РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
статья по теме

Анашкина Ия Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_matem.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Анашкина Ия Владимировна – преподаватель специальных дисциплин, заместитель директора по учебно-методической работе НОУ СПО «Тамбовский колледж социокультурных технологий»

Ключевые слова: профессиональная компетенция, профессиональная направленность, личностно ориентированное образование. 

В Концепции модернизации Российского образования отмечается необходимость подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.  

Учреждения среднего профессионального образования, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, должны создавать условия для подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями. Под понятием «профессиональная компетенция» понимается - готовность и способность выпускников на основе знаний и умений целесообразно, методически организованно и самостоятельно решать соответствующие проблемы и задачи, а также оценивать результаты своей деятельности.

Для формирования общих и профессиональных компетенций  студенту необходимо владеть рядом учебных дисциплин, имеющих обще-профессиональное значение. Каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества среднего профессионального образования. Очень важная роль в этом принадлежит математике как универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения объектов и процессов.

Высокий профессиональный уровень современного специалиста предполагает твердое владение математическими методами и навыками по их использованию. В процессе изучения математики формируются такие качества выпускника как логическая стройность и строгость умозаключений, пространственное воображение, умение привести убедительные и аргументированные доказательства, видеть проблемы в целом и деталях, умение анализировать ситуацию и находить нестандартные решения. Математика закладывает теоретическую базу для изучения специальных дисциплин и составляет основу общенаучной подготовки специалиста.

Основные задачи профессионального образования сводятся к формированию системы профессиональных знаний и умений и созданию положительного эмоционального настроя по отношению к избранной профессии. Работа, направленная на решение указанных задач, должна осуществляться на протяжении всего курса обучения. Реальность такова, что профессионально ориентированный образовательный процесс затрагивает лишь специальные дисциплины. Проблеме профессиональной направленности обучения дисциплинам остальных циклов, являющихся фундаментом для подготовки специалиста, не уделяется должного внимания. На практике при изучении общеобразовательных дисциплин в целом и математики в частности четко прослеживается отсутствие связей с дисциплинами специальности.

В связи с этим, в  современной практике среднего и высшего образования присутствует прямое противоречие между настоятельной необходимостью получения прочных математических знаний и слабой самомотивацией студентов к изучению курса математики. Студенты явно не видят будущей прикладной пользы дисциплины. Они отторгают нагрузку начального математического цикла, аргументируя тем, что имеют иные интересы и способности, которые делают невозможным усвоение математического материала. Студенты стараются убедить себя и окружающих в том, что знание предмета не будет востребовано в их будущей работе.   У первокурсников не формируется правильное представление о взаимосвязи содержания математических дисциплин и дисциплин специализации и месте математики в интеграции интеллектуальных умений для профессиональной конкурентной деятельности. В сознании обучающихся первого курса возникают представления о параллельности областей общеобразовательных и специальных дисциплин и, как следствие этого, - низкая успеваемость по дисциплинам общеобразовательного цикла.

Анализ содержания и структуры курса математики, изучаемого в учреждениях СПО, проведенный на основе изучения Государственных образовательных стандартов СПО по различным специальностям, примерных учебных программ, учебников и учебных пособий по математике для системы СПО показал, что курс математики условно разделен на две части. Первая часть – это материал, соответствующий содержанию курсов алгебры и начал анализа и геометрии, изучаемых в 10–11 классах средней школы. Вторая часть содержит материал, расширяющий содержание школьного курса математики. Это дифференциальное и интегральное исчисление,  основы дискретной математики, основы теории пределов, элементы теории вероятностей и математической статистики. Анализ примерных учебных программ, учебников и учебных пособий с точки зрения содержания  вопросов, включенных в  первую и вторую части курса, показал, что оно не является профессионально–ориентированным, не содержит приложений, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Заметим, что учебная литература, по которой осуществляется учебный процесс, практически не отличается от той литературы, по которой обучались сами преподаватели, ведь математика - часть классического образования. Но наука не стоит на месте, она развивается, появляются новые методы и средства исследований, новые технические возможности. Современные студенты должны быть готовы эффективно применять полученные знания на практике, а если их недостаточно - самостоятельно разобраться в поставленной задаче.

Первым следствием этого факта является снижение познавательного интереса к математике. Второе,  более важное,   следствие состоит в том, что у обучающихся не формируются способности и умения, необходимые для решения задач из сферы профессиональной деятельности посредством использования методов математики, в том числе построения и исследования математических моделей. Отсутствие данных способностей и умений будет впоследствии сдерживающим фактором в процессе их самообразования, творческого, профессионального саморазвития.

Исходя из того, что профессиональная направленность обучения математике призвана обеспечить формирование не только  положительного отношения студентов к получаемой специальности,  но и способностей и умений, необходимых для овладения специальными дисциплинами, для использования в будущей профессиональной деятельности, то, очевидно, что успешность этого процесса будет определяться тем, насколько процесс обучения математике опирается на имеющийся у студентов опыт (отношение к математике, к будущей специальности, к учебной деятельности, владение общими учебными умениями и т.д.).

Под профессиональной направленностью процесса обучения математике мы понимаем создание средствами математики условий для формирования профессионального самосознания студентов. Исходя из всего вышесказанного, актуальной является проблема построения методики обучения студентов системы СПО на основе сочетания двух подходов: личностно ориентированного и профессионально ориентированного.

