Гражданско-патриотическое воспитание студентов ГАПОУ «Клинцовского социально-педагогического колледжа» в урочной и внеурочной деятельности.
статья на тему

Бондаренко Алла Владимировна

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание студентов ГАПОУ «Клинцовского социально-педагогического колледжа» в урочной и внеурочной деятельности. 

Бондаренко Алла Владимировна,

преподаватель общественных дисциплин  

ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж»

«Патриотизм – превыше всего!»

В.В.Путин

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью[6].

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д.

В современных условиях развития российского государства одной из важнейших проблем, требующей решения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны, что особенно важно в связи с последними внешнеполитическими событиями. Поэтому государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины.

В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей учебных заведений является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, обеспечивающей трудом свою материальную независимость. Новое время требует от системы СПО формирования не только профессиональных качеств у студентов, но и формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения России. Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества не может формироваться без патриотического воспитания. Основными ориентирами патриотического воспитания являются гражданско-патриотическая зрелость студентов, высокие этические нормы поведения, активная гражданская позиция, стремление к духовному обогащению и развитию, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности, почитание лучших традиций семьи, народа и др. [3]
            О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ.

Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации - Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах.  

Целью гражданско-патриотического  воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру.

Гражданственность – основа подготовки будущего специалиста в Клинцовском индустриально-педагогическом колледже. Проводится как в урочной, так и в неурочной деятельности, оно имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Вся учебно-воспитательная работа в колледже направлена на формирование патриотизма, который включает в себя:

• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

 • уважительное отношение к языку своего народа;

• заботу об интересах Родины;

• осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;

• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

• гордость за социальные и культурные достижения своего Отечества, за символы государства и его народ;

• чувство уважения к истории Родины и народа, его обычаям и традициям;

• ответственность за судьбу государства и его народа, за их будущее, которое выражается в стремлении посвящать весь свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины;

• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [4].

Патриотическая работа в колледже – это способ внушения молодому поколению веры в устойчивость страны. Работа по патриотическому воспитанию студентов идет по нескольким направлениям

1. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Это направление состоит из ряда мероприятий:

  • Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (Вахты Памяти, шефство над братскими захоронениями, участие на митингах и других патриотических мероприятиях);
  • Экскурсии по родному краю, «Наша малая Родина», уроки Мужества, встречи с ветеранами;
  • Концерты с поздравлениями и выступлениями для ветеранов Великой Отечественной войны;
  • Выставки, викторины, конкурсы, просмотры фильмов;

2. Военно-спортивные игры:

Представлены, в основном, такими военно-спортивными играми как «А, ну-ка, парни!», «Турслет», эстафеты, которые показывают важность взаимодействия формы военно-патриотического и физического воспитания студентов. Военно-спортивные игры помогают укрепить коллектив в группе, формируют качества, необходимые патриоту-защитнику Родины. В колледже действует военно- спортивный клуб «Патриоты Брянщины»

3. Взаимодействие студенческого и воинского коллективов:

Особое влияние в этом направление оказывают руководство военно- прикладными кружками и секциями.

4. Формирование правовых знаний

Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права, а этому способствуют:

– уроки права;

– колледжный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, медработниками);

- участие студентов в социологическом опросе населения;

- молодежная организация студенческого самоуправления «Лидер»

Эти мероприятия являются частью военно-патриотического воспитательного комплекса.

Воспитательный аспект вовлечения в творческую деятельность в гражданском воспитании очевиден.

Именно творчество позволяет студенту реализовать себя как личность, проявить свои индивидуальные способности, дает уверенность в своих силах, повышает степень гражданской устойчивости [4].

Кроме этого творческая работа дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщает к работе в коллективе, формируя гражданскую позицию и ответственность перед обществом.

Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием.

Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней [2].

И здесь как пример внеаудиторной работы можно привести Недели гуманитарных дисциплин.

Привлечение студентов к совместной деятельности с педагогами в различных акциях способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, формирует самосознание и ответственность перед другими.

Одним из эффективных средств формирования гражданской позиции студентов является социальное проектирование.

Отличительной особенностью этого вида деятельности является ориентированность на выявление и позитивное решение социально значимых проблем.

Социальный проект ориентирован на формирование у студентов гражданской компетентности готовности и способности личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе[5].

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает гражданско-патриотическое воспитание. Колледж вносит свой вклад в формирование человека, он призван заботиться о формировании психологии студента, в воспитании его в духе толерантности и братской любви к людям, обязан научить молодых людей умению различать добро и зло [6].

Идеологической основой гражданско-патриотического воспитания в колледже являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность гражданско-патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа [6].

Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом учебном заведении, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни образовательного учреждения. Гражданско-патриотическое воспитание - это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение студентами и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции [6].

 Перед нами (педагогами) стоят следующие задачи в системе гражданско-патриотического воспитания:

1. Осознать себя участником гражданско-патриотического воспитания.

2. Определиться относительно ценностей демократии и гражданственности для себя лично и найти свое место в системе гражданско-патриотического воспитания.

 3. Выработать адекватную программу своих действий. Педагог не только сам должен быть гражданином и обладать гражданской и патриотической позицией, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской и патриотической позиции и соответствующих ценностей у студентов. 

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Литература:

  1.  Адашева Н.В. Формирование исследовательских умений в процессе гражданского воспитания студентов. //Специалист. № 10, 2009.
  2. Вырщеков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современной российском обществе. -Волгоград. 2006.
  3. Пивоварова О. Н. Формирование активной жизненной позиции у студентов в урочное и внеурочное время // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 190-192.
  4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности./ Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.: Аспект-пресс; 2005. - 271 с.
  5. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. -Екатеринбург: Отделение пед. общества,2005. -89с.
  6. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты: научн.-практ. конф. (2009; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция  «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты», 16 марта 2009г., [материалы]/отв.ред. А.А. Огарков. - М.: ООО «Глобус», 2009.- С.276-280.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеколледжная конференция Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»»

Общеколледжная конференция Тема конференции: «Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»» Дата проведения: 27.02.2014 г. Время проведения: 13.45 ...

Использование свободного программного обеспечения в урочной и внеурочной деятельности (на примере ГБОУ школы №632Приморского района Санкт-Петербурга)

p { text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 150%; text-align: justify; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; }p.cjk...

"Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности"

Проблемно-ориентированный семинар по формированию УУД в рамках реализации ФГОС...

В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...