоциональных расстройств. Такая своего рода терапия помогает детям с проблемами в развитии.
Самые распространенные методы нетрадиционного рисования: - техника правополушарного рисования. Она входит как раз в те нетрадиционные техники рисования, которые позволяют практически каждому получить замечательный результат. Такая методика основывается на том, что используется такая техника, которая позволяет отключить самоконтроль и просто творить. Самоконтроль – важнейшая составляющая деятельности человеческого мозга. Но новые приемы отключают эту функцию с целью того, чтобы человек мог расслабиться и перестать думать о том, насколько хорошо у него получается. Практика показывает, что полушарие, которое отвечает за фантазию и образное мышление, таких проблем не создает. Вот почему нетрадиционные методы рисования так популярны в последнее время – благодаря им можно куда быстрее раскрепоститься и «раскопать» свой талант.
Так что, рисуйте, творите, наслаждайтесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее
В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ математики становится всё более существенным элементом обще...
Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "
Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include- заключаю ,включаю). - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...
Современные подходы взаимодействия логопеда и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Эффективность коррекционно-логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) определяется множеством факторов. В частности, работа педагогов, родителей, психологов и медиков...
Методическая разработка бинарного урока по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Бинарный урок по ПМ.06 Организация профилактически-развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями разработан для студентов педагогического колледжа, обучающихся по ...
Адаптация курса «Ведение индивидуальной трудовой деятельности» для студентов с особыми образовательными потребностями
Интеграция обучающихся с особыми образовательными потребностяями позволяет им не только реализовать себя в получении образования, но и ощутить радость общения с другими людьми, реализовать желания в о...
Семинар-практикум «Организация учебно-воспитательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями»
Для музыкальных специалистов обобщение педагогического опыта...