Математическое образование в современном социуме
статья на тему
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
Кочеткова И.А.,
БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж»
(Россия, г. Омск)
Известно, что общепедагогической целью профессионального образования является профессиональная модель выпускника. Современная педагогическая наука ставит на первое место личность профессионала. Только профессиональная деятельность способствует наиболее полной самореализации личности, и только она предоставляет максимальные возможности удовлетворить потребность личности в социальном признании и уважении.
Также сама профессиональная деятельность в большой степени влияет на формирование личности профессионала. Для современного специалиста важны не только знания, но и способность применять их для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и в жизни. При таком подходе знания становятся познавательной базой компетентности специалиста [1, с.5].
В настоящее время развивается образование, которое направлено на формирование у специалистов не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения знаний и умений на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции (в широком смысле).
Содержание образования как компонент образовательного процесса наиболее активно влияет на результаты подготовки специалистов. Основными дидактическими принципами отбора содержания образования, в том числе и математического, можно считать следующие: принципы научности, связи теории и практики, системности, комплексных междисциплинарных связей, стадийности, преемственности, интеграции и дифференциации, целеполагания.
Математизация научного знания, под которой понимается применение математических понятий в естественных и гуманитарных науках, технике и экономике является приметой нашего времени. Уровень развития той или иной науки сейчас характеризуется степенью использования математического аппарата. Для многих специалистов математика является инструментом анализа, организации, управления.
Конечно, содержание общего курса математики не может быть определено с чисто прагматической точки зрения, основанной лишь на специфики будущей специальности обучающегося, без учета внутренней логики самой математики. Но содержание математического образования должно носить во многом профессионально-направленный характер, что возможно за счет рассмотрения математических методов в той или иной сфере профессиональной деятельности будущих специалистов на старших курсах.
В нашем образовательном учреждении мы считаем целесообразным и на младших курсах введение профессионально-значимого материала, показывающего связь математических понятий, методов с будущей профессиональной деятельностью обучающихся (при условии сохранения логической целостности учебной дисциплины), решение профессионально-направленных задач по правилам математического моделирования (реальная ситуация – математическая модель – решение – интерпретация полученного результата).
Так, на своих занятиях по математике я использую компетентностно-ориентированные задания. Причем условия к задачам, имея некоторые шаблоны, составляют сами обучающиеся – будущие техники сварочного производства.
Например, по теме «Применение производной к решению задач прикладного характера» мы решаем следующие задачи:
Задача 1. Из 240 м сетки Рабица требуется огородить сварочный участок прямоугольной формы так, чтобы площадь участка была наибольшей. Найдите размеры этого участка.
Задача 2. Имеется лист стали Ст3 размером 320х200 мм. Вырезая по всем его углам равные квадраты и загибая оставшуюся часть, злектрогазосварщику требуется изготовить ящик для хранения электродов. Каковы должны быть размеры вырезаемых квадратов, чтобы ящик имел наибольший объем?
Задача 3. Бригада сварщиков изготавливает изделия цилиндрической формы объемом 250π м3. Какими размерами обладает изделие, если на его изготовление расходуется наименьшее количество материала? И др.
На наш взгляд, также целесообразно осуществление определенной интеграции математики с циклом профессиональных дисциплин.
При изучении математики решение достаточно сложных задач, выполнение трудоемких вычислений снижает интерес к дисциплине со стороны обучающихся. Для развития познавательного интереса к изучению математики, активизации творческого потенциала обучающихся необходимо ввести в рассмотрение задачи прикладного характера, в максимальной степени учитывающие потребности специальных дисциплин. Цель решения таких задач заключается не столько в получении ответа, сколько в приобретении нового знания (метода, способа решения, приема), с возможным переносом на другие дисциплины, т.е. предметное знание должно выступать в роли средства для получения межпредметного или общепредметного знания [2, с.65].
Продуктивность мышления и восприятия, развитие предметной речи, логическая полноценность аргументации, развитие умственных способностей могут быть реальным результатом математического образования при условии его разумной организации.
Содержание курса математики должно быть достаточно широким и глубоким для эффективного решения задач по специальности. Поэтому программу и характер этого курса необходимо систематически приводить в соответствие с непрерывно развивающимися тенденциями в приложениях математики.
Перестройка должна проходить постепенно, с учетом имеющихся возможностей и без нарушения преемственности; она должна исходить из анализа того, как математика применяется и как она, по-видимому, должна будет применяться в соответствующей специальности.
Так, чрезвычайно возросло значение дисциплин вероятностного цикла. Другой цикл вопросов, получивший сейчас широкое распространение в прикладной математике, связан с идеей оптимизации; важную роль играют и вопросы конечной математики (например, теория графов).
Содержание образования в современных условиях должно быть ориентированно на формирование качеств личности, профессионального сознания и социальной ответственности, потенциала саморазвития будущего специалиста.
Главное, чтобы обучающиеся постоянно ощущали, что, изучая математику, они приближаются к более глубокому пониманию своей специальности. Явления и процессы, называемые во время учебных занятий новыми для обучающихся терминами, становятся конкретными, когда находят применение на практике. Это также усиливает интерес к теоретическим знаниям.
Задания, имеющие прикладную направленность, формируют стиль мышления, необходимый специалисту среднего звена. А так же умения оценивать полученный результат, прогнозировать исход эксперимента, сравнивать, анализировать различные ситуации, контролировать правильность полученных выводов, оценивать степень их обоснованности.
Библиографический список
1. Седова Н.Е. Обновление содержания обучения на основе компетентностного подхода / Н.Е. Седова, А.Н. Назаренко // Среднее профессиональное образование.– 2009. – №12. – С. 4-8.
2. Байдак В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина: монография [Текст] / В.А. Байдак – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. – 264 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние математического образования на развитие личности в современных условиях
Влияние математического образования на развитие личности в современных условиях....
Дистанционное образование как важнейшая подсистема образования в современном мире.
В статье рассмотрены проблемы становления дистанционного образования в современном обществе...
10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.
Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...
Содержание математического образования в современных условиях подготовки специалиста
Тезисы статьи...
Всероссийский фестиваль профессионального мастерства работников образования "Образование и современность 2020"
Всероссийский фестиваль профессионального мастерства работников образования "Образование и современность 2020"...