Влияние математического образования на развитие личности в современных условиях
статья на тему
Влияние математического образования на развитие личности в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_matematicheskogo_obrazovaniya_na_razvitie_lichnosti_v_sovremennykh_usloviyakh.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние математического образования на развитие личности в современных условиях»
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности. Гуманитарная составляющая математического образования определяется отношением
к человеку, его общественному бытию и сознанию, в конечном счете к обществу. С одной стороны, следует говорить о «гуманитарной математике», т. е. о тех разделах прикладной математики, в которых изучается общество и общественные отношения. С другой стороны, следует выделять «гуманитарное образование» - те стороны воспитания и обучения, которые направлены на отражение общественных отношений. Речь идет о связи математики с гуманитарными науками, а также материальными и духовными общественными отношениями.
С этих позиций наиболее важными являются:
а) методологические вопросы математики как метода познания природы и общества;
б) философские проблемы математики, показывающие ее роль в обществе;
в) связь математики с другими науками;
г) связь математики с производством, ее роль в управлении, быту, трудовом
воспитании;
д) связь математики с духовной культурой, развитие мышления, политическое,
нравственное и эстетическое воспитание;
е) вклад математического образования в формирование научного гуманистического мировоззрения учащихся.
Может показаться парадоксальным, что математика – наука гуманитарная. Однако, на мой взгляд, именно математика лежит в основе всех наук. Она имеет свой язык, свою лексику, грамматику. Математические идеи, методы постепенно проникают в самые традиционные гуманитарные науки, прививая им строгий стиль мышления. С другой стороны, математика – это еще и источник образов. «Образность» мышления очень важна для людей с гуманитарными интересами. Уметь видеть разнообразные формы в их пространственном и плоскостном изображении, распознавать конфигурации, представлять себе вид графика функции, зная ее свойства, – все это способствует развитию логического мышления, пространственного воображения, эстетического чувства, ассоциативного мышления, помогает почувствовать целостность изучаемых объектов и понимать простые геометрические факты и ситуации. Каждый
культурный человек в наше время должен иметь представление об основных математических понятиях, таких как число, функция, математическая модель, алгоритм, вероятность, оптимизация и др.
Математика позволяет воспитывать чувство прекрасного, совершенного, учит видеть и понимать окружающий нас мир, его красоту и внутреннюю гармонию. Математика оказывает существенное влияние на эстетические вкусы и взгляды учащихся.
Математика есть часть общего образования. Математическое образование способствует:
∙ овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, для подготовки к будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования;
∙ приобретению навыков логического и алгоритмического мышления (способность
анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли и т.п.), а также развитию воображения и интуиции (пространственные представления, возможность предвидеть результат и т.д.);
∙ формированию мировоззрения (понимание взаимосвязи математики и
действительности, знакомство с методом математики, его отличием от методов естественных и гуманитарных наук, с особенностями применения математики для решения научных и прикладных задач);
∙ освоению этических принципов человеческого общежития (интеллектуальная
честность, объективность, стремление к постижению истины), воспитанию способности к эстетическому восприятию мира (постижение красоты интеллектуальных достижений, идей и концепций, познание радости творческого труда);
∙ обогащению запаса историко-научных знаний, которые должны входить в
интеллектуальный багаж каждого современного культурного человека (знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку)2.
Таким образом, математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.
Каково же влияние математики вообще на воспитание творческой личности? Обучение на уроках математики искусству решать задачи предоставляет благоприятную возможность для формирования у учащихся определенного склада ума. Необходимость исследовательской деятельности развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Все это является важнейшим элементом общей культуры. Важное влияние оказывает курс математики на формирование различных форм мышления: логического, пространственно-геометрического, алгоритмического. Любой творческий процесс начинается с формулировки гипотезы.
Математика при соответствующей организации обучения, будучи хорошей школой
построения и проверки гипотез, учит сравнивать различные гипотезы, находить
оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения. Помимо всего прочего, она вырабатывает еще и привычку к методичной работе, без которой немыслим ни один творческий процесс. Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика является его высшим достижением. Она помогает человеку в осознании самого себя и формировании своего характера.
Сегодня ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без
математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом.
Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях,
прежде всего, конечно, в тех, которые связаны с естественными науками, техникой и экономикой.
Математика является языком естествознания и техники и потому профессия
естествоиспытателя и инженера требует серьезного овладения многими профессиональными сведениями, основанными на математике. Но ныне несомненна необходимость применения математических знаний и математического мышления врачу, лингвисту, историку, и трудно
оборвать этот список, настолько важно математическое образование для профессиональной деятельности в наше время. Следовательно, математика и математическое образование нужны для подготовки к будущей профессии. Для этого необходимы знания из алгебры, математического анализа, теории вероятности и статистики.
Философское постижение Мира, его общих закономерностей и основных научных
концепций, по мнению В.М.Тихомирова, также не возможно без математики. И потому математика необходима для формирования мировоззрения3.
Ещё одной важнейшей задачей математического образования является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.
Математика является неотъемлемой частью человеческой культуры, т. е. участвует в формировании духовного мира человечества, равно как искусство. И потому каждому человеку полезно знать некоторые фрагменты истории этой науки, имена ее творцов, сущность их вклада в нее, ход научной эволюции, преодоление ошибок. Преподавание должно воспитывать уважение к авторитетам, но воспитывать и творческий дух, и смелость в отстаивании истины, свойственной великим творцам.
Именно поэтому математические знания должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и обучении ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Карпова Елена Вячеславовна ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего профессионального ...
Содержание математического образования в современных условиях подготовки специалиста
Тезисы статьи...
Формирование единого образовательного пространства, как условие развития личности ребенка в дополнительном образовании.
A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children's self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift. Th...
Основные аспекты развития личности в условиях среднего профессионального образования
Проблема социализации молодёжи в условиях непрерывного профессионального образования является одной из самых актуальных в условиях современной рыночной экономики России....
Статья на тему: "ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА, ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЕ"
Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни од...
Статья: Роль математического образования в воспитании и развитии личности
В данной статье раскрывается важность математического образования в воспитании всесторонне развитой личности...
основные тенденции развития спо в современных условиях
доклад основные тенденции развития спо в современных условиях...