Методика реализации профессионально-личностного обучения предполагает выполнение следующих этапов:

диагностику компонентов субъектного опыта;

формирование групп студентов с учетом таких критериев, как социально-познавательные мотивы, уровень сформированности приемов мыслительной деятельности и видов мышления, уровень усвоения математических знаний, умений и навыков, наличие профессиональной направленности предметных знаний;

отбор и конструирование учебных материалов, соответствующих показателям критериев обучаемых;

организация дифференцированного обучения согласно результатам, полученным на первых двух этапах;

диагностика конечных результатов работы со студентами;

подведение итогов работы, рефлексия.

В процессе  обучения математики  необходимо постоянно делать акценты на те темы, где студенты будут использовать полученные знания в других дисциплинах, а так же их интеллектуальное развитие, логическое мышление не только в области математики, но и в овладении выбранной им специальности. Как известно, средством отражения реальной действительности являются математические модели. Математические знания и умения лежат в основе построения любого технологического процесса. Поскольку изучение общеобразовательных дисциплин предшествует изучению дисциплин специальности, первые должны не только мотивировать студентов на выбранную ими профессию, но и расширять банк математических понятий, правил, алгоритмов, вопросов и тем, необходимых для успешного овладения дисциплинами специальности. Придавая огромное значение сближению теории с практикой и роли математики  в развитии науки и техники, Чебышев писал: «Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает; сами науки развиваются под влиянием ее: она открывает им новые предметы для исследования или новые стороны в предметах, давно известных».

С целью  развития познавательного интереса к изучению математики необходимо подбирать задания и примеры применительно к конкретной специальности, к выполнению прикладных проектов, требующих точной математической подготовки. Особое внимание необходимо уделить задачам, используемым на этапе мотивации, их содержание должно быть профессионально ориентированно. В соответствии со стандартом выпускник должен владеть профессиональной лексикой, поэтому в формулировках таких задач должны использоваться профессиональные термины.  Необходимо создавать соответствующие материалы интегрированных междисциплинарных элективных курсов, чтобы студенты с самого начала обучения в учебном заведении понимали важность математической подготовки для дальнейшего решения профессиональных задач.

При профессионально-личностном обучении математике учебный процесс включает в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и выявление конкретного субъектного опыта студентов. Поэтому на первом этапе, в начале первого года обучения, необходимо провести диагностику:  приемов мыслительной деятельности,  видов мышления,  уровня усвоения предметных знаний, опыта изучения дисциплины «Математика», что предполагает выяснение отношения к данному предмету (отрицательное, безразличное и положительное). Сознательный выбор профессии (твердо ориентирован/не ориентирован), целеполагание (цель изучения математики в развитии студента как личности и в будущей профессиональной деятельности), познавательный интерес (широкий, узкий: профессиональный, математический) диагностируются на протяжении всего изучения дисциплины «Математика».

В результате проделанной работы преподаватель получит данные по каждому студенту в отдельности и по группе в целом. Основными способами диагностики компонентов субъектного опыта студентов являются: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. С целью проверки уровня сформированности приемов мыслительной деятельности и видов мышления может быть тест, составленный Р. Амтхауэром. Для определения уровня усвоения опорных предметных знаний и сформированности основных умений и навыков применяются контрольные задания. Выяснению наличия знаний, показывающих профессиональную направленность математики, способствуют фронтальные и индивидуальные опросы, анкетирование. После диагностики студенты условно разбиваются на группы в зависимости от степени выраженности того или иного социально-познавательного мотива, от уровня сформированности конкретных приемов мыслительной деятельности, видов мышления (группы не являются постоянными).

Таким образом, в рамках профессионально-личностного подхода преподаватель должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы студентов, который гибко распределяет обучающихся по группам с учетом личностных особенностей для создания максимально благоприятных условий их проявления. В конце первого года обучения и по окончании всего курса математики необходимо провести повторную диагностику по всем указанным выше направлениям – диагностику конечных результатов. Полученные сведения необходимо сообщить студентам, в некоторых случаях это следует сделать в индивидуальной беседе.

В процессе подготовки качественных и конкурентоспособных кадров необходима интеграция фундаментальных математических и прикладных знаний. Большая роль при этом отводится системообразующей и фундаментальной дисциплине «Математика». Это связано, прежде всего с тем, что математические знания и умения лежат в основе построения любого технологического процесса, без них невозможна качественная работа предприятий, от них зависит жизнь и здоровье людей, как работающих на производстве, так и пользующимися  этими услугами любой отрасли народного хозяйства.

Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
  2. Двуличанская Н.Н. Компетентностно- ориентированное естественно-научное образование как основа нового качества подготовки профессиональных кадров // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. –2010. – № 11. – С. 8-8.
  3. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности. – М., 1990.
  4. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1968.
  5. Национальная доктрина образования в Российской федерации. URL:http://www.humanities.edu.ru
  6.  Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – М., 2009. – № 12.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графические работы и математические вычисления как метод формирования профессиональных компетенций по профессиям "Сварщик" и "Станочник (металлообработка)"

В работе раскрывается ответ на вопрос, который очень часто задают студенты на занятиях по математике Где мне это пригодится? в своей работе я постаралась кратко ответить, что необходимсо знать, чтобы ...

роль семьи в формировании профессиональных компетенций

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ОК 1«Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,проявлять к ней устойчивый интерес» - доверие в приготовлении домашних обедов; приобщение к подгот...

Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций.

Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций....

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов

В настоящее время большое внимание в образовательном процессе   уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение  к...

Роль предметной цикловой комиссии в формировании профессиональных компетенций педагогов

Выступление на заседании ПЦК "Роль предметной цикловой комиссии в формировании профессиональных компетенций педагогов"...