Дистанционное образование как важнейшая подсистема образования в современном мире.
статья на тему

Никонова Наталья Олеговна

В статье рассмотрены проблемы становления дистанционного образования в современном обществе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционное образование как важнейшая

подсистема образования в современном мире.

Сфера образования работает на будущее, формируя личностные качества человека, его знания, умения, навыки, способствуя определению мировоззренческих и поведенческих приоритетов личности, укреплению и развитию экономичного, нравственного, духовного потенциала общества.

Выделяют четыре аспекта содержательной трактовки образования, определяя его как ценность, система, процесс, результат.

Образование как система является совокупностью множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуя определенную целостность, единство. В вертикально-горизонтальном многообразии образовательных учреждений, различающихся по самым разным параметрам, а прежде всего по уровню и профилю, существует ряд системных свойств, качеств, характеризующих всю систему в целом и в отдельности каждый ее компонент независимо от их уровня и профиля. К числу таких качеств можно отнести: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность.

Важнейшей подсистемой образования в современном мире является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение-это новая форма взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии посредствам телекоммуникаций, предполагающая использование своеобразных средств, методов, способов обучения.

Она состоит из тех же слагаемых, что и любая система обучения: цели, обусловленные социальным заказом, содержание, программа обучения, методы, формы, принципы, средства обучения.

Средства телекоммуникации, являющиеся центральным звеном дистанционного обучения, используются для достижения следующих целей:

-обучение образовательных процессов необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

-осуществление обратной связи между преподавателем и обучаемым;

-обмена управленческой информацией внутри системы дистанционного обучения;

-выхода в международные информационные сети;

-подключение к дистанционному обучению зарубежных пользователей.

Современный этап развития системы дистанционного обучения в России можно обозначить как этап становления. Организация единой российской образовательной сети дистанционного обучения требует разрешения не только технических, но и педагогических, содержательных проблем. В образовательном пространстве современного мира дистанционное образование базируется на нескольких известных моделях.

Первая модель – обучение по типу экстерната – ориентирована на школьные и вузовские (экзаменационные) требования и предназначается для учащихся и студентов, которые по каким либо причинам не могут посещать очные учебные заведения.

Вторая модель – университетское обучение на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off campus).

Третья модель – обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам, что позволит улучшить качество и сделать их дешевле.

Четвертая модель – автономные образовательные учреждения открытого, или дистанционного, обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям.

Пятая модель открытого типа – обучение по автономным обучающим системам. Подобное самообразование ведется целиком посредством ТВ, видеозаписей или радиопрограмм, а так же дополнительных печатных пособий.

Шестая модель неформального интегрированного дистанционного обучения основывается на мультимедийных программах. Она ориентирована на взрослую аудиторию, т.е. тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное обучение.

Создание сети учреждений, использующих дистанционное обучение в Белгороде, - не дань современной моде, а закономерность, вызванная непрерывно и стремительно растущими темпами научно технического прогресса, появлением новых видов и типов деятельности на рынке труда, который должен:

-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

-самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко сознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы).

Компьютер в системе дистанционного обучения решает задачу информационного обеспечения учебного процесса. Под информационным обеспечением учебного процесса мы понимаем систему информации, необходимую для преподавания различных учебных дисциплин, помогающую реализовать разные формы обучения.

В центре процесса обучения находится самообразование, как самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Обучаемый учится самостоятельно получать знания, пользуясь разнообразными источниками информации. Обращаясь к различным способам познавательной деятельности, работает с полученной информацией в удобное для него время. Самостоятельное приобретение знаний с самого начала вовлекает обучаемого в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, а предусматривающую их применение для решения разнообразных реальных проблем. Организация самостоятельной (индивидуальной и групповой) работы обучаемых предполагает использование, как в школе, так и в вузе новейших педагогических технологий. Адаптивных к данной форме обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социально значимых качеств личности.

Дистанционное обучение – не альтернатива традиционному обучению, а специфичная форма его продолжения и совершенствования.

Важной проблемой XXI века является проблема поиска соответствующей организационной структуры образовательной системы и ее учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».

Решение этой проблемы, является задачей, стоящей, перед всеми образовательными учреждениями системы непрерывного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету «Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании»

В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хв...

Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»

Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена  на создание условий для развития инновационного опыта,...

Филологическое образование в современном мире

Филологическое образование в современном мире. Программа конференции...

Презентация "О проблемах использования дистанционных образовательных технологий при получении образования в заочной форме обучения"

Дистанционное обучение – современная форма организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий....

Конкурс "Педагогический дебют - 2021". Эссе "Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования, достойной войти в десятку лучших в мире".

Эссе на тему: «Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования ,достойной войти в десятку лучших в мире»...

Статья. Дистанционное образование - как инновационная форма образования.

Статья. Дистанционное образование - как инновационная форма образования....

Проведение дистанционных занятий в учреждениях дополнительного образования: проблемы и пути решения

Каждый педагог, методист, осуществляющих свою деятельность в учреждениях дополнительного образования, в той или иной мере столкнулся с трудностями при переходе на дистанционный формат работы в связи с...